Любители американских универсалов, построенных на базе полноразмерных седанов, ныне склонны романтизировать и даже идеализировать этих динозавров с многолитражными V8. Однако если бы они были настолько хороши, то их не стали бы стремительно вытеснять начиная со второй половины 80-х крайслеровские минивэны, на смену которым уже в новом тысячелетии пришли разнокалиберные кроссоверы. Принимая во внимание тот факт, что последние большие пятидверки покинули нитки заводских конвейеров ещё в середине 1990-х, ныне обнаружить в США классический универсал в достойном виде не так просто.
И уж тем более странно было наблюдать подобную машину, точнее то, что от неё осталось, зимой 2003-го на обочине Красногвардейского тракта в Алматы, где на выезде из города, в придорожном логу, в кустах, ржавел остов огромного «сарая». Автомобиль представлял собой кусок железяки, поскольку всё сколь-либо ценное с него уже было снято, включая двигатель и колёса. По всем признакам единственная участь, которая ожидала бесхозный остов, — быть пущенным в металлолом.
Предварительный осмотр машины на прощание позволил определить её марку и модель — Ford Custom 500 Ranch Wagon, выпускавшийся в 1973–1977 годах, по сути, последнее поколение фордовских фулл-сайзов, хотя уже и с дефорсированными моторами. Гигантские, длиной свыше 5.7 и шириной за два метра, универсалы весом более двух тонн комплектовались базовым V8 5.7 мощностью около 165 л. с. с безальтернативным задним приводом и трёхступенчатой автоматической коробкой передач Cruise-O-Matic. Топовые LTD-исполнения отличались облицовкой под дерево, а позже и прячущимися за выдвижными щитками фарами головного света. Однако алматинский экземпляр принадлежал к более демократичной линейке Custom 500, именуемой также Ranch Wagon («Фермерский фургон»), без всех этих дизайнерских ухищрений.
Кстати, раз уж зашла речь, то стоит подробнее разъяснить причины того, почему в 70-х американские моторы лишились былой прыти. С 1970 года в стране запретили продавать высокооктановый этилированный бензин вкупе с введением нормативов выброса CO/NOx. Одновременно произошёл пересчёт заявляемой мощности и крутящего момента с «гросс» (на валу, без навесного оборудования) на «нетто» по методике SAE (в полном обвесе, с установленным глушителем). Всё вместе — низкооктановое топливо с понижением степени сжатия и ранние системы рециркуляции выхлопных газов, а ещё перетяжелённые рамы и ходовка, чтобы нести балки новых обязательных ударопоглощающих бамперов, — махом ополовинило отдачу штатных восьмёрок с 350–370 до 140–160 лошадиных сил.
При этом расход топлива колебался в диапазоне 16–26 литров на 100 км, т. е. ни о какой экономии пока речь не шла, всё вышеперечисленное творилось во имя экологии и безопасности движения. Далее же, после энергетических кризисов 1973 и 1976 гг., начнётся Великое уменьшение (Great Shrink) — процесс деградации заокеанского автопрома, который отметился радикальным ужатием габаритов всех модельных линеек вне зависимости от их статуса. Тогда же стали внедряться менее литражные силовые установки с электронным впрыском топлива, перемежаемые попытками достичь компромисса в виде дизельных агрегатов и систем отключения части цилиндров.
Утилитарный семейный универсал априори не являлся коллекционной моделью, по мере износа и отсутствия преемников аналогичного класса эти рабочие лошадки стали исчезать с хайвеев. Кто на свалку, кто в соседнюю Мексику, а кто-то ещё дальше. И лишь теперь немногочисленные уцелевшие представители этого субкласса дорожных дредноутов обрели признание и высокий статус. Превосходно сохранившиеся или же отреставрированные до заводского состояния образцы уходят на торгах с ощутимым перекрытием изначальной ставки. К примеру, великолепный 1974 Ford LTD Country Squire (на фото ниже) был продан в прошлом году на аукционе Gooding Amelia Island за 45 920 долларов, т. е. фактически по дилерской цене, когда тот был новым, с учётом инфляции разумеется.
Удивительно, но история вроде бы завершившего свой жизненный путь на алматинских задворках фордовского универсала обрела неожиданное продолжение. Спустя некоторое время остов оказался в руках местного умельца, который реанимировал машину, исходя из имеющихся возможностей и задуманных целей. Канувший в небытие родной V8 заместила собой рядная мерседесовская шестёрка 3.2 от W140 в компании с автоматической коробкой и бортовой электроникой от всё того же списанного S-класса. А поскольку использование возрождённого Ford Custom 500 Ranch Wagon в его изначальной роли здесь не имело ни малейшего смысла, то автомобиль лишился крыши, обратившись в результате конверсии в диковинный парадно-выездной кабриолет белого цвета для работы на свадьбах и прочих торжествах. Кстати, автомобиль сейчас продаётся, причём с немалым таким ценником!
Конечно, ценители были отнюдь не в восторге от новодела, изобилующего кустарными деталями. С другой стороны, приведение машины к оригинальному виду потребовало бы изрядных средств, учитывая полное отсутствие недостающих узлов и запчастей на местных разборах. Поэтому выбор был невелик: либо гнить дальше, либо возродиться в другом образе.
***
В заключение вспомнилась одна забытая техническая придумка, связанная с американскими универсалами. В начале 60-х дизайнер Брук Стивенс разработал для недорогого Studebaker Wagonaire сдвижную тыльную секцию крыши, превращающую машину в случае необходимости в пикап с возможностью перевозки негабаритных предметов.
Или же в некоторое подобие встроенного кабриолета для сидящих сзади, которыми чаще всего были дети.
Лучше бы он сгнил… Дичайший колхоз.выглядит очень убого.Понятно,что восстановление вышло бы очень не дешево,но если не готов платить,зачем лезть в это…
При всем уважении это уже не Ford Custom 500 Ranch Wagon. Это какой-то франкенштэйн.
Представляю. как его оформляли. Сплошной порадокс с объемом и налогами
Интузиастов не остоновить, такие как он создают, восстанавливают, что то делают, как говорится начало положил для других как он пример, продолжать и новых экземпляров желаю человеку в дальнейшем
Созидателям респект большое уважения.
Ну и урод…
эхх сколько авто из 90-х кануло,хорошая рубрика, история колес 90-х, получилась бы.