Про 5 минут прогрева авто во дворах. Расставим точки

Про 5 минут прогрева авто во дворах. Расставим точки

В законах норма прописана неоднозначно, хотя и штрафов за прошлый, 2024 год набралось... только два. Но шум-то подняли!

О прогреве двигателя во дворах кто только не писал. Второй месяц обсуждается на всех платформах соцсетей, с позицией по данному вопросу выступают эксперты в СМИ и на разного рода заседаниях депутаты и чиновники. Попробуем разобрать по косточкам этот вопрос, ведь путаницы в юридическом поле там хватает.

Что говорит закон и правила

В действующих ПДД РК и законе «О дорожном движении» (ОДД) написано, что остановка — это преднамеренное прекращение движения на срок до 5 минут, если это не связано с посадкой и высадкой пассажиров или погрузкой-разгрузкой какого-то груза. Соответственно, стоянка — это прекращение движения на срок более 5 минут.

Пункт 4.22 Закона ОДД сообщает: «Запрещается стоянка механических транспортных средств с работающим двигателем в населённых пунктах, если это создаёт неудобства жителям». Однако пункт 4.34 уже более категоричен и полностью запрещает в жилых зонах стоянку с работающим двигателем, делая исключение лишь для электромобилей.

Про 5 минут прогрева авто во дворах. Расставим точки

Правила дорожного движения все эти запреты дублируют, а в пункте 124 ещё и уточняют, что распространяются они на дворовые территории. То есть не только на жилые зоны, которые по ПДД должны отмечаться знаком 5.38, но и на дворы в целом.

Выходит, стоять с заведённым двигателем во дворах более 5 минут запрещено.

И неважно, прогревает водитель машину или ждёт пассажира. Исключение, как мы уже говорили, погрузка и выгрузка товаров или посадка-высадка пассажиров. Но очевидно ведь: для того чтобы высадить людей из авто, требуется гораздо меньше времени. Там и в минуту легко уложиться. И даже для разгрузки грузовика необязательно всё время держать мотор заведённым.

На улицах городов у обочины парковаться, не глуша мотор, можно, но только если при этом никому не мешать.

А как на деле? Штрафуют?

Полицейские за данное нарушение водителей к ответу не привлекают. Практически. Об этом же, кстати, высказался в парламенте вице-министр внутренних дел Игорь Лепёха.

«Про прогрев нет там норм про 5 минут (в законе. — Прим. редакции Kolesa.kz). Поэтому, по моему мнению, там не очень правильно привязано. Написано: «Механическим транспортным средствам с работающим двигателем запрещается остановка в населённых пунктах, если это создаёт неудобство для жителей». Например, если ночью «Газель» прогревается, будит детей, мешает спать. И если нам поступает заявление, то только в этом случае мы привлекаем к ответственности. В прошлом году таких случаев было три, один из них прокуратура отменила. То есть за прогрев двигателя мы к ответственности не привлекаем. Эта проблема из пальца высосана», — пояснил Лепёха.

Про 5 минут прогрева авто во дворах. Расставим точки

Как не нарушить закон?

Но вице-министр, выступая перед депутатами, не упомянул о пункте 124 ПДД РК, запрещающем стоять более 5 минут с заведённым двигателем во дворах. Может, полиции и вправду некогда «пасти» во дворах автомобили на прогреве, но никто не даст гарантии, что соседи не напишут заявление на автовладельца, портящего воздух. И сложное в этом случае — доказательная база, где главный фактор — эти самые «более 5 минут». Поэтому, по всей видимости, не особо-то и штрафуют.

Жители, конечно, могут не полениться и записать видео с длительным прогревом с указанием времени и места и отправить его в полицию. И в этом случае наказания, скорее всего, не избежать. По статье 597 КоАП РК нарушителю грозит штраф в размере 5 МРП (в 2025 году — 19 660 тенге). А за повторное нарушение в течение 12 месяцев после первого штрафа — 10 МРП, или 39 320 тенге с 1 января 2025 года.

Про 5 минут прогрева авто во дворах. Расставим точки

Так как не нарушить закон в холодные месяцы года? Не дымить во дворе жилого дома более 5 минут! Правила всё-таки необходимо соблюдать, неважно, нравятся ли вам их требования или нет. А 5 минут более чем достаточно, чтобы оживить среднестатистический авто после ночи. Разморозки лобового и передних стёкол, конечно, не дождаться, придётся побегать со скребком, и в салоне ещё не будет Ташкента. Но во многих даже не шибко современных автомобилях есть как минимум подогрев кресел, что для утреннего выезда вполне пригодно.

Сколько прогревается движок?

Чтобы понять, как долго прогреваются моторы после ночной стоянки на морозе, мы провели небольшой эксперимент. Причём не на юге, а в ветреной и холодной Астане. На тесте была бензиновая Mazda Tribute 2005 г. в. с движком объёмом 2.3 л и дизельный Land Rover Discovery 2 1999 г. в. с мотором 2.5. Термометр за бортом показывал минус 13 °C, почти среднестатистические в столице, да и в Алматы бывает так же морозно. Аналогичную температуру охлаждающей жидкости показали лаунчер OBD в бензиновом автомобиле и минус 9.8 градуса — датчик в дизельном моторе. Никаких дополнительных приборов, ускоряющих прогрев, в машинах не было.

Про 5 минут прогрева авто во дворах. Расставим точки

У «мазды» через две минуты антифриз нагрелся до +41 °C. За это время моторное масло стало более текучим и тёпленьким, смазало все внутренности движка.

А вот у «лендровера» за эти же 2 минуты температура поднялась только до +1.5 °C. Но это дизель. Тут стоит помнить, что солярки сжигается гораздо меньше, поэтому и выделяет она меньше тепла в сравнении с бензином, а также металл движков имеет другой сплав, он толще, а масла с охлаждающей жидкостью больше. Многое зависит и от качества самого топлива…

Но вернёмся к законным 5 минутам. Mazda Tribute за это время раскочегарилась до +59 °C. Не до рабочих 90, конечно, но это вполне приемлемо для неторопливого движения. Из печки, кстати, при таком прогреве уже дует тёплым воздухом.

А результаты у дизельного Discovery обстояли ощутимо хуже: за 5 минут температура ОЖ во внедорожнике поднялась лишь до +14.5 °C. Для нормы в 80 градусов, естественно, далековато, да и тепла из печки не дождёшься. При этом спустя 10 минут дизелёк прогрелся всего лишь до +26.1 °C…

Напомним, испытания мы проводили при минус 13 °C. И в 30-градусные морозы, частенько накрывающие центральные и северные регионы Казахстана, прогревать авто, безусловно, потребуется дольше.

Про 5 минут прогрева авто во дворах. Расставим точки

Резюмируем

  • Стоянка с заведённым двигателем во дворах запрещена ПДД РК.
  • Ограничение распространяется и на утренние прогревы, независимо от температуры на улице.
  • В среднем 5 минут для прогрева бензинового авто достаточно для неторопливого выезда, а вот дизельного — нет. Но правила делают исключение только для электромобилей, потому как для их прогрева не используется ДВС. Поэтому, несмотря на холодный мотор, дизелю по закону нужно покинуть территорию дворов.
  • Чтобы разморозить весь автомобиль, так, чтобы оттаяли все стёкла, а в салоне была комнатная температура, маслать даже бензиновый мотор нужно не менее 10 минут.
  • Статистика наказаний за нарушение озвученных выше пунктов в Казахстане фактически отсутствует. Да, несомненно, жильцов домов раздражают дымящие машины под окнами, но массового характера заявлений в полицию нет.

Рекомендуем

  • Вместо длительного ожидания полной разморозки авто обзавестись скребком и щёткой для быстрой очистки стёкол и зеркал. За 5 минут можно и от снега машину очистить. Из плюсов — утренняя зарядка и никаких конфликтов с соседями.
  • Покинуть дворовую территорию, не дождавшись выхода на рабочую температуру, но при этом не нагружая высокими оборотами мотор. К сожалению, большинство водителей забывают, что в коробке и редукторе после ночи тоже холодное загустевшее масло и его надо равномерно разогреть! Поэтому, выезжая на дорогу после ночной стоянки, «газ в палас» не надо, даже если мотор уже горяч.
  • Чтобы не нарушать закон, дизельные машины в сильные морозы придётся согревать где-нибудь на уличной обочине либо озаботиться установкой предпускового подогревателя вместе с системами подогрева топливного фильтра, магистралей и бака. Отметим, современные модели с дизельными моторами частенько комплектуются как минимум подогревателями уже с завода.
Про 5 минут прогрева авто во дворах. Расставим точки

К слову, пересмотреть законодательные нормы, запрещающие прогревать автомобили во дворах более 5 минут, депутаты предложили официально. Ранее вице-министр юстиции РК Ботагоз Жакселекова пообещала, что межведомственная комиссия обсудит необходимые поправки в КоАП РК на эту тему после получения депутатского запроса.

Включение фар, подогревы стёкол и зеркал, руля и кресел помогут отогреть машину быстрее. Печку в салоне для размораживания стёкол лучше сразу не включать, дождаться, чтобы стрелка на датчике хоть немного ушла «в плюса». Или же включить режим AUTO, если установлен климат-контроль. Вентилятор, в зависимости от увеличения температуры, будет сам повышать обороты и плавно прогревать машину.

А активная езда на холодном движке грозит как минимум повышенным расходом топлива, как максимум — усиленным износом мотора, а также других узлов и агрегатов.

Про 5 минут прогрева авто во дворах. Расставим точки

Комментариев: 10

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
  • Аватар
    Mikola

    Бредовые нормы и законы сами пишут сами обосновывают бредом что они исполнимы. Сами их не исполняют.

    Ответить
  • Аватар
    name

    Если увидели соседа с камерой, грейте 4.5 минуты, глушите, грейте снова))

    Ответить
    • Аватар
      Mikola   name

      Соседе в селе такой глупостью не занимаются, только соседи в высотках где люди друг друга не знают. За этим и едут в город)))

      Ответить
    • Аватар
      11361219611   name

      Мы с соседями в домомвом чате просто договорились, что не стучим друг на друга.

      Ответить
  • Аватар
    Андрей

    "И даже для разгрузки грузовика необязательно всё время держать мотор заведённым."
    Автор дилетант не имеющий представления о работе грузового транспорта, начиная с рефрижераторов, у которых холодильник, внезапно, должен создавать -18 вне зависимости от окружающей температуры, до паллетной разгрузки на гидролопате и бортовых грузовиков с КМУ. И как легко и непринужденно они будут разгружаться с неработающим двигателем.

    Ответить
  • Аватар
    Sergey

    Уважаемые Колёса,

    Глава 12. Остановка и стоянка
    88. Стоянка запрещается:
    5) механических транспортных средств с работающим двигателем в населенных пунктах, если это создает неудобства жителям;

    Глава 17. Движение в жилых зонах
    122. В жилой зоне запрещается:
    4) стоянка с работающим двигателем, за исключением стоянки электромобиля с работающим двигателем c учетом положений подпункта 5) пункта 88 настоящих Правил;

    Глава 1. Общие положения
    58) стоянка — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более пяти минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства;
    60) жилая зона — участок, застроенная территория или массив, обозначенные знаком 5.38 согласно приложению 1 к настоящим Правилам;

    Теперь вопросы к редакции:
    1. Вот вы в статье подвели итог что нельзя стоять с работающем ДВС в жилых зонах, но согласно правил жилая зона должна быть обозначена знаком 5.38 иначе это не является жилой зоной и штраф будет незаконным, правильно ?
    2. А если после 5 минут начать движение и проехав 5 метров снова остановиться и продолжить стоять с работающим ДВС, то это не будет считаться нарушением ПДД ?

    Ответить
  • Аватар
    damir

    все законы у нас в стране вызывают у людей не нормальную реакцию видимо они пишуться не очень умными людьми

    Ответить
  • Аватар
    id23826910

    Для измерения промежутков времени должны использоваться сертифицированные средства измерений (секундомеры например), а смартфоны, бытовые часы и т.д. таковыми не являются.

    Ответить