Льготные автокредиты планируют выдавать не всем

Льготные автокредиты планируют выдавать не всем

Получить банковский заём под низкие проценты на покупку отечественных авто смогут только отдельные категории граждан.

Все прекрасно помнят, как долгожданные дешёвые автокредиты в феврале текущего года разлетелись за 18 секунд. Всё это вызвало волну негодования среди автомобилистов, и льготку отправили на доработку. О том, какой планируется сделать программу льготного автокредитования, редакции Kolesa.kz в эксклюзивном интервью рассказал заместитель председателя правления ФРП Ринат Гаппаров.

Р. Г.: Предложения звучали разные. И наиболее возможный вариант на сегодня: выделить категории граждан, которые смогут получить льготные автокредиты. То есть сделать программу доступной не для всех казахстанцев. В данное время идёт совместная работа с МИИР РК, МЦРИАП и НУХ «Байтерек» по уточнению этих категорий. Один из главных вопросов, которые предстоит решить, — возможность определения принадлежности гражданина к льготной категории на этапе подачи заявки. Чтобы личность заявителя пробивалась по всем базам и автоматически принималось решение о его участии в программе.

В прошлом году, в мае, когда только стартовала выдача льготных автокредитов по новой программе, мы столкнулись с тем, что образовалась толкучка в автосалонах. После чего была поставлена задача исключить на этапе приёма заявок человеческий фактор. Аналогично и в этот раз личность заявителя будет проверяться с помощью ИИН по всем государственным серверам.

Kolesa.kz: Каким именно категориям граждан планируется предоставить возможность брать недорогие автокредиты?

Р. Г.: Категорий, которые могли бы иметь право на льготы, в Казахстане очень много, более 50. Под них подпадает около 2-3 млн человек. При этом мы можем обеспечить в год около 3 тысяч машин. За два года — 6-7 тысяч. И сейчас нужно понять, кому действительно необходимы эти автомобили, и постараться снизить количество льготников до минимума, чтобы не получилось как минувшей зимой с заявками, что желающих окажется, к примеру, 200 тысяч, а мы распределяем всего 3 тысячи машин в год. Предварительный список льготных категорий мы подготовим и обсудим с общественностью. Из рассматриваемых вариантов — многодетные семьи, дети-сироты, семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями и т. д. Некоторые из них имеют уровень дохода, позволяющий взять автомобиль в кредит.

Kolesa.kz: Учитывая, что категории всё-таки льготные, сделают ли для них какие-то послабления в программе?

Р. Г.: Каких-то специальных послаблений для льготников не предусмотрено. Автокредиты планируется выдавать на тех же условиях: от 4 % годовых, до 7 лет, не более 10 млн тенге и т. д. Нам же эти деньги нужно вернуть в «Жасыл даму». В общем, банки против послаблений. И уже эти банки будут отбирать людей кредитоспособных, незакредитованных, выплаты которых по кредитам не превышают 50 % от их реального дохода. При этом у заявителей будет возможность привести с собой созаёмщика, чтобы совместно подписать кредитный договор.

Подать заявку на льготный автокредит можно будет раз в два года. Возможно, срок увеличат. При этом передавать одобренную заявку кому-либо нельзя. Чтобы люди не злоупотребляли.

Льготные автокредиты планируют выдавать не всем

Kolesa.kz: Справится ли оборудование с большим количеством заявок?

Р. Г.: Понятное дело, что и в этот раз желающих подать заявку снова будет немало. Причём некоторые граждане, даже не относящиеся к льготным категориям, всё равно попробуют испытать судьбу, мол, а вдруг дадут. Но если будут определены категории, выбрана дата, все держатели серверов с перечнями этих категорий предупреждены, что необходимо расширить канал, проблем возникнуть не должно. Сейчас с МЦРИАП выясняем, насколько это всё технически возможно.

В прошлый раз наша программа выдержала очень много одновременных посещений. Февральский опыт показал, что она работоспособна. Не выдержал сервер АО «НИТ». К нам все могли зайти, но из-за нитовского сервера выходила ошибка, что заявка не может отправиться дальше на проверку.

В данное время уточняется, в какой категории льготников сколько числится граждан. Параллельно программа дорабатывается с учётом замечаний и прежнего опыта. К примеру, для полной прозрачности планируется публиковать список всех участников, чьи заявки были одобрены, с указанием даты и времени.

Мы используем опыт Отбасы банка — у них очень много программ. Специально для женщин, например, есть или для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. У них был такой опыт — все желающие заходят на сервер, подают заявки, а потом их постепенно отсеивают по балльной системе. Но это тоже очень сложно — проверить 200 тысяч человек. И опять-таки у людей, не получивших кредит, возникнут подозрения, что кто-то там вручную у нас что-то накрутил. Поэтому мы стараемся всё максимально автоматизировать, чтобы не возникало вопросов.

К слову, в первую очередь по базам Первого кредитного бюро мы планируем проверять, не числится ли заявитель в списке должников, не имеются ли у него просрочки по кредитам. Таких граждан программа будет сразу же отсеивать.

Kolesa.kz: Понятно, что о конкретных сроках сейчас, на стадии коренной переделки программы, говорить пока рано и тем не менее хотелось бы услышать хотя бы приблизительно, когда людям ждать автокредитов.

Р. Г.: Я не готов озвучить точную дату. От разработчиков пока нет даже описания, сколько времени у них займёт прописать каждую категорию в программу. Да и сами категории, как я уже говорил, пока окончательно не определены. Как решим с категориями — подготовим изменения в постановление правительства о льготном автокредитовании. Документ выложим на обсуждение, внесём возможные правки, отправим на регистрацию. Весь этот процесс может занять не менее 1.5-2 месяцев. Параллельно разработчики будут вписывать в программу категории, отрабатывать технические моменты. Я думаю, что в итоге начать принимать заявки мы сможем не ранее чем через три месяца. То есть старта можно ждать к концу лета — началу осени.

Дополнено 2.05.2023 в 9:30:

Представители АО «Национальные информационные технологии», в свою очередь, заявили, что 6 февраля 2023 года при запуске приёма заявок на льготку на сайте autonesie.kz было зафискировано большое количество обращений на сервисы, находящиеся под защитой Единого шлюза доступа к Интернету (ЕШДИ), который сопровождает АО «Государственная техническая служба», а не АО «НИТ». При этом запустил портал ФРП самостоятельно, без консультаций, а также инфраструктурной и технической поддержки АО «НИТ».

Комментариев: 9

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
  • Аватар
    Андрей

    А нельзя просто открыть границы для свежих авто, почему из-за 2,5 отверточных конвееров с максимум 5000 рабочих страдают все автолюбители Казахстана. Автомобильный дефицит в Казахстане это один большой гнойник который взорвется и пострадают как обычные жители так и в Астане депутаты и чиновники. Обычным людям уже надоело ждать месяцами рассрочки и подачки, надоело покупать из рук в руки убитый хлам начала 90-х годов, надоел скудный выбор новых автомобилей в австосалонах.

    Ответить
  • Аватар
    ПРАДО

    Да дайте всем льготку. Типа банки не соглашаются….а эти банки кто кормит? Гос-во! Хватит лоббировать отдельную касту

    Ответить
  • Аватар
    Sai

    3000 мало. Лучше открыть заводы по сборке машин в Казахстане от А до Я, могли бы дать льготы по постройке автозаводав хундай ,киа ,тойоте дать выделить участок подвести коммуникации ,освободить от пошлин на оборудование для завода .На юге постройте Таразе или Шымкенте там будут рабочие места не надо много платить чем в Алматы, экология пробки не пострадают в Алматы.

    Ответить
  • Аватар
    Aibol

    Всем льготку всем квартиры и мармеладку в придачу

    Ответить
  • Аватар
    iglushaev

    Не можете обеспечить льготное кредитование авто для всех желающих — не делайте его совсем. В эти льготные группы попадут те, кто либо может купить авто без кредита совсем, либо те, кто не сможет его купить даже с кредитом. Кому нужна эта показуха?

    Ответить
  • Аватар
    Хозяин

    Зачем разрешать созаёмщиков, сами же понимают, что возникнут схемы, где эта машина будет сразу попадать созаёмщику, а не льготнику. За небольшое вознаграждение льготнику.

    Ответить