Собственные правила замера выхлопа автомобилей приняли в Алматы

Собственные правила замера выхлопа автомобилей приняли в Алматы

Документ готовили полгода и всё-таки сделали в нём серьезные ошибки.

Как следует проверять на стационарных и передвижных экопостах выбросы от легковых авто, грузовиков, автобусов и мотоциклов в Казахстане, в отдельном документе прописали впервые. Изначально сотрудники экопостов, «нюхая» выхлоп авто, должны руководствоваться техрегламентом и стандартами, к примеру действующим СТ РК 1433-2017. Но власти южной столицы решили придумать собственные правила по осуществлению замеров выбросов от автомобильных транспортных средств, сформированные на основе уже действующих технических документов. Проверять машины и «байки» по новым правилам начнут уже с 28 февраля 2023 года — в этот день они вступят в силу.

Как будут проводиться замеры

В документе говорится, что выхлоп от новых авто с пробегом менее 3 000 км не исследуется. Перед проверкой двигатель машины должен быть прогрет не менее чем до 60 °C (по штатному датчику автотранспортного средства). Замерять токсичность бензиновых и газовых авто на экопостах обязаны на минимальных оборотах, то есть на холостом ходу. В случае с комбинированными движками (газ/бензин) — на каждом виде топлива отдельно. За результат измерения принимают максимальные значения.

Измерение дымности дизельных авто проводится в режиме свободного ускорения. При работе двигателя в режиме холостого хода на минимальных частотах вращения коленчатого вала равномерно перемещается педаль за 0.5-1 секунду до упора. Держится педаль в этом положении 2-3 секунды. После отображения результатов первого замера на датчике приборного блока и готовности измерителя дымности к следующему измерению приступают к выполнению следующего цикла. Циклы свободного ускорения повторяются не менее шести раз, и в результате регистрируется среднеарифметическое значение дымности четырёх последних измерений.

Какие требования к выхлопу

Нормы содержания монооксида углерода (СО), углеводородов (СН) в отработавших газах бензиновых и газовых авто разработчики алматинских правил взяли из стандарта СТ РК 1433-2017.

Категории и комплектация тс Обороты двигателя СО, объёмная доля, % СН, объёмная доля, млн-1
M и N, не оснащённые системами нейтрализации отработавших газов мин 3.5 1200
M и N, Eвро-2 и ниже, оснащённые системами нейтрализации отработавших газов мин 0.5 400
M и N, Eвро-3 и выше, оснащённые системами нейтрализации отработавших газов мин 0.3 100
L, не оснащённые системами нейтрализации отработавших газов мин 4.5  

При этом в таблицу почему-то не вошли автомобили, старше 1986 года выпуска. Согласны, на дорогах их осталось очень мало, но по стандарту для них допускалось содержание СО в выхлопе 4.5. И если «старичков» проверять как обычные машины, не оснащённые системами нейтрализации (первая строчка таблицы), результаты замеров будут явно не в их пользу. В то время как стандарт СТ РК 1433-2017 чадить на 4.5 % автомобилям почтенного возраста позволяет.

Нормы дымности дизельных авто, учитываемые при замерах, достаточно просты.

Тип двигателя и экологический класс Коэффициент k, м-1
Без наддува, от Евро-3 и ниже 2.5
С наддувом, от Евро-3 и ниже 3.0
Евро-4 и выше 1.5

Экологический класс автомобилей будут сверять по следующей таблице:

Собственные правила замера выхлопа автомобилей приняли в Алматы

Как накажут за превышение норм выхлопа

Частных владельцев автомобилей-коптилок по статье 334 КоАП РК на первый раз будут предупреждать либо штрафовать на 10 МРП (34 500 тенге в 2023 году). Правда, в каких случаях погрозят пальцем, а в каких залезут в кошелёк, КоАП уточнения не даёт. Наверное, по настроению инспектора? Юридическим лицам за это же прегрешение придётся отдать все 100 МРП (345 000 тенге в 2023 году).

В случае повторного попадания с таким же нарушением в течение года штраф удвоится до 20 и 200 МРП соответственно. При этом с машины снимут госномера и вернут их только после расчёта с государством и устранения неисправности. То есть настройки или ремонта двигателя. Подтверждать, что выхлопные газы соответствуют норме, придётся опять-таки на экопосту.

А что в новых правилах не так?

Документ получился достаточно ёмким, охватывающим все этапы проверки, но всё же, несмотря на то что правила рассматривали акиматовские юристы последние полгода, в них проскочили спорные моменты.

Так, в правилах говорится, цитируем: «…атмосферные условия (температура окружающего воздуха, атмосферное давление, относительная влажность) в месте расположения прибора при проведении измерений определяются эксплуатационными характеристиками применяемых приборов. При атмосферном давлении ниже 86.6 килопаскаля (650 миллиметров ртутного столба) до 80 килопаскалей (600 миллиметров ртутного столба), в горных условиях применяется коэффициент повышения норм, равный К = 1.1». Между тем в стандарте СТ РК 1433-2017, на который опираются новые правила, чёрным по белому написано, что температура воздуха при проведении замеров должна быть от минус 7 °C до плюс 35 °C. А атмосферное давление не ниже 92 килопаскалей (690 миллиметров ртутного столба).

Иными словами, в сильный мороз или в 40-градусную жару проверять выхлоп от автомобилей нельзя, а из правил этот момент исключён. А атмосферное давление 690 миллиметров ртутного столба 20 февраля в Алматы было зарегистрировано только на уровне проспекта Абая, где расположена метеостанция. И чем ближе к горам, к примеру на улице Жандосова, тем давление становилось ниже. То есть замеры в верхней части города по стандарту сегодня были бы запрещены даже при благоприятной для теста температуре. И никакие коэффициенты, внезапно появившиеся в правилах, тут бы не сработали. Ведь правила, согласно закону «О правовых актах», по иерархии ниже, чем стандарты и техрегламенты.

С ошибкой в правилах, кстати. указали и экологические классы автомобилей. Сравните с таблицей в существующем стандарте:

Собственные правила замера выхлопа автомобилей приняли в Алматы

На этот момент, кстати, водителям можно указывать, если их машины пытаются проверить, скажем так, не совсем законным образом. Ведь результаты замеров могут быть некорректными и чаще всего не в пользу автовладельца.

О выявленных нами несоответствиях мы сообщили представителям Управления зелёной экономики алматинского акимата, разрабатывавшего правила. Экологи пообещали нам, что передадут замечания своему юристу и обязательно сообщат результаты.

Комментариев: 23

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
  • Аватар
    Александр

    Норма: «Частных владельцев автомобилей-коптилок по статье 334 КоАП РК на первый раз будут предупреждать либо штрафовать на 10 МРП» абсолютно, тотально коррупционная. Инспектор не должен выбирать между вариантами взыскания. Иначе есть соблазн…

    Ответить
  • Аватар
    адреналин

    все что старше 20 лет разбегайтесь по аулам!

    Ответить
  • Аватар
    Adamant

    Многие авто действительно старые, не уложатся в нормы. Но и топливо у нас не идеальное, со всякими присадками. Ведь это тоже сильно повиляет на конечный результат. Экологи хотят получить чисты воздух путем введения Евро 5-6 , а более 80% страны топиться углем. Углем который дорожает каждый день, при наличии огромных запасов природного газа в стране…. Храни Аллах простой народ этой страны от властьимущих ….

    Ответить
    • Аватар
      Dau   Adamant

      Экопосты? Эта акция «борьбы» за экологию уже длится несколько лет, а в городе только увеличилось число авто с сизым дымом. Пусть сообщат, сколько авто было оштрафовано и отправлено на штрафстоянку за весь период функционирования этих «экопостов», чтобы определить КПД их работы! Все эти мероприятия поднимут ставку за «закрытие» глаз при проверке.
      Кто тогда ответит, зачем нужно ежегодно проходить платный техосмотр, на котором как раз проверяются выбросы отработавших газов? То есть как раз на этапе техосмотра должны выявляться и исправляться все нарушения состояния авто, в том числе по выхлопам газов.
      Надо признать ошибки, что все эти меры ничего не приносили и не принесут пользы экологии. Необходимо, во-первых, улучшить качество топлива, омолодить автопарк страны и города, ужесточить прохождение техосмотра, вводить повышенные тарифы парковки в центре города (при развитии инфраструктуры — многоярусные паркинги, общественный транспорт, пешеходные улицы и велодорожки)

      Ответить
    • Аватар
      Хозяин   Adamant

      Топливо не может быть без присадок, и бенз у нас давно по качеству приемлемый, байки 90-х забыть давно пора

      Ответить
  • Аватар
    Аза

    Да успокойтесь… Никто ничего делать не будет. Они с нелегальным учётом разобраться не могут, а тут 80% автовладельцев на машинах от 6 лет более. Не буди лихо пока всё тихо. Будут делать мозги людям, их же народ поднимет на вилы. Это же золотое правило диктаторий никогда не забирай последнее у населения которое ты доишь. Как только ты нарушил это правило народ не остановить. В коммунистическом Китае где население ходит строем в ногу… где люди многое могут стерпеть, и социальный рейтинг и биометрию, и локдауны… но как только правительство Китая стало подрезать депозиты людей, народ стал крушить всё подряд. Это правило написано кровью.

    Ответить
  • Аватар
    ID 4750770

    карина е 1994 года 1,6 двигатель норма с работающим лямбда зондом проходит в норму. Вывод следите за тех состоянием и не нужно вырезать целые катализаторы типа увеличение мощности.

    Ответить
  • Аватар
    Valdes

    Сначала топливо нормальное делайте потом требуйте
    Езжу на Volvo гоузовой evro 6 за пол года эксплуатации здесь все подыхает катализатор в хлам

    Ответить
  • Аватар
    Valdes

    И что касается замеров
    Любой дизель шесть раз подряд нажмите на педаль газа и он покажет превышение
    Темболее с нашим качеством дизельного топлива

    Ответить
  • Аватар
    Sai

    Новый фильтр должен быть .

    Ответить