• Бұл жарияланымды қазақ тілінде оқуға болады
Новые пункты Правил дорожного движения, разработанные специально для владельцев и водителей самокатов с электроприводом, начали действовать в Казахстане 30 августа 2023 года. Несмотря на вроде простой вид транспорта, нужно знать, как ездить на самокатах, не нарываясь на штрафы от полиции и не раздражая окружающих.
Для начала стоит разобраться, что же сегодня считается электросамокатом. В ПДД теперь чётко оговаривается, что это средство индивидуальной мобильности без сиденья. Максимальная скорость — 25 км/ч.
В настоящее время МВД рассматривает возможность ограничения ввоза электросамокатов с максимальной конструктивной скоростью свыше 50 км/ч, поскольку, по мнению полицейских, такой транспорт является небезопасным, неустойчивым и сопряжён с риском получения травм.
Аналогичное устройство, но с сидушкой или тремя колёсами, считается малым электрическим транспортным средством. Интересно, что скоростные ограничения для такого транспорта правилами не установлены. Видимо, в МВД посчитали, что все они без исключения тихоходные. На самом деле нет.
Что разрешено, а что запрещено
Электросамокатам разрешается ездить по проезжей части, но при этом необходимо следовать ряду требований и правил. Спойлер: если вы велосипедист или мопедист, то многое уже знакомо.
Водителям электросамокатов запрещено:
- Ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой. Телефоном также пользоваться нельзя, но разговаривать можно через гарнитуру или громкую связь.
- Перевозить пассажиров (велосипедам и мопедам это разрешено при наличии специальных сидений).
- Перевозить груз, если он выступает более чем на 50 см по длине или ширине за габариты и мешает управлению.
- Поворачивать налево или разворачиваться на дорогах, имеющих две и более полосы в данном направлении. Это же касается и улиц, где есть трамвайные пути. В таких случаях придётся спешиться и перейти на левую сторону по пешеходной зебре.
- Брать на буксир другие самокаты, а также мопеды и велосипеды.
- Пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, находясь на электросамокате. Разрешено только пешим образом.
- Ездить в тёмное время суток по проезжей части без светоотражающего предмета. Жилет использовать в идеале, чтобы обеспечить водителям видимость с расстояния не менее 150 м.
- При езде по проезжей части быть без застёгнутого шлема.
Частый вопрос: где же
А при их отсутствии — по правому краю проезжей части дороги. Если есть автобусная полоса, то двигаться нужно по ней как можно правее и в один ряд. Разрешается также ехать и по обочине.
Самокатчикам разрешается выезжать на тротуар или пешеходную дорожку. Но двигаться при этом они обязаны со скоростью не более 6 км/ч, не создавая опасности для движения людей.
И ещё касательно передвижения по дорогам: правила запрещают выезжать на проезжую часть водителям, не достигшим 18 лет, без водительского удостоверения. Права могут быть любой категории. Как и всем другим водителям в РК, документы можно с собой не возить. Достаточно наличия удостоверения личности или электронной копии в телефоне.
Что ещё следует помнить, управляя электросамокатом
Электросамокат по закону — транспортное средство, соответственно, источник повышенной опасности. И его водитель, согласно Гражданскому кодексу, обязан возместить ущерб, если таковой будет причинён в процессе управления.
Употреблять алкоголь за рулём электросамоката ПДД напрямую не запрещают, так как это не механическое транспортное средство, но в данном случае в действие вступают нормы законодательства, запрещающие распивать на улицах. Так что полицейские могут штрафовать пьяных водителей электросамокатов по статье 440 КоАП — за употребление алкогольных напитков или появление в общественных местах в состоянии опьянения. Штраф — 5 МРП. Однако для назначения наказания, если самого факта распития не установлено, а от электросамокатчика просто разит спиртным, согласно букве закона, водитель должен быть не просто выпившим, а находиться «в состоянии, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность». Как это станут выявлять патрульные — загадка.
Помимо этого ПДД запрещают управлять неисправным электросамокатом. Сравнить с автотранспортом не получится, но очевидно, что ездить без тормозов или без фары и габаритных огней — это нарушение.
В общем, теперь всё по-взрослому.
сдать их лучше на металлолом и купить нормальный мопед или мотоцикл.
Да бесполезно. Не будут ловить.
Я бы сделал по другому.
Вел на все эти транспортные средства в том числе и на мопеды обязательный депозит. Например в сумме двух самых крупных штрафов. Привязал Инн владельца к базе МВД и вместо номера наклейка с qr кодом или номер свой.
Езда без номера на штраф стоянку пока не оформит номер и депозит.
Нарушил сняли деньги с номера и 5 дней на пополнение баланса.
Езда без баланса снова штраф и на штраф стоянку.
По истечению года на штраф стоянки, продажа их или утилизация их (собственник уплачивает)
Дополнили ПДД — окей! Как будут контролировать самокатчиков? У нас мопеды в ПДД прописаны сотню лет, а их глобально так никто и не контролирует. Полиция отработку проведет и саламалейкум, отчитались о рейде. Гораздо выгоднее охотится на водителей автомобилей и пока система в этом не меняется.
Заметил одну вещь. Независимо от того машина ли, мопед ли или самокат, опасен он только когда им управляет малолетка. Если на самокате будет ехать взрослый человек то это всегда небольшая скорость и абсолютно адекватное поведение. Следовательно вопрос в установлении и контроле возрастного ограничения.
В страховом бизнесе США есть статистика что водители до 23 лет составляют группу риска так как их не более 10% от всех, но при этом они совершают более 50% всех тяжелых аварий с летальными исходами. Отсюда сделать самокаты доступными после исполнения 23 лет.)))
Вот меня самокатчики на дороге как то практически не волнуют, и все что сей час применяют к ним в поправке, все это надо применять к водителям мопедов.
1) раз на мопеде нет госномера значит объем движка меньше 50 см3 , а если это так то ПДД Казахстана приписывает им двигаться только по правому краю проезжей части и в один ряд! Шныряние по рядам движения и между движущимся транспортом это уже нарушение ПДД, по чему на это закрывает глаза полиция?
2) Если на твоем мопеде объем двигателя больше 50см3 тогда ты можешь двигаться вместе с остальным транспортом при условии что мопед сертифицированное транспортное средство имеющее все необходимые разрешения для движения по дорогам общего пользования , но тогда вопрос: — А ГДЕ ГОСНОМЕР? — движение без номера это нарушение ПДД и за это в адм кодексе предусмотрен штраф.
Каждого двигающегося без номера между рядами можно под белые рученьки призвать к ответу а заодно и проверить наличие водительского удостоверения. Их и ловить то не надо, остановил движение и они сами между рядами на перекресток выедут не взирая на все сигналы и разметки.
У нас периодически перебои с поставками автогаза. Как вчера в Караганде, Темиртау и Астане (на трассе Астана-Караганда 30-50 машин стояли вдоль трассы — газ кончился, хорошо что лето). А они всё про «актуальные темы» типа что делать с самокадчиками)))). Самокатчиков обложить налогами, (как за транспортное средство). Заставить их покупать страховку. Сделать эту страховку более дорогой так как травмоопасное транспортное средство и успехов на дорогах!
проблема не в самокатах, проблему на дорогах создают курьеры на мопедах как электро так и обычных, что вы к ним привязались одиноким самокатчикам которые 3 месяца в году ездят
Самокатчики вообще не проблема. Душить нужно мопедистов. Это самые беспридельщики. Меня если честно вообще удивляют люди, которые заказывают через них еду. Вам за своё здоровье не страшно? Там же сплошная антисанитария, просто обратите внимание в каком состоянии у них сумки-перевозки.
Прямотки ещё на свои помойки ставят и ночью по дворам катаются.