Даунсайзинг: как «усыхали» американские автомобили

Сорок лет назад арабы вместе с правительством США лишили американцев истинно больших и комфортабельных машин.

В мартовском выпуске 1974 года журнала Popular Mechanics вышел обзорный материал Роберта Лунда, что был посвящен ближайшим перспективам детройтских автоконцернов. В главке, отведенной General Motors, открытым текстом сообщалось, что через пару лет, на рубеже 1976-77 годов, размеры всех легковых машин концерна, включая Cadillac, будут пересмотрены в сторону уменьшения, и что вердикт этот окончателен и пересмотру не подлежит.

Озвученный компетентным автором прогноз был легкомысленно проигнорирован читателями, а зря. Тем неожиданней оказался премьерный дебют модельной линейки GM 1977 года, потрясшей до основания неподготовленную публику. Впервые за много лет, нет — десятилетий! клиентам предлагалось приобрести машины, габариты которых оказались значительно меньше прежних, а цена на них и не думала усыхать соответственно с их размерами. Было о чем поломать голову.

Реклама новинок 1973 года стала последней, где поминать экономию бензина считалось дурным тоном. Куда интереснее мнение восторженных пилотов!

А началось все 17 октября 1973 года. В этот день все арабские страны-члены ОПЕК, от которых зависело энергоснабжение Запада, заявили, что они не будут поставлять нефть странам, поддерживающим Израиль в ходе Войны Судного дня в его конфликте с Сирией и Египтом. В течение следующего года цена на нефть поднялась с трёх до двенадцати долларов за баррель.

Злорадствующая пресса Восточного блока живописала страдания простых обитателей капиталистического мира. Не все в советской пропаганде было ложью и домыслом

Перебои в снабжении топливом привели не только к запредельным ценам на бензин в Западной Европе и США, но и к его дефициту. Километровые очереди машин на заправках стали нормой, причем они не рассасывались и с наступлением ночи. Особенно болезненно издержки большой политики сказались в Северной Америке, где основную часть автопарка составляли машины с прожорливыми многолитражными моторами.

Формула, что кризис дает возможности для развития, сыграла лишь в пользу зарубежных компаний, экономичные четырехцилиндровые «тойоты» и «хонды» тут же пошли на ура за океаном, равно как малолитражки ряда европейских марок. Нельзя сказать, что концерны Большой Тройки оказались совсем уж беспомощны к выпавшим на их долю испытаниям, тем более что они располагали зарубежными филиалами, у которых машины с требуемыми параметрами как раз были. Нехитрые рецепты бэдж-инжиниринга сработали вовремя и в нужном месте.

Попутно в экстренном порядке пришлось разрабатывать собственные маломерки — Chevrolet Vega, Ford Pinto и пр. Почему-то больше всего запомнились новинки концерна American Motors: довольно странного, если не сказать антиамериканского вида приплюснуто-округлый хэтчбек Pacer (Иноходец), и полностью оправдывающий свое имя откровенно уродливый Gremlin с резко отрубленной, словно ножом, кормой. Позже этот стилистический ход повторят японцы на своих Civic и Accord Aerodeck.

Довольно оперативно, ко второй половине 1970-х, несколько оправившийся от удара под дых американский автопром имел в строю не только новые компактные машины, но также сохранил традиционные фулл-сайзы. Последние, правда, изрядно потеряли в прыти: чтобы понизить расход топлива «восьмерки» пришлось дефорсировать путем уменьшения степени сжатия, да и введенный в обязаловку каталитический нейтрализатор также забирал свое. Вероятно, ненасильственная эволюция позволила бы большим легковым в каком-то видоизмененном виде существовать и далее, если бы не CAFE.

В Cadillac с его новейшим компактом Seville, деликатно названным машиной «интернациональных размеров», пытались донести аудитории мысль, что роскошь и престиж вовсе необязательно должны иметь избыточные формы

Чтобы избежать в дальнейшем зависимости от чужой нефти, Вашингтон решил в административном порядке посадить на голодный паек все будущие поколения американских машин. В 1975 году Конгрессом США были приняты стандарты экономии топлива CAFE (Corporate Average Fuel Economy), действующие, кстати, с периодическими поправками и по сей день. В своей изначальной редакции они обязывали каждого производителя автомобилей, выпускающего легковые автомобили и легкие грузовики для продажи в Соединенных Штатах, обеспечить к 1980 году усредненный расход топлива в 20 миль на галлон (11.76 л на 100 км). В случае их несоблюдения компанию ожидал изрядный штраф с каждого проданного (!) автомобиля.

Маркетологи Ford, напротив, привели пример «Севилля» как машины с завышенной ценой. А если так — зачем платить больше, и кому нужен этот тесный бюргерский «Кролик»? Купите лучше нашу «Гранаду»!

Даже с учетом того, что нормы CAFE вычислялись с учетом расхода топлива всей гаммы выпускающихся машин компании, стало ясно, что классические дорожные дредноуты с их повседневным расходом в 25 и более литров на «сотню» обречены, вопрос стоял лишь в скорости их вымирания. В GM опередили конкурентов, представив враз усохшую в размерах производственную линейку осенью 1976 года, причем уменьшение затронуло прежде всего самые крупные модели каждого отделения, включая флагманские Cadillac Fleetwood, Buick Electra 225, Oldsmobile 98, Pontiac Bonneville и Chevrolet Caprice.

Процесс уменьшения (даунсайзинг) был сложен и многообразен, и в качестве примера рассмотрим, как это было реализовано с «Кэприсом». В рамках корпоративного Project 77 под это дело было инвестировано 600 миллионов долларов, а для проектирования модели чуть ли не впервые в мировой практике применили компьютерное моделирование. Главной задачей разработчиков было недопущение потерь полезного пространства салона, при значительном снижении внешних размеров и массы, при этом новинка должна была сохранять узнаваемость и прежний вальяжный стиль.

Caprice большой и… почти большой

Насколько сильно изменилась внешность полноразмерного Chevrolet Caprice можно составить мнение по коллажу на заставке и фронтальному ракурсу на фото выше. Кузов седана образца 1977 года в сравнении с предшественником укоротился сразу на 250 мм (-360 мм для универсала), ширина убавилась на 100 мм, зато высота ушла в плюс на 64 мм. Колесная база сократилась с изначальных 3090 мм до 2900 мм. Снаряженная масса облегчилась на 289 килограммов (-277 кг для купе и −395 кг для универсалов). При этом наследник обрел более поджарый и слегка спортивный вид, хотя и утратил изрядную толику былой величественности.

Чтобы обеспечить успех автомобиля, в Chevrolet провели предварительные показы, которые дали весьма позитивные результаты. И все равно, дотошные автовладельцы, поездив в новом «Кэприсе», подмечали, что сидеть сзади пассажирам стало теснее, поскольку колесные ниши вторглись в салон, стала тоньше набивка кресел, сделав их менее удобными, двери находились ближе к спинкам сидений и сами они стали тоньше, а подлокотники уже.

Шикарный Cadillac Eldorado: каким он был в 1975 году и во что выродился к 1990-му. При этом даже маленький (относительно) «кэдди» сохранил фирменный фасон и привлекательность стиля

Но пути назад уже не было. Если раньше не особо обремененный экономией клиент мог всегда выбрать себе полноценную модель этой же марки или, на худой конец, обратиться к конкурентам, то теперь выбора не оставалось. В 1979 году волна тотального даунсайзинга накрыла Ford со всеми его моделями, включая роскошные Lincoln, Grand Marquis, LTD, Thunderbird, замешкавшийся с уменьшением Chrysler рухнул в пучину банкротства, из которого радикальными мерами его пришлось вытягивать бывшему фордовцу Ли Якокке. Мда, представительский лимузин New-Yorker на базе ублюдочного клиновидного K-car размерами меньше горьковской «Волги» — это было бы смешно, если не было так грустно.

Усилия по сокращению расхода топлива не ограничивались лишь снижением массы и уменьшением габаритов. Американцы усиленно внедряли систему электронного впрыска, шестицилиндровые агрегаты и дизельные двигатели (даже на «кадиллаках»!), именно тогда для «восьмерок» придумали систему отключения части цилиндров. Тогда же с производства из соображений безопасности были сняты хардтопы и конвертиблы, последние, к счастью, не навсегда и они вернутся в следующем десятилетии.

Кичащийся деревенскими корнями универсал Chrysler Town & Country сохранил фамильную облицовку боковин «под дерево», но зато все остальное… Как с горечью констатировал Франциск I после разгрома у Павии «все потеряно, кроме чести»

Рейганомика оживила экономическую жизнь в США, забывшие депрессивные семидесятые американцы стали меньше экономить, в автодизайне появились новые стилистические веяния, проповедниками которых стали такие творцы, как Джек Телнак. Апофеозом обретенного счастья стала реинкарнация в 1990 году немногочисленных уцелевших больших легковых в модной аэродинамической упаковке. Но это уже совсем другое время и другая история.

Комментариев: 7

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
  • Аватар
    Сарбаз 206

    1. Злорадствующая пресса Восточного блока живописала страдания простых обитателей капиталистического мира. Не все в советской пропаганде было ложью и домыслом

    Журналист должен быть безпристрастен и воздержаться от пропоганды и выражения своих политических взглядов. Ваши слова сквозят ненавестью к Восточному блоку. И это ваши проблемы с которыми вы сами должны справиться и не являть их публично.

    Ведь можно было написать так, честно, просто, беспристрастно:

    Пресса Восточного блока описывала страдания простых обитателей капиталистического мира. Не все в советской пропаганде, как это принято думать сегодня, было ложью и домыслом.

    2. Пэйсеры, Гремлины, Пинто их оклеветали и заклеймили уродами. На деле это были неплохие машины, уж точно лучше совоеменной электропластмассы. Есть фан клубы этих машин. Поди ка им там расскажи что объект их почетания урод. Короче есть толпа, а есть грамотный автожурналист. Сейчас ты слился с толпой.

    3. Вопрос и история вцелом огромны. В то время менялось лицо автомира. В одну статейку сам понимешь… а вот емли бы у тебя тут был кгмплекс статей более объемно освещающих вопрос было бы здорово от этого всем.

    Ну и заключу тем, что ты все равно большой молодец и читаю тебя с удовольствием.

    Ответить
  • Аватар
    What_the

    «Мда, представительский лимузин New-Yorker на базе ублюдочного клиновидного K-car размерами меньше горьковской «Волги» — это было бы смешно, если не было так грустно.»
    А вы за словом в карман не полезете, я смотрю

    Ответить
  • Аватар
    Анатолий

    Наверняка скопировали статью слово в слово, колеса кз и анализ авторынка северной Америки… Им бы про авторынок Шымкента, да запреты на армянские номера снимать и писать материал…

    Ответить
  • Аватар
    BMW_Power

    Я водил очень много машин, совершенно разных классов и видов. Ничего и близко не дает такого удовольствия от управления, как full sizer 60-70 годов. Да им порой трудно управлять на современных улицах, в виду технических особенностей и проблем с парковкой ))) однако ощущения не передаваемые.

    Ответить
  • Аватар
    ///M3

    Хорошая статья, но! скамудизненная идея — посмотрите ролик «Детройт» в ютюбе от Стаса. вы всё поймёте!

    Ответить
  • Аватар
    Asy

    Никто еще не писал как Нур Отан с таможенным союзом нас посадил на шроты?

    Ответить