Льготное автокредитование не помогло в обновлении автопарка Казахстана

Льготное автокредитование не помогло в обновлении автопарка Казахстана

Нацбанк изучил влияние госпрограммы на авторынок и дал свою оценку.

• Бұл жарияланымды қазақ тілінде оқуға болады

В 2015 году в Казахстане запустили первую программу льготного автокредитования. Дешёвые займы были призваны решить несколько задач: стимулировать отечественный автопром, обеспечить население новыми автомобилями и тем самым омолодить возрастную статистику автопарка.

Льготное автокредитование не помогло в обновлении автопарка Казахстана

На фоне переориентации льготки под нужды общественного транспорта в 2023 году в Нацбанке РК взялись проанализировать программу и её успехи. Результаты исследования опубликованы в последнем номере «Экономического обозрения».

По мнению аналитиков НБК, дешёвые займы с задачей по омоложению автомобильного парка Казахстана, которая озвучивалась как одна из приоритетных, не особо-то и справились. Самая первая версия льготки разве что помогла продажам автомобилей со сборочных заводов страны в 2015 и 2016 годах.

Собственно, если говорить об обновлении подвижного состава в цифрах, то за годы реализации программы льготного автокредитования доля автомобилей старше 7 лет в Казахстане не стала больше: в 2015 году — 85 %, а по состоянию на 1 июля 2023 года — 84 %.

Провалом можно считать и экологическую составляющую вопроса. Если автопарк не омолодился в достаточной степени, то и уровень выбросов в атмосферу, генерируемых транспортом, значительно не снизился. Особенно учитывая, что общее количество машин на казахстанских дорогах между 2015-м и серединой 2023 года выросло с 4 млн до 4.35 млн и большая часть автомобилей на дорогах продолжает стареть.

Льготное автокредитование не помогло в обновлении автопарка Казахстана

По-настоящему полезной льготка выглядит для казахстанских автосборочных площадок, но и то только в первой своей итерации в сложные для автопрома годы. В 2015-м в Казахстане выпустили около 12.2 тысячи легковушек, 36 % из них были реализованы благодаря программе автокредитования. В 2016-м ситуация в автопроме ухудшилась, и в итоге с конвейеров сошли только 8.4 тысячи авто, 79 % из них раскупили по льготке!

Более свежие версии программы к таким результатам в процентном соотношении не подбирались и близко. Дело в объёмах производства, выросших за это время в 14 раз. Так, в 2022 году в РК выпустили уже 103.3 тысячи автомобилей.

Суммарно с 2015 по 2022 год в Казахстане собрали 357 335 легковушек, 13 % из которых граждане страны купили в кредит благодаря льготке. Число может показаться неплохим, но в сравнении со всем автопарком страны по состоянию на 2023 год это не более 1 %.

Аналитики Нацбанка констатируют, что господдержка определённых сфер деятельности в целом является действенным инструментом, о чём говорит мировая практика. Однако при продумывании казахстанских программ льготного кредитования не были учтены определённые принципы. В частности, речь идёт об адресности такой поддержки. То есть льготку следовало направить на помощь определённым слоям населения, испытывающим финансовые затруднения, либо на переход на экологичный автотранспорт и минимизацию загрязняющих выбросов в атмосферу.

Льготное автокредитование не помогло в обновлении автопарка Казахстана

В документе подчёркивается, что на текущий момент успешность решения поставленных в рамках программ задач неоднозначна, что не позволяет говорить о высокой эффективности программ льготного автокредитования, практикуемых в Казахстане. На этом фоне аналитики поддерживают решение о переориентации льготки на обновление автобусного парка в регионах страны.

Комментариев: 37

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
  • Аватар
    GBukin

    это ж насколько нужно не дружить с реальностью, чтобы всерьез считать, что человеку с зарплатой в 150 тыс тг нужен всего лишь кредит со ставкой на 10% ниже рыночной, чтобы купить автомобиль за 10 млн тг?

    Ответить
    • Аватар
      Тал   GBukin

      «развитые» страны от «недоразвитых» отличает только наличие дешевого кредита, если ставка 15% то о каких вы там инвестициях говорите? о каком развитии? одна страна дает инвестиции под 0.25%, а другая по 17% кто выиграет гонку?

      Ответить
      • Аватар
        GBukin   Тал

        а что мешает недоразвитым странам установить свою ставку в 0.25%?

        Ответить
        • Аватар
          Тал   GBukin

          «мировые» (американские) рейтинговые агентства, мвф, фрс, всемирный банк, угроза санкций, а так же армия и флот сша (у которых бюджет почти 1трлн в год), а еще в каждой стране руководитель нацбанка учился там где надо и ему по инструкциями сверху запрещено ставить такие ставки..

          Ответить
          • Аватар
            Lockheed   Тал

            а что мешало и другим странам стать как США 200 лет назад? увядали в феодализме, пока эти строили конституцию и развивали промышленную революцию

            Ответить
          • Аватар
            Тал   Lockheed

            200 лет назад не все хотели быть в рабовладельческом строе, как в сша, не все хотели истреблять как истребляли коренную американскую нацию — индейцев, белые мигранты преступники из западной европы.. или у вас есть возражения, любитель американских самолетов и ракет?

            Ответить
          • Аватар
            Lockheed   Тал

            есть возражения!!!, не любитель американских самолетов и ракет, остальной мир в то время тоже не особо ушел от рабовладельческого строя, в этих краях да и в других было тоже самое, истребление. Вы все равно отклонились от темы, пока все балду гоняли, США шли к тому что мы имеем сейчас

            Ответить
          • Аватар
            GBukin   Тал

            звучит настолько же реалистично, как синоптики виноваты в том что погода плохая, а врачи находят болезни, чтобы пациенты жили меньше. бред. не америка виновата в том, что мы бедные, что у нас дороги разбитые, в поъездах нассано, а сосед алкоголик. не европа виновата, что у нас суд даст убийце-чиновнику три года, а мелкому воришке 7 лет. не западные страны виноваты, что у нас коррупция начинается с роддома.
            все вокруг виноваты, одни мы такие хорошие? мы бы жили хорошо, только вот нам не дают? выкачивают из нас ресурсы, используют нас? ну да, пока вы будете винить в своих проблем других, выши проблемы будут только нарастать. это опасно, когда половина страны думает так же

            Ответить
  • Аватар
    GBukin

    хотите действенные меры по омоложению автопарка, их есть у меня, берите бесплатно:

    самый долгий:
    1. реформировать государство, чтобы оно стало правовым, подотчетным гражданам, со свободной прессой, с честными, независимыми и справедливыми судами, открытыми и свободными выборами, с реальной защитой прав человека, привлекательным для инвестиций и бизнеса, и тд и тп. способ правильный, но не наш, для нас слишком сложно.

    средне долгий:
    2. прекратить удерживать цены на топливо.
    3. запретить въезд в города транспорта ниже евро-4
    4. нормальный частный техосмотр с выдачей лицензии и сбором статистики аварийности для действенного механизма отзыва лицензии.

    самый быстрый со 100% эффективностью, лучший по мнению всех:
    5. принудительно утилизировать все автомобили старше 10 лет. и после дтп.

    Ответить
    • Аватар
      11361219611   GBukin

      6. Посадить GBukin в психиатрическую лечебницу с конфискацией смартфона.

      Ответить
    • Аватар
      Yuriy   GBukin

      7. Запретить въезд иногородних на своих ведрах, включая 05 регион, в город Алматы

      Ответить
    • Аватар
      111   GBukin

      А что сразу не евро 7 и чтобы старше года не было? Вообще все забрать и поделить и к стенке поставить)

      Ответить
      • Аватар
        GBukin   111

        ну нет, у нас все-таки не тоталитаризм

        Ответить
        • Аватар
          Тал   GBukin

          я худею.. «запретить», «изъять», «утилизировать», «принудить», «реформировать», «прекратить» … написал просто диктаторский план и говоришь что у нас не тоталитаризм.. я заметил, что демократизаторы и либералы просто самые страшные диктаторы!!!

          Ответить
          • Аватар
            Владимир   Тал

            Вы в какой-то параллельной вселенной живёте, где нет ограничений? ))

            Ответить
          • Аватар
            GBukin   Тал

            не хочется жить по закону, в котором точно указано что можно, а что нельзя? тогда придется жить по закону, который нравится товарищу майору. а ему мало что нравится

            Ответить
    • Аватар
      Тал   GBukin

      ну в общем этому по посту понятно о вашем психическом здоровье, а я по наивности еще о чем то с вами спорил..

      Ответить
  • Аватар
    erbolou

    в городе можно и без машины

    Ответить
  • Аватар
    Yuriy

    А как оно поможет? Кто захочет покупать китайское д-рьмо местной сборки по цене квартиры в Алматы

    Ответить
  • Аватар
    ттт

    отмените первичку 1700000 и все..а льготку придумали хозяева атропрома,чтоб слить новые тачки

    Ответить
  • Аватар
    AMG

    1. Отмените утиль сбор.
    2. снизьте превичку
    3. снизите налог (включите в топливо)
    4. лицензируйте и повысьте ответственность станции техосмотра
    5.

    Ответить
  • Аватар
    Clint Eastwood

    Интересно, насколько возможно автоматизировать техосмотр? Чтобы фактор человеческого присутствия был минимальным. Например чтобы человек мог максимум что сделать, это подключить штекер диагоноста к компу машины

    Ответить
    • Аватар
      GBukin   Clint Eastwood

      в теории возможно, но очень сложно в реализации. даже для того, чтобы проверить выхлоп нужен доступ к протоколам эбу, а у каждого производителя он свой и не один, и никто не горит желанием расскрывать его.
      гораздо проще и эффективнее сделать лицензированный техосмотр с контролем по косвенным признакам. например, на каждую станцию нужно покупать лицензию, стоит она 50 млн тг, дается на 5 лет. с этой лицензией станция подключается к системе учета и записывает в нее результаты проверки каждого автомобиля. время от времени станцию проверяют в том числе, методом тайного покупателя и за каждое нарушение реграмента выписывают существенные штрафы, например от 500 тыс тг. если нарушения систематические, то лицензия отзывается и продается другой станции. таким образом становится крайне невыгодно делать фиктивный техосмотр и никакие «по-братски за 5 тыщ техосмотр сделай» уже не будут работать.

      кроме того, контроль будет вестись со стороны других систем, вроде экологов, полиции, пожарных. допустим, поймали автомобиль с превышением выбросов, смотрим на какой станции он проходил техосмотр, а дальше статистика сама все расскажет. допустим, на соседней станции из 1000 машин 500 прошли по экологии, из которых поймали 5 с превышением, а на подозрительной станции из тех же 1000 машин прошли 900, из которых поймали с превышением 200, это уже повод для проверки и отзыва лицензии

      Ответить
      • Аватар
        iglushaev   GBukin

        Я конечно человек древний и темный, но вот объясните мне, как техосмотр может хоть на что-то повлиять? Вот даже такой расчудесно-правильный и безподкупно-честный? Снизит аварийность? Омолодит авто? Или что? Техосмотр еще со времен СССР ничего не решал и ни на что не влиял. Какой бы честный он не был. Техосмотр может сказать только одно: вот в этот момент времени (когда ты его проходил) авто был технически исправен. Что с ним будет через час, два, месяц — никто не знает. Выехал за ворота станции, попал в яму и пол подвески отвалилось. На заправке тебе вместо 98 залили 80 на половину с ослиной мочой и двигатель кончился. При замене масла залили отстоявшуюся отработку, вместо нормального нового масла. Можно еще миллион ситуаций придумать, когда ты честно прошел техосмотр, но машина у тебя в состоянии полного хлама, что на дорогу выезжать нельзя. А техосмотр у тебя есть, ты его вчера прошел… Отменять его надо, убирать эту кормушку.

        Ответить
        • Аватар
          GBukin   iglushaev

          на техосмотре проверяют системы, которые напрямую влияют на безопасность и это позволяет значительно снизить дтп по причине технической неисправности. техосмотр нужен и важен. именно честный техосмотр заставляет водителей следить за тормозами, рулевым, подвеской, фарами и фонарями, двигателем, в общем за тем, что напрямую влияет на безопасность и экологию.
          к сожалению или к счастью, в нашей стране процентов 20% автомобилей не смогут уже никогда пройти честный техосмотр и отправятся на переработку, куда им, собственно, и дорога. также как дома нужно выбрасывать мусор, чтобы жить в нормальном окружении, также и в стране нужно перерабатывать то, что давно уже отслужило свое и теперь только вредит

          Ответить
          • Аватар
            Юрий   GBukin

            а у вас есть статистика причин дтп в нашей стране? А если есть вы ей доверяете? Не помню ни одной реально проведенной экспертизы после дтп, которая бы сказала: тормоза были не исправны, рулевое не исправно и тд. На чем основаны ваши умозаключении о нужности ТО.
            По моему субъективному мнению основные причины дтп у нас это не соблюдение элементарных ПДД(везд на встречку), отсутствие взаимоуважения на дороге, и коррупция.

            Ответить
          • Аватар
            GBukin   Юрий

            нет, конечно, мвд не публикует подобные данные. но никто не мешает взять данные из других источников, например, в россии официально около 4% дтп происходят по причине технической неисправности. я сомневаюсь, что кто-то в россии досконально изучает дтп, поэтому лучше посмотреть на европу.
            в 2016 году было проведено исследование европейской комиссии по дтп с грузовым транспортом, где причиной 5.3% дтп была признана техническая неисправность. это при том, что водители грузовых автомобилей были виновны в 25% случаях, что объясняется высокими требованиями к водителям и большим контролем.
            есть статистика от независимой экспертной компании в сфере безопасности DEKRA (германия), которая говорит что 25% всех ДТП в той или иной степени были обусловлены техническими неисправностями участвовавших в ДТП транспортных средств, а в 6% всех ДТП техническая неисправность была главной их причиной.
            есть исследование от техасского университета, где выводы говорят, что вероятность гибели в дтп в неисправном автомобиле выше в два раза, чем в исправном.
            вы можете найти эти исследования в отрытом доступе по ключевым словам, если захотите меня проверить.
            можно предположить, что в казахстане доля дтп по причине технической неисправности еще выше, поскольку у нас нет нормального контроля за состоянием автомобилей на государственном уровне, изношенный автопарк, низкие доходы населения и так далее. большая часть наших автомобилей были завезены из других стран именно потому, что не соответствуют их стандартам безопасности. поэтому нормальный техосмотр нужен именно для того, чтобы снизить количество травм и смертей.
            вы сказали, что основные причины дтп — это несоблюдение пдд, тут я соглашусь. но разве это повод не заниматься другими причинами?

            Ответить
  • Аватар
    Владимир

    Не снизится количество машин, просто вырастет коррупционная составляющая и, как следствие, цена обновления прав.

    Ответить
  • Аватар
    Владимир

    Задача обновления автопарка — это ширма для заработка банков и автопроизводителей, поскольку фокус был на стимуляции спроса (за счёт снижения ставки кредита), а не предложения.
    Чтобы цена снижались и рос ассортимент, нужно увеличение предложения. Тогда и субсидированние кредитов не потребуется, люди и так смогут выбрать для себя что-то подходящее по цене, накопив или воспользовавшись обычным рыночным кредитом.

    Ответить
  • Аватар
    Александр

    Вспомните 2011 год. Льготная растаможка. За машину платили пару тыщ долл.
    Мы тащили с США и Европы 3-5 летние машины. Автопарк с тех пор так быстро и сильно не обновлялся. Многие кстати так и продолжают ездить на тех самых машинах. Вспомните цены! Прадики почти новые по 20-25 тыс уе. А потом в 2016 повесили на нас все платежи. Результат: старое корыто 30 лет от роду у нас считается неплохой покупкой, хотя в нормальном мире это надо было утилизировать 20 лет назад

    Ответить
  • Аватар
    Женя

    а оно было вообще?)))

    Ответить
  • Аватар
    damir

    что здесь говорить.какаой автопром.я и дома сам себе соберу машину лучше них.это не автопром а казахстанский автоконструктор.

    Ответить