• Бұл жарияланымды қазақ тілінде оқуға болады
Если при взгляде на автомобиль вас каким-то образом не посетило ощущение абсолютной бюджетности, то, взяв в руки ключ, вы его непременно почувствуете. Более того, оно будто бы отправляет водителя в далёкое прошлое.
По паспорту никакой это не автомобиль. Детище широко известного в Юго-Восточной Азии производителя тук-туков и мотоциклов индийской компании Bajaj относится к классу квадрициклов. Не путать с квадроциклом — так у нас принято обозначать категорию ATV (All-terrain vehiсle). Если по-простому, это мотоколяска — маленький автомобиль с мотоциклетным двигателем. На подобном транспорте (в СССР его производили на Серпуховском автозаводе) рассекали Трус, Балбес и Бывалый в комедиях Гайдая. Чем считать Bajaj Qute, решайте сами, но факт: Qutе — это транспортное средство, оспорившее статус Tata Nano как самого дешёвого в мире автомобиля. У себя на родине, в Индии, этот малыш стоит около двух тысяч долларов. Его планируют продавать и в Казахстане.
Отличный от других
Разглядывать Bajaj Qute — настоящее удовольствие. Вам не придётся мучительно выискивать отличия от конкурентов, находя при этом больше сходств. Здесь всё по-другому. Количество простых, но нетривиальных технических решений зашкаливает, и ты с азартом ищешь запасное колесо (и оно ведь есть), умиляешься выхлопной трубой или размером багажника.
Похоже, главное, от чего плясали индийские инженеры, — ограничение массы 399 кг. Весит Qute именно столько. В основе квадрицикла монокок из штампованной стали, а множество деталей кузова сделано из пластмассы. Интересное дело со стёклами. Весят они немало, поэтому от боковых пришлось отказаться совсем. Вместо них шторки из прозрачного хлорвинила. Печки тоже нет. Её заменяет принудительный обдув ветрового стекла холодным воздухом. Казалось бы, на этом можно и закончить рассказ о перспективах модели на авторынке, однако и стёкла, и автономный отопитель будут предлагаться в виде дополнительных опций. Ладно… продолжим.
Внешние габариты Qute, прямо скажем, невелики. Места на земле он занимает не больше приличного обеденного стола — метр тридцать на три. При этом в салоне умещается четыре взрослых довольно крупных мужика. Снаружи это выглядит уморительно, а внутри вроде бы даже и ничего, досаждает только, что локти упереть не во что. Сидишь как на табурете, по-автобусному, будто в стареньком пазике, только одному пассажиру дали ещё педали и руль.
Без лишних килограммов
В борьбе с лишним весом Bajaj Qute пережил липосакцию. Чтобы вписаться в разрешённые 399 кг, инженерам пришлось отказаться от отопителя, стёкол дверей и стеклоподъёмников, а многие кузовные детали были сделаны из пластмассы. В результате появилась масса забавных решений вроде окон из прозрачного пластика на молниях, которые можно скатать в рулон, вынимающейся корзины багажника и отсутствия наружных замков на дверях.
Маленький снаружи — большой внутри
Интерьер и экстерьер Qute не делают тайны из его устройства. Стыки кузовных панелей внутри можно наблюдать невооружённым глазом. Нормальные такие стыки, я вам доложу, без щелей и особенных расхождений. Внутренней отделки минимум. Вместо шумо-, вибро-, тепло- и прочей изоляции слой краски, которой выкрашен кузов, поэтому шумы от трансмиссии, двигателя, дороги и подвески беспрепятственно проникают в салон, в том числе через открытые окна. Иногда в потоке это приводит к казусам. Что-то внезапно застучало! Лишь убедившись, что это не двигатель, колесо, вентилятор, кастрюля в багажнике или что-либо внутри машины, понимаешь, что рядом, оказывается, подкатил КамАЗ.
В Qute абсолютно ровный пол без трансмиссионного тоннеля. Он ему просто не нужен — мотоциклетный двигатель сзади, привод на задние колёса, к тому же всё это занимает совсем мало места. На верхней границе моторного отсека лежит задний диван. Передние кресла раздельные, под ними полно места. Не берусь объяснять, откуда такая ассоциация, но туда как раз поместится бытовой газовый баллон.
Пластмасса на передней панели довольно жёсткая. (Нам ведь критически важно знать, какая на ощупь эта пластмасса.) Руль и рычаг МКПП, кстати, из другого, более приятного на ощупь материала. За рычаг коробки передач, говорю почти без иронии, создателей Qute хочется поблагодарить отдельно. Пока ведущие автопроизводители мечутся в поисках идей, как бы ещё унизить этот жизненно важный орган управления автомобилем, превращая его в кнопочку, крутилку или чего похуже, инженеры Bajaj приняли решение отдать ему должное и разместили прямёхонько в центре передней панели. Во время движения он дрожит от гордости, словно сознавая, что ему досталось место лучше, чем самому рулю.
Выше рычага КПП расположен приборный щиток. Его козырёк устремляется в небеса, не заботясь о перекрытом обзоре и других мелочах. Кстати, обзор с места водителя довольно посредственный — сильно мешают широкие стойки по краям почти плоского лобового стекла. Панель приборов со стрелочным спидометром (размечен до 100 км/ч), индикаторами основных режимов, в том числе включённой нейтралью, а ниже всего этого расположен монохромный дисплей, на который выводятся данные об уровне топлива и пробеге. Там же есть и часы.
Да, перед водителем и пассажиром по глубокому бардачку, каждый запирается на ключ. Панель симметричная, ведь в Индии левостороннее движение, и на местный рынок Qute поставляется с правым рулём.
Пусть в Qute нет штатного отопителя, зато есть… магнитола! Предмет сей заслуживает отдельного внимания, хотя бы потому, что он строго индивидуален и на его место не поместится какой-либо другой. На её панели размером с iPhone 5 сосредоточено всё необходимое, включая разъём USB. Динамик, довольно громко извергающий средние частоты, нам отыскать не удалось. Возможно, потому что он скрыт кожухом запасного колеса, прикрученного к моторному щиту над ступнями переднего пассажира. Кстати, там же, немного левее, следует искать и домкрат.
Лишнее и необходимое
В интерьере тоже нет ничего лишнего. Хотя много чего необходимого там тоже нет. Перечислим: нет регулировок сидений, регулировки руля, воздуховодов для обдува пусть и кастомных стёкол дверей, подушек безопасности, подстаканников, не говоря уже об отсутствии даже простейших активных систем безопасности.
Как это всё ездит?
Самый обыкновенный ключ зажигания обыкновенным образом проворачивается в обыкновенном замке. Кстати, Qute не заведётся, если рычаг КПП не в нейтрали или не вытянут ручник (под водительским сиденьем слева).
Звук мотора не оставляет сомнений в его мотоциклетном происхождении. Рабочий объём единственного цилиндра — скромнейшие 215 кубиков. Мотор имеет жидкостное охлаждение и две свечи на цилиндр, что позволяет топливу лучше воспламеняться и сгорать полностью, достигая расхода в три литра на 100 км.
Полный газ
Крошечный двигатель буквально нюхает бензин, однако представители компании BAJAJ рассказали нам, что будут модификации, работающие на газе. Какую мощность сможет развить такой мотор и куда спрячут газовый баллон, остаётся только догадываться.
Трогаться следует на чуть повышенных оборотах, хотя передаточные отношения подобраны хорошо. Кстати, оптимальные скорости движения на передачах обозначены на специальной табличке. Управление будет привычно автомобилисту за одним исключением: КПП переключается по-мотоциклетному (ну или на манер типтроника): на повышение — вверх, на понижение — вниз.
Максимальная скорость — 70 км/ч. Это, кстати, тоже ограничение, присущее всему классу квадрициклов. Пять передач в этих пределах придётся перещёлкивать постоянно, чтобы поддерживать хоть какую-то динамику. Правда, до максималки нам разогнаться так и не удалось — ни на одном из «тестовых» полигонов не оказалось участка нужной длины. Зато обнаружились другие любопытные особенности.
Например, тормоза. В конце каждой прямой, где мы пытались достичь заветных 70 км/ч, приходилось довольно интенсивно тормозить. Но, скажем, не более интенсивно, чем это делаешь в городском потоке. Однако всякий раз на остановке нас настигал запах перегретых фрикционов. Qute, заметьте, оснащён барабанными тормозами, никаких вам дисков.
Другой сюрприз поджидал уже на 30-градусном повороте, в который мы входили на черепашьей скорости, 20–30 км/ч. Вместо склонности к заносу, свойственной заднему приводу, в такой безобидной ситуации Qute стало сносить всеми четырьмя колёсами наружу. История повторялась всякий раз при моделировании такой ситуации. Неожиданно и довольно опасно.
Стоит ли говорить, что крошечные колёса размером 135/70 R12 тонут в большинстве имеющихся ямок и неровностей, а довольно жёсткие пружины передают все эти колебания на кузов. Ситуация усугубляется на грунтовке, где подвеска начинает постукивать.
Ну и последнее. Машина привлекает массу внимания. Где бы она ни находилась, поблизости начинает скапливаться толпа. Сегодня даже дорогой суперкар не вызовет такого эффекта. Сначала нравится, однако быстро надоедает.
Для чего всё-таки предназначен Bajaj Qute?
Это самый частый вопрос, который задают окружающие. Импортёр подчёркивает, что Qute ни в коем случае не нужно воспринимать как легковой автомобиль, так как это коммерческий транспорт, который идеально подойдёт для транспортных компаний, служб доставки, развозчиков пиццы, цветов и так далее. Однако и как замену легковым авто в некоторых странах его вполне-таки рассматривают. К примеру, у половины непальцев, по статистике компании Bajaj, Qute является единственным автомобилем в семье. Кто знает, куда заведёт нас кризис.
Как бы там ни было, философия создателей Qute сегодня прямо противоположна образу идеального автомобиля в Казахстане. Думаю, в нашем понимании идеальный авто должен иметь больше металла снаружи и пространства внутри исключительно из соображений безопасности. В связи с этим для Bajaj Qute мне видится одно интересное применение: а что если всех лихачей, пьяниц и других злостных нарушителей ПДД, создающих аварийные ситуации на дороге, в качестве наказания заставить ездить на Qute? В этой машине, как ни в одной другой, невольно забываешь о себе и начинаешь думать об окружающих.
Вехи истории
Первое упоминание термина квадрицикл, который объединяет все подобные авто, можно датировать началом 2000-х годов, когда Евросоюз решил перевести мотоколяски из категории мопедов в отдельный класс. Однако в то время Bajaj Qute не было и в помине.
Прототип Qute, а точнее его отец, если можно так выразиться, был представлен в 2012 году под названием RE60. Создатели модели хотели составить конкуренцию знаменитой Tata Nano, но не вышло. Её не признали автомобилем, то есть продажа частникам была закрыта.
В конце сентября 2015 года квадрицикл вновь представили публике, но уже под названием Qute и с некоторыми доработками. Двигатель стал чуть больше, а в КПП появилась ещё одна передача. При этом создатели сразу же заявили о высоком экспортном потенциале новинки. Продавать Qute планировалось в 16 странах, в числе которых оказались Казахстан и Россия.
Одноклассники
Фактически одноклассников у Bajaj Qute на казахстанском рынке нет, но вот машины, близкие по стоимости, имеются. В их числе, к примеру, LADA Granta и Daewoo Matiz, которые в отличие от Qute являются автомобилями.
В группу одноклассников можно зачислить и квадроциклы Side by Sides, это когда пассажиры сидят не друг за другом, а рядом. У таких квадриков зачастую есть крыша и лобовое стекло, что отчасти делает их похожими на автомобиль. Бывают как 2-местные, так и 4-местные. Однако всех их отличает от Bajaj предназначение — подготовлены для поездок по бездорожью, а Qute исключительно городской транспорт.
Комплектация
Говорить об оснащении Bajaj Qute сложно. Самое необходимое в квадрицикле есть. Речь сейчас идёт о руле, педалях, рычаге КПП и сидушках. Продолжая список, можно отметить стеклоочиститель, спидометр, а также пару ящиков для мелочовки. Вот, в принципе, и всё. За дополнительную плату вы можете заказать стёкла на окна и печку, а также багажник на крышу и аудиосистему. Обе последние опции на тестовом автомобиле присутствовали.
Гамма моторов
Двигатель для Bajaj Qute предусмотрен один-единственный, это мотоциклетный одноцилиндровый 4-клапанный 220-кубовый агрегат с водяным охлаждением, выдающий 13.5 лошадиной силы и 19.6 Н•м крутящего момента.
Дела трансмиссионные
Как и в случае с мотором, выбора у покупателя нет. Все квадрициклы комплектуются 5-ступенчатой секвентальной КПП, которая передаёт момент на задние колёса.
О безопасности
Bajaj Qute проектировался как очень дешёвая и простая машинка. Поэтому никаких сложных систем безопасности в ней нет. Так, Qute не оснащён даже водительским эйрбэгом, есть только ремни.
Помимо заводских испытаний, которые наверняка проводились в Индии, квадрицикл Bajaj проверили и специалисты EuroNCAP в рамках второго в истории тестирования подобной техники. Результат вполне ожидаемый — одна звезда. При имитации как фронтального, так и бокового столкновения водитель авто получил серьёзные травмы, которые могут оказаться смертельными.
К слову, с системами безопасности связана в целом судьба этого транспортного средства в Казахстане. К примеру, если Bajaj Qute будет признан легковым автомобилем (категория M1), то о поставках в Казахстан, скорее всего, придётся забыть, ведь для постановки на учёт такого транспортного средства необходимо наличие ABS, подушки безопасности водителя и креплений Isofix для детских сидений, а с 1 января 2017 года ещё и дневных ходовых огней.
Технические характеристики
Автомобиль | |
Марка, модель | Bajaj Qute |
Производство | Индия |
Год выпуска | 2016 |
Кузов | несущий |
Тип | хэтчбек |
Количество дверей | 4 |
Количество мест | 4 |
Двигатель | |
Модель | DTSI |
Тип | бензиновый |
Расположение | сзади |
Система питания | моновпрыск |
Число цилиндров/клапанов | 1/4 |
Рабочий объём, см куб. | 216.6 |
Максимальная мощность, л. с. (кВт)/об/мин | 13.6 (9.7)/5 500 |
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин | 19.7/4 000 |
Динамические характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 70 |
Трансмиссия | |
Привод | на задние колёса |
Коробка передач | секвентальная 5-ступенчатая |
Подвеска | |
Передняя | независимая пружинная |
Задняя | независимая на продольных рычагах |
Тормоза | |
Передние | барабанные |
Задние | барабанные |
Размеры и вес | |
Клиренс, мм | 180 |
Длина/ширина/высота, мм | 2 752/1 312/1 652 |
Колёсная база, мм | 1 925 |
Размерность шин | 135/70 R12 |
Снаряжённая масса, кг | 399 |
Полная масса, кг | 674 |
Объём багажника, л | 44 |
Расход топлива | |
Смешанный цикл, л/100 км | 3 |
Объём топливного бака, л | 8 |
Комментариев: 0