Сказать, что Toyota RAV4 изменился, не сказать ничего. Он стал совершенно другим как снаружи, так и внутри. Абсолютно новый дизайн лишил этот кроссовер, положивший начало эпохе данного класса автомобилей вообще, некой индивидуальности, присущей всем «рафам» прежних поколений (хотя с оговоркой, что третье поколение не в счёт), а также того, что относило его к машине для слабого пола. Но, по-крайней мере, новый дизайн куда экстравагантнее, чем был у третьей серии. Облик теперь спортивный, пусть с натяжкой, но его можно назвать агрессивным. Впрочем, это всё продиктовано требованиями рынка. А рынок попросил вместительную и универсальную машину для активного образа жизни. Ну и посмотрим, что получилось.
Новый рафик, несмотря на споры, симпатичный. Этого не отнять. Исчезли плавные линии — теперь всё угловатое, рельефное и в угоду требованиям аэродинамики. Как говорят, ей уделили особое внимание, а в качестве доказательства применены даже технологии из Формулы-1: на наружных зеркалах и передних дверных ручках есть небольшие риски, которые, по уверениям производителя, должны улучшить обтекаемость и снизить аэродинамические шумы. В принципе на «приусах» тоже можно встретить подобные «космические» технологии, но насколько это действительно работает, нам, земным людям, оценить сложно.
Оптика изменилась кардинально. Узкие гранёные передние фары с ксеноновой начинкой внутри удачно сочетаются со здоровенными задними. Интересное решение, кстати, у задней оптики: сверху рассеиватели фонарей имеют почти горизонтальную поверхность, причём настолько ровную, что на неё можно поставить стакан с напитком без риска уронить. Зимой тут явно будут скапливаться сугробы. Впрочем, сзади помимо оптики есть ещё одно глобальное изменение: дверь, открывающая доступ в багажник, теперь не распашная, как это было на всех предыдущих версиях, а поднимающаяся вверх — запаски-то на ней уже нет! На самых дорогих комплектациях (какая и была на тесте) задняя дверь имеет ещё и электропривод.
Про дизайн
Если честно, то новый RAV4 смахивает сразу на несколько автомобилей. Даже мимолётного взгляда хватает, чтобы подумать об Acura RDX с носом от первого поколения Mitsubishi Outlander. Если говорить про заднюю часть, то тут же опять проводятся параллели с Outlander, только последнего поколения — форма оптики выдаёт. Но в целом даже с учётом этого RAV4 получился запоминающимся.
А вот сам багажник немного, скажем так, удивил, т. к. на новом поколении запасное колесо на пятой двери уже совсем не предусмотрено, его надо было куда-то засунуть. То ли дело европейцам — им предлагается баллончик с герметиком, но на наш рынок будет поставляться вариант машины с полноценной запаской. Это, конечно, правильное решение, вот только в багажнике не предусмотрели места для неё: на дне торчит высокая крышка этого самого колеса, съедающая немалую часть полезного объёма. И теперь, сложив задние сиденья, не получить ровный пол по всей длине багажника (жаль, а иногда ровная плоскость оказывается нужна), а также в образовавшиеся щели по углам всегда будет что-то укатываться.
Но в том, что запаска всё-таки нужна, я убедился на личном опыте — даже на неплохих дорогах Каталонии мы умудрились порезать новенький Michelin. Благо, что в багажнике было оно, запасное колесо, а не баллончик. А иначе… ведь в Испании, сколько ни катались, ни разу не встретили элементарной шиномонтажки.
Внутри нового рафчика красиво. Стиль и дизайн интерьера полностью изменились: появились премиальные черты от Lexus и нетрадиционные для Toyota решения (к примеру, стала преобладать асимметрия). В общем, классно! Руль снова стал круглым, с удачным сечением. Правда, диапазон его регулировок по высоте уменьшился, зато по вылету возрос. Водительское сиденье в верхних комплектациях, как и прежде, имеет электропривод регулировок, а пассажирское так и осталось полностью с механическими настройками.
Эргономика и старые кнопки
Органы управления, место водителя и приборы стали лучше, но эргономические просчёты ещё встречаются: кнопки архаичного дизайна расположены не по теме и в разброс, а верхняя часть центральной консоли загружена светящимися пиктограммами в ряд.
Устроиться за рулём легко — посадка просчитана отлично. Теперь можно и осмотреться. А осматривать есть что. Самое главное — исчез нависающий подбородок центральной консоли, под которым располагалось управление климатом с неудобным функционалом. В новом рафчике всё более привычно, так сказать, как у всех. Наверху большой информационный дисплей, показывающий много разной информации, от настройки радио до карты навигации. Ниже него на небольшом выступе блок управления климатом. Всё наглядно, понятно, красиво. Из минусов только то, что в «слепую» зону переехали кнопки вспомогательных функций, например подогрева сидений и выбора режима работы автомата — их засунули под «бороду» центральной консоли. Да-да, кстати, это не опечатка — на новом RAV4 стоит автомат, а не вариатор. Впрочем, версии с вариатором тоже будут, они идут в паре с 2-литровым мотором. А пока вернёмся к тем самым кнопкам. Если подогрев сидений можно считать актуальным с натяжкой, то вот управление коробкой необходимо, ведь беда в том, что новый рафик нормально едет лишь в режиме Sport. Короче, кнопочка будет востребована.
Автомат, как и положено, имеет ручной режим. Только вот новый RAV идёт без подрулевых «лепестков» переключения передач, которые были даже на версиях с вариатором ранее. Теперь перебирать ступени в коробке можно только покачиванием рычага вперёд-назад. Кому как, но по мне это правильное решение. Рычажками под рулём пользоваться всё же непривычно.
Пространства в салоне достаточно, чтобы ощущать себя даже вольготно. Длина машины и колёсная база заметно увеличились. Это, естественно, положительно сказалось на внутреннем объёме. Да, кстати, теперь у Toyota RAV4 нет вариантов с разной длиной кузова. Все версии стали одинаковыми.
Задний диван достаточно широк — три человека не ощутят дискомфорта, да и сидеть там вполне удобно — конфигурация сиденья удачная. Он складывается в пропорции 60:40, что позволяет увеличить объём багажника (но не забываем про неровный пол). В общем, салон, конечно, новый и очень так в нём стильненько. Но одно осталось без изменений — жёсткий и звонкий пластик. В богатых версиях обрадует разве что часть торпедки, обшитая кожей.
Ещё до старта тест-драйва нового «рафа» я переживал, что на дорогах Каталонии не смогу оценить работу подвески. Мои опасения были напрасны — несмотря на прекрасный внешний вид, даже на платных автомагистралях Испании подвеска, что называется, работает. И тут выяснилось, что рафик очень жёсткий. Трясёт в нём ощутимее, чем в предыдущем поколении. И не забываем, что RAV4 прошлой серии я катал на весенних алматинских дорогах с типичным для этого сезона раздолбанным покрытием. А тут-то испанские хайвеи! Но даже на них потряхивает, и подвеска голосистая оказалась. Дуб-буг — не редкий аккомпанемент во время поездки. И вообще, так и не понял, что там такого Toyota улучшила в плане шумоизоляции, но на деле этого я не ощутил. Как было шумно, так и осталось. Как ревел мотор при наборе скорости, так и ревёт. А уж какой аэродинамический шум при скорости более 100 км/ч! Упс! Во, нашёл улучшение: ведь на третьем поколении шум ветра появлялся уже при 80 км/ч (технологии из Формулы всё-таки заработали?). Да, ещё одно заметно — не слышно жужжания трансмиссии. Может, только туда звукоизоляционные маты добавили? Зато шины, хоть и Michelin, к тому же и на гладком асфальте, но шумят ещё как. Однако если отбросить эти посторонние звуки и жёсткую подвеску (которые, увы, встречаются во всех современных машинах), то в остальном всё весьма неплохо.
RAV4 имеет немало «умных» вспомогательных систем. Одна из них позабавила особенно — контроль за разметкой. Это у нас понятно, ведь найти дорогу, где разметка хорошо видна, та ещё задачка. В Испании же наоборот — трудно найти дорогу без разметки. И получается, что есть и разметка, и наша привычка ехать, как король, по трассе. В общем, система предупреждения о том, что я пересёк разметку без включённого поворотника, не затыкалась в первое время. Потом я привык к тому, что полосы на дороге в Испании очень узкие — как раз по габариту среднего грузовика — и надо просто уметь вписываться в них, не пересекая полоски на дороге. Впрочем, как сказали представители Toyota, в машинах, предназначенных для продажи в Казахстане, этой системы не будет.
Новые технологии?
Toyota, конечно, не BMW или Audi, но встречаются у японцев свои уникальные фишки. Мы ждали таковых от нового RAV4, но всё свелось к появлению системы слежения за разметкой и мониторинга слепых зон, что, само собой, уже не является чем-то сверхъестественным. Бытовых удобств и всяких фишек тоже не прибавилось.
Тем временем на очередной автомагистрали появилась возможность разогнаться. Разрешённая скорость на таких дорогах — 120 км/ч. Но если дорога пустая, радаров нет, а под тобой машина, у которой надо проверить её возможности, то почему бы и не попробовать? Под капотом трудится новый двигатель объёмом 2.5 л от «пятидесятки» Toyota Camry, развивающий 180 л.с. Если верить прилагаемым к автомобилю техническим параметрам, то этот мотор должен разгонять новый кроссовер до 180 км/ч. И он разгоняет! Даже не до 180, а примерно до 183 км/ч, но… по спидометру. А вот два включённых навигатора показали самое многое 173 км/ч. И больше ну никак. Разве что под горку может и получатся все обещанные 180. И что интересно: до указанной скорости RAV4 разгоняется на пятой передаче. Потом автомат переходит на шестую, и всё — разгон прекращается, хоть как дави при этом на педаль газа. Вообще динамика разгона вполне напористая. По ощущениям в указанные 9.4 с до сотни новый рафчик уложится.
Управлять машиной на высокой скорости можно, но трудно. Курсовая устойчивость оставляет желать лучшего, да и в повороты машина входит не очень охотно. И вот тут вспоминаю, что есть замечательный режим Sport. Нажимаю — и RAV преображается. В этом режиме активируется система динамического управления, которая координирует распределение крутящего момента по осям, систему курсовой устойчивости и работу электроусилителя руля. Всё это даёт ощутимый результат: RAV4 иной раз вписывается в такие виражи, в которых на многих других машинах я бы двигался на более низких скоростях. В этом плане новая модель рулится лучше.
А что с проходимостью, или, точнее, с выездами на активный отдых? Для поиска ответа на этот вопрос я покинул асфальт и поехал по горному лесу. Кто сказал, что в Испании нельзя ездить по грунтовым дорогам? Ещё как можно! Забирался в такие дебри, куда и местные, наверное, не всегда ездят. Короче, катался и по буеракам, и по камням, и по промоинам. RAV4 уверенно едет, но только когда стоит всеми колёсами на дороге — при диагоналке он ехать перестаёт. А поймать диагональное вывешивание проще простого — ходы подвески очень короткие. Может, из-за этого и случаются пробои подвески «как здрасьте»? В плане систем против бездорожья RAV от некоторых одноклассников по-прежнему отличает наличие блокировки межосевого дифференциала и наличие электронных помощников при съезде с горы или подъёме. Благо, что в этом смысле обошлось без глобальных изменений.
Подытожим
Новый RAV4 возмужал и внешне, и внутри. Он напрочь лишился всех черт, которые характеризовали его как женскую машину. В нём теперь очень много грубого, мужского. А ещё он стал более спортивным. И даже не столько внешне, сколько по своей сущности. Очень азартный в управлении и езде и намного интересней предшественника в плане дизайна.
Понравилось:
- хорошая динамика
Новый мощный двигатель даёт хорошее ускорение. Причём теперь можно смело выходить на обгон и ускоряться даже с высоких скоростей. - отличная манёвренность
Это отлично проявилось в небольших испанских деревеньках, где на улочках, чтобы вписаться в поворот, приходилось до упора выкручивать баранку — очень манёвренная машина! - озорное поведение на дороге
В режиме Sport рафчик безукоризненно выполняет все команды водителя. Добавлю, разумные команды водителя. Да и в обычном экономичном режиме управление машиной вполне комфортное.
Не понравилось:
- посредственный комфорт
Очень шумная и жёсткая машина. Даже на испанских магистралях. - размещение запаски
Сама запаска — это подарок судьбы. Но её расположение, из-за которого съедена немалая часть багажника и появился здоровенный выступ на полу, ставит в тупик. И всё ради электропривода задней двери на дорогих версиях? - ватный руль
Хотя и настроен электроусилитель по-другому, но всё равно управление невнятное.
Вехи истории
Производство самого первого поколения Toyota RAV4 началось в 1994 году. Выпускался кроссовер в трёх вариантах кузова: трёхдверные закрытый и открытый и удлинённый пятидверный. Кстати, именно первые рафики в Казахстане стали самыми популярными в истории модели.
В 2000 году появился RAV4 второго поколения, который имел трёх- и пятидверный кузов. Из линейки исчез только кабриолет.
Третья серия RAV4 начала продаваться в 2005 году. Автомобиль уже лишился и трёхдверного варианта, зато получил две пятидверные версии, отличающиеся длиной.
В 2009 году третий рафик был существенно модернизирован: получил обновлённый облик, усовершенствованные моторы и в таком виде выпускался до нынешнего момента.
Toyota RAV4 четвёртого поколения был представлен в ноябре 2012 года. В мире продажи этой машины уже начались, а в Казахстане он появится буквально с недели на неделю.
Одноклассники
За своё место под солнцем новому RAV4 придётся биться со многими машинами.
Комплектация
Для теста в Испании был предоставлен Toyota RAV4 в комплектации Prestige+ с мотором объёмом 2.5 л и автоматом. Автомобиль идёт на 17-дюймовых легкосплавных дисках, имеет систему запуска двигателя кнопкой, двухзонный климат-контроль, обогрев зеркал и подогрев передних кресел. Также в нём 7 подушек безопасности (седьмая, кстати, коленная) и полный набор систем активной безопасности, хотя список всех систем одинаковый на всех версиях. Дополнительно именно в Prestige+ можно отметить отделку салона из кожи, включая часть панели приборов, водительское сиденье с электроприводом и дополнительные электронные ассистансы, которые при этом вряд ли будут доступны казахстанскому потребителю.
Гамма двигателей
В Казахстане RAV4 будет продаваться с двумя бензиновыми двигателями объёмом 2 л (151 л.с.) и 2.5 л (180 л.с.). Первый агрегатируется вариатором, второй — автоматом. Механическая коробка на новом RAV4 бывает, но на наш рынок автомобили с ней поставлять не планируется.
На других рынках будут продаваться машины также с дизелем объёмом 2.2 л, мощностью 150 л.с.
Дела трансмиссионные
Крутящий момент от двигателя передаётся на все 4 колеса через автомат с ручным переключением. Для повышения проходимости по бездорожью предусмотрена блокировка межосевого дифференциала, отключаемая система контроля тяги и система помощи при спуске с горы и подъёме в гору.
Шасси
Каких-либо кардинальных изменений шасси не претерпело. Как и у предшественника, спереди стоит подвеска типа McPherson, сзади независимая подвеска с продольными и двойными поперечными рычагами. Изменена жёсткость пружин и увеличен диаметр стабилизаторов для уменьшения кренов. RAV4 действительно стал менее валким.
О безопасности
Автомобиль ещё только появился на прилавках, но его уже успели разбить на краш-тесте EuroNCAP в текущем году. По результатам испытаний машина получила максимальные 5 баллов.
В базовое оборудование автомобиля входят 4 подушки безопасности, 2 боковые шторки безопасности и подушка для коленей водителя. Для улучшения пассивной безопасности есть системы мониторинга «слепых» зон и оповещения смены полосы. Правда, эти функции доступны только в самых дорогих комплектациях.
Технические характеристики
Автомобиль | |
Марка, модель | Toyota RAV4 |
Версия | 2.5 Prestige+ |
Сборка | Япония |
Год выпуска | 2013 |
Кузов | несущий |
Тип | кроссовер |
Количество дверей | 5 |
Количество мест | 5 |
Двигатель | |
Модель | 2AR-FE |
Тип | бензиновый рядный |
Расположение | спереди поперечно |
Система питания | многоточечный впрыск |
Число цилиндров/клапанов | 4/16 |
Рабочий объём, см куб. | 2 494 |
Максимальная мощность, л.с. (кВт)/об/мин | 180 (132)/6 000 |
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин | 233/4 100 |
Экологический класс | Евро-5 |
Динамические характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 180 |
Время разгона до 100 км/ч, с | 9.4 |
Трансмиссия | |
Привод | постоянный полный привод |
Коробка передач | автоматическая 6-ступенчатая |
Подвеска | |
Передняя | независимая пружинная типа McPherson |
Задняя | независимая двухрычажная |
Тормоза | |
Передние | дисковые вентилируемые |
Задние | дисковые |
Размеры и вес | |
Клиренс, мм | 197 |
Длина/ширина/высота, мм | 4 570/1 845/1 670 |
Колёсная база, мм | 2 660 |
Размерность шин | 225/65 R17 |
Снаряжённая масса, кг | 1 685 |
Полная масса, кг | 2 130 |
Объём багажника, л | 506 |
Грузоподъёмность, кг | 445 |
Расход топлива | |
Городской, л/100 км | 11.4 |
Загородный, л/100 км | 6.8 |
Смешанный цикл, л/100 км | 8.5 |
Объём топливного бака, л | 60 |
Комментариев: 0