Вспоминая самоделки, или Самавто

Вспоминая самоделки, или Самавто

Было в стране время, когда люди сами делали себе машины. Сейчас машин, каких захочешь, — были бы деньги для их покупки. А как же дух творчества и полёт фантазии?

При том внимании, которое уделялось ещё 40–50 лет назад технической грамотности молодёжи и прививанию начинающему поколению способности мастерить своими руками, начиная с уроков труда в средней школе и сютовских кружков, с развитием приобретённых навыков в ПТУ, техникумах или профильных вузах, спонтанное появление машин-самоделок в различных уголках огромной страны стало процессом ожидаемым и логичным.

Дополнительным фактором, стимулирующим доморощенных Кулибиных, являлась труднодоступность легковушек фабричного производства. Помимо неподъёмной цены новеньких авто по меркам доходов обычного гражданина, имел место быть дефицит самих машин и их однотипность. История хотя вчерашних дней, но всё ещё памятная многим…

Власти не чинили препятствий, но и не поощряли инициативы автомобильных энтузиастов на местах — чудаки, поглощённые полезным творчеством. Негласная оценка их деятельности фактически не претерпела ревизии со времён суровой сталинской эпохи вплоть до лампового брежневского застоя. Иногда в воронку кустарного автопрома затягивало представителей совсем уж нежданных для подобных занятий профессий — дирижёров, профессоров, лётчиков, военных, для которых постройка машины стала досугом и отвлечением от повседневной рутины.

Глеб Вячеславович Мартынов проездом в Москве во время своего психотехнического пробега Алма-Ата — Мурманск в 1978 году на своём самодельном транспорте. Причём и двигатель, включая отлив цилиндров да поршней, тоже сделан руками Мартынова, с воздушным охлаждением, тормоза — колодочные, из дерева, на задней оси, рулевое без «червяка», вместо сигнала — колокольчик

За индикатор отношения государства можно взять пару не особо известных фильмов. Это комедия Ильфа и Петрова «Однажды летом» (1936 г.) о похождениях двух автосамодельщиков и кинокартина «Развлечение для старичков» (1976 г.) о том, как пять пенсионеров, бывших рабочих высокой квалификации, решили собрать автобус-вездеход из разбитых на испытаниях машин. А ещё был детский «Потрясающий Берендеев», с действительно потрясающим воображение любого школьника шагоходом.

«Аэлита»

Энергии и творческих замыслов инженера-изобретателя Владимира Смирнова из Алма-Аты хватило сразу на две машины. В 1963 году свет увидел двухдверный кабриолет на базе «Москвича-403», а пять лет спустя — купе с кузовом из стеклопластика и модными на то время сдвоенными фарами, где донором послужил более современный «Москвич-408И». В стиле самоделок явно прослеживалось влияние американского дизайна, Chevrolet Corvair в частности.

Обе машины получили имя «Аэлита» с индексом 63 для первой и 6302 — для второй. В ожидании госномера кабриолет ездил с табличками «Проба» — алма-атинские гаишники относились тогда к подобной самодеятельности с пониманием… Последний раз «Аэлиту»-купе видели на фестивале ретроавтомобилей, который провели на парковке мебельной фабрики «Мерей» осенью 2016 года.

К 1970-м годам с информационно-организаторской поддержкой журналов «Техника — молодёжи» и «Моделист-конструктор» с их ежемесячными тиражами в сотни тысяч экземпляров движение самавто приобрело массовый, если не сказать всенародный характер. Регулярно устраивались слёты, где новаторы с гордостью демонстрировали публике и коллегам по цеху свои разработки.

Базой для самоделок обычно служили списанные или угодившие в ДТП «москвичи», «запорожцы», серпуховские «инвалидки» и разнообразная мототехника, выступая в качестве агрегатных доноров. Что же до материалов, из которых изготавливались сами кузова, то они зависели от толщины кошелька и технического прогресса, разумеется. Если в 50-е годы популярностью пользовались фанерные панели, покрытые олифой или шпоном с казеиновым клеем, крепившиеся к пространственному каркасу, сваренному из уголков, швеллеров или водопроводных труб, то через полтора десятка лет в моду уверенно вошёл стеклопластик, иногда на облегчённом алюминиевом профиле. Листовой металлопрокат требовал больше затрат, и достать его легальными путями было сложнее.

Вспоминая самоделки, или Самавто

Элегантный родстер «Ленинград» 1956 года, сконструированный ветераном войны Аркадием Бабичем, скрывал под приземистым двухместным кузовом пространственную раму, уникальную систему смазки с «сухим» картером и двигатель от бронетранспортёра БТР-40

Разнообразие машин с экзотическими именами было просто невообразимым, хотя чувство вкуса и меры порой изменяло их создателям. Источниками вдохновения в дизайне чаще были иномарки: от подсмотренных фото на журнальных страницах и сюжетов в кино до реальных машин, что изредка встречались на столичных проспектах.

Вспоминая самоделки, или Самавто

Поскольку авто проектировались исходя из личных потребностей конструкторов-одиночек, чаще всего на свет появлялись спорткары (в том числе категории «гран-туризмо»), купе, кабриолеты, разнокалиберные минивэны и фургоны, вездеходы, пляжные багги, мини-тракторы и даже кемперы с водоплавающими амфибиями. То есть те транспортные средства, которые либо не выпускались отечественными автозаводами вообще, либо были недоступны простому человеку.

Благодаря проявленным стараниям и упорству умельцы раньше государственного автопрома внедрили на своих машинах такие новшества, как фары с электроприводом, дистанционную регулировку наружных зеркал, вклеенное ветровое стекло, газовые упоры для распашных элементов кузова и т. д. Не говоря уже о банальных кондиционерах со стеклоподъёмниками, устанавливаемых сугубо на правительственных «чайках» и ЗиЛах.

Спорткупе ЮНА, сразу в количестве двух штук, братья Станислав и Юрий Алгебраистовы изготовили во второй половине 1970-х. Изначально базой послужила ГАЗ-24 «Волга», но позже начинка уцелевшего экземпляра обновлялась на более современные агрегаты. Тщательность изготовления «Сатаны», как именовали машину сами братья, приближалась к фабричным стандартам. В процессе модернизации появились выдвижные фары с электроприводом и кнопочное открывание дверей

Формальные ограничения на мощность и габариты самоделок в виде документа «Технические требования к микролитражным автомобилям и мотоколяскам, изготовляемым в индивидуальном порядке» действовали в СССР с 1965 года. В них оговаривался двигатель объёмом не более 900 куб. см, длина не более 4 м, скорость не выше 75 км/ч. К 1987 году требования ослабили, переиначив до предельных 4.7 м в длину и 50 л. с. на тонну массы. Но на практике драконовские лимиты многим автовладельцам удавалось обходить, кому-то по блату, а где-то просто закрывали глаза на несоответствие. Также никто не проверял самодельные машины на степень их безопасности, тем самым возлагая ответственность на самих разработчиков.

Вдохновлённая Countach знаменитая «Панголина» 1980 года электрика Дворца пионеров Александра Кулыгина из Ухты была построена по излюбленной схеме для тогдашних самоделок: пространственная рама, стеклопластиковый кузов, жигулёвские узлы и агрегаты. Изначально зеркал заднего вида не предусматривалось вовсе, вместо них на крыше стоял перископ с панорамным обзором

По состоянию на 1983 год общее число зарегистрированных в ГАИ самодельных автомобилей в Союзе превысило 2000. Ныне же самоделки мастерят единицы, но масштабов, как было раньше, уже нет, разумеется. Из тех, что первым приходит на ум, — это солнцемобиль одного казахстанского путешественника-изобретателя из Уральска, который уже не в первый раз отправляется в большой автопробег на своей самоделке с солнечными панелями.

Движение самавто незаметно угасло в 1990-х, когда у людей образовалась возможность, не выезжая за границу, легального приобретения машин зарубежного производства, включая доступные подержанные модели на любой вкус и цвет. Советский Союз открылся миру и вскоре исчез, а творческая энергия мастеров гаражных дел переключилась на иные, более насущные или перспективные с точки зрения доходов и карьеры занятия. Лишь некоторые рискнули превратить хобби в дело всей жизни, но это уже были не совсем самавто и немного другая страна…

Бонусом собрали ещё несколько проектов частных изобретателей из прошлого. Хотя, конечно, только ими история не ограничивается.

«Ленинакан»

Житель Армянской ССР Мкртыч Погосян в 1985 году превратил ГАЗ-3102 в представительский «Ленинакан», причём кузовные панели чеканились им вручную с помощью молотка и стальной плитки. На выходе получилась очень большая вазовская «пятёрка»

Вспоминая самоделки, или Самавто

«Ихтиандр»

Амфибия «Ихтиандр» инженера И. Рихмана и А. Ревякина 1979 года сочетала герметичный кузов из дюраля со сдвижной секцией крыши с боковыми стёклами для входа-выхода. Двигатель ВАЗ-2103 с коробкой передач от ЗАЗ-966 стояли сзади и приводили в движение колёса и осевой водомётный движитель. На воде «Ихтиандр» мог быть не только катером, но ещё и яхтой с парусом

«Охта»

Некоторые из сделанных энтузиастами машин благодаря господдержке превращались в нечто более значимое, как концептуальный минивэн «Охта» на базе ВАЗ-2108 конструкторов Г. Хаинова и Д. Парфёнова, который демонстрировался на Женевском автосалоне 1988 года

Комментариев: 13

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
  • Аватар
    Эксперт

    Вот классная рубрика, молодцы!

    Ответить
  • Аватар
    11361219611

    Такие статьи сейчас как сокровище. Чтобы вот так совпало, что статья чистая творческая работа человека, ИИ, возможно, использовался для добычи информации, но видно, что текст не машинный, а человеческий. И второй момент, что статья написана чистым и грамотным языком без раздражающих новомодных англицизмов. Получается и информация интересная и читать приятно.

    Ответить
  • Аватар
    id17137339

    А сейчас как можно самоделку зарегистрировать? Например по типу катерхэм сделать. Или собрать из кит набор аля ультиму rs который поставляет запчастями собери сам в гараже.

    Ответить
    • Аватар
      Tm   id17137339

      можно. связи и деньги

      Ответить
    • Аватар
      11361219611   id17137339

      Я слышал про какую-то схему через ментов на пенсии. У них есть связи и через них можно на учет ставить то, что сам никогда в жизни не поставишь. И не только это, а там целый спектр услуг за вознаграждение.

      Ответить
  • Аватар
    STAR

    Сразу видно, только русские рукастые и изобретательные мастера. На них сейчас все СТО этой страны держатся. И не только СТО.

    Ответить
  • Аватар
    Tm

    щас молодежь ток с телефоном и гуглом. да что говорить — мастера (как и докотора) часто гуглят…

    Ответить
  • Аватар
    Booker

    не от обалденной жизни такие чудовища делали…

    Ответить
  • Аватар
    123

    Помню эти машины демонстрировали в передаче "Это вы можете", еще был экземпляр с резиновыми (безопасными для пешеходов) бамперами

    Ответить
  • Аватар
    577

    Интересно, это саб стоит в Панголине, а сверху него что-то очень похожее на CD-чейнжер? Как и главное ОТ ЧЕГО все это играло?

    Ответить