Одна из попыток упорядочить автомобильный учёт была предпринята новыми властями в 1920 году, когда ещё шла Гражданская война. В постановлении Совнаркома предписывалось обязательное наличие переднего номерного знака на левом крыле автомобиля, а заднего — на кузове или особой стойке небольшой высоты не ниже аршина от земли (~71 см).
Единого стандарта пока не существовало, у каждого города был свой вид, но с того момента запретили самописные номера — только печатные. Вдобавок стало обязательным регистрационное свидетельство, которое должно находиться при машине. Уже в 1923 году в Киргизской АССР, включавшей территорию современного Казахстана, было поставлено на учёт 126 автомобилей: 72 легковых, 51 грузовой и 3 специальных. Мотоциклов значилось 27.
Да, кстати, уже тогда двухколёсный транспорт, в том числе и вело, подлежал обязательной нумерации. Забавно, что в наше время вопрос, как оформить мопеды, уже год с лишним власти только и обсуждают.
В 1931-м в первом постановлении об общесоюзном учёте были утверждены размеры знака, его форма, цвет, высота и толщина цифр и символы для всех республик.
Но и в последующие тридцать лет требования к автомобильным регистрационным табличкам в СССР менялись неоднократно: и формы, и начертание, и цвет фона с буквами.
Особая неразбериха с госучётом транспорта началась сразу после войны, в
В 1959 году в связи с разрастанием количества машин в геометрической прогрессии был принят
Чёрные номера
Согласно введённому стандарту, автомобильные номера имели чёрный фон с цифрами и буквами белого цвета. Последних стало три, две первые из которых указывали географию регистрации ТС, а именно область или город. Казахская ССР, как вторая по площади территории после РСФСР, имела соответствующее количество областей и закреплённых за ними номерных знаков. Это два десятка комбинаций плюс отдельно сочетание АТ — для столицы Казахской ССР.
Обозначение регионов на госномерах КазССР до 1993 года
Серия | Регион |
АК, ЦЛ | Акмолинская (Целиноградская) область |
АЮ | Актюбинская область |
АП | Алма-Атинская область |
АТ | Город Алма-Ата |
ВК, ВА | Восточно-Казахстанская область |
ГУ, ГТ, ША | Гурьевская область |
ДЖ | Джамбульская область |
ДК | Джезказганская область |
ЗК, УТ | Западно-Казахстанская область |
КГ | Карагандинская область |
КЗ | Кзыл-Ординская область |
КТ | Кокчетавская область |
КЩ, НЖ | Кустанайская область |
МШ | Мангышлакская область |
ПА | Павлодарская область |
СК | Северо-Казахстанская область |
СП | Семипалатинская область |
ТГ | Тургайская область |
ТК | Талды-Курганская область |
ЮК, ЧМ | Южно-Казахстанская (Чимкентская) область |
Белые номера
Чёрный формат действовал до 1980 года, пока уже по
Существенным новшеством стала сепарация номерных знаков на частные и казённые. Если государственные ТС сохранили прежнее трёхбуквенное сочетание позади комбинации из четырёх цифр, то оформленные на частников авто несли литеру нижним регистром впереди набора цифр и две — в конце.
Ещё одна особенность была у этого стандарта — номера для частных владельцев выдавались вытянутые прямоугольные как на передок, так и на задок. Под него же был оптимизирован дизайн ниш, подсветка сзади и, конечно же, штампы для кузовных деталей на всех выпускаемых легковушках в Союзе. Закрепить белый номер на задок авто выпуска до 1980 года без дрели было новой задачкой для владельцев. «Квадратный» тип — это для госучреждений, причём только для габаритных авто: фургонов, грузовиков, микроавтобусов и автобусов.
Белые, но уже не советские
В Казахстане, ставшем независимым государством, регистрационные таблички советского образца сохраняли силу вплоть до 1993 года, когда был учреждён собственный стандарт номерных знаков в международной стилистике, без кириллицы. На белом фоне пластины отображались чёрные символы в следующей последовательности: одна буква в начале — три цифры в середине — две или три буквы в конце. Всё латиницей.
Первая буква номерного знака означала область, в которой было зарегистрировано данное транспортное средство. Две буквы в конце указывали на принадлежность машины юридическому лицу, три буквы — частному лицу.
Кстати, наблюдательные автомобилисты отмечали сразу, что третья по счёту литера была М. Почему М, а не А, к примеру? В сокращении буква относила учёт к личному авто — на казахском «меншік» имеет одно из определений как частная собственность. Однако разработчики недооценили перспективы роста автопарка страны в нулевых, и пришлось менять М на следующую по алфавиту N, а далее — O. Последние серии номеров в этом дизайне завершились на букве P.
Примечательно, что в Казахстане тогда сочли излишним нанесение на номер символа государственной принадлежности, видимо, чтобы не перегружать восприятие номера. Исключение — номера для автомобилей президента Казахстана (флаг на всю высоту таблички и набор 01 KZ) и верхушки власти, его администрации и хозяйства, а также парламента РК.
Обозначение регионов на госномерах Республики Казахстан после 1993 года
Серия | Регион |
A | Город Алматы |
B | Алматинская область |
C | Акмолинская область |
D | Актюбинская область |
E | Атырауская область |
F | Восточно-Казахстанская область |
H | Жамбылская область |
K | Улытауская область (до 1997 г.) |
L | Западно-Казахстанская область |
M | Карагандинская область |
N | Кызылординская область |
O | Кокшетауская область (до 1997 г.) |
P | Костанайская область |
R | Мангистауская область |
S | Павлодарская область |
T | Северо-Казахстанская область |
U | Абайская область (до 1997 г.) |
V | Жетысуская область (до 1997 г.) |
W | Тургайская область (до 1997 г.) |
X | Южно-Казахстанская область |
Z | Астана |
Табличка действительно получилась лаконичной и хорошо читалась, причём даже в тёмное время: фон стал светоотражающим. И ещё одно отличие было от образцов СССР — металл. Теперь это алюминий, который не боялся ржавчины. Советские номера ржавели и ежегодно требовали покраски.
Из старого стандарта перекочевал только формат набора для иностранцев и компаний с зарубежным участием: одна буква в начале (H, P, K и M) и шестизначное число на жёлтом фоне, а также для дипломатов — на красном фоне (D, T и CMD).
Срок замены старых номеров на новые был ограничен с одновременным введением запрета на управление транспортом на советском учёте, что создало неудобства для многих автовладельцев, чьи машины не попали в новую базу данных.
Новые номера с флажком и кодом KZ
С 2012 года на территории Республики Казахстан ввели новый тип номеров, который действует и сегодня. Замена старых знаков на новые не требуется, но в случае переоформления авто выдаётся табличка действующего стандарта.
Новый вид госномеров был дополнен флагом страны и буквами KZ в левом углу, а справа появились две цифры, обозначающие код региона. Вместо букв теперь используется цифровое обозначение.
Цифровые коды регионов на госномерах Республики Казахстан после 2012 года
Серия | Регион |
01 | Город Астана |
02 | Город Алматы |
03 | Акмолинская область |
04 | Актюбинская область |
05 | Алматинская область |
06 | Атырауская область |
07 | Западно-Казахстанская область |
08 | Жамбылская область |
09 | Карагандинская область |
10 | Костанайская область |
11 | Кызылординская область |
12 | Мангистауская область |
13 | Туркестанская область |
14 | Павлодарская область |
15 | Северо-Казахстанская область |
16 | Восточно-Казахстанская область |
17 | Город Шымкент |
18 | Абайская область |
19 | Жетысуская область |
20 | Улытауская область |
Тут стоит заметить, что регион 18 на жёлтом фоне — это отдельная серия номеров, к Абайской области никак не относящаяся. Выдавались номера в 2020 году временно для автовладельцев, которые импортировали автомобили из стран ЕАЭС, но с учёта на прежнем месте не сняли. Позже такие автомобили стали метить литерой А в начале жёлтого номера, а код относился к области, в которой машину временно регистрировали.
Обновились стандарты номеров и для иностранных граждан и компаний, дипломатов, полиции, военных и мототранспорта.
Также слегка освежили формат и для госаппарата, но не глобально. А госномер 01 KZ, который относится к автомобилям президента РК, сохранился в образце 1993 года и вовсе без изменений.
Кстати, как изготавливают госномера в Казахстане, мы писали в отдельной статье.
А госномера каких серий были на ваших автомобилях? Сможете вспомнить? Пишите в комментариях!
Мне вот что интересно, когда у нас давно уже появились номера с флагом KZ, на границе все еще раздавали наклейки на заднее стекло KZ, если конечно до сих пор не раздают….
Я оформлял два автомобиля ещё на советские "белые номера". Один частный, и другой на "Фирму" (как тогда говорили).
Очень негодовал, когда в 1993 году стали запрещать "советский учёт". Причем наиболее старательно действовали в Алматы. По регионам такого рвения не было. А затем, силой заставили менять "Техпаспорт" образца 1993 года. Это началось примерно в 1997 году. И вот теперь, когда у меня один из автомобилей всё ещё на номерах ныне старого образца, случись с ними что, опять заставят менять на новые.
Привет большой, всем тем специалистам, которые принимали эти решения. Я вас очень не люблю! )
Фирма Латон много бабла срубила, пока производстао номеров и док-тов не передали государству.
А в советское время можно было взамен утерянного номера новый за пузырь водки сделать на Дорзнаке за мясокомбинатом.
Взамен утерянного, без соответствующей процедуры через ГАИ, в Латоне конечно номер не сделать было. Но обновить, сдать старый и получить новый без проблем. Был же у них какой-то цех на Ташкентской, где Пепси-Кола, вот туда и ездили. В "нулевых" эту возможность прикрыли. И началась история "по знакомству".
прекрасная статья, с удовольствием прочитал
ЦК и Совмин ездили на АТГ, МВД на АТО, такси на АТБ.)
Потом первые перешли на АТЮ, а вторые на АТВ.
Номера были кондовые, железные.) А когда после перехода на алюминиевые появились подномерники это был культурный шок).
Номера все в неоднократных дырках были в постсоветское время, при перерегистрации выдавали бэушные номера и каждый дырявил по своим посадочныи отверстиям.
На Манаса иногда находит, возьмет да напишет отличную и интересную статью без паршивых англицизмов, что прочитав снова хочется перечитать.
Интересно, когда наши додумаються наконец уже сделать, так называемые квадратные номера, приближенные к стандартам Японии и Америки, как это сделали все соседи…. Кыргызстан, Россия, Армения и вообщем всех не перечислить.
По всей видимости, никогда. Этот вопрос у нас МВД курирует. А МВД крайне неповоротливая махина. И если это не сулит кому-либо дополнительного дохода, этот вопрос никогда не решится.
Надо организовать петицию! Так хотя бы можно озвучить проблему.
"Обозначение регионов на госномерах Республики Казахстан после 1993 года: Абайская область (до 1997 г.)" — Ошибаетесь, тогда была Семипалатинская область ещё до мая 1997 г., позже вошло в ВКО. Абайской стала пару лет назад
ВАЗ 2106 (ж9097ат)
MMC Galant (A 731 FPM)
Ford Explorer (A 094 NKM/A 360 YDM)
Mercedes E-Class (A 065 ANN)
Honda CR-V (A 605 VFN)
Toyota Camry (A 710 OYO)
MMC Pajero (A 161 RDN/A 161 WAO)
Mercedes S-Class (745 WNA 02)
Mercedes S-Class (880 BKB 02)
TLC 200 (070 RXF 02)
BMW 5 (454 MOB 02)
51-81 АТМ Номер получен был в 1975-м году.
Фото, к сожалению, не сохранилось.
Автору спасибо, напомнил о том, как приходилось номера подкрашивать перед техосмотром. На станции диагностики в Алма-Ате в те времена цеплялись при прохождении техосмотра к каждой мелочи педантично.
91-17 АТЦ Ваз 2103 1981г. т хорошее время было