• Бұл жарияланымды қазақ тілінде оқуға болады
С сентября и до конца мая водителям нужно быть внимательнее, чем в летние месяцы. Причиной являются школьники, особенно из начальных классов, порой не понимающие как себя вести при переходе улицы. Заставить ребёнка читать книжку по ПДД почти бесполезно, и далеко не все родители сами правильно трактуют правила.
Собрали в этом материале базовые знания, которые необходимо помнить детям.
Где можно ходить
В городе пешеходы должны ходить по тротуарам или пешеходным дорожкам. Можно выходить и на велодорожку, но только если рядом нет тротуара. В этом случае нужно держаться края дорожки и быть осторожными, иначе есть шанс попасть под колёса велосипеда или самоката. Если на улице нет тротуара, то двигаться разрешается по обочине.
Где нельзя ходить
В городах пешеходам запрещается ходить в местах, где установлены запрещающие знаки. Это перечёркнутый символ идущего человека на белом фоне в красном круге. По велополосам и велодорожкам тоже ходить запрещено. И, естественно, людям нечего делать на дорогах вместе с автомобилями.
Где можно перейти дорогу
Безопаснее всего переходить дорогу на перекрёстках и переходах со светофорами. Если таких поблизости нет, то лучше дойти до ближайшей зебры — так называют нерегулируемый переход. Если нет ни светофора, ни пешеходного перехода, а дорогу перейти нужно, то разрешается её перейти и так. Но делать это нужно строго под углом 90 градусов, если нет препятствия на пути, например разделительного ограждения. И улица должна хорошо просматриваться в обе стороны.
В больших городах есть переходы надземные в виде пешеходного моста и подземные. Если таковые имеются, то переходить дорогу с их помощью куда безопаснее — не стоит лениться.
Как переходить дорогу
Для дорог, на которых автомобили двигаются в обоих направлениях, есть важное базовое правило: перед переходом необходимо посмотреть сначала налево и убедиться, что выходить на дорогу безопасно, а дойдя до середины — направо. Придерживаться этой последовательности стоит вне зависимости от того, где переходите дорогу.
Если на пути пешехода широкий проспект или односторонняя улица, то надо обратить внимание, нет ли отдельной полосы для автобуса или велосипедов. Если есть, то следует убедиться в отсутствии транспорта и на ней тоже, посмотрев в обе стороны!
Если ребёнок на велосипеде или самокате, то для перехода через дорогу нужно слезть с него (спешиться) и вести транспорт рядом.
Светофоры
При пересечении проезжей части на регулируемых переходах все должны подчиняться сигналам светофора. Зелёный разрешает идти, красный запрещает. Но загоревшийся зелёный вовсе не означает, что можно сломя голову бежать на другую сторону! Сначала нужно убедиться в безопасности перехода, увидев, что все автомобили успели остановиться перед переходом.
Важно: перед некоторыми пешеходными светофорами в городах можно заметить специальные жёлтые панели с небольшим экраном. Нужно прикоснуться к этой панели, чтобы ускорить включение зелёного для перехода.
Регулировщик
Светофоры в городах работают не всегда. Иногда их подменяют полицейские-регулировщики. Они стоят в центре перекрёстка и показывают красным жезлом, куда можно ехать или идти. Как разобраться в их жестах? Запоминаем: если регулировщик стоит к вам лицом или спиной, движение запрещено. Если боком — разрешено. В случае когда рука с жезлом вытянута вперёд, идти можно только за спиной полицейского.
Зебра
На нерегулируемых переходах действует то же базовое правило, что и везде. Перед выходом на дорогу необходимо убедиться в безопасности. По правилам автомобили должны уступить дорогу пешеходу, но в реальности бывает всякое.
Поэтому смотрим налево, убеждаемся, что машины остановились, и только потом начинаем переход. Перед подходом к середине смотрим направо и как только видим, что и там автомобили стоят, идём дальше.
Важно: перебегать через зебру нельзя. Можно не заметить быстро приближающийся автомобиль, да и водитель не успеет среагировать на выбежавшего на дорогу пешехода и остановиться до перехода.
Также нельзя наудачу выскакивать
Важно: если перед переходом дороги на зебре или светофоре замечен приближающийся с сиреной и мигалками автомобиль, то надо дождаться, пока он проедет.
Наушники, капюшоны и тёмная одежда
Сами по себе ни наушники, ни капюшоны, ни тёмная одежда не запрещены ПДД РК, но в сумме с невнимательностью могут стать причиной для визита к травматологу в лучшем случае.
Накинутый капюшон сокращает угол обзора пешехода и требует повышенной внимательности при приближении к дороге. То же, в принципе, можно сказать и о наушниках. Они плотно вошли в нашу жизнь и сделать с этим
С одеждой тёмного цвета ситуация несколько иная. Её опасность проявляется ближе к ночи, особенно на плохо освещённых улицах. Чёрная куртка вкупе с такими же брюками может сделать человека почти невидимым.
Отказываться от тёмных тонов ради видимости на дорогах не нужно, если дополнить одежду световозвращающими элементами, чтобы привлечь внимание по вечерам или до рассвета. Для обозначения себя на переходе можно включить фонарик, который есть сегодня в каждом смартфоне. Тем не менее это не панацея и от необходимости быть предельно внимательным не освобождает.
Кстати, а в школах, где учатся ваши дети, преподают основы ПДД?
По вашему мнению, стоит ли ввести (вернуть) правила дорожного движения в программу на обязательном уровне?
Уроки ПДД, нужно вводить не только в школе. В статье указано что по велодорожке можно идти в исключительных случаях, но чем по правой стороне лучше идти по левой (если мы говорим о двух полосных, коих в городе большинство), потому как встречный транспорт точно увидишь и можешь даже уйти с велодорожки, а спиной никого не заметишь.