При том внимании, которое уделялось ещё 40–50 лет назад технической грамотности молодёжи и прививанию начинающему поколению способности мастерить своими руками, начиная с уроков труда в средней школе и сютовских кружков, с развитием приобретённых навыков в ПТУ, техникумах или профильных вузах, спонтанное появление
Дополнительным фактором, стимулирующим доморощенных Кулибиных, являлась труднодоступность легковушек фабричного производства. Помимо неподъёмной цены новеньких авто по меркам доходов обычного гражданина, имел место быть дефицит самих машин и их однотипность. История хотя вчерашних дней, но всё ещё памятная многим…
Власти не чинили препятствий, но и не поощряли инициативы автомобильных энтузиастов на местах — чудаки, поглощённые полезным творчеством. Негласная оценка их деятельности фактически не претерпела ревизии со времён суровой сталинской эпохи вплоть до лампового брежневского застоя. Иногда в воронку кустарного автопрома затягивало представителей совсем уж нежданных для подобных занятий профессий — дирижёров, профессоров, лётчиков, военных, для которых постройка машины стала досугом и отвлечением от повседневной рутины.
Глеб Вячеславович Мартынов проездом в Москве во время своего психотехнического пробега
Алма-Ата — Мурманск в 1978 году на своём самодельном транспорте. Причём и двигатель, включая отлив цилиндров да поршней, тоже сделан руками Мартынова, с воздушным охлаждением, тормоза — колодочные, из дерева, на задней оси, рулевое без «червяка», вместо сигнала — колокольчик
За индикатор отношения государства можно взять пару не особо известных фильмов. Это комедия Ильфа и Петрова «Однажды летом» (1936 г.) о похождениях двух автосамодельщиков и кинокартина «Развлечение для старичков» (1976 г.) о том, как пять пенсионеров, бывших рабочих высокой квалификации, решили собрать
«Аэлита»
Энергии и творческих замыслов инженера-изобретателя Владимира Смирнова
из Алма-Аты хватило сразу на две машины. В 1963 году свет увидел двухдверный кабриолет на базе«Москвича-403», а пять лет спустя — купе с кузовом из стеклопластика и модными на то время сдвоенными фарами, где донором послужил более современный«Москвич-408И». В стиле самоделок явно прослеживалось влияние американского дизайна, Chevrolet Corvair в частности.
Обе машины получили имя «Аэлита» с индексом 63 для первой и 6302 — для второй. В ожидании госномера кабриолет ездил с табличками «Проба» —
алма-атинские гаишники относились тогда к подобной самодеятельности с пониманием… Последний раз«Аэлиту»-купе видели на фестивале ретроавтомобилей, который провели на парковке мебельной фабрики «Мерей» осенью 2016 года.
К 1970-м годам
Базой для самоделок обычно служили списанные или угодившие в ДТП «москвичи», «запорожцы», серпуховские «инвалидки» и разнообразная мототехника, выступая в качестве агрегатных доноров. Что же до материалов, из которых изготавливались сами кузова, то они зависели от толщины кошелька и технического прогресса, разумеется. Если
Элегантный родстер «Ленинград» 1956 года, сконструированный ветераном войны Аркадием Бабичем, скрывал под приземистым двухместным кузовом пространственную раму, уникальную систему смазки с «сухим» картером и двигатель от бронетранспортёра
БТР-40
Разнообразие машин с экзотическими именами было просто невообразимым, хотя чувство вкуса и меры порой изменяло их создателям. Источниками вдохновения в дизайне чаще были иномарки: от подсмотренных фото на журнальных страницах и сюжетов в кино до реальных машин, что изредка встречались на столичных проспектах.
Поскольку авто проектировались исходя из личных потребностей
Благодаря проявленным стараниям и упорству умельцы раньше государственного автопрома внедрили на своих машинах такие новшества, как фары с электроприводом, дистанционную регулировку наружных зеркал, вклеенное ветровое стекло, газовые упоры для распашных элементов кузова и т. д. Не говоря уже о банальных кондиционерах со стеклоподъёмниками, устанавливаемых сугубо на правительственных «чайках» и ЗиЛах.
Спорткупе ЮНА, сразу в количестве двух штук, братья Станислав и Юрий Алгебраистовы изготовили во второй половине
1970-х. Изначально базой послужилаГАЗ-24 «Волга», но позже начинка уцелевшего экземпляра обновлялась на более современные агрегаты. Тщательность изготовления «Сатаны», как именовали машину сами братья, приближалась к фабричным стандартам. В процессе модернизации появились выдвижные фары с электроприводом и кнопочное открывание дверей
Формальные ограничения на мощность и габариты самоделок в виде документа «Технические требования к микролитражным автомобилям и мотоколяскам, изготовляемым в индивидуальном порядке» действовали в СССР с 1965 года. В них оговаривался двигатель объёмом не более 900 куб. см, длина не более 4 м, скорость не выше 75 км/ч. К 1987 году требования ослабили, переиначив до предельных 4.7 м в длину и 50 л. с. на тонну массы. Но на практике драконовские лимиты многим автовладельцам удавалось обходить,
Вдохновлённая Countach знаменитая «Панголина» 1980 года электрика Дворца пионеров Александра Кулыгина из Ухты была построена по излюбленной схеме для тогдашних самоделок: пространственная рама, стеклопластиковый кузов, жигулёвские узлы и агрегаты. Изначально зеркал заднего вида не предусматривалось вовсе, вместо них на крыше стоял перископ с панорамным обзором
По состоянию на 1983 год общее число зарегистрированных в ГАИ самодельных автомобилей в Союзе превысило 2000. Ныне же самоделки мастерят единицы, но масштабов, как было раньше, уже нет, разумеется. Из тех, что первым приходит на ум, — это солнцемобиль одного казахстанского
Движение самавто незаметно угасло
Бонусом собрали ещё несколько проектов частных изобретателей из прошлого. Хотя, конечно, только ими история не ограничивается.
«Ленинакан»
Житель Армянской ССР Мкртыч Погосян в 1985 году превратил
ГАЗ-3102 в представительский «Ленинакан», причём кузовные панели чеканились им вручную с помощью молотка и стальной плитки. На выходе получилась очень большая вазовская «пятёрка»
«Ихтиандр»
Амфибия «Ихтиандр» инженера И. Рихмана и А. Ревякина 1979 года сочетала герметичный кузов из дюраля со сдвижной секцией крыши с боковыми стёклами
для входа-выхода. ДвигательВАЗ-2103 с коробкой передачот ЗАЗ-966 стояли сзади и приводили в движение колёса и осевой водомётный движитель. На воде «Ихтиандр» мог быть не только катером, но ещё и яхтой с парусом
«Охта»
Некоторые из сделанных энтузиастами машин благодаря господдержке превращались в нечто более значимое, как концептуальный минивэн «Охта» на базе
ВАЗ-2108 конструкторов Г. Хаинова и Д. Парфёнова, который демонстрировался на Женевском автосалоне 1988 года
Вот классная рубрика, молодцы!
Такие статьи сейчас как сокровище. Чтобы вот так совпало, что статья чистая творческая работа человека, ИИ, возможно, использовался для добычи информации, но видно, что текст не машинный, а человеческий. И второй момент, что статья написана чистым и грамотным языком без раздражающих новомодных англицизмов. Получается и информация интересная и читать приятно.
А сейчас как можно самоделку зарегистрировать? Например по типу катерхэм сделать. Или собрать из кит набор аля ультиму rs который поставляет запчастями собери сам в гараже.
можно. связи и деньги
Я слышал про какую-то схему через ментов на пенсии. У них есть связи и через них можно на учет ставить то, что сам никогда в жизни не поставишь. И не только это, а там целый спектр услуг за вознаграждение.
Сразу видно, только русские рукастые и изобретательные мастера. На них сейчас все СТО этой страны держатся. И не только СТО.
Это не от национальности зависит а от воспитания и среды. Я в своей жизни встречал прекрасных специалистов разных национальностей.
Фамилии лучше внимательно прочитай, сепар спящий
щас молодежь ток с телефоном и гуглом. да что говорить — мастера (как и докотора) часто гуглят…
не от обалденной жизни такие чудовища делали…
Помню эти машины демонстрировали в передаче "Это вы можете", еще был экземпляр с резиновыми (безопасными для пешеходов) бамперами
"Это вы можете", "Техника молодежи"…..эх были времена.
Интересно, это саб стоит в Панголине, а сверху него что-то очень похожее на CD-чейнжер? Как и главное ОТ ЧЕГО все это играло?