Льготные автокредиты для физлиц могут отменить

Льготные автокредиты для физлиц могут отменить

Вместо рассматривается возможность выдачи займов акиматам на покупку автобусов.

• Бұл жарияланымды қазақ тілінде оқуға болады

Как отметил министр индустрии и инфраструктурного развития РК Марат Карабаев, сегодня общественным транспортом пользуется 9.3 млн казахстанцев в сутки. Приоритет МИИР — удовлетворить их потребности.

«Сейчас револьверные средства накоплены. Рассматривается возможность перенаправления средств от льготного автокредитования на кредитование общественного автотранспорта. Мы были в ряде регионов, представители местных исполнительных органов поднимают вопрос кредитования автопарка. В Костанае, например, наблюдается 90 % износа (общественного транспорта. — Прим. редакции Kolesa.kz), в Талдыкоргане, Уральске — 70 % износа», — заявил глава ведомства, пояснив, что в связи с этим в министерстве рассматривают вопрос перенаправления средств льготного кредитования покупки с личного авто на общественный транспорт.

«Задача стоит максимально эффективно использовать имеющиеся на руках средства. Было два источника финансирования. Последний источник — это 100 млрд тенге, которые распределялись через ФРП. Но до этого из разных источников были выделены 82 млрд, которые револьверно работают. Вот эта программа временно будет работать. Именно по 100 млрд тенге рассматривается перенаправление на автопарки», — пояснил министр.

Подробности подобного решения в МИИР обещали рассказать сегодня, 20 июня, на специальном брифинге.

Что ж, идея у чиновников на этот раз возникла довольно интересная. Тем более что варианты выдачи льготных автокредитов сиротам и многодетным, а также установления первоначального взноса и порога доходов для заёмщиков вызывали больше вопросов, чем ответов. Почему многодетная семья с доходом, к примеру, в 500 тысяч тенге в месяц имела бы право на получение льготного автокредита, а с доходом в 510 тысяч уже не имела?

Теперь же на револьверные деньги предлагается закупать автобусы в регионы. Министр сегодня рассказал, что на данный момент из освоенных 100 млрд тенге вскоре вернут 1 млрд тенге, на эти средства выдадут кредиты на покупку примерно 100 автобусов. А ранее чиновники подсчитали, что в год смогут оформлять по автольготке около 3 тысяч машин. То есть в виде процентов по кредитам в банки ежегодно должно возвращаться около 30 млрд тенге. Двенадцатиметровые газовые автобусы сегодня продаются примерно по 100 миллионов, 9-метровые — по 70. Таким образом, на револьверные 30 миллиардов страна сможет каждый год пополнять автопарки на 300–400 единиц. Много это или мало?

В Казахстане сейчас насчитывается 17 областей и три мегаполиса: Астана, Алматы и Шымкент. Итого 20 регионов. Если деньги поделить по-честному, получится, что каждый регион сможет брать в кредит ежегодно по 15–20 автобусов. Для того же Алматы, планирующего закупить в 2023 году 200 единиц общественного транспорта, — это лишь капля в море. А для ряда областей, в которых автобусы изрядно изношены, даже такое количество машин может стать неплохим, пусть и небольшим как нам кажется, подспорьем.

Дополнено 20.06.2023 г. в 14:55:

Как сообщил на специальном брифинге вице-министр индустрии и инфраструктурного развития РК Ильяс Оспанов, программу льготного автокредитования переформатируют: из двух автольготок решено оставить только одну, другую превратят в программу по кредитованию регионов на приобретение автобусов.

«У нас есть две программы по автокредитованию. Первая программа, работающая давно через Банк развития Казахстана, и вторая — через Фонд развития промышленности, на которую были запущены средства „Оператора РОП“. Именно она сейчас переформатируется, средства направляются на кредитование автобусов для регионов. А программа в рамках Банка развития Казахстана будет доработана», — рассказал замглавы ведомства.

По его словам, в преддверии переформатирования программы уже были проведены совещания с местными исполнительными органами, и акиматы подали заявки на 2 тысячи автобусов. Половина запросов пришла из Алматы, где наблюдается острый дефицит машин.

«Это не кулуарное решение. Деньги есть, но их мало, на всех не хватит. Наша задача была, чтобы средства РОП максимально принесли пользу. Пользой в данном случае является то, что надо обеспечить качественными автобусами эти 9.2 миллиона человек, которые ежедневно на них ездят», — пояснил И. Оспанов.

Комментариев: 3

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
  • Аватар
    1

    Может быть частным таксопаркам не только зарабатывать, но и вкладывать в развитие собственных автопарков? Есть программы кредитования для малого и среднего бизнеса, пусть там берут заем и обновляют автопарк?

    Ответить
  • Аватар
    123

    Сама суть программы меняется, суть же была в том, что граждане могут брать в кредит машины казахстанского производства!

    Ответить