О прогреве двигателя во дворах кто только не писал. Второй месяц обсуждается на всех платформах соцсетей, с позицией по данному вопросу выступают эксперты в СМИ и на разного рода заседаниях депутаты и чиновники. Попробуем разобрать по косточкам этот вопрос, ведь путаницы в юридическом поле там хватает.
Что говорит закон и правила
В действующих ПДД РК и законе «О дорожном движении» (ОДД) написано, что остановка — это преднамеренное прекращение движения на срок до 5 минут, если это не связано с посадкой и высадкой пассажиров или погрузкой-разгрузкой
Пункт 4.22 Закона ОДД сообщает: «Запрещается стоянка механических транспортных средств с работающим двигателем в населённых пунктах, если это создаёт неудобства жителям». Однако пункт 4.34 уже более категоричен и полностью запрещает в жилых зонах стоянку с работающим двигателем, делая исключение лишь для электромобилей.
Правила дорожного движения все эти запреты дублируют, а в пункте 124 ещё и уточняют, что распространяются они на дворовые территории. То есть не только на жилые зоны, которые по ПДД должны отмечаться знаком 5.38, но и на дворы в целом.
Выходит, стоять с заведённым двигателем во дворах более 5 минут запрещено.
И неважно, прогревает водитель машину или ждёт пассажира. Исключение, как мы уже говорили, погрузка и выгрузка товаров или посадка-высадка пассажиров. Но очевидно ведь: для того чтобы высадить людей из авто, требуется гораздо меньше времени. Там и в минуту легко уложиться. И даже для разгрузки грузовика необязательно всё время держать мотор заведённым.
На улицах городов у обочины парковаться, не глуша мотор, можно, но только если при этом никому не мешать.
А как на деле? Штрафуют?
Полицейские за данное нарушение водителей к ответу не привлекают. Практически. Об этом же, кстати, высказался в парламенте вице-министр внутренних дел Игорь Лепёха.
«Про прогрев нет там норм про 5 минут (в законе. — Прим. редакции Kolesa.kz). Поэтому, по моему мнению, там не очень правильно привязано. Написано: «Механическим транспортным средствам с работающим двигателем запрещается остановка в населённых пунктах, если это создаёт неудобство для жителей». Например, если ночью «Газель» прогревается, будит детей, мешает спать. И если нам поступает заявление, то только в этом случае мы привлекаем к ответственности. В прошлом году таких случаев было три, один из них прокуратура отменила. То есть за прогрев двигателя мы к ответственности не привлекаем. Эта проблема из пальца высосана», — пояснил Лепёха.
Как не нарушить закон?
Но вице-министр, выступая перед депутатами, не упомянул о пункте 124 ПДД РК, запрещающем стоять более 5 минут с заведённым двигателем во дворах. Может, полиции и вправду некогда «пасти» во дворах автомобили на прогреве, но никто не даст гарантии, что соседи не напишут заявление на автовладельца, портящего воздух. И сложное в этом случае — доказательная база, где главный фактор — эти самые «более 5 минут». Поэтому, по всей видимости, не особо-то и штрафуют.
Жители, конечно, могут не полениться и записать видео с длительным прогревом с указанием времени и места и отправить его в полицию. И в этом случае наказания, скорее всего, не избежать. По статье 597 КоАП РК нарушителю грозит штраф в размере 5 МРП (в 2025 году — 19 660 тенге). А за повторное нарушение в течение 12 месяцев после первого штрафа — 10 МРП, или 39 320 тенге с 1 января 2025 года.
Так как не нарушить закон в холодные месяцы года? Не дымить во дворе жилого дома более 5 минут! Правила
Сколько прогревается движок?
Чтобы понять, как долго прогреваются моторы после ночной стоянки на морозе, мы провели небольшой эксперимент. Причём не на юге, а в ветреной и холодной Астане. На тесте была бензиновая Mazda Tribute 2005 г. в. с движком объёмом 2.3 л и дизельный Land Rover Discovery 2 1999 г. в. с мотором 2.5. Термометр за бортом показывал минус 13 °C, почти среднестатистические в столице, да и в Алматы бывает так же морозно. Аналогичную температуру охлаждающей жидкости показали лаунчер OBD в бензиновом автомобиле и минус 9.8 градуса — датчик в дизельном моторе. Никаких дополнительных приборов, ускоряющих прогрев, в машинах не было.
У «мазды» через две минуты антифриз нагрелся до +41 °C. За это время моторное масло стало более текучим и тёпленьким, смазало все внутренности движка.
А вот у «лендровера» за эти же 2 минуты температура поднялась только до +1.5 °C. Но это дизель. Тут стоит помнить, что солярки сжигается гораздо меньше, поэтому и выделяет она меньше тепла в сравнении с бензином, а также металл движков имеет другой сплав, он толще, а масла с охлаждающей жидкостью больше. Многое зависит и от качества самого топлива…
Но вернёмся к законным 5 минутам. Mazda Tribute за это время раскочегарилась до +59 °C. Не до рабочих 90, конечно, но это вполне приемлемо для неторопливого движения. Из печки, кстати, при таком прогреве уже дует тёплым воздухом.
А результаты у дизельного Discovery обстояли ощутимо хуже: за 5 минут температура ОЖ во внедорожнике поднялась лишь до +14.5 °C. Для нормы в 80 градусов, естественно, далековато, да и тепла из печки не дождёшься. При этом спустя 10 минут дизелёк прогрелся всего лишь до +26.1 °C…
Напомним, испытания мы проводили при минус 13 °C. И в
Резюмируем
- Стоянка с заведённым двигателем во дворах запрещена ПДД РК.
- Ограничение распространяется и на утренние прогревы, независимо от температуры на улице.
- В среднем 5 минут для прогрева бензинового авто достаточно для неторопливого выезда, а вот дизельного — нет. Но правила делают исключение только для электромобилей, потому как для их прогрева не используется ДВС. Поэтому, несмотря на холодный мотор, дизелю по закону нужно покинуть территорию дворов.
- Чтобы разморозить весь автомобиль, так, чтобы оттаяли все стёкла, а в салоне была комнатная температура, маслать даже бензиновый мотор нужно не менее 10 минут.
- Статистика наказаний за нарушение озвученных выше пунктов в Казахстане фактически отсутствует. Да, несомненно, жильцов домов раздражают дымящие машины под окнами, но массового характера заявлений в полицию нет.
Рекомендуем
- Вместо длительного ожидания полной разморозки авто обзавестись скребком и щёткой для быстрой очистки стёкол и зеркал. За 5 минут можно и от снега машину очистить. Из плюсов — утренняя зарядка и никаких конфликтов с соседями.
- Покинуть дворовую территорию, не дождавшись выхода на рабочую температуру, но при этом не нагружая высокими оборотами мотор. К сожалению, большинство водителей забывают, что в коробке и редукторе после ночи тоже холодное загустевшее масло и его надо равномерно разогреть! Поэтому, выезжая на дорогу после ночной стоянки, «газ в палас» не надо, даже если мотор уже горяч.
- Чтобы не нарушать закон, дизельные машины в сильные морозы придётся согревать
где-нибудь на уличной обочине либо озаботиться установкой предпускового подогревателя вместе с системами подогрева топливного фильтра, магистралей и бака. Отметим, современные модели с дизельными моторами частенько комплектуются как минимум подогревателями уже с завода.
К слову, пересмотреть законодательные нормы, запрещающие прогревать автомобили во дворах более 5 минут, депутаты предложили официально. Ранее
Включение фар, подогревы стёкол и зеркал, руля и кресел помогут отогреть машину быстрее. Печку в салоне для размораживания стёкол лучше сразу не включать, дождаться, чтобы стрелка на датчике хоть немного ушла «в плюса». Или же включить режим AUTO, если установлен
А активная езда на холодном движке грозит как минимум повышенным расходом топлива, как максимум — усиленным износом мотора, а также других узлов и агрегатов.
Бредовые нормы и законы сами пишут сами обосновывают бредом что они исполнимы. Сами их не исполняют.
Если увидели соседа с камерой, грейте 4.5 минуты, глушите, грейте снова))
Соседе в селе такой глупостью не занимаются, только соседи в высотках где люди друг друга не знают. За этим и едут в город)))
Мы с соседями в домомвом чате просто договорились, что не стучим друг на друга.
"И даже для разгрузки грузовика необязательно всё время держать мотор заведённым."
Автор дилетант не имеющий представления о работе грузового транспорта, начиная с рефрижераторов, у которых холодильник, внезапно, должен создавать -18 вне зависимости от окружающей температуры, до паллетной разгрузки на гидролопате и бортовых грузовиков с КМУ. И как легко и непринужденно они будут разгружаться с неработающим двигателем.
Уважаемые Колёса,
Глава 12. Остановка и стоянка
88. Стоянка запрещается:
5) механических транспортных средств с работающим двигателем в населенных пунктах, если это создает неудобства жителям;
Глава 17. Движение в жилых зонах
122. В жилой зоне запрещается:
4) стоянка с работающим двигателем, за исключением стоянки электромобиля с работающим двигателем c учетом положений подпункта 5) пункта 88 настоящих Правил;
Глава 1. Общие положения
58) стоянка — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более пяти минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства;
60) жилая зона — участок, застроенная территория или массив, обозначенные знаком 5.38 согласно приложению 1 к настоящим Правилам;
Теперь вопросы к редакции:
1. Вот вы в статье подвели итог что нельзя стоять с работающем ДВС в жилых зонах, но согласно правил жилая зона должна быть обозначена знаком 5.38 иначе это не является жилой зоной и штраф будет незаконным, правильно ?
2. А если после 5 минут начать движение и проехав 5 метров снова остановиться и продолжить стоять с работающим ДВС, то это не будет считаться нарушением ПДД ?
на п.122 главы 17. сил прочесть хватило, а на п. 124- нет?
Каюсь, на п.122 силы покинули меня )))) Спасибо!
все законы у нас в стране вызывают у людей не нормальную реакцию видимо они пишуться не очень умными людьми
Для измерения промежутков времени должны использоваться сертифицированные средства измерений (секундомеры например), а смартфоны, бытовые часы и т.д. таковыми не являются.