Зимой 2000/01 года и без того разномастный парк общественного транспорта Алматы пополнился троллейбусами из далёкой Португалии. Одновагонные и сочленённые машины марки Caetano Efacec прибыли из приморского города Порту, муниципалитет которого решил закрыть троллейбусное движение, а подвижной состав распродать. Потому акимат Алматы, тогда под руководством Храпунова, и решил воспользоваться представившейся возможностью, тем более что подержанные машины обошлись кратно дешевле новых.
Довольно простые и грубо выглядящие снаружи Caetano Efacec делались штучным образом с 1983 по 1986 год двумя португальскими фирмами. Salvador Caetano производила шасси и кузова с их окончательной сборкой, тогда как Efacec поставляла для них немецкое лицензионное электрооборудование. Все эти троллейбусы работали исключительно в двух городах страны: Порту и Коимбре — причём на улицах последнего их можно было видеть как минимум до 2020 года, пока не заменили современными импортными аналогами.
В Алматы было доставлено 14 двухосных Caetano Efacec UEC 25 и 10 сочленённых трёхосных Caetano Efacec UEG 41, т. е. практически весь троллейбусный парк Порту, которые по прибытии сменили свои бортномера и
Осенью 2020 года редакция Kolesa.kz сняла репортаж о водителе троллейбуса в Алматы и сделала небольшой обзор парка.
У алматинцев португальская экзотика оставила после себя неоднозначные впечатления. Пассажирам было неудобно забираться по высоким ступенькам, а чрезмерно жёсткая подвеска, рассчитанная на экстремальную эксплуатацию по мощёным дорогам, делала езду некомфортной и трясучей. Не предусматривавшийся конструктивно к отключению компрессор воздушного охлаждения обеспечивал дополнительный нагрев салона в летнюю жару. Зимой же его тепла явно не хватало, оттого водители и ставили самодельные
С учётом того что запчастей к импортным троллейбусам не было и не ожидалось в принципе, по мере износа выбывшие из строя экземпляры превращались в источник необходимых деталей для действующих собратьев.
«Каннибализма» хватило на полноценную пятилетку трудовой деятельности Caetano Efacec в Алматы (у себя на родине они проработали втрое дольше), после чего их карьера в Казахстане завершилась окончательно. Хотя ещё долгое время крепкие жёлтые кабинки можно было видеть в качестве бытовок и даже диспетчерской на конечной
*IX легион — крупное воинское формирование Древнего Рима, которое было отправлено к варварам в Британию в 43 году н. э., после чего его судьба оказалась покрыта мраком тайны.
Катался на таком со школы, страшненькие конечно, Шкода гораздо круче была. Да и дизелёк мало у кого работал, стояли обесточенные со всеми.
Не «португалец» ,не шкода к сожалению не сохранились даже в единственном экземпляре хотя бы для музея и истории города.