Zeekr 001: от покупки до 100 км/ч

Zeekr 001: от покупки до 100 км/ч

Восторг, влюблённость, тысячи завезённых «зикров» за один только 2023 год и выход официальных моделей на рынок Казахстана. Неужели всё настолько хорошо? Пришло время проверить лично и рассмотреть первый опыт от владельцев.

Но сначала всё же пара слов про восторг! Первое фото «зикра», которое появилось в моём телефоне летом 2022 года, было от коллеги, который в голосовом сообщении просто залил эмоциональными слюнями своё впечатление: «Какой он красавчик, какой он стильный, пушка-гонка, это поршак задёшево!»

Первые машины, что ввезли из Китая, стоили экстрадорого. Цены подбирались к 80 000–90 000 долларов! Ничего себе! За «китайца»?! Хотя, конечно, и это дешевле в два раза, чем та же Panamera.

Две тысячи двадцать третий год стал прорывным для автопрома Китая не только в нашей стране. Если в 2022-м мы только удивлялись изобилию непривычно сочных «китайцев» на страницах новостных сайтов и пабликов, как эти самые машины стали появляться на алматинских улицах. Согласитесь, Zeekr 001 был самым броским. Его заметили все: и мужчины, и женщины, таксисты, дети, бабушки, дедушки и даже публика, отдающая предпочтение «немцам». По итогу года 001-й стал самым массовым в сегменте электромобилей. Уже весной 2024 года встретить на светофоре в Алматы два-три «ноль-ноль-первых» — ничего необычного.

Zeekr 001: от покупки до 100 км/ч

За прошедший год-полтора привлекательнее стала и его стоимость: даже в топовом двухмоторном исполнении можно привезти из Китая за 48 000–55 000 $! Это стоимость новой Toyota Camry 3.5, кстати. И даже хейтеры электрокаров, потрогав 001-й вживую, сказали: «Вау! Да какая ещё на фиг «Камри»?!»

Но каков Zeekr в реальной казахстанской жизни и как долго он будет таким крутым? Редакция Kolesa.kz, считайте, начала своё исследование.

Один серый, другой белый

В ноябре 2023 года Zeekr официально заявил о выходе на казахстанский рынок. У владельцев появился не просто клуб по интересам в ватсапе, а представитель завода. Как он ответит за бренд в стране и предоставит нужный сервис, покажет время, а пока в наших руках ключи от парочки экземпляров из первой партии официальных Zeekr. На дворе самый неприятный для электрокаров сезон — зима. Так что вдвойне интересно.

Zeekr 001: от покупки до 100 км/ч
Зимой электромобили палятся по снегу и льду на капоте — самостоятельно они не тают

В чём главные отличия «белого» от «серого»?

1. У официальных машин нет мастер-аккаунта (МА). Что ещё за аккаунт? МА — это регистрация «зикра» за конкретным юзером — тьфу ты! — за автовладельцем. Производитель в Китае привязывает VIN-машины через фирменное приложение в смартфоне к конкретному физлицу. Этакая регистрация типа Apple ID, но с представлением личных документов, фотоверификацией и так далее. Пока этот аккаунт присваивается при покупке на внутреннем рынке, а для экспорта не предусмотрен. Ведь это эпопея с разрешениями по сбору персональных данных, решается которая на уровне правительств.

Zeekr 001: от покупки до 100 км/ч
Процесс авторизации при получении мастер-аккаунта отчасти похож на получение электронной цифровой подписи (ЭЦП) в Казахстане. Производитель также может запросить личные документы: паспорт и водительские права

В итоге вся непростая история с логинами и китайскими сим-картами у официалов в РК отсечена. Но софт машины всё равно закрыт. Получать обновления, если хочется, — только через официальный сервис. С установкой приложений то же самое: придётся ходить к дилеру, так как тот же «Яндекс.Навигатор» завод не ставит.

2. Зарядный порт под европейский штепсель Type 2. И он один. У машин под китайский рынок два порта GB/T. Первый — в переднем крыле под слаботочку до 7кВт, второй, что сзади, — для быстрого чарджера.

Zeekr 001: от покупки до 100 км/ч
На фото официальный 001-й — без переднего лючка под медленную зарядку. Тут только комбинированный разъём CCS2 под зарядку переменным и постоянным током. Можно заряжать как дома, так и на суперчарджерах. В обновлённых 001 также один лючок у всех версий — сзади. У переднего порта выявился враг — влага, летящая от переднего колеса

3. У официалов сразу предусмотрены два языка: английский и русский. В машинах от частных импортёров меню только с китайскими иероглифами и зафиксированным пекинским временем. Это поправимо за деньги, но за немалые.

4. В Казахстане официально представлены две фиксированные комплектации с полным приводом и… несколько обрезанные. Нет понтовых электродверей, слабее тормоза, нет автопилота и затемняющейся панорамной крыши. Плюс из Китая силами серых импортёров можно привезти самый дешёвый 001-й (версия WE) с мотором на одной оси, а наши салоны такую версию не предлагают. Возможно, пока.

Zeekr 001: от покупки до 100 км/ч
Zeekr 001 WE

5. Заводская гарантия от Zeekr в Казахстане действует только для «белых» машин. «Серых» под крыло не берут, но чинить машины — это пожалуйста.

6. Цена отличается! Залогиненные Zeekr 001 в богатой вариации You или Z-Sport можно заказать из Китая до Алматы под ключ за 22–24 млн тенге (49 000–53 000 $) у частников. У официалов — от 28 млн тенге за версию Premium и 31.6 млн тенге за топовый Flagship. Из-за ощутимого разрыва дилер активно продвигает скидки и всякие плюшки, чтобы «белые» электромобили не залежались.

Zeekr 001: от покупки до 100 км/ч
«Газовая крыша» — необычное решение в Zeekr затемнять панорамную крышу почти в ноль. Летом особенно нужна, так как шторки тут не предусмотрены. Но такая опция доступна пока только китайским владельцам

А с ценами на «зикры» — это как в рулетку играть

Китайцы в погоне за конкурентами на внутреннем рынке (а он, на минуточку, пока для них в приоритете за счёт своих гигантских размеров) лёгким движением руки могут обвалить заводские прейскуранты. В итоге, заказав машину за привлекательную цену, грустно будет узнать, что спустя неделю она стала ещё слаще! Ну и конкуренцию среди экспортёров тоже прибавьте — их столько развелось. Падение цен на сером рынке это наглядно демонстрирует.

«Тима, ты не в курсе, почему так цены на них упали? Я брал осенью за 60 тонн (тысяч долларов. — Прим. автора), а теперь их и за 50 можно найти и прям такую же комплектацию. Что происходит?» — это спрашивал мой товарищ, владелец 001-го.

Ну вот ответ выше. У официалов такие же качели. Вчера они затарили партию по одной цене. Оплатили. А сегодня завод объявил о снижении.

Инструменты, в общем, рыночные, прямые и простые, как меч цзянь. Конкуренты растут, наступают? Режьте цены! Благо хоть доставка машин из Китая на наш рынок пока самая быстрая: максимум 30 дней — и машина на Хоргосе.

Добавьте к этой картине высокую скорость обновления моделей и выход на рынок новых. И ведь что забавно: обновился и… подешевел! Сюр! Как так? Но всё так. Такие новости, наверное, в наше время возможны только из Китая.

Фабричный Китай! Как сделан Zeekr 001?

Рывок в дизайне «китайцев» — это хорошо! Обёртка стала вкуснее и современнее. Но получит ли потребитель за такие деньги что-то большее, чем яркую внешность? И вот новое отношение к мануфактуре — то самое, чего ждали от изделий из Поднебесной. Да, изделием 001-й уже не назвать, это уже машина. Ладно скроена, ровненько сварена и собрана. Сказать, насколько крепко, ещё нельзя, надо подождать пробегов побольше. Но даже среди владельцев, которые откатали по несколько месяцев и тысяч километров, нареканий пока нет.

Мастера, которые разбирают салоны Zeekr 001 для пайки сим-карт в телематике (об этом текст будет ниже), тоже ничего плохого сказать не могут. «Это напоминает старых «японцев»», — говорит мне Алексей, который занимается прошивками «серых» машин.

Но много вопросов к электронике. Эта машина нашпигована процессорами и проводами по самую крышу в буквальном смысле. Тут даже моя двухнедельная эксплуатация заставила напрячься. К примеру, одна из таких ситуаций с окнами. Zeekr может похвастаться безрамочными дверями, что мне очень по душе!

Zeekr 001: от покупки до 100 км/ч
Безрамочные двери сегодня ассоциируются либо с машинами из прошлого, либо с дорогими моделями премиальных марок

Как известно, у таких машин в момент открывания стёкла слегка опускаются, чтобы выйти из-под рамки дверного проёма. И зимой, когда кузов обрастает льдом, есть нюанс с замерзанием окон — оно обездвижено. Но у «зикров» другое. Даже при небольших заморозках стекло может опуститься и… не подняться. На кнопки никакой реакции. Нехорошо, если на улице идёт снег. Да и машину с щелью оставлять без присмотра не хотелось бы. Я с этим сталкивался не раз.

Zeekr 001: от покупки до 100 км/ч
После первой ночи словила глюк передняя пассажирская дверь. На второе утро — задняя дверь справа…

Далее ещё веселее. Окно может самостоятельно открыться полностью по своему желанию. И у меня так было дважды: один раз после ночной стоянки, во второй раз, когда приехал в офис и нажал на ключе на замочек, чтобы закрыть двери. Хорошо, что стекло опустилось с водительской стороны и я это увидел. В чатах зикроводов этот глюк обсуждался зимой чуть ли не каждую неделю.

Что же делать, если окно так заклинило? Лечить отогревом машины. Если на улице сильный мороз — велкам в тёплый паркинг. И ждать. Мне повезло: спустя 10–15 минут, как салон 001-го прогрелся, стеклоподъёмник стал реагировать на кнопку, и щели закрылись.

Серьёзных проблем на морозе с выезжающими ручками у меня не случилось. А была идеальная для тестов погодка. С вечера шёл мокрый снег, ночью машина остыла, стукнул мороз, и кузов покрылся ледяной корочкой. Но! Ручки не всегда утапливались до конца — снег и наледь мешали.

На другой тестовой машине две недели спустя механизм замёрз изнутри, задняя дверь открываться отказалась, и ручка не спряталась внутри двери.

Хозяева «серых» 001-х с автоматическими дверями тоже зимой жаловались — у них конструкция самих ручек чуть иная. Она больше как кнопка: нажимаешь на неё — дверь открывается сервоприводом. И вот тут засада — нажатие происходит, а дверь не открывается. Вариант попробовать попасть за руль с пассажирской стороны, но сочувствую тем, кто решит перебраться с одного кресла на другое — центральный тоннель в 001-м очень высокий. Нужны акробатические навыки и как минимум чистая обувь, чтобы не замарать очень нежную отделку панели приборов.

Отсюда и совет сразу: после мойки настоятельно рекомендуется продувка сжатым воздухом ручек, замков и дверных проёмов, а перед зимним периодом в идеале обработка силиконом всех этих уязвимых мест.

Zeekr 001: от покупки до 100 км/ч
Среди владельцев «зикров» в Алматы случались и более серьёзные казусы — одна из дверей произвольно открылась. Благо не на ходу, но плюс одна фобия

Зазоры по кузову выверены, пластиковые детали не играют на солнце волнами. Никаких облоев. Это приятно! Разве это не тянет на оценку «отлично»? Увы, нет. Уже есть нарекания к качеству ЛКП — казахстанские владельцы после покупки бегут покрывать машину бронеплёнкой.

Неужто эта часть производственного процесса в Китае ещё не поднялась на новый уровень? Судя по тому, что имеем, — пока так. Краска быстро покрывается «паутинкой», легко царапается, появляются сколы как на «морде», так и на задней двери — пишут в отзывах. Нижний угол пластиковой накладки задних дверей действительно обречён быть обстрелянным песочком и камушками из-под передних колёс. Может, ставить брызговики? Ну придётся тогда ставить немаленькие «лопухи», а на такой дизайнерский кузов мало у кого рука поднимется, точно.

Всё же один из козырей Zeekr 001 — его дизайн.

Как везёт Zeekr 001?

Ещё одно появившееся качество китайских машин нового поколения: пусть ещё не у всех, но у Zeekr уже чувствуются породистые манеры и в движении. И я бы сказал, на уровне премиальных марок. Широкий кузов, приятная подвеска, достойная звукоизоляция и, конечно же, впечатывающая в кресло динамика: 3.8 секунды до сотни — это быстро!

Zeekr 001: от покупки до 100 км/ч

Но тут уточнение — впечатывает 001-й деликатно! Вот пример с «теслами». А я поездил на нескольких мощных версиях, там тоже вроде схожие характеристики, но ощущение после резкого старта «в палас», что диафрагма дотянется до плеч. Словно через доли секунды произойдёт разрыв внутренних органов, а вам даже крикнуть не получится — задыхаешься! В Zeekr всё иначе: мягко до мурашек и никак не сдерживаемая улыбка.

Крупный и увесистый шутинг-брейк уверенно стоит на самых больших в серии колёсах — это 22-дюймовый диаметр диска с шириной шин 265 мм. Солидно! И дорого, конечно же, — на зимнюю резину под этот размер придётся раскошелиться.

Zeekr 001: от покупки до 100 км/ч
Китайская марка CHAO YANG весьма распространена в Китае. Цены вполне демократичны: за 22-е колесо фрикционки — 87 000 тенге — это уже в казахстанских магазинах

При этом же подвеска не зубодробительная. Тут, кстати, пневма. Какова плавность хода! Даже владельцы Mercedes нахмурятся. Но вес под 2.5 тонны наделяет 001-й большой инерцией. Да и то ускорение, которое выдают два электромотора, нужно эффективно же и укрощать. Передние тормоза смотрятся внушительно — четырёхпоршневые суппорты как-никак, но с такой динамикой, честно, хочётся клешни помощнее! И они есть, но у топовых версий машин для китайского рынка, в версии Z-Sport например. Там и тормозной диск побольше, вдобавок он перфорированный.

Zeekr, кстати, драйвовый, причём, по мне, даже в режиме «Комфорт»! Пневмоподвеска распущена для максимально плавной езды, а распределение момента между осями идёт на пользу задку. На скользкой дороге, когда педаль «тока» прижата посильнее, её приятно срывает в лёгкий занос, при этом система стабилизации и моргнуть даже не желает. Для любителей немного побаловаться в поворотах — самое то! Главное — оценить ширину дороги, бордюры там, деревья… 001-й всё же громоздкий! Мигать лампочка ESP рано или поздно начнёт, и подключится передок для выравнивания машины. И вот тут есть момент, который может стать ошибкой.

Привыкнув к заднеприводному поведению, я веду машину контррулением, то есть задок там скользит, а передние колёса смотрят не в сторону поворота, а в противоположную. Но подключается стабилизация, передняя ось, и я в момент еду не туда, куда мне надо — на внешнюю сторону поворота. Рулим обратно! Мозг тут же должен перестроиться под управление машиной с полноприводными повадками. Отключить передок, как, к примеру, в «Тесла» Model 3 Performance, не получится.

В режимах «Спорт» или «Снег» куда более всё понятно. Там обе оси стараются отработать максимально эффективно вкупе с системой стабилизации. Добавьте сюда более острый отклик на педали, а также более плотную подвеску. Полностью ESP, кстати, мы отключить не смогли, но позажигать на снежном автодроме это нам не помешало. Мощность почти 550 сил и вес 001-го делали своё дело!

Zeekr 001: от покупки до 100 км/ч

Конечно же, не для дрифта эта машина создавалась, хотя поставленные рекорды Гиннесса по самому продолжительному движению бочком в слаломе и на самой высокой скорости словно говорят нам об обратном. Ну вот такие они, возможности даже стоковых современных «электричек»! Приятный бонус, я вам скажу.

В китайских брошюрах 001-й обзывается внедорожником. Либо это трудности перевода, либо понимание у производителя искажённое. А может, из-за изменяемого клиренса от 150 до 220 мм и полного привода в Китае всех крестят «джипами».

Пневма не без проблем. Может зависнуть в каком-нибудь положении после обновления софта или чисто механическая недоработка — в момент мойки под давлением струёй сбили шланги баллонов. Встречается изъян и с манжетой баллона — из-за недостаточной жёсткости его перекручивает, он получает повреждение и не держит воздух. Известны случаи, что пробивает на яме и саму чашку.

Главный успех «зикров»

Планка входа в мир электромобилей благодаря Zeekr стала ниже. Ещё каких-то два года назад покупка «электрички» рассматривалась в основном зажиточными и исчислялась десятками даже в полугодие: «теслы», E-tron’ы от Audi, электроBMW или Porsche — это всё очень дорого. А то, что было на рынке для среднего класса, — ещё подозрительные китайские модели со специфическим дизайном. Почему не полетел отечественный (в жирных кавычках) JAC iEV7S, к примеру? Он же был дешевле «зикра» кратно!

Zeekr 001: от покупки до 100 км/ч
JAC iEV7S

Ну, с батарейкой ёмкостью 39 кВт⋅ч, моторчиком на 116 сил, дизайном из 2010-го и запахом суперклея в салоне — такой себе наборчик за 15 млн тенге (это цена на начало 2022 года). Даже самые закоренелые гаджетоманы или зелёные не пошли бы на такую сделку. Возьмёте ли модель посвежее — JAC e-JS4 — за почти 16.9 миллиона? Я нет, спасибо! За эти деньги можно взять куда более технологичный и модный Zeekr X. Поэтому «электроджаки» и раскидывают, куда получится: то в такси для подъёма на Шымбулак, то в полицейский парк Жамбылской области.

Zeekr 001 ー это гаджет или машина?

Машина! Но у зикровода уже нет головной боли на темы, «как будет чувствовать себя турбина на нашем топливе?», «в ГРМ цепь или ремень?» или «из какого сплава тут блок цилиндров?». Вопросы у владельцев пока в основном такие: «Что там нового в прошивке 5.1.2?», «Выкинуло из аккаунта! Машина не включается — что делать?», «Zeekr разрядился в ноль и зарядку не видит!», «Bluetooth-ключ не реагирует» и т. д.

Чёрт побери, это что — телефон?!

Zeekr 001: от покупки до 100 км/ч

Нет, не телефон, конечно же. Но электромобиль под управлением и контролем чипсета, который жёстко связан с телекоммуникациями. Особенно если это 001-й, на котором должен ездить китайский гражданин по территории Китая, а не казахстанец — по Казахстану. «Зикры» под китайский рынок в прямом смысле заблокированы для эксплуатации за границей Китая. И тут без должного порядка действий в момент заказа можно купить машину без связи, без мастер-аккаунта, и большинство полезного функционала будет недоступно. А можно и доступа в машину лишиться. Обо всех этих действиях перед покупкой 001-го мы выпустили большое видео на YouTube, посмотрите его!

Но всё же делается уже нашими умельцами? В «Инсте» столько рекламы! Делается, спасибо предприимчивым айтишникам. Но всегда есть риск превратить машину в «кирпич», если за работу с обновлением или сменой языка возьмётся хакер без опыта. Одна из непростых заморочек — язык меню. И его желательно поменять, чтобы понимать, какие предупреждения машина бесконечно шлёт водителю.

Zeekr 001: от покупки до 100 км/ч
Гугл-переводчик — вариант, конечно, для сообщений, что посылает машина водителю, но зачастую перевод на троечку

Паяльник, а точнее станцию, китайскому «зикру» в Казахстане приложить придётся, чтобы впаять слот в телематике для установки казахстанской сим-карты. Иначе Zeekr не будет на связи и останется без интернета.

Забавно, но бывает, что 001-й после долгого простоя может уйти в сон, и будить его придётся обычным звонком в телематику. Такая вот новая эра машин.

Да, кстати, ключи. Bluetooth-ключ — это очень важный и скользкий брелочек — выскакивает из рук, как мыло в ванной. Сразу лучше прикупить чехол, так как он ещё и хлипковат: наступил — и всё, нет ключа! Если машина «серая» и нет мастер-аккаунта, попадёт владелец внутрь «зикра» ой как нескоро. Доступ к машине возможен и через NFC-карту, но она имеет свойство размагничиваться. Впрочем, сам ключ тоже не лишён багов. Там две проблемы: разряжаются батарейки и машина просто не реагирует на кнопки. В зависимости от того, каким ключом пользуетесь, хранить один из вариантов надо хотя бы дома. Не внутри машины.

Zeekr 001: от покупки до 100 км/ч
Батарейка внутри bluetooth-ключа слабенькая, без возможности подзарядки, как у BMW к примеру. Держите запасную «таблеточку» CR2450 неподалёку — в офисе или дома

Это только начало эксплуатации, верхушка айсберга. Что будет дальше, через два-три года, знают только инженеры из Zeekr.

Официальные «зикры» разлоченные. Условно. То есть нет необходимости логиниться, русифицировать в гаражах, а машина выходит в интернет без разбора салона и блока телематики. Однако софт всё равно в блоке — самим YouTube не установить. И так как у «белых» машин нет мастер-аккаунта, то владельцам Zeekr недоступно фирменное приложение в смартфоне, через которое можно управлять не только замками, но и частью комфортных плюшек. Досада! Прогрев салона перед утренним выездом, конечно, настроить можно, но только с дисплея внутри машины. Владельцы «серых» 001-х в этом смысле куда более продвинутые.

Zeekr 001: от покупки до 100 км/ч

В случае с ДТП тоже есть нюансы — любая современная машина в ходе срабатывания систем пассивной безопасности отключает «всё электричество». Отстегнуть батарею ради предотвращения пожара система может и при некачественном токе с зарядника. А продиагностировать и восстановить всё опять — только через заводские программы. Их из Китая тащат наши пираты-предприниматели, однако разработчики тоже не дураки и периодически обновляют свои коды, ставят дополнительную защиту от взлома и так далее. Это уже другой мир. Мир компьютеров, а не специнструментов типа съёмника или приспособлений для регулировки угла распредвала.

Кстати, о специнструментах. В период шиномонтажа каждый второй зикроман пытался понять, как откупорить декоративную крышечку диска колеса, дабы подобраться к гайкам. У Volkswagen, к примеру, предусмотрен крючок с завода, а Zeekr в комплект ничего подобного не кладёт.

А в комплекте с 001-м обязательно идёт зарядный толстенный шнур, в официальной версии это Type 2 под розетку CCS2. В китайском спеке — под GB/T. Разница, кстати, есть. Обычный заводской Type 2 позволяет лить электричество мощностью до 22 кВт. Китайский — не более 7 кВт. То есть от той же домашней сети заряд аккумулятора с евроштепселем будет идти в два-три раза быстрее, чем через GB/T-вилку.

Расход электромобиля и как его понимать

Как у всех других электромобилей, расход «зикра» измеряется количеством потраченных на пройденный путь киловатт-часов. В нашем обзоре версия 001-го с ёмкостью тяговой батареи 100 кВт⋅ч. У меня этой зимой за неделю в среднем вышло 31 кВт⋅ч/100 км, у второго «зикра» показатель дошёл до 35. Как это понять? Распишу для наглядности в деньгах.

Zeekr 001: от покупки до 100 км/ч
Если вы жилец многоквартирного дома, то заряжать электрокар придётся на общественных зарядках. Даже в Алматы это пока небыстро: от 40 минут до часа

Днём 12 января, заправив 001-й на одной из зарядных станций в Алматы, я потратил 5373 тенге, чтобы «пополнить бак» на 65 кВт⋅ч (+ 65 % заряда батареи). Бортовая электроника оценила это пополнение на 374 км запаса хода. Неплохо! Ожидание — 17.4 кВт⋅ч на 100 км или 1436 тенге на сотню, если мерить в деньгах. Замечательно! Даже если заряжать Zeekr на дорогой городской заправке, это ощутимо дешевле, чем заливать тот же 95-й. На таком позитиве я уехал расходовать 65 киловатт по Алматы.

Городской ритм — смешанный: где-то пробки, где-то 80 км/ч по Восточке. В горы я тоже поднимался: 13 января вечером скатался до Медеу и обратно, попутно восполняя заряд благодаря рекуперации. Ни много ни мало, а когда спустился с катка до Достык — Аль-Фараби, плюс 11 км! Словно в горы и не поднимался. Приятный бонус.

Zeekr 001: от покупки до 100 км/ч
Спустившись с Медео, мне удалось снизить расход энергии, но всё же он остался немаленьким — 28.6 кВт⋅ч/100 км. Зимой для 001-х — это плюс-минус норма

К вечеру 14-го числа, а день был довольно тёплый, заправленные уже 65 % батареи потратились, и я вернулся на ЭЗС. Пока сидел в ожидании, а это как минимум 40 минут, подсчитал расходы. Результат, конечно, отличался от того, что было изначально обещано. Реальность — я проехал 210 км вместо 374. Расход составил 31 кВт⋅ч, а значит, и стоимость пробега 100 км поднялась уже до 2558 тенге. Хм, почти в два раза!

Куда ушла энергия? Конечно, очень важна манера езды. Давишь в тапку — расход растёт! Но по отчёту борткомпьютера 37.7 % от всего заряда съела климатическая система. То есть отопление, подогревы и прочее. Есть и потери естественные: зимой батки разряжаются от низких температур, и ничего тут особо не поделаешь, такова физика. Утром после стоянки на улице в мороз никогда заряд не будет таким же, как вечером перед сном.

Zeekr 001: от покупки до 100 км/ч
В идеале хранить электрокар в отапливаемом гараже, так электротопливо будет «выветриваться» куда медленнее

В тёплые деньки запас хода не будет исчезать так быстро, но уже летом в 40-градусную жару тоже захочется ездить в прохладе, так что кондиционер даст нагрузку аккумулятору. В общем, как и в случае с бензиновой машиной, всё это влияет на расход. Кстати, давайте сравним.

Электроэнергия vs бензин (и даже автогаз)

Итак, на те же 5373 тенге я смогу залить 20 литров 95-го бензина. Сколько я проеду? Двести километров на малолитражном автомобиле — ну точно! Но если сравнить с такой же мощной, 500-сильной и увесистой тачкой, как «зикр», то, может, и на 100 км не хватит. И всё-таки по деньгам разница чувствуется, пусть ожидания были и выше.

А чтобы её ощущать прям заметно, придётся питаться от бытовой сети дома. Минимальный тариф для жителей Алматы — 23.52 тенге за 1 кВт⋅ч, то есть всё те же 65 кВт⋅ч на испытуемом 001-м мне бы обошлись в 1529 тенге, а 100 км при получившемся расходе (31 кВт⋅ч/100 км) встали бы в 728 тенге. Это даже дешевле автогаза.

Но тут снова момент: для зарядки от городской сети нужно иметь свой дом. Для жителей многоквартирных домов такой вариант почти невозможен, даже для тех, у кого имеются подземные паркинги. Запрет от МЧС устанавливать зарядные устройства многим подпортил настроение прошлой осенью.

Zeekr 001: от покупки до 100 км/ч

И, конечно же, нюанс — далеко от цивилизации на «электричке» не уедешь. Строить маршрут придётся в зависимости от наличия ЭЗС и в надежде, что она будет работать. По трассе от Алматы до Астаны и даже дальше на север уже заправки стоят, но страна у нас широка — чарджеров считанное количество на востоке и западе, а в центральной части и вовсе они отсутствуют. И чтобы покрыть зарядками все придорожные АЗС, уйдёт ещё немало времени. Для путешествий в глубинку и так, на всякий случай, пока лучше не продавать машину с ДВС.

Момент, ещё момент, а там ещё нюанс… Сложно? Да. Но таковы реалии появления новаций в консервативном автомире, какой он есть в Казахстане. И те люди, что сегодня стали обладателями Zeekr 001 (впрочем, не только они), на самом деле отчасти герои — они тестируют что-то новое за свои деньги. Только вопрос: это самое новое всё-таки зайдёт в нашу автомобильную жизнь в широком смысле?

Ликвидность Zeekr

«Ноль-ноль-первый» вряд ли станет золотой жилой для перекупов, так как заметно теряет в цене не только из-за начала эксплуатации в Казахстане. А ещё эти моменты с авторизацией, обновлениями, старый чип — новый чип… Если сравнить с Toyota Camry — удар под дых. С годами ещё и за ёмкость батареи спросят —— она-то тих-тих падает. В общем, продавать 001-й придётся с существенной потерей от первоначальной стоимости.

Хотя свои машины казахстанцы покупали из большого любопытства к новинке и расставаться не торопятся. Я другое скажу: клуб владельцев Zeekr, по моему наблюдению, ещё и самый сплочённый среди всех электромобилистов сегодня. Чаты гудят день и ночь, каждый опытный юзер пытается помочь всем, чем может. Сходки в Алматы проводятся, саламкаются на дороге и, конечно же, тепло общаются на зарядных станциях — 40–50 минут-то топтаться скучно.

Zeekr 001: от покупки до 100 км/ч

Другое дело — сервис и тюнинг Zeekr. Вот тут предпринимателям уже есть где разгуляться. Полики, плёнки, внешний и внутренний декор, продажа масел для трансмиссии, которые, кстати, зикроводы готовы менять с периодичностью как масло в ДВС и, конечно же, помощь с обновлениями, разблокировка, смена языка и так далее. И это тема для будущей статьи. Вокруг этого бизнеса уже и мошенники завелись, так что аккуратнее!

Понравилось

  • Дизайн и высокое качество интерьера
    Салон Zeekr 001 стал одним из первых, что увенчал большие перемены в китайском автопроме. И если качество уже можно было раньше оценить по дорогим моделям BYD, то в случае с «зикром» добавился и собственный стиль, и эргономика!
  • Потрясающая динамика
    Главный козырь электрокаров — это пулять с места с завидным даже для мощных бензиновых машин ускорением. Максимальная тяга доступна в любой момент с минимальными потерями. Двухмоторный Zeekr 001 разгоняется до 100 менее чем за 4 секунды и делает это деликатно, в отличие от той же Tesla.
  • Просторный салон
    Это становится нормой: очень быстрые машины имеют вместительные и комфортабельные салоны. В 001-м премиальный уровень со знаком плюс — и в ширину, и в длину места хватит всем, а позади ещё и универсальный багажник
  • Соотношение цена — качество — динамика
    Zeekr — это не бюджетный электрокар. Хотя, если сравнить с немецкими марками, это низ мирового рынка! За эти же деньги покупатель получит напичканную современной электроникой машину с хорошей заявкой на стиль, качество и одновременно быструю. Эмоции дарит! Но надолго ли «зикра» хватит, покажет время.

Не понравилось

  • Закрытый софт электромобиля
    Пусть официальные машины и не зависят напрямую от китайской регистрации, SMS и «надзора», ощущение, что машина словно не до конца в личном владении, не покидает. Самому в «гаджет» что-то инсталлировать или обновить ПО не получится. Одна дорога — на сервис! С «серыми» машинами сложнее.
  • Китайские «болячки»
    Не все ещё традиционные слабости в Китае побеждены. Есть претензии к качеству ЛКП. Осечку даёт электроника даже при сравнительно небольших морозах. Наблюдаются и механические огрехи в шасси «зикров». Благодаря обновлению ПО многое чинится «по воздуху», но ощущение большого эксперимента остаётся.
  • Зависимость от зарядной станции
    Развитие инфраструктуры под «электрички» в Казахстане хотя и идёт, но ещё далеко до идеала. На междугородних направлениях Zeekr энергетически уязвим, и даже на буксир его не взять — только на эвакуатор. И да, в идеале иметь зарядку дома выгоднее по деньгам и времени (опять же деньги!)
  • Низкая ликвидность на авторынке
    Электрокары не в списках удачных инвестиций, а тем более китайского производства. Zeekr совсем не ровня «тойоте» в Казахстане. Это дорогая и модная игрушка гаджетоманов. Такие вещи обычно берут ради души, а не выгоды.

Технические характеристики

Электромобиль
Марка, модель Zeekr 001
Версия Flagship AWD (для рынка РК)
Производство Китай
Год выпуска 2023
Кузов несущий
Тип универсал/шутинг-брейк
Количество дверей 5
Количество мест 5
Электродвигатель
Тип синхронный, на постоянных магнитах
Количество 2
Расположение спереди и сзади, поперечно
Максимальная мощность, л. с. (кВт) 544 (400)
Максимальный крутящий момент, Нм 768
Тяговая батарея литий-ионная (Li-Ion NMC)
Ёмкость тяговой батареи, кВт⋅ч 100
Системное напряжение, В 400
Динамические характеристики
Максимальная скорость, км/ч 200
Время разгона до 100 км/ч, с 3.8
Трансмиссия
Привод постоянный полный с приоритетом на заднюю ось
Подвеска
Передняя независимая на пневмобаллонах
Задняя независимая на пневмобаллонах
Тормоза
Передние дисковые вентилируемые
Задние дисковые
Размеры и вес
Клиренс, мм от 150 до 220
Длина/ширина/высота, мм 4955/2225/1548
Колёсная база, мм 2999
Размерность шин 265/40 R22
Полная масса, кг 2840
Объём багажника, л 539
Расход энергии
Смешанный цикл, кВт⋅ч/100 км 18.5
Запас хода, км (WLTP) 580

Комментариев: 3

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.