ford-custom-500-main

Вторая жизнь алматинского Ford Custom 500 Ranch Wagon

Отправленный в далёкую ссылку многоместный семейный экипаж превратился в парадно-выездной кабриолет.

Любители американских универсалов, построенных на базе полноразмерных седанов, ныне склонны романтизировать и даже идеализировать этих динозавров с многолитражными V8. Однако если бы они были настолько хороши, то их не стали бы стремительно вытеснять начиная со второй половины 80-х крайслеровские минивэны, на смену которым уже в новом тысячелетии пришли разнокалиберные кроссоверы. Принимая во внимание тот факт, что последние большие пятидверки покинули нитки заводских конвейеров ещё в середине 1990-х, ныне обнаружить в США классический универсал в достойном виде не так просто.

И уж тем более странно было наблюдать подобную машину, точнее то, что от неё осталось, зимой 2003-го на обочине Красногвардейского тракта в Алматы, где на выезде из города, в придорожном логу, в кустах, ржавел остов огромного «сарая». Автомобиль представлял собой кусок железяки, поскольку всё сколь-либо ценное с него уже было снято, включая двигатель и колёса. По всем признакам единственная участь, которая ожидала бесхозный остов, — быть пущенным в металлолом.

ford-custom-500-6

Предварительный осмотр машины на прощание позволил определить её марку и модель — Ford Custom 500 Ranch Wagon, выпускавшийся в 1973–1977 годах, по сути, последнее поколение фордовских фулл-сайзов, хотя уже и с дефорсированными моторами. Гигантские, длиной свыше 5.7 и шириной за два метра, универсалы весом более двух тонн комплектовались базовым V8 5.7 мощностью около 165 л. с. с безальтернативным задним приводом и трёхступенчатой автоматической коробкой передач Cruise-O-Matic. Топовые LTD-исполнения отличались облицовкой под дерево, а позже и прячущимися за выдвижными щитками фарами головного света. Однако алматинский экземпляр принадлежал к более демократичной линейке Custom 500, именуемой также Ranch Wagon («Фермерский фургон»), без всех этих дизайнерских ухищрений.

ford-custom-500-7
По умолчанию клиентам предлагалась 8-местная конфигурация салона с двумя укладываемыми «в пол» сиденьями в багажном отсеке

Кстати, раз уж зашла речь, то стоит подробнее разъяснить причины того, почему в 70-х американские моторы лишились былой прыти. С 1970 года в стране запретили продавать высокооктановый этилированный бензин вкупе с введением нормативов выброса CO/NOx. Одновременно произошёл пересчёт заявляемой мощности и крутящего момента с «гросс» (на валу, без навесного оборудования) на «нетто» по методике SAE (в полном обвесе, с установленным глушителем). Всё вместе — низкооктановое топливо с понижением степени сжатия и ранние системы рециркуляции выхлопных газов, а ещё перетяжелённые рамы и ходовка, чтобы нести балки новых обязательных ударопоглощающих бамперов, — махом ополовинило отдачу штатных восьмёрок с 350–370 до 140–160 лошадиных сил.

ford-custom-500-8
Пятая дверь могла откидываться вниз или же распахиваться в сторону. Ногам сидящих сзади ничто не мешало, поскольку запаска размещалась вертикально у правой боковины кузова

При этом расход топлива колебался в диапазоне 16–26 литров на 100 км, т. е. ни о какой экономии пока речь не шла, всё вышеперечисленное творилось во имя экологии и безопасности движения. Далее же, после энергетических кризисов 1973 и 1976 гг., начнётся Великое уменьшение (Great Shrink) — процесс деградации заокеанского автопрома, который отметился радикальным ужатием габаритов всех модельных линеек вне зависимости от их статуса. Тогда же стали внедряться менее литражные силовые установки с электронным впрыском топлива, перемежаемые попытками достичь компромисса в виде дизельных агрегатов и систем отключения части цилиндров.

Утилитарный семейный универсал априори не являлся коллекционной моделью, по мере износа и отсутствия преемников аналогичного класса эти рабочие лошадки стали исчезать с хайвеев. Кто на свалку, кто в соседнюю Мексику, а кто-то ещё дальше. И лишь теперь немногочисленные уцелевшие представители этого субкласса дорожных дредноутов обрели признание и высокий статус. Превосходно сохранившиеся или же отреставрированные до заводского состояния образцы уходят на торгах с ощутимым перекрытием изначальной ставки. К примеру, великолепный 1974 Ford LTD Country Squire (на фото ниже) был продан в прошлом году на аукционе Gooding Amelia Island за 45 920 долларов, т. е. фактически по дилерской цене, когда тот был новым, с учётом инфляции разумеется.

Удивительно, но история вроде бы завершившего свой жизненный путь на алматинских задворках фордовского универсала обрела неожиданное продолжение. Спустя некоторое время остов оказался в руках местного умельца, который реанимировал машину, исходя из имеющихся возможностей и задуманных целей. Канувший в небытие родной V8 заместила собой рядная мерседесовская шестёрка 3.2 от W140 в компании с автоматической коробкой и бортовой электроникой от всё того же списанного S-класса. А поскольку использование возрождённого Ford Custom 500 Ranch Wagon в его изначальной роли здесь не имело ни малейшего смысла, то автомобиль лишился крыши, обратившись в результате конверсии в диковинный парадно-выездной кабриолет белого цвета для работы на свадьбах и прочих торжествах. Кстати, автомобиль сейчас продаётся, причём с немалым таким ценником!

Конечно, ценители были отнюдь не в восторге от новодела, изобилующего кустарными деталями. С другой стороны, приведение машины к оригинальному виду потребовало бы изрядных средств, учитывая полное отсутствие недостающих узлов и запчастей на местных разборах. Поэтому выбор был невелик: либо гнить дальше, либо возродиться в другом образе.

***

В заключение вспомнилась одна забытая техническая придумка, связанная с американскими универсалами. В начале 60-х дизайнер Брук Стивенс разработал для недорогого Studebaker Wagonaire сдвижную тыльную секцию крыши, превращающую машину в случае необходимости в пикап с возможностью перевозки негабаритных предметов.

ford-custom-500-20

Или же в некоторое подобие встроенного кабриолета для сидящих сзади, которыми чаще всего были дети.

Комментариев: 7

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.