В далёком
Согласитесь, подобное и сейчас не встретить ни в одной открытой коллекции Казахстана, а каково было тогда?! Разумеется, я сам себе пообещал, что обязательно попаду в это место. Но было не суждено — к моменту моего первого посещения Алматы Retro Car уже прекратил своё существование.
С тех пор прошло много лет. В 2018 году, получив возможность связаться с основателем музея, я не стал упускать своего шанса и решил узнать, как можно больше о том, что заинтересовало меня тогда, почти 20 лет назад. Василий Викторович Скиба к моменту моего с ним разговора уже был гражданином другого государства, но тем не менее, выслушав меня, любезно согласился поделиться информацией. Он рассказал, с чего всё начиналось, как и при каких обстоятельствах приобретались автомобили, с какими техническими сложностями пришлось столкнуться.
Действительно, в музее было 36 автомобилей и 15 мотоциклов. Каждый экземпляр имел свою интересную историю. Тогда не удалось раздобыть фотографии многих автомобилей-экспонатов, среди которых легендарная эмка,
Внутри и снаружи
Для тех, кому эта история ни о чём не говорит либо информация о Retro Car так глубоко в памяти, что пытаться извлечь её наружу нет смысла, напомню: музей располагался на пересечении улиц Жандосова — Умбетбаева, в двухэтажном здании с сине-красной вывеской, перед входом в которое стоял армейский вездеход
В самом здании был выставочный зал с автомобилями и мотоциклами, на стенах висели различные фотографии классических авто, работали экскурсоводы, а в кабинете основателя и на подоконниках расположилась коллекция масштабных моделей. Была также мастерская, в которой доводили до ума привезённые в музей машины.
Схема организации, которую выбрал В. Скиба, актуальна и сегодня — оба существующих на сегодняшний день автомобильных музея в Казахстане ничем принципиальным не отличаются, а по части экспонатов и вовсе проигрывают.
Кстати, материал о музее получился достаточно большим, и поэтому сейчас на суд читателей представлена лишь первая часть — о самых интересных экспонатах.
Легенда — Horch 930V
Первый автомобиль в коллекции Василия Скибы, положивший начало задумкам о собственном музее и их последующей реализации — спортивный кабриолет марки «хорьх». Он был приобретён зимой 1985 года в селе Жанатурмыс Алматинской области. Бывший хозяин пользовался «эксклюзивом» как мини-грузовичком — возил сено, уголь, дрова и даже кирпичи. Двигатель и коробка стояли от
Как бы то ни было, «хорьх» в удручающем состоянии купили. После начались работы по его восстановлению, которые, по утверждению В. Скибы, на момент моей последней беседы с ним, в

Из интересного можно также отметить следующее: в своё время на сайте музея Retro Car утверждалось, что этим «хорьхом» пользовался лично Берия и автомобиль был закреплён за Гаражом особого назначения. Но эту информацию, как вы понимаете, подтвердить крайне сложно.
Первый советский Ford — ГАЗ-А
Когда рассматриваешь архивные фотографии 30–

Однако Василию Скибе удалось найти для своего музея один сильно потрёпанный, но комплектный экземпляр. В ходе реставрационных работ газовский фаэтон получил комбинированный окрас. Позднее, когда автомобиль было решено не только экспонировать, но и эксплуатировать, его кузов посадили на шасси УАЗа. Разумеется, автомобиль стал выглядеть несколько иначе, но взглядов он
Впоследствии владелец музея забрал с собой
Боевая амфибия — Ford GPA
В алматинский музей Retro Car амфибию Ford GPA привела длинная дорога, состоящая из бесконечных переводов из одного военного гарнизона в другой… и окончательное списание.
Эти водоплавающие авто во время войны поставлялись в СССР из Америки по программе
В музее Retro Car было два Ford GPA: один полностью комплектный и на ходу, он выставлялся в основной экспозиции, и экземпляр похуже. Оба автомобиля после закрытия музея были перевезены в Москву, где позднее выставлялись в Музее
Трофей — BMW R75
Мотоциклетная тема была представлена в музее не так широко, как автомобильная, но всё же в Retro Car было несколько любопытных экспонатов. Один из них — BMW R75. Интересен он прежде всего тем, что его считают главным мотоциклом вермахта. Иными словами, это любимый мотоцикл армии Германии времён Второй мировой.
Он был настолько хорош в техническом плане, что после окончания войны его конструкция легла в основу многих мотоциклов, в том числе советских «Урала» и «Днепра».
Американская помощь — Harley-Davidson WLA 42
Если главным мотоциклом Германии во время войны был «баварец», то главным советским считался американский
А конкретно этот Harley-Davidson работал в ГАИ КазССР. По одной из легенд, мотоцикл патрулировал окрестности Илийского района Алматинской области и заканчивал свою службу в Отделе регулирования уличного движения в столице — тогда ещё
Кагэбэшная персоналка — ЗИЛ-117
Свою трудовую деятельность этот пятиместный седан высшего класса начинал в Москве, в управлении КГБ, о чём свидетельствуют крепления для устройств спецсвязи. Далее его передают по линии ведомства в Казахстан. Однако машиной пользуются крайне редко, лишь во время визитов высокопоставленных гостей.
После развала Союза ЗИЛ пропадает из поля зрения, а информация о нём появляется лишь в конце
После закрытия музея в Алматы автомобиль выкупает семья известных реставраторов-коллекционеров Лен и увозит машину в Москву, где ЗИЛу создают легенду о том, что это персональный транспорт Андропова.
Лимузин Кунаева — ЗИЛ-114
Вторым по значимости экспонатом музея являлся персональный лимузин первого секретаря Казахской ССР Д. А. Кунаева. История автомобиля очень интересная, и её можно найти в журнале
Вкратце же дело было так. В середине
К слову, этот служебный ЗИЛ нельзя путать с единственным личным автомобилем Кунаева — Pontiac Grand Prix, который по сей день экспонируется перед входом в музей на улице Тулебаева. О нём редакция Kolesa.kz писала отдельную историю.
Фронтовик — ГАЗ-67
Первые 67-е увидели свет во время войны, а завершилось производство армейских внедорожников в 1953 году. Благодаря неприхотливости и простоте конструкции к сегодняшнему дню сохранилось большое количество этих машин. Но есть в этом и минус — интерес со стороны коллекционеров к
Пытаться разыскать информацию о судьбе этих авто после закрытия музея довольно сложно. Они были распроданы другим любителям старины.
Кстати, один из экспонатов
как-то участвовал в редакционном обзоре. Посмотреть фото и почитать о машине можно в отдельной публикации.
Восстановление
Разумеется, случаи, когда автомобиль прибывал в музей и сразу же ставился на своё место в выставочном зале, были единичными. Обычно этому предшествовал цикл восстановительных работ, которые проделывали в мастерской при музее. Возможно,
Материал посвящается памяти Василия Викторовича Скибы.
Посещали с сыном, было интересно! Тогда и в Колёсах продавалось много интересных машин…
И трава была зеленее, и люди воспитаннее.. 🙂
Да, хороший был музей! Но не ЕВРО5 конечно машины, так что ничего страшного (кто понял тот понял). Сейчас можно съездить в Кунаев в музей ГСВГ
Сколько раз мимо проезжал, но так никогда и не довелось попасть в этот музей. Из чего следует вывод: не откладываем, живем сейчас. Завтра может быть поздно.
отличный материал, почаще бы такое