Как появились и исчезли «слепые» фары у автомобилей

Как появились и исчезли «слепые» фары у автомобилей

На очередном витке развития автомобильные фары попрятались внутрь кузова — и многим это понравилось.

Помните, какое прозвище дала мультяшная Салли-Каррера «самому быстрому из машин» Молнии-МакКуину? Наклейка! Ибо настоящих фар у того, как гоночного болида, не предусматривалось в принципе, и их заменяли наклеенные картинки. Да, в автомобильном мире фары — заметный конструктивный элемент, способствующий узнаванию и восприятию автомобиля в целом.

А ведь начиналось всё с тусклых керосиновых и карбидных горелок, освещавших весьма ограниченный участок дороги прямо перед носом машин, не более того. Электричество развило возможности фар, а технические нормативы сделали их обязательными к наличию в автомобиле, разнообразив попутно и способы применения. После осталось вписать их в дизайн кузова, чему изрядно поспособствовали насущные требования сделать машину как можно более обтекаемыми встречному воздушному потоку.

Как появились и исчезли «слепые» фары у автомобилей

Первопроходцами выступили американцы. И если инженеры компании Pierce-Arrow додумались на рубеже 30-х органично вписать обтекатели фар головного света в окружности передних крыльев, то шеф-стилист Cord Гордон Бьюриг решился погрузить их туда целиком и без остатка.

Запатентованные им в 1933 году прячущиеся фары материализовались два года спустя на серийном Cord 810/812, позже признанном одним из самых красивых автомобилей всех времён и народов. Правда, идея воплотилась в слегка усечённом виде, поскольку от предложенного Бьюригом электропривода пришлось отказаться из экономических соображений: фары убирались и выдвигались вручную посредством рычажков-кривошипов по краям приборной панели. Однако и этого было достаточно, чтобы креативную идею аккуратно подхватили и другие автопроизводители, постепенно внедрив их на некоторых штучных моделях, к примеру на Chrysler Newport Dual Cowl Phaeton 1940 года.

Как появились и исчезли «слепые» фары у автомобилей

Одобрил новомодные фары и один из творцов эпохи детройтского аэрокосмизма Харли Эрл, навсегда связавший свою судьбу с General Motors. Два его самых известных и значимых концепта — Buick Y Job (1938) и GM Le Sabre (1951) не смогли обойтись без этой примечательной детали, причём если бьюиковские фары сохранили привычное расположение на крыльях, то на Le Sabre они слились воедино по центру в хромированный овал, напоминающий глаз циклопа. Разумеется, фары обоих концептов были полностью автоматизированы, ведь это GM. И обратите внимание на стоп-сигнал в сопле «турбины».

Тем не менее как минимум полтора десятка послевоенных лет мировой автопром с успехом обходился без прячущихся фар, и время их расцвета настало гораздо позже. Когда силуэты автомобилей стали глаже и приземистее, моторы производительнее и значительно выросла максимальная скорость езды, что привело к появлению зауженных клиновидных передков, куда было трудно вписать статические фары с их крупными сферическими отражателями. Неудивительно, что выдвигающиеся в тёмное время суток из плоскости кузова прожекторы стали привычным атрибутом большинства спорткаров с приставкой «супер». И в этой элитной категории высокомощных двухдверок они продержались дольше всего — последними их обладателями стали Lotus Esprit и C5 Corvette, чьё производство завершилось лишь к середине 2000-х.

Кстати, об элитарности. В разветвлённой иерархии кроссплатформенных фуллсайзов манера прятать фары за декоративную облицовку с вакуумным приводом стала ещё одним способом подчеркнуть эксклюзивность и статус модели. Как правило, лишь могучие масклы и топовые исполнения дорожных дредноутов комплектовались ими, тогда как стандартные седаны и купе смотрели на мир ничем не замутнённым взглядом. Увы и ах, но инспирированное маркетингом усложнение конструкции принесло автовладельцам лишь дополнительные хлопоты с обслуживанием возрастных машин.

В Европе и Японии обходились с выдвижными фарами куда проще и без куртуазных условностей, потому слепухи активно просочились в массовый сегмент, от начальных Porsche и нетипичного для своей марки Volvo 480 до разнообразных Honda и Mazda, включая популярную в РК младшую 323-ю модель с приставкой F. Конечно, советские «волги» и «москвичи» были бесконечно далеки от всех этих мещанских заморочек, хотя на самоделках «иноагенты» появлялись, и не сказать, чтобы уж очень редко.

Столь же богатыми на придумки являлись способы активации фар — они могли выдвигаться из корпуса сверху или снизу, крутануться на месте с поворотом на 180 градусов, скрываться за откидными секциями фальшрадиаторной решётки, а то и вовсе вылуплялись из индивидуальных коконов.

Отправили на свалку истории прячущиеся фары всё те же причины, что породили их когда-то к жизни: мода и технический прогресс. Современные источники света — светодиодные и лазерно-люминофорные — стали гораздо компактнее, а вся хитромудрая механизация с микроскопическими электромоторами и сервоприводами переместилась внутрь самих фар, сделав их столь же сложными, сколь и дорогими.

Комментариев: 3

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
  • Аватар
    ディフェンダー

    Как по мне — не нужное усложнение конструкции.
    Статья интересная.
    Спасибо.

    Ответить
  • Аватар
    renat

    прежде чем писать, нужно изучать вопрос, такой тип фар перестали использовать из за травмоопасности для пешеходов, углы там острые везде, и с определенного года примерно с 90х такие фары просто стали вне закона во всех странах. последние были мазда миата или мх 5, 323, хонда нсх иеще несколько, потом им пришлось переделывать дизайн фар и передка с определеного года.

    Ответить