Автобус, которого не дождались

Автобус, которого не дождались

Жёлтый рейсовый доппельдекер, который ждала радистка Кэт со своим спасителем, прибыл из ГДР двадцать лет спустя.

Легендарный сериал «Семнадцать мгновений весны» при всей тщательности съёмок и соответствии антуражу демонстрируемой эпохи заката III Рейха не оказался лишён множества ляпов, в том числе связанных с автомобилями. О промелькнувших позади «мерседеса» Штирлица ЗиЛ-130 и «копейке» на автобане теперь не знает разве что ребёнок. Также киноманы то и дело поминают третьего «пришельца из будущего» — УАЗ-452, на котором на аэродром прибыли подчинённые рейхсляйтера Бормана, чтобы арестовать генерала Вольфа, уличённого в сепаратных переговорах с западными странами.

Одна из самых драматических сцен исторической саги Лиозновой — когда проникшийся сочувствием к пленной разведчице солдат Гельмут выходит с пистолетом прямо на проезжую часть, отвлекая на себя внимание преследователей и жертвуя в итоге собственной жизнью. Приближавшийся из-за поворота двухэтажник обгоняют две машины с сотрудниками крипо, но когда раздаются выстрелы, автобус чудесным образом исчезает с дороги. Очевидно, эти моменты снимались в различное время и согласовать картинку в кадре не удалось.

Более того, сам автобус вообще никак не мог появиться в Берлине весной сорок пятого, поскольку был создан и производился почти полтора десятилетия спустя. На кадрах безошибочно распознаётся доппельдекер (двухэтажник) марки Do 56, который выпускался вагоностроительным заводом в восточногерманском Баутцене в 1957–1959 годах. Десятиметровый автобус капотной компоновки базировался на шасси грузовика IFA и работал на маршрутах в Берлине и ряде других городов ГДР вплоть до конца семидесятых.

Автобус, которого не дождались

По факту костяк автобусного парка Берлина при нацистах составляли пассажирские машины производства компаний Büssing NAG и Daimler-Benz. Напоминавшие дилижансы ранние двухэтажные автобусы стали работать в немецкой столице ещё до Первой мировой войны, однако второй этаж был открытым. Более вместительные закрытые кузова на трёхосном шасси появились во второй половине двадцатых, укрупняясь от поколения к поколению и достигнув к концу предвоенного десятилетия 11-метровой длины на моделях серии D38. Управлять столь тяжёлыми и неповоротливыми машинами было нелегко, маневрировать тем более, так что они редко покидали пределы центральных улиц.

Бомбёжки союзников и финальный штурм Берлина Красной Армией изрядно проредили стадо жёлтых мастодонтов, часть из которых к тому же была вывезена в СССР. Оставшиеся в западной зоне оккупации «бюссинги» были отремонтированы и продолжали возить горожан до середины 1950-х, пока им на смену не пришла более совершенная бескапотная модель вагонной компоновки от всё того же Büssing.

Съёмки «Семнадцати мгновений весны» проходили в Берлине в 1971 году, и на переговоры об аренде аутентичного D38 из-за Стены прибывшие киношники вряд ли располагали временем и полномочиями. Сомнительно вообще, что они заморачивались, по сути, третьестепенным аспектом настолько глубоко, использовав в качестве реквизита ту технику, что предложили им восточногерманские коллеги. В таких условиях анахронизмы были просто неизбежны, хотя, подчеркну: на финальном качестве сериала это нисколько не сказалось.

Автобус, которого не дождались

Что же касается Do 56, то одна из таких машин оказалась в столице СССР — не в качестве трофея, разумеется, а по официальным каналам, в порядке братской взаимопомощи по линии СЭВ. С увеличением пассажиропотока советское руководство в хрущёвскую эпоху прощупывало возможности эксплуатации двухэтажных автобусов, но вскоре по ряду причин отказалось от этой идеи. И в 1964 году единственный московский Do 56 был списан и отправлен на слом, не успев отработать в гостях и пяти лет.

Комментариев: 5

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.