В конце ноября в Алматы состоялась городская экологическая конференция «Чистый воздух города Алматы». Её организаторы, в числе которых была группа гражданской инициативы «Чистый воздух Алматы», с весны 2019 года занимались разработкой программы по очистке алматинского воздушного бассейна, реализовать которую можно за пять лет. Ничего кардинально нового предложено не было, но эти меры широко применяются в мировой практике и явно не найдут поддержки среди части алматинских автомобилистов.
Рекомендации активистов делятся на три основные категории. Первую можно назвать индивидуальной. Тут разработчики предлагают взглянуть в зеркало и посмотреть, что каждый из нас может сделать для улучшения ситуации. Список стандартный: следить за состоянием личного транспорта, а также уменьшить количество и длительность поездок на автомобиле, отдавая приоритет безмоторному транспорту или же общественному. Ну а если ездить всё-таки придётся, то стиль вождения должен быть максимально экологичным. Для этого предлагается посетить курсы эковождения, которые в стране днём с огнём не сыщешь.
Вторая категория находится в ведении местных властей и будет наименее приятна тем, кто привык везде и всегда передвигаться за рулём. Если вы ярый водитель из числа тех, кто не находил себе места от счастья после возврата 80 км/ч на проспекте Аль-Фараби, ВОАД и Саина, то практически всё, что предлагают активисты, будет вызывать жжение пониже спины, даже если это адекватные и нужные меры с точки зрения мирового опыта.
Общественный транспорт и велодвижение
Итак, общественного транспорта в Алматы нужно заметно больше, а сам он должен быть более энергоэффективным или же, другими словами, экологичным, а ещё лучше — сразу электрическим. Чтобы автобусам и троллейбусам было на дорогах комфортно, а пассажиры могли максимально быстро и удобно передвигаться по городу, ездить общественному транспорту лучше по выделенным полосам, включая линию БРТ. Их сеть, соответственно, предлагается расширить, что автоматически означает сужение проезжей части для машин. Рекомендуется не отказываться от идеи с ЛРТ и продолжить развитие метро.
Ещё кусочек дорожного пространства откусят велополосы. Одним из пунктов является дальнейшая пропаганда велосипедного движения и создание соответствующей инфраструктуры. В эту часть плана, к слову, входит разработка полноценных стандартов обустройства велосипедных дорожек на улицах и расширение схем проката велотехники.
Парковки
Тут активисты говорят о необходимости пересадочных стоянок за пределами центра города, на которых автовладельцы смогут бросить машины и уже при помощи общественного транспорта отправиться по своим делам. Также упоминается надобность в разработке программы мониторинга заполненности парковок, введении резидентских разрешений на стоянку и дифференцированном тарифе для центра Алматы. Последняя мера обычно подразумевает увеличенную стоимость для наиболее загруженных участков. К примеру, 100 тенге в час для никому не нужной парковки и 300 тенге в час для отрезка рядом с популярным бизнес-центром.
Зоны с нулевыми выбросами
В целом всё, о чём говорилось выше, либо обсуждалось ранее, либо уже внедряется, но не самыми ударными темпами. А вот предложение о создании зон с нулевыми выбросами, или ZEZ, выглядит достаточно свежо, с одной стороны, и весьма радикально — с другой. Его автомобилисты точно воспримут в штыки.
По определению ZEZ или ZEA — участки города, где запрещается движение любого транспорта с двигателем внутреннего сгорания, но разрешается езда на электромобилях, к примеру. В первую очередь их хотят организовать близ школ.
По мнению руководителя общественного фонда Velofriends Елены Ерзакович, тема хотя и болезненная, но ею надо заниматься, так как выхлопами от машин, ждущих учеников после занятий, дышат сами дети, что негативно сказывается на их здоровье.
Отметим, нигде в мире полноценных ZEZ пока нет. Их только собираются вводить, а расцвет такой практики ожидается с 2025 по 2030 год. Сейчас европейские города работают с менее драконовской мерой в виде зон с низкими выбросами, или LEZ, а также ULEZ, где выбросы ультранизкие. Такая, к примеру, есть в Лондоне.
Принцип работы LEZ аналогичен ZEZ, но только полного запрета на движение транспорта нет. Мера лишь ограничивает доступ на определённые участки неэкологичным машинам либо же вынуждает их владельцев платить специальные взносы за право въезда.
Независимо от того, ZEZ или LEZ выберут проектировщики, необходимо чётко понимать, как контролировать допуск в эти зоны и что делать с жителями близлежащих домов, привыкшими парковать авто возле дома.
Последняя категория мер самая глобальная, так как напрямую зависит от правительства. Разработчики предлагают сконцентрироваться на повышении требований к качеству топлива, задуматься о введении экологических налогов в городах для регулирования автомобилизации и создании льгот для электрического транспорта. Последний пункт, к слову, уже обсуждался, но до реализации дело так и не дошло.
На сегодняшний день всё это пока не является конкретным планом по снижению выбросов в городе Алматы, а лишь набором рекомендаций, который разработчики собираются дополнять дальше. Примут ли его во внимание власти или нет — вопрос открытый.
А чем не вариант например поделить автолюбителей, одним нельзя будет по четным дням ездить, другим по не четным? )) Оборудовать велодорожки обогревом дорожек и вообще покрыть велотунелями со своим микроклиматом) больше троллейбусных маршрутов. Чет скучные идеи нарисовали активисты(
Давно живу за городом, но каждый раз когда едешь в центр становится грустно. Ведь экологическая обстановка встанет остро рано или поздно. И одними ограничениями для автомобилистов проблему не решить. То что после запуска БАКАД, меньше грузового транспорта будет это хорошо, но у нас есть еще много автобусов, которые невооружённым взглядом можно определить как превышающие порог выбросов. А потом ТЭЦ тоже модернизировать, они в пик холодов дают столько же выбросов сколько весь легковой транспорт. Но однозначно нужно установить порог выбросов СО, с которым транспорт может въезжать в центр (Тимирязева- Достык-Макатаева-Алтынсарина), это ведь несложно реализовать, камер достаточно в этом секторе, а список автомобилей с определённым порогом выбросов СО определить по данным производителей (плюс износ), выдавать им электронные карты на лобовое стекло и считывать данные как на пунктах пропуска платных дорог.
Как же задрали уже эти эко-маньяки. Эпидемия просто какая-то.
то есть экологическая ситуация в городе вас не задрала? Вчера поехали погулять в парк президента — и там попа! дышать не возможно…
Если вы гуляли в парке президента.от туда открывается шикарный вид на две трубы Тэц 2.Которые чадили точно также и в 1980 ых годах.А машин было в тысячу раз меньше.
это к чему?
А это к тому,что на мейл ру выложили видео о Тэц2.И это только об одном Тэц.А сколько их в городе??Автомобили от общей загрезнённости воздуха добавляют свои 10-15 процентов,не более.Можете и на Ютюб канале найти .И в сетях,статистические данные.А крики- Автомобилисты со своими машинами загрязняют воздух Алматы -Не более чем развести народ на бабло.»Экологи» пытаются» лечить ангину,при наличии раковой опухоли».
и что же выложили о ТЭЦ 2? И сколько у нас в городе ТЭЦ работающих на угле?? Если искать информацию в сети, то можно найти разные данные о вкладе ТЭЦ в загрязнение города — от оптимистичных 10-12 %, до абсурдных 80! На мой взгляд, главных загрязнителей города можно смело приравнять друг к другу и отдать всем по 30 процентов : ТЭЦ, автопарк и частный сектор… хотя я, живя недалеко от централи , сказал бы что она меньше влияет на смог, чем остальные 2
А Вы не забывайте о застройке города, который не продувается,а тем самым не очищается естественным образом!
Тэц 1,Тэц 2 .Тэц в Орбите.Тэц в Алмагуле.Тэц в Казахфильме.и т.д.Даные приведены с одной ТЭц 2,остальнын сами можете поискать.
Согласен, 100% !
С Бутаковки ещё с начала 1980 ых годов было уже не видно города из за смога,а машин было в тысячу раз меньше.По данным экологов за 2018 год одна Тэц 2 выбрасывает 280 тысяч тонн в год,Тэц 1 и другие чадящие трубы Алматы и предгородья чадят ещё в два раза больше.Двигаясь с по Капчагайке в сторону Алматы,обратите внимание на трубу по левую сторону.Очень хорошо видно как ветер закручивает её жёлтогрязный дым в город.О Тэц 2…можете понаблюдать с объездной на развязке Толе Би Объездная.Раз такие радетели за экологию,почему не перевести Тэц на газ?!Почему не пишите что это за завод ,который за последние пять лет просто отравил город???И да,автомобили в Алматы и области,вместе взятые,выбрасывают 235 тонн отходов,всё по той же статистике экологов.Чо в разы меньше чем новоявленные заводы,построенные в последние пять лет в округ Алматы.Так что…кому интерестно,могут сами экскурсию провести по чадящим трубам города.А не махать трусами в сторону водителей.Один уж намахал в борьбе за экологию-убрал трамвай.Видать СО зашкаливал.
выбрасывают конечно и ТЭЦ, и машины и частный сектор не забывайте… но есть одно но — ТЭЦ за городом, а сотни тысяч машин у нас под носом….Жил некоторое время на Сейфуллина Макатаева — дом вдоль дороги… Зарекся — никогда более!
ТЭЦ за городом??? Вы уверены?
У Вас есть другая информация?
Пусть сперва запустят ЛРТ до окраин города и хорошую удобную сеть маршруток … чтобы было удобно для граждан…. тогда делайте запреты. А пока бегать вперёд вагоны наши мастера. Все вышеоговоренные города ЕВРоПы имеют такую сеть автобусных и метро путей что реально хочешь пересесть!!!
Пока всякое чадящее хламьё, будет проходить тех осмотр за 3 копейки, через всякие лазейки, и тэц не переведут на газ, толку будет ровно О. Так что, расходимся и работаем нигеры))))))
Первое это метро которое должно быть не внутри города, нах оно кому надо, вы сделайте от Орбиты до 1 алматы, и тд в точки куда трудно добраться в час пик, и скорость все снижают чтобы машины дольше стояли и травили всех. И про дорожки для велосипедов, я сам водитель и купил себе электросамокат это пипец по тротуару ездить приходится так как по дороге задавить могут 5 сек. страшно просто, сайгаков куча .
зато кому-то упали денежки в карман после этого мероприятия!
В Европе и Америке в городах машин поболее, чем у нас. Там это актуально. А здесь активистам нужно сначала решить проблему пыли и грязи.
70% автопарка РК это машины 90х которые сами ближайшие 5 лет встанут на окончательный прикол в связи с достижением такого износа, что станут неремонтопригодны. И не придется забирать последнее у и без того нищего населения РК. Выдайте эко-маньякам на эти 5 лет смирительные рубашки, особо-буйным можно лекарства по расписанию.
https://uploads.disquscdn.com/images/e0fd6b47bc1b5c59c2115050848d471f2ad14db22ff698e34ec59439cf9097a8.jpg
Не надо Алма Ату с Амстердамом сравнивать! Там люди куролесят, здесь выживают. Разный климат, разный уровень жизни. И вообще если и придумывать какие то улучшения,то начинать гнобить надо чиновников,акимов , президента !
Лучше так:
1. Перевод на пропан бутан и метан автобусы и всю технику -делается но дизельные автобусы желательно перевести на газодизель на 50% меньше выбросов сажи будет
2. Пропаганда и перевод авто на газ- в принципе это все отлично. много заправок. много машин на газе ездит.
3. Газификация отопления домов. Снизит загрязнение от угля.
4. Больше велодорожек! Особенно магистральных по центру толеби сколько места не используется! закатайте по метру асфальтом уже в текущих рельсах и вот велодорожка. безопасная. огороженная. много самокатов будет ездить. очень удобно
5. Нужно делать в торговых центрах специальные зарядные парковочные антивандальные паркинги для электросамокатов и электровелосипедов. пришел. поставил. заплатил 50 тенге. заряжаешься смотришь кино потом поехал.
6. Автотранспорт по автобусным полосам стал ходить быстрее- это заметно- сам разок прокатился. удобно. но не для меня.
Вот в общем и все. Я бы уделил внимание ПРОПАГАНДЕ езды на велосипеде и электросамокате. так как это позволяет оттянуть большое количество водителей. Реклама, билборды. Люди не в курсе! Многие боятся женщины. а ведь это очень удобно. и экологично!
Электросамокаты и велосипеды могу значительно сократить пробеги на машине. я езжу на своей машине очень редко. раз в неделю. все время на самокате. и летом на велосипеде. Но водителям также нужно подумать. они экономят на бензине на тех обслуживании.
Всем удачи на дорогах.
А я езжу много. Попробуйте из Калкамана детей закинуть в Орбиту, а потом доехать до рынка Семиречье на Кульджинке ! Много вы на самокате накатаете ? Особенно в жару летом и дождь, снег и т/д? Работать вам надо, а не по торговым центрам ходить в поисках зарядки на халяву. И да будет вам известно, что двигатель современного автомобиля изначально не предусматривает использование газо-топливной смеси, поскольку другая температура вспышки смеси вызывает дополнительную детонацию и как следствие быстрый износ шатунно-поршневой группы, что опять приводит к повышению выброса вредных веществ…А велодорожки….выгляните на улицу…мы не в Таиланде живем…нереально пользоваться думаю полгода за сезон, да и не вижу смысла выпускать самокатчиков и любителей велосипеда на дорогу, где куча машин. Не проще строить дорожки возле тротуаров например ?
На данный момент по загрязнению воздушного бассейна Алматы за все время по моему мнению достиг максимума. Виновники этого байбек и эти активисты а так же жулики которые невыполняют свою работу
Школьникам в школу ходить пешком и выхлопа меньше и для здоровья полезно, в свое время 11 лет проходил так и ничего плохого со мной не произошло.
где обещанные экологические посты на въездах в город??? бОльшая часть неисправных чадящих вонючих дымящих автомобилей каждый день приезжают таксовать либо просто тупо живут и таксуют в Алматы
Экопосты это какая то отрыжка от СССР со всеми этими блок-постами, гораздо эффективнее и современнее было бы оборудовать газоанализаторами передвижные эко патрули, которые вылавливали бы очевидных нарушителей, в том кстати числе и общественный транспорт тоже. А на въездах — это кормушки стоят.
С Бутаковки ещё с начала 1980 ых годов было уже не видно города из за смога,а машин было в тысячу раз меньше.По данным экологов за 2018 год одна Тэц 2 выбрасило 280 тысяч тонн за год,Тэц 1 и другие чадящие трубы Алматы и пред городья чадят ещё в два раза больше.Двигаясь по Капчагайке в сторону Алматы,обратите внимание на трубу по левую сторону.Очень хорошо видно как ветер закручивает её жёлтогрязный дым в город.О Тэц 2…можете понаблюдать с объездной на развязке Толе Би Объездная.Раз такие радетели за экологию,почему не перевести Тэц на газ?!Почему не пишите что это за завод ,который за последние пять лет просто отравил город???И да,автомобили в Алматы и области,вместе взятые,выбрасывают 235 тонн отходов в год,всё по той же статистике экологов.Что в разы меньше чем новоявленные заводы,построенные в последние пять лет в округ Алматы.Так что…кому интерестно,могут сами экскурсию провести по чадящим трубам города.А не махать трусами в сторону водителей.Один уж намахал в борьбе за экологию-убрал трамвай.Видать СО зашкаливал.
Лучше взялись бы за хаотичную застройку городу, никакой розы ветров, запретите застраивать центр города!!!
Автопарк надо обновлять, а не ерундой страдать, народ по своим возможностям ездит на 30-летних развалюхах-коптилках, а власть удивляется откуда такой смог!
хотел было прокоментировать, но рука устала от фейспалмов
Одна бла бла бластика! решение знают, но просто никому это не надо особо. ТЭЦ на газ идея хорошая, очень дорогая и по последующим затратам простых граждан (соц напряженность). ограничения автотранспорта с областей (опять соц напряженность). Если считают, что выбросы дают автомобили то, что мешает на уровне государства вести НУЛЕВУЮ растаможку, оформление, утильсбор и т.д. на электромобили. Народ сам проголосует кошельком как говорится. есть спрос на электрозаправки.появится и предложения.
Человек при выдохе выделяет углекислый газ, давайте запретим ходить без комбинезона с замкнутой системой снабжения кислородом.