Дырки в талонах. Вот как это было

Дырки в талонах. Вот как это было

Небольшой экскурс в историю систематики предлагают совершить kolesa.kz.

Напомним, штрафные баллы для казахстанских водителей решили не устанавливать. Пока. Но ранее система накопления плохой водительской кармы в Казахстане, да и в целом в СССР, довольно длительное время существовала. Давайте вспомним о ней!

В советское время правила дорожного движения серьёзно менялись несколько раз. Одним из нововведений стало появление в 70-х годах прошлого века картонных талонов предупреждений, выдаваемых водителям вместе с правами. В талоне указывались имя, отчество и фамилия его владельца, тип транспортного средства и его госномер.

Дырки в талонах. Вот как это было

По краю талона шли клеточки с цифрами от одного до восьми. По три штуки каждого номинала. А на обратной стороне документа давалась расшифровка каждой цифры, согласно которой дырявить талон полагалось за превышение скорости в опасных условиях, нарушение правил обгона и маневрирования, езду по левой стороне и нарушение рядности, управление неисправным авто или нарушение правил буксировки, проезда перекрёстков, перевозки пассажиров, пользования световыми приборами и остановки и стоянки.

Дырки в талонах. Вот как это было

По словам «ветеранов», гаишники, вооружённые компостерами, орудовали на дорогах нещадно. (Кое с кем, правда, можно было договориться.) За три дырки в талоне права отбирали и выдавали временные. Ездить с такими документами можно было только месяц, в течение которого водителю полагалось сдать экзамен на знание ПДД. Не успел — временное в/у аннулировалось, и основные права также «сгорали».

При этом «потерять» продырявленный талон и получить новый было достаточно сложно. Несмотря на отсутствие компьютеров, своя база данных у милиции тогда существовала. А водителю в случае утери штрафного талона для его восстановления полагалось собрать множество справок.

В начале 90-х в Адмкодексе появилось понятие «систематическое нарушение водителями правил дорожного движения», или систематика. Талоны предупреждений отменили, но на смену им пришли временные разрешения на право управления транспортным средством, которые также выдавались вместе с правами. На оборотной стороне данного документа милиционеры записывали штрафные баллы за нарушения ПДД.

Дырки в талонах. Вот как это было

Так, за проезд на красный, к примеру, водителю засчитывался один балл, превышение скорости на величину от 10 до 20 км/ч — два балла, управление авто без документов — три балла, превышение от 20 до 30 км/ч — четыре балла, а за ДТП без пострадавших — пять баллов. В течение года полученные баллы суммировались, и если их накапливалось более 15, водителя лишали прав на срок от 3 до 6 месяцев.

Потом систему баллов отменили, но теперь уже полицейским (не милиции) не терпелось всё-таки взять водителей под более строгий контроль. В декабре 2007 года в стране начали выдавать штрафные талоны. Но не картонные, как когда-то, а электронные. По задумке стражей порядка талоны должны были не только хранить в себе информацию о нарушениях ПДД, но и использоваться в качестве платёжной карты при уплате штрафа.

Дырки в талонах. Вот как это было

Продержалась система чуть больше года. Причём никто за это время, кажется, так и не понял, как штрафные пластиковые карточки работали и работали ли они вообще. Казахстанские СМИ одно за другим публиковали про талоны разоблачительные статьи. Полицейские сначала стойко держали оборону, а потом перестали талоны выдавать. И, наконец, в июле 2009 года президент подписал закон, штрафные талоны отменяющий.

Теперь вот народные избранники решили снова вспомнить про систематику, но… не прокатило. Пока.

Комментариев: 4

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
  • Аватар
    Alexander

    Храню свой раритет)))

    Ответить
  • Аватар
    Лекс

    Ага я за свой талон заплатил — но так и не увидел как и большинство водителей. Кто то наварился из чинуш на этом!

    Ответить
  • Аватар
    Автодед

    Было это в начале 70-х. Горбатый Запорь и я, в центре города. Чуть не отдавил пятки гаишнику на перекрестке, поворачивая налево по его жесту. То есть, по молодости лет объехал регулировщика сзади (он аж подпрыгнул). Свистнул мне и показал: Стой! Иди сюда. Сам машет жезлом, регулирует. Я подошел. Он мне: Вон видишь сберкассу? Я: Вижу. Иди оплати штраф три рубля и принеси квитанцию. Пошел, оплатил, принес. Погрозил кулаком: Запомните, с какой стороны регулировщика объезжать! Поняли? Понял — говорю. Езжайте и больше так не делайте!- козырнул мне, и пошел дальше службу нести. В талоне нарушений было всего две дырки. Быстро учился:) Потом, заставили написать заявление на пластмассовый талон. Я его, по-моему, так и не получил.

    Ответить