Автомобильные госномера Казахстана: 100 лет назад и сегодня

Автомобильные госномера Казахстана: 100 лет назад и сегодня

Первые машины в нашей стране появились на заре XX века, но регистрировать их начали гораздо позже.

Одна из попыток упорядочить автомобильный учёт была предпринята новыми властями в 1920 году, когда ещё шла Гражданская война. В постановлении Совнаркома предписывалось обязательное наличие переднего номерного знака на левом крыле автомобиля, а заднего — на кузове или особой стойке небольшой высоты не ниже аршина от земли (~71 см).

Автомобильные госномера Казахстана: 100 лет назад и сегодня
Как пример, госномера на московских таксомоторах в начале 20-х годов прошлого столетия

Единого стандарта пока не существовало, у каждого города был свой вид, но с того момента запретили самописные номера — только печатные. Вдобавок стало обязательным регистрационное свидетельство, которое должно находиться при машине. Уже в 1923 году в Киргизской АССР, включавшей территорию современного Казахстана, было поставлено на учёт 126 автомобилей: 72 легковых, 51 грузовой и 3 специальных. Мотоциклов значилось 27.

Да, кстати, уже тогда двухколёсный транспорт, в том числе и вело, подлежал обязательной нумерации. Забавно, что в наше время вопрос, как оформить мопеды, уже год с лишним власти только и обсуждают.

Автомобильные госномера Казахстана: 100 лет назад и сегодня
Для читабельности госномера для мототехники устанавливали и на переднее крыло — пример из Узбекской ССР. Такая практика была и в мире. Фото: Макс Пенсон

В 1931-м в первом постановлении об общесоюзном учёте были утверждены размеры знака, его форма, цвет, высота и толщина цифр и символы для всех республик.

Автомобильные госномера Казахстана: 100 лет назад и сегодня
Госномер Казахстана образца 1931-1934 годов

Но и в последующие тридцать лет требования к автомобильным регистрационным табличкам в СССР менялись неоднократно: и формы, и начертание, и цвет фона с буквами.

Автомобильные госномера Казахстана: 100 лет назад и сегодня
Один из образцов госномера очередного стандарта от 1936 года на чёрном фоне. Серия КА — Казахстан

Особая неразбериха с госучётом транспорта началась сразу после войны, в 45-м: часть машин либо утеряла номера и документы в ходе боёв, либо была пересобрана из останков и агрегатов других, завезли немало и трофейной техники с иностранной регистрацией. Это стало причиной пересмотра контроля за транспортом и видов номеров. Снова изменилось начертание и расположение букв и цифр, а фон номеров поменял цвет на жёлтый. Передний номер должен был быть вытянутой формы, задний — тоже прямоугольный, но узкий, а литеры и цифры на нём располагались друг под другом.

Автомобильные госномера Казахстана: 100 лет назад и сегодня
Старые номера образца середины 40-х ещё встречаются у владельцев ретротехники. Код ШД на фото — это Алма-Атинская область

В 1959 году в связи с разрастанием количества машин в геометрической прогрессии был принят ГОСТ 3207-58, открывший эпоху так называемых чёрных номеров.

Чёрные номера

Согласно введённому стандарту, автомобильные номера имели чёрный фон с цифрами и буквами белого цвета. Последних стало три, две первые из которых указывали географию регистрации ТС, а именно область или город. Казахская ССР, как вторая по площади территории после РСФСР, имела соответствующее количество областей и закреплённых за ними номерных знаков. Это два десятка комбинаций плюс отдельно сочетание АТ — для столицы Казахской ССР.

Автомобильные госномера Казахстана: 100 лет назад и сегодня
Это фото из заводского каталога Волжского завода было сделано в горах близ Алма-Аты в начале 70-х. На «копейке» чёрные номера с алматинской регистрацией

Обозначение регионов на госномерах КазССР до 1993 года

Серия Регион
АК, ЦЛ Акмолинская (Целиноградская) область
АЮ Актюбинская область
АП Алма-Атинская область
АТ Город Алма-Ата
ВК, ВА Восточно-Казахстанская область
ГУ, ГТ, ША Гурьевская область
ДЖ Джамбульская область
ДК Джезказганская область
ЗК, УТ Западно-Казахстанская область
КГ Карагандинская область
КЗ Кзыл-Ординская область
КТ Кокчетавская область
КЩ, НЖ Кустанайская область
МШ Мангышлакская область
ПА Павлодарская область
СК Северо-Казахстанская область
СП Семипалатинская область
ТГ Тургайская область
ТК Талды-Курганская область
ЮК, ЧМ Южно-Казахстанская (Чимкентская) область
Автомобильные госномера Казахстана: 100 лет назад и сегодня
Задний госномер отличался от переднего «двухэтажной компоновкой» и размерами

Белые номера

Чёрный формат действовал до 1980 года, пока уже по ГОСТ 3207-77 советские номера не обновили свой дизайн. Таблички увеличились в размерах, символы наносились чёрным цветом, а фон был белым.

Автомобильные госномера Казахстана: 100 лет назад и сегодня
Фото из домашнего архива Евгения Хрищатого

Существенным новшеством стала сепарация номерных знаков на частные и казённые. Если государственные ТС сохранили прежнее трёхбуквенное сочетание позади комбинации из четырёх цифр, то оформленные на частников авто несли литеру нижним регистром впереди набора цифр и две — в конце.

Автомобильные госномера Казахстана: 100 лет назад и сегодня
Toyota RAV4 на алматинских номерах госучреждения конца советской эпохи — их ещё можно было встретить в 90-х. Фото из архива редакции Kolesa.kz
Автомобильные госномера Казахстана: 100 лет назад и сегодня
Хотя даже в 2019-2020 годах их можно было заметить на дорогах и авторынках Казахстана в период активного ввоза авто из России (ОА — Оренбургская область). Старые типы советских номеров в РФ до сих пор имеют силу

Ещё одна особенность была у этого стандарта — номера для частных владельцев выдавались вытянутые прямоугольные как на передок, так и на задок. Под него же был оптимизирован дизайн ниш, подсветка сзади и, конечно же, штампы для кузовных деталей на всех выпускаемых легковушках в Союзе. Закрепить белый номер на задок авто выпуска до 1980 года без дрели было новой задачкой для владельцев. «Квадратный» тип — это для госучреждений, причём только для габаритных авто: фургонов, грузовиков, микроавтобусов и автобусов.

Автомобильные госномера Казахстана: 100 лет назад и сегодня
Образец номера Кокчетавской области госучреждения

Белые, но уже не советские

В Казахстане, ставшем независимым государством, регистрационные таблички советского образца сохраняли силу вплоть до 1993 года, когда был учреждён собственный стандарт номерных знаков в международной стилистике, без кириллицы. На белом фоне пластины отображались чёрные символы в следующей последовательности: одна буква в начале — три цифры в середине — две или три буквы в конце. Всё латиницей.

Автомобильные госномера Казахстана: 100 лет назад и сегодня

Первая буква номерного знака означала область, в которой было зарегистрировано данное транспортное средство. Две буквы в конце указывали на принадлежность машины юридическому лицу, три буквы — частному лицу.

Кстати, наблюдательные автомобилисты отмечали сразу, что третья по счёту литера была М. Почему М, а не А, к примеру? В сокращении буква относила учёт к личному авто — на казахском «меншік» имеет одно из определений как частная собственность. Однако разработчики недооценили перспективы роста автопарка страны в нулевых, и пришлось менять М на следующую по алфавиту N, а далее — O. Последние серии номеров в этом дизайне завершились на букве P.

Автомобильные госномера Казахстана: 100 лет назад и сегодня
Ещё из наблюдений редакции: в разных регионах можно было заметить разные наборы для штамповки букв и цифр. На фото уазик из Актобе, который получил новые номера в числе первых. Буквы и цифры номера словно взяты от европейских образцов
Автомобильные госномера Казахстана: 100 лет назад и сегодня
На этом фото — авто из Алматы и номер, также выданный в первые годы после смены стандарта. Разница в шрифтах очевидна

Примечательно, что в Казахстане тогда сочли излишним нанесение на номер символа государственной принадлежности, видимо, чтобы не перегружать восприятие номера. Исключение — номера для автомобилей президента Казахстана (флаг на всю высоту таблички и набор 01 KZ) и верхушки власти, его администрации и хозяйства, а также парламента РК.

Обозначение регионов на госномерах Республики Казахстан после 1993 года

Серия Регион
A Город Алматы
B Алматинская область
C Акмолинская область
D Актюбинская область
E Атырауская область
F Восточно-Казахстанская область
H Жамбылская область
K Улытауская область (до 1997 г.)
L Западно-Казахстанская область
M Карагандинская область
N Кызылординская область
O Кокшетауская область (до 1997 г.)
P Костанайская область
R Мангистауская область
S Павлодарская область
T Северо-Казахстанская область
U Абайская область (до 1997 г.)
V Жетысуская область (до 1997 г.)
W Тургайская область (до 1997 г.)
X Южно-Казахстанская область
Z Астана
Автомобильные госномера Казахстана: 100 лет назад и сегодня
«Волга» юридического лица, зарегистрированного в Алматы

Табличка действительно получилась лаконичной и хорошо читалась, причём даже в тёмное время: фон стал светоотражающим. И ещё одно отличие было от образцов СССР — металл. Теперь это алюминий, который не боялся ржавчины. Советские номера ржавели и ежегодно требовали покраски.

Из старого стандарта перекочевал только формат набора для иностранцев и компаний с зарубежным участием: одна буква в начале (H, P, K и M) и шестизначное число на жёлтом фоне, а также для дипломатов — на красном фоне (D, T и CMD).

Автомобильные госномера Казахстана: 100 лет назад и сегодня

Срок замены старых номеров на новые был ограничен с одновременным введением запрета на управление транспортом на советском учёте, что создало неудобства для многих автовладельцев, чьи машины не попали в новую базу данных.

Автомобильные госномера Казахстана: 100 лет назад и сегодня
Алматинский трафик в середине 90-х. Казахстанцы быстро перешли на новый тип табличек. Фото из архива редакции Kolesa.kz

Новые номера с флажком и кодом KZ

С 2012 года на территории Республики Казахстан ввели новый тип номеров, который действует и сегодня. Замена старых знаков на новые не требуется, но в случае переоформления авто выдаётся табличка действующего стандарта.

Автомобильные госномера Казахстана: 100 лет назад и сегодня

Новый вид госномеров был дополнен флагом страны и буквами KZ в левом углу, а справа появились две цифры, обозначающие код региона. Вместо букв теперь используется цифровое обозначение.

Цифровые коды регионов на госномерах Республики Казахстан после 2012 года

Серия Регион
01 Город Астана
02 Город Алматы
03 Акмолинская область
04 Актюбинская область
05 Алматинская область
06 Атырауская область
07 Западно-Казахстанская область
08 Жамбылская область
09 Карагандинская область
10 Костанайская область
11 Кызылординская область
12 Мангистауская область
13 Туркестанская область
14 Павлодарская область
15 Северо-Казахстанская область
16 Восточно-Казахстанская область
17 Город Шымкент
18 Абайская область
19 Жетысуская область
20 Улытауская область

Тут стоит заметить, что регион 18 на жёлтом фоне — это отдельная серия номеров, к Абайской области никак не относящаяся. Выдавались номера в 2020 году временно для автовладельцев, которые импортировали автомобили из стран ЕАЭС, но с учёта на прежнем месте не сняли. Позже такие автомобили стали метить литерой А в начале жёлтого номера, а код относился к области, в которой машину временно регистрировали.

Обновились стандарты номеров и для иностранных граждан и компаний, дипломатов, полиции, военных и мототранспорта.

Автомобильные госномера Казахстана: 100 лет назад и сегодня
Фото: Алмаз Толеке

Также слегка освежили формат и для госаппарата, но не глобально. А госномер 01 KZ, который относится к автомобилям президента РК, сохранился в образце 1993 года и вовсе без изменений.

Кстати, как изготавливают госномера в Казахстане, мы писали в отдельной статье.

Автомобильные госномера Казахстана: 100 лет назад и сегодня

А госномера каких серий были на ваших автомобилях? Сможете вспомнить? Пишите в комментариях!

Комментариев: 16

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
  • Аватар
    mackonya

    Мне вот что интересно, когда у нас давно уже появились номера с флагом KZ, на границе все еще раздавали наклейки на заднее стекло KZ, если конечно до сих пор не раздают….

    Ответить
  • Аватар
    Neal

    Я оформлял два автомобиля ещё на советские "белые номера". Один частный, и другой на "Фирму" (как тогда говорили).
    Очень негодовал, когда в 1993 году стали запрещать "советский учёт". Причем наиболее старательно действовали в Алматы. По регионам такого рвения не было. А затем, силой заставили менять "Техпаспорт" образца 1993 года. Это началось примерно в 1997 году. И вот теперь, когда у меня один из автомобилей всё ещё на номерах ныне старого образца, случись с ними что, опять заставят менять на новые.
    Привет большой, всем тем специалистам, которые принимали эти решения. Я вас очень не люблю! )

    Ответить
    • Аватар
      cazax   Neal

      Фирма Латон много бабла срубила, пока производстао номеров и док-тов не передали государству.
      А в советское время можно было взамен утерянного номера новый за пузырь водки сделать на Дорзнаке за мясокомбинатом.

      Ответить
      • Аватар
        Neal   cazax

        Взамен утерянного, без соответствующей процедуры через ГАИ, в Латоне конечно номер не сделать было. Но обновить, сдать старый и получить новый без проблем. Был же у них какой-то цех на Ташкентской, где Пепси-Кола, вот туда и ездили. В "нулевых" эту возможность прикрыли. И началась история "по знакомству".

        Ответить
  • Аватар
    Lockheed

    прекрасная статья, с удовольствием прочитал

    Ответить
  • Аватар
    cazax

    ЦК и Совмин ездили на АТГ, МВД на АТО, такси на АТБ.)

    Ответить
    • Аватар
      cazax   cazax

      Потом первые перешли на АТЮ, а вторые на АТВ.

      Ответить
    • Аватар
      cazax   cazax

      Номера были кондовые, железные.) А когда после перехода на алюминиевые появились подномерники это был культурный шок).

      Ответить
    • Аватар
      cazax   cazax

      Номера все в неоднократных дырках были в постсоветское время, при перерегистрации выдавали бэушные номера и каждый дырявил по своим посадочныи отверстиям.

      Ответить
  • Аватар
    11361219611

    На Манаса иногда находит, возьмет да напишет отличную и интересную статью без паршивых англицизмов, что прочитав снова хочется перечитать.

    Ответить
  • Аватар
    R

    Интересно, когда наши додумаються наконец уже сделать, так называемые квадратные номера, приближенные к стандартам Японии и Америки, как это сделали все соседи…. Кыргызстан, Россия, Армения и вообщем всех не перечислить.

    Ответить
    • Аватар
      japancar   R

      По всей видимости, никогда. Этот вопрос у нас МВД курирует. А МВД крайне неповоротливая махина. И если это не сулит кому-либо дополнительного дохода, этот вопрос никогда не решится.
      Надо организовать петицию! Так хотя бы можно озвучить проблему.

      Ответить
  • Аватар
    Freeman

    "Обозначение регионов на госномерах Республики Казахстан после 1993 года: Абайская область (до 1997 г.)" — Ошибаетесь, тогда была Семипалатинская область ещё до мая 1997 г., позже вошло в ВКО. Абайской стала пару лет назад

    Ответить
  • Аватар
    SerAli

    ВАЗ 2106 (ж9097ат)
    MMC Galant (A 731 FPM)
    Ford Explorer (A 094 NKM/A 360 YDM)
    Mercedes E-Class (A 065 ANN)
    Honda CR-V (A 605 VFN)
    Toyota Camry (A 710 OYO)
    MMC Pajero (A 161 RDN/A 161 WAO)
    Mercedes S-Class (745 WNA 02)
    Mercedes S-Class (880 BKB 02)
    TLC 200 (070 RXF 02)
    BMW 5 (454 MOB 02)

    Ответить
  • Аватар
    mikhail

    51-81 АТМ Номер получен был в 1975-м году.
    Фото, к сожалению, не сохранилось.
    Автору спасибо, напомнил о том, как приходилось номера подкрашивать перед техосмотром. На станции диагностики в Алма-Ате в те времена цеплялись при прохождении техосмотра к каждой мелочи педантично.

    Ответить
  • Аватар
    Эдуард.

    91-17 АТЦ Ваз 2103 1981г. т хорошее время было

    Ответить