Троллейбусы в Алматы будут жить. Долгожданное пополнение парка

Троллейбусы в Алматы будут жить. Долгожданное пополнение парка

Kolesa.kz ознакомились с новым электрическим пассажирским низкопольником марки Yutong.

В минувшие выходные в троллейбусный парк № 1 Алматы был доставлен первый 12-метровый низкопольный троллейбус Yutong ZK6128BEVG, а в течение последующих трёх-четырёх месяцев прибудут остальные 99. К их сборке приступила казахстанская компания QazTehna из Сарани, которая выиграла тендер «Алматыэлектротранса», запросив за поставку 100 машин 12.5 млрд тенге, или же округлённо по 280 тысяч долларов США за единицу.

Безусловно, это отрадная новость для горожан, которые проживают или работают по маршрутам этого вида электротранспорта, поскольку вслед за ликвидацией трамвайного сообщения перспективы троллейбусов стали внушать серьёзную тревогу.

В парк пришёл пока тестовый вариант в зелёном цвете и ливрее, как у автобусов. Как покрасят основную партию, ещё решается. Есть вероятность, что выберут иную или прежнюю цветовую гамму, чтобы люди с плохим зрением не путали на остановках троллейбусы и автобусы. На маршрут новый троллейбус выйдет к концу августа, после того как его подключат к системе «Онай».

Немножко истории. Последняя крупная партия троллейбусов пришла в город десять лет назад. К счастью, приобретённые тогда китайские Neoplan Youngman оказались современными и, главное, живучими машинами, оттого многие из них продолжают и сейчас ежедневно возить пассажиров. О том, как живёт парк и как работают водители троллейбуса, Kolesa.kz рассказывали в одном из своих выпусков на YouTube.

В целом же самочувствие троллейбусного движения в крупнейшем городе Казахстана сильно оставляет желать лучшего. Если в 1989 году в Алма-Ате ежедневно работало свыше 300 троллейбусов на более чем 20 маршрутах протяжённостью 220 км, то к сегодняшнему дню число маршрутов и машин сократилось втрое. Подвижной состав ощутимо изношен, запчасти отсутствуют, ходовые троллейбусы чинятся за счёт списанных методом каннибализации. Тем не менее машины выходят на линию, пусть и с дырами от коррозии, но всё же в рабочем состоянии. Автобусники Алматы за такой же срок отправили на свалки уже сотни машин.

Столь же неудовлетворительным остаётся состояние контактной сети: темпы замены проводов низки, обрывы происходят постоянно. А дефицит электроэнергии в разрастающемся мегаполисе приводит к скачкам и падению напряжения. Это можно ощутить не только когда троллейбусы встают намертво, но и когда вместо плавного движения вдруг начинаются дёргания и рывки.

В силу более простой конструкции силовой установки «рогатые» служат значительно дольше автобусов, они не зависят от цен на газ, дизель, их качество, кадровый состав единственного сохранившегося троллейбусного парка отличаются постоянством, водители не устраивают гонки и по возможности соблюдают график. И как-никак троллейбус по сей день является дружественным к нашему воздуху, не считая, конечно, сжигаемого угля на алматинских ТЭЦ для выработки электричества. Но, с другой стороны, отличается умеренными затратами на поддержание его функциональности в сравнении, скажем, с метро. Кстати, про работу подземки наш канал также совсем недавно снял репортаж. Посмотрите.

Что же касается конструктивно более прогрессивных электробусов, то их содержание обходится дорого и требует высокой профессиональной подготовки обслуживающего персонала. Как и все электромобили, они вынуждены простаивать длительное время на подзарядке, зависят от температурного режима, а цена тяговой АКБ (которую рано или поздно придётся менять) для компании-оператора может оказаться неподъёмной. Впрочем, Алматы сейчас активно закупает и электробусы — посмотрим, насколько долго их хватит.

Нелишне заметить, что тяговые аккумуляторы имелись и в Neoplan Youngman, благодаря чему они могли двигаться с опущенными штангами продолжительное время. Однако через четыре года работы заводские батареи выдохлись в ноль, новые взамен так и не поставили, и с тех пор Neoplan Youngman превратились в обычные троллейбусы, на 100 % зависящие от внешнего источника энергии.

Разумеется, автономный ход на 60 км имеется и у новейшего Yutong ZK6128BEVG. Производитель гарантирует, что аккумулятор за 8 лет работы потеряет не более 30 % ёмкости.

Троллейбус оснащён по современным канонам: удобная рабочая кабина, бортовой самописец, который фиксирует действия водителя, система видеоконтроля в 85-местном салоне, USB-разъёмы для зарядки телефона пассажиров и, что особенно важно для нашего жаркого климата, мощный кондиционер. На случай ЧП троллейбус, помимо обычных огнетушителей, оборудован системой автоматического пожаротушения и кнопкой вызова экстренных служб. Кстати, о пневмоподвеске. Она позволит наклонить троллейбус набок на остановках для удобства посадки и высадки пассажиров. Кузов можно и приподнять на случай проезда неровности.

Троллейбусы в Алматы будут жить. Долгожданное пополнение парка
По первым отзывам водителей, опробовавших новый «Ютонг», троллейбус более манёвренный в отличие от «Неоплана», что большой плюс для передвижения по загруженным алматинским улицам

Комментариев: 4

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
  • Аватар
    Grosman

    Вторая по нелепости техника после трамваев, вечно застревают при повороте потому что на линиях стыки и необходимо преодолевать по энерции их, либо не могут обьехать какое либо препятствие, либо вереницей встают разом в случае обрыва линии. Не говоря что при ремонте дорог их не отправить на соседнюю. Почему бы не закупать электробусы как те что по Толеби катаются

    Ответить
  • Аватар
    Тимур

    Троллейбусам в идеале, конечно, четко по выделенкам бы ездить — левые повороты, эт прям для них местами беда… А в целом тихий и кофмортабельный транспорт в отличии от тех же автобусов. Хотя… Это просто у нас в Алматы такие водилы.

    Ответить
  • Аватар
    AK

    Я эти троллейбусы видел на Хоргосе в июне))) какая Сарань?

    Ответить
  • Аватар
    Даулет

    280 тыс долларов за троллейбус — что то очень дорого покупают.

    Ответить