Забытый автомузей Алматы

Забытый автомузей Алматы

Воспоминания о частной ретроколлекции на улице Жандосова, в которой был и лимузин Кунаева.

В далёком 1999-м, ещё будучи школьником, я узнал о том, что в Алматы есть большое собрание классических автомобилей, которое за символическую плату доступно взору всех желающих. Место это звалось Музеем антикварных автомобилей Retro Car. Как же сильно я хотел попасть туда, ведь в новостном сюжете по ТВ, из которого я узнал о нём, говорилось следующее: основателю музея Василию Скибе под одной крышей удалось собрать более 50 единиц ретротехники. Мотоциклы, легковые автомобили, амфибии, грузовики и правительственные лимузины, среди которых персональный автомобиль первого секретаря компартии Казахстана Д. А. Кунаева.

Забытый автомузей Алматы

Согласитесь, подобное и сейчас не встретить ни в одной открытой коллекции Казахстана, а каково было тогда?! Разумеется, я сам себе пообещал, что обязательно попаду в это место. Но было не суждено — к моменту моего первого посещения Алматы Retro Car уже прекратил своё существование.

С тех пор прошло много лет. В 2018 году, получив возможность связаться с основателем музея, я не стал упускать своего шанса и решил узнать, как можно больше о том, что заинтересовало меня тогда, почти 20 лет назад. Василий Викторович Скиба к моменту моего с ним разговора уже был гражданином другого государства, но тем не менее, выслушав меня, любезно согласился поделиться информацией. Он рассказал, с чего всё начиналось, как и при каких обстоятельствах приобретались автомобили, с какими техническими сложностями пришлось столкнуться.

Действительно, в музее было 36 автомобилей и 15 мотоциклов. Каждый экземпляр имел свою интересную историю. Тогда не удалось раздобыть фотографии многих автомобилей-экспонатов, среди которых легендарная эмка, 110-й ЗИС, американский Willys, гэдээровский BMW 340, 13-я «Чайка». Но всё же я взялся за подготовку материала, которая длилась ещё семь лет. К сожалению, Василия Викторовича уже нет с нами, но я уверен: материал о музее, который он открыл в Алматы, наверняка будет интересен не только людям, посещавшим Retro Car, но также и тем, кто о музее никогда не слышал.

Внутри и снаружи

Для тех, кому эта история ни о чём не говорит либо информация о Retro Car так глубоко в памяти, что пытаться извлечь её наружу нет смысла, напомню: музей располагался на пересечении улиц Жандосова — Умбетбаева, в двухэтажном здании с сине-красной вывеской, перед входом в которое стоял армейский вездеход ГАЗ-67 1945 года.

Забытый автомузей Алматы

В самом здании был выставочный зал с автомобилями и мотоциклами, на стенах висели различные фотографии классических авто, работали экскурсоводы, а в кабинете основателя и на подоконниках расположилась коллекция масштабных моделей. Была также мастерская, в которой доводили до ума привезённые в музей машины.

Схема организации, которую выбрал В. Скиба, актуальна и сегодня — оба существующих на сегодняшний день автомобильных музея в Казахстане ничем принципиальным не отличаются, а по части экспонатов и вовсе проигрывают.

Кстати, материал о музее получился достаточно большим, и поэтому сейчас на суд читателей представлена лишь первая часть — о самых интересных экспонатах.

Легенда — Horch 930V

Первый автомобиль в коллекции Василия Скибы, положивший начало задумкам о собственном музее и их последующей реализации — спортивный кабриолет марки «хорьх». Он был приобретён зимой 1985 года в селе Жанатурмыс Алматинской области. Бывший хозяин пользовался «эксклюзивом» как мини-грузовичком — возил сено, уголь, дрова и даже кирпичи. Двигатель и коробка стояли от ГАЗ-51. Несмотря на всё это, дядя Ваня, бывший владелец авто, попросил за него немалую сумму.

Забытый автомузей Алматы

Как бы то ни было, «хорьх» в удручающем состоянии купили. После начались работы по его восстановлению, которые, по утверждению В. Скибы, на момент моей последней беседы с ним, в 2019-м, велись до того самого времени.

Забытый автомузей Алматы
Horch 930V после восстановления и сам Василий Скиба за рулём

Из интересного можно также отметить следующее: в своё время на сайте музея Retro Car утверждалось, что этим «хорьхом» пользовался лично Берия и автомобиль был закреплён за Гаражом особого назначения. Но эту информацию, как вы понимаете, подтвердить крайне сложно.

Первый советский Ford — ГАЗ-А

Когда рассматриваешь архивные фотографии 30–40-х годов, создаётся впечатление, что первых горьковских легковушек в Алма-Ате было невероятно много. И всё же ГАЗ-А сегодня большая редкость. Огромные нагрузки, ложившиеся на плечи слабого автомобиля, приводили к быстрому износу и утилизации.

Забытый автомузей Алматы
1932 год. ГАЗ-А у здания гостиницы «Жетысу» на пересечении улиц Гоголя и Пушкина

Однако Василию Скибе удалось найти для своего музея один сильно потрёпанный, но комплектный экземпляр. В ходе реставрационных работ газовский фаэтон получил комбинированный окрас. Позднее, когда автомобиль было решено не только экспонировать, но и эксплуатировать, его кузов посадили на шасси УАЗа. Разумеется, автомобиль стал выглядеть несколько иначе, но взглядов он по-прежнему приковывал немало.

Забытый автомузей Алматы

Впоследствии владелец музея забрал с собой ГАЗ-А, когда переезжал из Казахстана, и автомобиль по сей день в семье Скибы.

Боевая амфибия — Ford GPA

В алматинский музей Retro Car амфибию Ford GPA привела длинная дорога, состоящая из бесконечных переводов из одного военного гарнизона в другой… и окончательное списание.

Забытый автомузей Алматы

Эти водоплавающие авто во время войны поставлялись в СССР из Америки по программе ленд-лиза. Однако у военного командования обеих стран (США и СССР) к данной модели были серьёзные претензии по части эффективности эксплуатации.

Забытый автомузей Алматы

В музее Retro Car было два Ford GPA: один полностью комплектный и на ходу, он выставлялся в основной экспозиции, и экземпляр похуже. Оба автомобиля после закрытия музея были перевезены в Москву, где позднее выставлялись в Музее ленд-лиза.

Трофей — BMW R75

Мотоциклетная тема была представлена в музее не так широко, как автомобильная, но всё же в Retro Car было несколько любопытных экспонатов. Один из них — BMW R75. Интересен он прежде всего тем, что его считают главным мотоциклом вермахта. Иными словами, это любимый мотоцикл армии Германии времён Второй мировой.

Забытый автомузей Алматы

Он был настолько хорош в техническом плане, что после окончания войны его конструкция легла в основу многих мотоциклов, в том числе советских «Урала» и «Днепра».

Американская помощь — Harley-Davidson WLA 42

Если главным мотоциклом Германии во время войны был «баварец», то главным советским считался американский Harley-Davidson. Он, как и Ford GPA, поставлялся в рамках программы помощи союзникам и, в отличие от последнего, хорошо зарекомендовал себя. Так хорошо, что после окончания войны все оставшиеся в строю мотоциклы разбрелись по стране.

Забытый автомузей Алматы

А конкретно этот Harley-Davidson работал в ГАИ КазССР. По одной из легенд, мотоцикл патрулировал окрестности Илийского района Алматинской области и заканчивал свою службу в Отделе регулирования уличного движения в столице — тогда ещё Алма-Ате.

Кагэбэшная персоналка — ЗИЛ-117

Свою трудовую деятельность этот пятиместный седан высшего класса начинал в Москве, в управлении КГБ, о чём свидетельствуют крепления для устройств спецсвязи. Далее его передают по линии ведомства в Казахстан. Однако машиной пользуются крайне редко, лишь во время визитов высокопоставленных гостей.

Забытый автомузей Алматы

После развала Союза ЗИЛ пропадает из поля зрения, а информация о нём появляется лишь в конце 90-х. В музее Retro Car раздаётся звонок. Голос на противоположном конце провода предлагает купить ЗИЛ. Объяснить, о какой машине идёт речь, звонивший не может, поэтому поначалу Скиба не придаёт значения полученной информации. Но через какое-то время автомобиль всё же прибывает в музей, правда, в весьма плачевном состоянии.

Забытый автомузей Алматы

После закрытия музея в Алматы автомобиль выкупает семья известных реставраторов-коллекционеров Лен и увозит машину в Москву, где ЗИЛу создают легенду о том, что это персональный транспорт Андропова.

Лимузин Кунаева — ЗИЛ-114

Вторым по значимости экспонатом музея являлся персональный лимузин первого секретаря Казахской ССР Д. А. Кунаева. История автомобиля очень интересная, и её можно найти в журнале QAZ-auto № 1 2025 (15/21/28).

Забытый автомузей Алматы

Вкратце же дело было так. В середине 70-х ЗИЛ был передан из Кремля в Казахстан по личному распоряжению Брежнева и до 1986-го возил Динмухамеда Ахмедовича. После ЗИЛ-114 был передан в Академию наук и каким-то образом к началу 90-х оказался в бывшем обкомовском гараже города Джамбул, ныне Тараз. Далее его выкупает местный предприниматель Махмадов и передаёт в Фонд Кунаева. Но так как у фонда отсутствовали площади, способные вместить столь огромный лимузин, ЗИЛ-114 передаётся на временное хранение в только что открывшийся музей Retro Car. После закрытия музея следы автомобиля теряются, но сегодня он вновь в Международном фонде Кунаева.

Забытый автомузей Алматы

К слову, этот служебный ЗИЛ нельзя путать с единственным личным автомобилем Кунаева — Pontiac Grand Prix, который по сей день экспонируется перед входом в музей на улице Тулебаева. О нём редакция Kolesa.kz писала отдельную историю.

Фронтовик — ГАЗ-67

Первые 67-е увидели свет во время войны, а завершилось производство армейских внедорожников в 1953 году. Благодаря неприхотливости и простоте конструкции к сегодняшнему дню сохранилось большое количество этих машин. Но есть в этом и минус — интерес со стороны коллекционеров к 67-му остаётся слабым. Ещё слабее он был к моменту открытия музея Retro Car. И всё же в нём было два ГАЗ-67, а тот, что находился внутри, был весьма неплох.

Забытый автомузей Алматы

Пытаться разыскать информацию о судьбе этих авто после закрытия музея довольно сложно. Они были распроданы другим любителям старины.

Кстати, один из экспонатов как-то участвовал в редакционном обзоре. Посмотреть фото и почитать о машине можно в отдельной публикации.

Восстановление

Разумеется, случаи, когда автомобиль прибывал в музей и сразу же ставился на своё место в выставочном зале, были единичными. Обычно этому предшествовал цикл восстановительных работ, которые проделывали в мастерской при музее. Возможно, кто-то, внимательно посмотрев на фотографии в этом материале, усомнится в профессионализме реставраторов. Но не нужно забывать о времени, в котором всё происходило. Сегодня восстановить ретроавтомобиль куда проще — много компаний, изготавливающих детали, или так называемый новодел, вдобавок есть возможность поиска деталей по всей планете при помощи интернета. А в конце 90-х — начале нулевых были лишь желание, расчёты в голове и крепкие руки.

Материал посвящается памяти Василия Викторовича Скибы.

Комментариев: 5

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.