Мир увидел этот автомобиль. Среди наблюдавших был уже известный в то время австриец, решивший стать богатым и известным за счёт Голливуда, которого мы знаем в первую очередь как Терминатора. Арнольду Шварценеггеру настолько понравилась машина, что он обратился в Министерство обороны США с просьбой продать ему одну такую брутальную технику, но получил однозначный отказ, дескать, машина является сугубо военной и не подлежит продаже гражданским лицам, пусть даже и терминаторам. Раз парадный вход закрыт, то Шварценеггер решил зайти с заднего крыльца и обратился напрямую к производителю — гигантской, но малоизвестной тогда и ныне компании AM General. Немного поломавшись, фирма продала ему автомобиль и тут же озаботилась сертификацией HMMWV для гражданской жизни. Тем более что вслед за Терминатором другие известные и состоятельные люди решили тоже обзавестись этим чудом автомобилестроения. Так появился Hummer H1. Но это уже другая история машины, развитие которой пошло по своему пути, тогда как ВС продолжали нещадно эксплуатировать HMMWV, или, как называют его в народе, Хамви. В один прекрасный день небольшая их партия прибыла служить и в наших степях да пустынях в составе некоторых воинских подразделений Вооружённых сил Казахстана. На одном из них мне и довелось поездить.
HMMWV выглядит очень брутально: ни одной плавной линии, всё какое-то параллельно-перпендикулярное. Лобовое стекло вертикальное, крыша ровная, только капот с гигантскими воздухозаборниками немного покатый. Впрочем, слово «капот» не совсем уместно. Оно обозначает крышку отсека двигателя. Но у HMMWV под ним нет мотора, его место занял гигантский радиатор системы охлаждения, а сам силовой агрегат вместе с трансмиссией сдвинут назад относительно передней оси и, можно сказать, расположены в салоне под огромным кожухом.
Никакой русификации
В отличие от турецкого бронеавтомобиля Otokar Cobra, который мы испытавали недавно, в салоне американского HMMWV нет ни одной надписи на русском языке. Если в «Кобре» обозначение каждой кнопки, переключателя и контрольной лампы было продублировано на русском, то внутри «Хамви» исключительно английские надписи.
Задняя часть автомобиля отводится грузовому отсеку, прикрытому металлической крышкой, однако доступ к нему снаружи неудобный. Во-первых, очень высоко, во-вторых, мешает запасное колесо. Запаску, разумеется, можно откинуть, но это лишние движения, занимающие время, которого в армейской службе всегда не хватает. Доставшаяся на тест модификация M1151A1 не имеет брони, однако оснащена некоторыми элементами, которые повышают живучесть машины в условиях боя как с огневой, так и вездеходной точки зрения. Для первого предусмотрена турель, на которую устанавливается пулемёт калибра 12.7 или 7.62 мм, т. е. «Хамви» способен обороняться не только уходом от обстрела. Стрелок стоит в салоне и может вести огонь из люка.
Вслед за танками
Большая ширина автомобиля (2 160 мм) и колея (1 829 мм) объясняется требованием военных двигаться по следам танков. Для сравнения: колея Toyota Land Cruiser 200 — 1 640 мм, а огромного 5.8-метрового пикапа Toyota Tundra — 1 725 мм. Что касается небольшой высоты HMMWV (всего 1.8 м), то это позволяет автомобилю помещаться внутри транспортных самолётов.
Для повышения возможностей вне дорог установлена лебёдка с тяговым усилием 8 тонн и система подкачки шин. А колёса обуты во внедорожные шины Goodyear Wrangler MT/R размерностью 37×12.50 R16.5. Вообще, несмотря на гигантские внешние размеры, салон «Хамви» тесный и вмещает лишь четырёх человек, включая водителя. В состав экипажа входят водитель, старший машины и два десантника. Зато весь центр интерьера занят огромным коробом, под которым, собственно, и расположены двигатель и трансмиссия. Эргономика… отсутствует. Но все основные органы управления находятся возле водителя машины. Главное, привыкнуть к их местоположению. Спереди внизу есть небольшой переключатель, которым можно регулировать давление в шинах. Причём отдельно для передних и задних колёс. Управление освещением возложено на небольшой пульт с тремя тумблерами слева от рулевой колонки. Пока разберёшься с ними, может и ночь пройти. Приборы разбросаны в творческом беспорядке на панели. Благо, что руль на месте, хотя и сдвинут влево, заставляя водителя прижиматься к двери.
Удобство, однако, присутствует. Для того чтобы при эксплуатации в условиях степей и пустынь не получить теплового удара, в «Хамви» предусмотрен даже кондиционер! Плавность хода неплоха. Независимая подвеска всех колёс с гигантскими ходами как на сжатие, так и отбой позволяет буквально нестись по степи или пустыне без риска растрясти находящихся внутри бойцов. Но некоторые моменты напоминают, что армейской службе чужды такие понятия, как комфорт. Звукоизоляции нет никакой. Двигатель, а это как-никак гигантская V-образная дизельная «восьмёрка» объёмом 6.5 литра, рычит громко. Трансмиссия подвывает. Металлический салон без единого намёка на какую-либо декоративную обивку гремит. Но самое интересное — двери будут открываться на ходу, если их не закрыть плотно и не зафиксировать специальной щеколдой. Это и происходило во время наших испытаний. Не самые приятные ощущения, учитывая, что водитель из-за особенностей посадки буквально наваливается на дверь. В общем, пристёгиваться в машине стоит не только ради соблюдения ПДД, но и чтобы не выпасть.
Управлять HMMWV интересно. Однако лично я не захотел бы ездить на нём по городским улицам, даже если и не в час пик. Первое, что не понравилось, — обзорность. HMMWV хоть и не броневик, но обеспечивает нормальную видимость только строго вперёд. Для обзора налево, например при повороте, необходимо изогнуться так, чтобы из поля зрения выпала толстая передняя стойка с зеркалом заднего вида. Дорожную обстановку сбоку можно увидеть лишь после того, как наклонишь голову — боковое окно очень узенькое, а верхняя кромка расположена на уровне подбородка, если сидеть ровно. Но плохая обзорность актуальна лишь при езде в городе, а это у данного автомобиля случается крайне редко. В степи и пустыне некогда смотреть по сторонам, тем более большинство передвижений HMMWV совершают колоннами, а не одиночным транспортом.
Разнообразие выбора
HMMWV, попавший к нам в руки, имеет обозначение M1151A1, то есть это машина третьего поколения с закрытым 4-местным кузовом и турелью для пулемёта. Помимо этого существует с десяток вариантов исполнения, начиная с открытого грузового автомобиля и заканчивая полностью бронированными машинами с противотанковым комплексом TOW или вариантом с зенитно-ракетным комплексом Stinger.
Другое, что помешало бы спокойной езде в условиях плотного городского потока, очень большой размер машины. В «Хамви» плохо чувствуются габариты. Маневрировать приходится, как говорят, на ощупь. Не для стеснённых условий машина. Это, кстати, показала и практика. Во время боевых операций в Сомали стало понятно, что в городских условиях «Хамви» неповоротлив и представляет собой скорее лакомую мишень для противника, нежели эффективное транспортное средство для бойцов.
Зато на открытых просторах HMMWV, как говорится, раскрывает душу и поёт. Динамика, как ни странно, показалась слабой. Разумеется, замеров не делал, однако по ощущениям обычный военный уазик намного динамичнее. Впрочем, как бы то ни было, «Хамви» пусть и медленно, но разгоняется.
На зависть джиперам
Испытанный нами HMMWV не поражает воображения каким-то суперхитрым оборудованием, однако то немногое, что у него есть, способно напрочь лишить сна искушённых джиперов. Загибайте пальцы: централизованная подкачка шин (помимо военной техники есть только на прототипах, выступающих в трофи-рейдах), лебёдка и 37-дюймовые колёса.
По задумке конструкторов HMMWV рассчитан на управление машиной раненым солдатом. Это похоже на правду. Рулевое управление очень лёгкое. Автоматическая коробка работает мягко, переключается плавно. Единственное, что в машине может не понравиться, слишком близкое расположение друг к другу двух педалей — газа и тормоза. Места внизу хватает, уж педали можно было бы развести подальше друг от друга, а то даже в гражданской обуви нет-нет да нажимались обе педали. А если на ногах будут берцы с мощной широкой подошвой?
Подытожим
Поставки HMMWV в ВС РК можно считать удачной сделкой. Этот военно-транспортный автомобиль не очень актуален в горах и лесах, зато на открытом пространстве степей и пустынь, которые у нас занимают больше половины всей территории Казахстана, он может быть незаменим.
Понравилось:
- отменная проходимость
Вопреки разным слухам, «Хамви» имеет очень высокую проходимость и способен преодолевать немыслимые препятствия. - мощный двигатель
Американский дизель тяговит, с ровной характеристикой момента.
Не понравилось:
- плохая обзорность
Очень сложно наблюдать за происходящим сбоку от машины, и почти не видно через зеркала, что творится сзади - вместимость салона
Такая огромная машина — и всего четыре посадочных места. Маловато. К примеру, турецкий бронетранспортёр Otokar Cobra, построенный на базе и агрегатах «Хамви», имеет 7 мест
Вехи истории
В 1979 году Министерство обороны США объявило конкурс на создание многоцелевого транспортного средства с высокой степенью подвижности — High Mobility Multy-Purpose Wheeled Vehicle, или сокращённо HMMWV, что и дало название машине. Автомобиль этот должен был отвечать многим требованиям военных, среди которых можно отметить способность передвижения по пересечённой местности, возможность установки различного вооружения, от станкового пулемёта до реактивной установки, клиренс не менее 400 мм. А ещё боевая машина по требованию военных обязана была преодолевать вертикальную стенку высотой не менее 46 см, а брод глубиной до 76 см.
Получить госзаказ от армии было выгодно всегда и во всех странах. Однако в конкурсе приняли участие только три компании: AM General, Chrysler Defense и Teledyne. Изначально условия у компаний были неравные. Вторая имела кое-какие наработки, третья к тому моменту уже создала готовый прототип Cheetah, который позже стал известен как Lamborghini LM002. Только AM General приступила к работе с чистого листа.
Первый прототип, носящий индекс XM966, AM General вывела на испытания в пустыне Невада, на полигоне Nevada Automotive Test Center, в июле 1980 года. Через два года, в апреле 1982-го, было изготовлено 5 машин для финальных испытаний. Автомобили поступили в полное распоряжение армии США на пять месяцев. После доводочных испытаний 22 марта 1983 года с AM General был заключён контракт, предусматривающий производство 55 тысяч машин в течение пяти лет. Серийное производство началось в январе 1985-го на заводе компании AM General в штате Индиана.
После окончания войны в Персидском заливе HMMWV стал известен широкой публике. В компанию посыпались заказы от гражданских лиц. В 1992 году AM General начала производить гражданскую версию, которая получила название HUMMER.
А в 1999-м AM General продаёт права на марку HUMMER концерну General Motors. Было заключено соглашение, согласно которому GM получил права на бренд HUMMER, право сбыта и распространения гражданского варианта внедорожника, a AM General сохранила право на продажу военных модификаций. В декабре 2014 года армия США официально объявила о замене всех HMMWV на новые транспортные средства следующего поколения, а производство «хамви» должно быть прекращено в 2015 году.
Гамма моторов
На HMMWV устанавливали разные моторы. Первоначально это был бензиновый двигатель Chevrolet V8 объёмом 5.3 л, мощностью 160 л. с. Но в 1984 году его заменили на дизельный агрегат GM, обладавший такой же мощностью, но гораздо более экономичный.
В 1996 году дизель получил версию с турбонаддувом, который увеличил мощность до 180 л. с.
Каждый из двигателей делился ещё на два типа — для армии и морской пехоты. Разница была в том, что вторые имели полностью экранированную электропроводку, позволявшую не бояться глубоких бродов.
Дела трансмиссионные
Трансмиссия HMMWV с постоянным приводом на все колёса и демультипликатором. Пониженная передача в раздаточной коробке включается только после полной остановки автомобиля и только на нейтральной передаче в АКПП.
Для повышения проходимости в конструкции предусмотрена принудительная блокировка межосевого дифференциала, а также самоблокирующиеся межколёсные дифференциалы.
Шасси
Подвеска всех колёс «Хамви» рычажная независимая. Тормоза дисковые вентилируемые на всех колёсах, но тормозные механизмы расположены рядом с дифференциалами. Руль имеет гидроусилитель.
Все колёса подключены к централизованной системе подкачки шин. Управление системой осуществляется с блока, расположенного справа от водителя на центральном тоннеле.
Технические характеристики
Автомобиль | |
Марка, модель | HMMWV, M1151A1 |
Производство | США |
Год выпуска | 2009 |
Кузов | рамный |
Тип | внедорожник |
Количество дверей | 4 |
Количество мест | 4 |
Двигатель | |
Модель | GM Detroit Diesel V8 |
Тип | дизельный V-образный с турбонаддувом |
Расположение | спереди продольно |
Система питания | ТНВД |
Число цилиндров/клапанов | 8/16 |
Рабочий объём, см куб. | 6 450 |
Максимальная мощность, л. с. (кВт)/об/мин | 180 (132)/3 400 |
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин | 515/1 700 |
Динамические характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 113 |
Трансмиссия | |
Привод | постоянный полный привод |
Коробка передач | автоматическая 4-ступенчатая |
Подвеска | |
Передняя | независимая пружинная двухрычажная |
Задняя | независимая пружинная двухрычажная |
Тормоза | |
Передние | дисковые вентилируемые |
Задние | дисковые вентилируемые |
Размеры и вес | |
Клиренс, мм | 406 |
Длина/ширина/высота, мм | 4 570/2 160/1 830 |
Колёсная база, мм | 3 300 |
Шины | 37х12.5 R16.5 |
Снаряжённая масса, кг | 2 400 |
Полная масса, кг | 3 500 |
Расход топлива | |
Смешанный цикл, л/100 км | 18 |
Объём топливного бака, л | 95 |