Январский блэкаут в энергосети юга Казахстана и Средней Азии привёл к повальному отключению электричества в целом ряде городов региона, что ожидаемо обернулось заторами и хаосом на перекрёстках. Иначе говоря, альтернативы светофорам нет и в обозримом будущем вряд ли предвидится.
![Красный свет – дороги нет! Когда появился первый светофор в мире и Казахстане](https://kolesa-photos.kcdn.online/kolesa-read/b038efccf0d2c208dd4c6088944557c8f8dc8069-full.jpg)
За появление светофоров следует поблагодарить железнодорожников с их семафорами, идею которых подсмотрел, а затем адаптировал к лондонскому трафику один из тамошних путейцев в 1868 году. А спустя полвека, аккурат перед самым началом Первой мировой войны, в американском Кливленде придумали и первый электрический светофор с интуитивной индикацией: зелёный свет — можно двигаться, красный — стоп.
Безоглядно довериться бездушным устройствам, которые на первых порах не отличались особой надёжностью, было бы явно опрометчиво. Поэтому ещё долго рядом со светофорами дежурили полицейские, которые сперва занимались ручным переключением огней, а затем контролировали процесс работы автоматики. И заведовать приходилось не обязательно фонарями.
Так, в 1912 году в Париже, на пересечении одноимённых улицы и бульвара Монмартр, появился остеклённый киоск, где несла вахту
![Красный свет – дороги нет! Когда появился первый светофор в мире и Казахстане](https://kolesa-photos.kcdn.online/kolesa-read/992d8e9c946ce651fd56d54288ff9977c6f3a268-full.jpg)
В случае выхода светофоров из строя или же с наступлением неблагоприятных погодных условий на помощь, как и сейчас, приходили регулировщики. Обратите внимание: чтобы вынырнувший из густого лондонского смога автомобиль ненароком не задавил
![Красный свет – дороги нет! Когда появился первый светофор в мире и Казахстане](https://kolesa-photos.kcdn.online/kolesa-read/cd0b24f02626dd22447b04ec28d11502343943d0-full.jpg)
В 1921 году американцы попробовали превратить в живые светофоры самих полисменов, а в колониальных странах дополнили униформу специальными сигнальными плашками, однако эти новомодные идеи просуществовали недолго. Поэтому не требующие перевода сигналы и жесты регулировщика должен знать каждый!
Все тайны сигналов регулировщика мы описывали в отдельной статье. Кто позабыл их значения или готовится обучаться на права, почитайте на досуге.
![Красный свет – дороги нет! Когда появился первый светофор в мире и Казахстане](https://kolesa-photos.kcdn.online/kolesa-read/b01f1a7b21e24486a009e3a2f9e8ce30f9b9f28f-full.jpg)
Как правило, городские власти старались защитить от случайного наезда стационарное рабочее место постового на перекрёстке, попутно обеспечив ему
Ответственную работу регулировщика нередко доверяли представительницам прекрасного пола — как в мирное время, так и в годы войны. В мае 1945 года сержант Лида Спивак заступила на пост № 1 в центре поверженной вражеской столицы. «Хозяйку Бранденбургских ворот» знали в лицо не только бойцы Красной Армии, но солдаты союзников, расквартированные в Берлине.
В Казахстане светофор появился лишь в 1938 году, в крупнейшем городе республики, в
![Красный свет – дороги нет! Когда появился первый светофор в мире и Казахстане](https://kolesa-photos.kcdn.online/kolesa-read/aa0584fabed3b7f83a3aed2f69ff40b4920c2397-full.jpg)
Практически все базовые разновидности современных светофоров были разработаны либо в Великобритании, либо в США. Идея подключить компьютер к управлению дорожными потоками родилась там же и была реализована экспериментальным порядком в Денвере в 1952 году. Находящийся в подвале компьютер заведовал 120 городскими светофорами и связанными с ними датчиками обнаружения. Поскольку подходящих для этого камер не существовало в природе, информация о наличии и количестве машин на перекрёстке поступала от нажимных металлических пластин в асфальте, которые реагировали на колёса автомобилей и отправляли соответствующий сигнал в вычислительный центр.
С точки зрения экономики внедрение светофоров не только увеличило эффективность управления дорожными потоками, но ещё изрядно поспособствовало профициту муниципальных бюджетов тех городов, где как грибы после дождя выросли светофорные башни. К примеру,
![Красный свет – дороги нет! Когда появился первый светофор в мире и Казахстане](https://kolesa-photos.kcdn.online/kolesa-read/a23843dfe21e966d1f3faab8791ae40511668d85-full.jpg)
Кстати, насчёт наследия. Далеко за пределами родины получила известность лондонская инсталляция «Светофорное дерево» авторства французского скульптора Пьера Вивана. Круглосуточно перемигивающийся огнями
![Красный свет – дороги нет! Когда появился первый светофор в мире и Казахстане](https://kolesa-photos.kcdn.online/kolesa-read/4b1c9a7dcea7a89ae10177063c1af89c9003757c-full.jpg)
Как вы понимаете, светофор-горыныч не несёт никакой регулирующей нагрузки и по его огням не стоит ориентироваться для перехода улицы. Чего нельзя сказать о ручной поклаже неандертальца, в которую оправлены светофоры на одном из перекрёстков городка Краби в Таиланде. Несмотря на нетривиальный дизайн, они вполне функциональны и к тому же являются данью памяти прародителям нынешних тайцев, которые
Несмотря на вроде банальный принцип работы «красный — стой, зелёный — проезжай», светофоры продолжают развиваться, ведь влияют они не только на безопасность на пересекаемых улицах, но и на комфортабельность поездок и экологию города. Неверный расчёт фазы включения сигналов может осложнить трафик в отдельных районах, который в итоге задыхается от пробок. На примере Алматы это хорошо чувствуется.
А между тем в мире системы регулирования движения постоянно совершенствуются, внедряются современные технологии для правильного распределения трафика. Одна из последних новаций экспериментируется в Германии, где в процесс подключён искусственный интеллект. И оценивает он не только загрузку дорог, но и активность пешеходов на перекрёстке.
Первые пробки в США были зафиксированы в 30-е годы. Что это такое СССР увидит только лет через 30. Многие страны ещё позже. Поэтому немудрено, что развивалась дорожно -транспортная сеть быстрее там, где плотность машин была больше.
Советская Регулировщица в побежденном берлине . Очень Эпична .
Кто знает? Куда делись секундомеры отсчета времени на светофорах? Привыкли уже к ним)