За какой ещё техосмотр 10 лет брали деньги с мотоциклистов?

За какой ещё техосмотр 10 лет брали деньги с мотоциклистов?

Это, наверное, не новость, а просто факт: всё это время не было параметров, которым должны соответствовать в Казахстане проверяемые мотоциклы.

• Бұл жарияланымды қазақ тілінде оқуға болады

На законодательное упущение редакция Kolesa.kz наткнулась, разбираясь с вопросом, как проходить техосмотр в будущем мопедам, после того как их обяжут регистрировать с апреля 2025 года.

Как оказалось, в Казахстане даже не были определены параметры мотоциклов для ежегодной диагностики. Нет данных и по другой мототехнике, включая мопеды. А без ТО выезжать на дороги, как известно, нельзя.

Правила проведения техосмотра, говоря о требованиях к тому же выхлопу или уровню шума, отсылают к техрегламенту Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств», принятому в 2011 году. Но в документе прописаны только параметры мотоциклов и мопедов, вводимых в эксплуатацию. А о тех, что уже эксплуатируются, то есть ездят по дорогам стран, ни слова.

Таким образом, в законодательстве у нас уже десять лет как зияет дыра: техосмотр мотоциклы проходить обязаны, но каким именно требованиям они при этом должны соответствовать, неизвестно.

За какой ещё техосмотр 10 лет брали деньги с мотоциклистов?

Как сегодня проходят техосмотр автомобили, ни для кого не секрет: заплатил, получил диагностическую карту, год катайся. И если проверка техсостояния автомобилей, пусть даже теоретически, была всё это время возможна при условии честности сотрудников ЦТО и исправности аппаратуры (для машин в техрегламенте прописаны все требования, как для новых, так и для старых), то осматривать мотоциклы никто не был в силах изначально. Нет параметров — как проверять? А владельцы байков ежегодно платили деньги, в среднем 2900–3000 тенге, просто за распечатку диагностической карты.

К слову, некоторые мотоциклисты из Алматы и области поделились своим опытом, что не один год ездят вообще без техосмотра. Банально из-за отсутствия в базах некоторых моделей мотоциклов. И полицейские их за это особо не трогают. Возможно, понимают, что с данными и регламентом у нас затык.

Фото на главной, кстати, не наше. Редакция пока не нашла ни одного подтверждения проверки на стенде под двухколёсную технику. Если всё же есть такие, поделитесь! 🙂

В Управлении контроля на транспорте КТ МТ РК с выводами Kolesa.kz полностью согласились. И обещали срочно решить вопрос. Правда, как именно, пока информации нет.

Но уже понятно, что для этого придётся либо вносить изменения в существующий международный техрегламент, либо придумывать какой-то собственный стандарт. А параметры для находящихся в эксплуатации мотоциклов и мопедов при написании технических документов невозможно скопировать у новых. Для этого необходимо провести испытания, сделать расчёты, проработать методики и т. д. В общем, дел не на один год и уж явно не до апреля 2025-го.

За какой ещё техосмотр 10 лет брали деньги с мотоциклистов?

Техосмотр в частные руки в Казахстане передали в 2012 году, упразднив монополию полицейских на проверки транспорта. А в 2015-м были приняты новые правила, устанавливающие, как техосмотр должен проводиться.

И ещё хотелось бы напомнить, что вопрос о формальности техосмотра и необходимости его приостановки, пока в этой сфере не наведут порядок, поднимался неоднократно. Отменить проверки предлагали в том числе депутаты и антикоррупционщики. Но чиновники транспортных министерств всякий раз шли в отказ: техосмотр авто нужен, так как безопасность на дорогах превыше всего! А отменять ежегодный сбор денег с автомобилистов они не станут и вот-вот придумают, как сделать так, чтобы машины действительно начали диагностировать не понарошку.

А сколько всего мототехники в Казахстане?

Свежих цифр у редакции пока нет. Но по архивным данным МВД РК, в 2021 году в Казахстане насчитывалось 61 670 мотоциклов. Большинство из них ездили по Алматинской, Восточно-Казахстанской областям и Алматы. И наверняка за три последующих года мототехники прибавилось! Не удивимся, если кратно.

Комментариев: 9

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
  • Аватар
    Lockheed

    м-да уж, не знал об этом

    Ответить
  • Аватар
    Morychok

    пора отменять техосмотр

    Ответить
  • Аватар
    :)

    На просторах интернета одного Алматинца на новой Педа Альфе, на номерах оштрафовали за отсутствие тех.осмотра, а сейчас выходит что 7 лет можно не проходить тех. осмотр, бардак короче, не так посмотрел или не понравился полицейским, могут трактовать как захотят законы, ведь про авто прописаны первые семь лет а про другие ТС нет

    Ответить
  • Аватар
    mackonya

    Тех осмотр для личного транспорта пора отменять, я ни на одной станции тех осмотра не смог должным образом пройти, поскольку специалисты не знают как проводить осмотр тормозов, света и уровень выхлопа.

    Ответить
  • Аватар
    avtonavt

    Поголовно гнать на техосмотр один только рычащий выхлоп не вписывается в рамки, а уж про СО2 так вообще молчу, выхлоп как за камазом.

    Ответить
  • Аватар
    ID 4750770

    Техосмотр нужно отменить в ЦТО даже ленятся проверять их нужно заставлять проверять тормоза свет. Не хотят. То у них аппаратура не подключена либа катки не крутятся. От них на дорогах нету безопасности им вообще все равно главное заплатили. Перед мною заезжали элементарно габариты или стоп не работает. Водителям лень тоже лампочку поменять.

    Ответить