Придорожное заведение

Пляжи, казино и автомобили, вернувшиеся с того света

Путешествие в прошлое в окружении знакомых с детства машин, признать которые будет не так просто.

В мире считанное количество государственных автомобильных музеев. Преимущественно частные коллекции. А там, где заслужившие покой и внимание машины всё же хранятся в качестве исторических объектов, они либо являются частью общетехнической экспозиции производителей, либо оказались по случаю конфискованы властями у частных лиц — например, знаменитая коллекция братьев Шлумпф во Франции, известная ныне как Национальный автомузей. Вероятно, потому что живопись и скульптура признаны цивилизационным наследием, а автомобиль — нет. Даже принимая во внимание, как за последний век с лишним он изменил повседневную жизнь, систему транспортных перевозок, да и всю экономику, полностью заместив лошадь.

Придорожное заведение

Оттого заботы о сохранности старых машин легли на плечи энтузиастов, которые, понятное дело, руководствуются потолком возможностей и собственным вкусом. Не меньшее значение имеет уровень автомобильной культуры общества в целом. Автомузеи появляются там, где к автомобилю подходят не только с потребительской точки зрения, но ещё и рассматривают его в гораздо более широком аспекте — как свидетеля былой эпохи, образчик развития науки и промышленности и красивую вещь вне потока времени в конечном итоге. Ну и где имеются деньги, и немалые конечно же, поскольку собирательство и восстановление старых машин занятие не из дешёвых, требующее привлечения опытных технических специалистов в данной сфере.

Придорожное заведение

Во всех трёх казахстанских мегаполисах нет государственных автомобильных музеев. Есть небольшое частное собрание ретро и классики в Шымкенте, да и в Алматы в своё время имелся, на углу Гагарина — Жандосова, помните? Однако с отъездом хозяина из страны он прекратил своё существование, которое и без того длилось недолго. Тем удивительнее стала организация автомузея в небольшом Капчагае, скажем честно, далёкого от всех вышеперечисленных критериев.

Придорожное заведение
Музей стоит прям на трассе, мимо точно не проедешь. МС на его фасаде — инициалы владельца коллекции

Переименование в Конаев с одновременным повышением его статуса пока мало отразилось на сущности города, главным украшением которого остаются переливающиеся огнями в ночи придорожные казино, куда устремляются жаждущие большого куша. Не теряют популярности, конечно, и пляжи водохранилища в летний период. Отдыхающие попутно могут разнообразить свой культурный досуг, посетив расположенный на 74-м километре трассы Алматы — Усть-Каменогорск ретросалон «Тулпар».

Знатокам техники, а особенно придирчивым ценителям старины, конечно, будет непросто наблюдать любовно собранную коллекцию образцов советской эпохи. Ведь обнаружить машину в заводской комплектации там будет непросто: практически все экспонаты представляют собой машины-франкенштейны. Срезанные под корешок крыши, удлинённые стретч-кузова в биколоре, сказочный декор… Ну где вы ещё увидите трёхосный ГАЗ-69, трайк из «Урала» с кормой от BMW 7-й серии, «Волгу»-лимузин, фаэтон из ЗиМа или кабриолет из вазовской «восьмёрки»? Причём выполнено всё с таким лихим пренебрежением к общепринятым канонам реставрации, что смелость творца вызывает неподдельное восхищение.

Придорожное заведение
ВАЗ-2108 с открытым верхом так-то в автомобильной природе существовали, но не в СССР

Автор тюнинга здесь один, он же владелец собрания и инициатор создания ретросалона — Муратбек Сиргебаев. Гостеприимный хозяин объясняет вольность творчества тем, что искать и приобретать оригинальные запчасти слишком хлопотно и затратно, поэтому он принципиально обходится тем, что есть под рукой. Что можно по кузову — восстанавливается, находятся более-менее подходящие моторы, утраченный декор отливается с нуля либо заменяется чем-то иным. Не жалко, поскольку вся полсотня выставленных в салоне машин была обнаружена и доведена до ходового состояния из металлолома, найденного на задворках по всему Казахстану.

Придорожное заведение
Муратбек Сиргебаев воскрешает даже останки машин. «Кости» превращаются в объекты его творчества

Выбор у старых машин был невелик: гнить дальше или же всё-таки продолжить своё существование в переродившемся виде под крышей коллекционера. В конце концов расслабьтесь и отнеситесь к увиденному как к арт-инсталляции.

Больше всего в музее 21-х «волг», и не только в кузове седан, но также универсал, а ещё пикап, кабриолет, фаэтон и даже стретч-лимузин, сделанных здесь же местными мастерами. Конечно, в металлик «21-е» никогда не окрашивались, но этот цвет как нельзя лучше подчёркивает благородные формы машины. Оленьи головы на ободках фар, кенгурятник, нестандартные украшения — дело вкуса, как говорится

В какой-то мере хобби Муратбека можно рассматривать как страничку жизни альтернативного СССР, где бы выпускались всё те же «волги»-«москвичи»-«победы», гражданам разрешили бы делать с ними всё, что заблагорассудится. Впрочем, улучшайзинг машин ещё тогда по такой же концепции и существовал — приделать к авто что-нить нестандартное! В то же время в автомагазинах даже шины были дефицитом, и в ход шло рукодельное творчество. Самодельные занавески, линолеум с рисунком под паркет, многозвенные военные антенны, отражатели от великов, хромированные элементы и фонари от любой техники — всё шло на украшательство, начиная от брызговиков и заканчивая салонами. И варварством да колхозом тогда это не называли.

Вторая по популярности модель Горьковского автозавода – это «победа». Опять-таки в разнообразных вариациях кузова и окраски. Однако ревизия дизайна кормы машины, это, конечно, нечто. Попробуйте угадать, винегрет из деталей каких машин здесь собран?

В музее Муратбека немало места отведено армейской технике, начиная от ГАЗ-67Б времён войны и заканчивая экзотичным трёхосным ГАЗ-69 собственного изготовления, без привода на последнюю пару колёс

Придорожное заведение
В музее стоят машины, которые дрель да болгарка обошли стороной. Но, они, конечно, меркнут в окружении всех этих построек.
Придорожное заведение
Ещё один никогда не существовавший образец – укороченный ЗАЗ-968. На Западе любят подобные смешные машинки

Удивительный симбиоз баварского багажника и уральского байка и другие представители мира мотоциклов из прошлого, над которыми нависает скоростной глиссер с капчагайских гонок

Атмосферность уютного ретросалона — ламповость — создаётся за счёт находящихся там же бытовых предметов: магнитофонов, проигрывателей, фотоаппаратов, предметов домашнего быта и мебели 70–80-х годов прошлого века. Горожане давно избавились от них, прогресс сделал бесполезными, но увидеть знакомые вещи людям старшего поколения теперь ностальгично, а молодёжи — познавательно.

Имеет ли историческую значимость и финансовую ценность разношёрстное собрание, в котором нашлось место не только советским авто, но также мотоциклам и даже американским машинам? Похоже, Муратбека этот вопрос интересует мало. Главное, что он занят любимым делом, которое радует не только его, но и гостей «Тулпара». От них отбоя, кстати, нет. И значит, всё было не зря.

Придорожное заведение

Комментариев: 5

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.