Цены на машины в КазССР 40 лет назад и сейчас

Цены на машины в КазССР 40 лет назад и сейчас

Стали ли доступны новые автомобили для казахстанцев за тридцать лет независимости?

Забегая вперёд, ответим: бюджетные модели стали ощутимо дешевле, дорогие — не очень. Однако сперва попытаемся привести к единому знаменателю покупательную способность советского рубля позднебрежневского периода (за отправную точку возьмём 1980 год) и тенге образца 2020 года.

В частности, стипендия студента вуза составляла 40 рублей. Зарплата молодого специалиста в зависимости от профессии колебалась в диапазоне 80–120 рублей. Средняя зарплата рабочего на заводе — 180 рублей и выше, начальник участка мог получать все 400. Разлёт должностных окладов в организациях был довольно высок: если уборщица получала рублей 70–80, то директора крупных предприятий — 800 рублей и выше, но медианный уровень по всей огромной стране очень долгое время, на протяжении всех 1970–1980-х, удерживался в пределах 150 рэ в месяц.

Сколько получают обычные работники в Казахстане, говорить долго не надо. Какие бы песни ни пела официальная статистика, реальная средняя зарплата по Алматы сейчас не превышает 200 тыс. тенге с лишним, и то в лучшем случае.

Цены на машины в КазССР 40 лет назад и сейчас

Чтобы облегчить подсчёты, после срезки хвоста из нулей остановимся на полуторном коэффициенте, т. е. 150 рублей = 225 тыс. тенге. После сравнения тогдашних и нынешних цен на товары и услуги получается, что мы недалеко ушли от эпохи расцвета СССР.

Так, в 1980 году проезд в автобусе стоил пять копеек (75 тенге), рафики-маршрутки от алма-атинского автовокзала (позже известного как «Саяхат») обходились в 20 копеек (300 тенге) — практически как нынешнее такси до последней девальвации. Полноценный обед в столовой укладывался в рубль (1500 тенге), бензин АИ-93 стоил 95 копеек за десять литров (иначе говоря, 140 тенге за литр), а 76-й — 75 копеек (112 тенге за литр).

Процесс сравнения бытовых ценников можно продолжать бесконечно, но остановимся всё же на легковых автомобилях. За ними, напомним, в те годы необходимо было отстоять очередь, которая могла длиться несколько лет, коль не имелось блата или каких-либо законных преференций, либо брать с рук отдавая две цены. Официальные цены на машины сопровождены количеством средних зарплат, эквивалентных им, для каждой эпохи в своей валюте.

Цены на машины в КазССР 40 лет назад и сейчас

Кандидат на звание бюджетной модели Made in USSR безальтернативен: ЗАЗ-968М — 4 050 рублей или же 27 зарплат по 150 рублей. Наверное, аналогом «Запорожца» на современном первичном авторынке честнее было бы считать казахско-узбекские микролитражки и «лады». Их цены в салонах сейчас составляют 3–6 млн тенге или же 13–26 зарплат по 225 тыс. тенге.

Цены на машины в КазССР 40 лет назад и сейчас

Нишу автомобилей среднего класса в СССР занимала продукция АЗЛК и ВАЗа. Сравнимые по размерам легковушки и стоили плюс-минус одинаково. Новенький «Москвич-2140» в «Тулпаре» можно было купить за 6 865 рублей (46 среднемесячных зарплат), тогда как более популярный ВАЗ-2106 за 8 145 рублей (54 зарплаты). По степени народного обожания шоху можно сравнить лишь с современной Toyota Camry 70 ~ 12.4 млн тенге или же 55 суверенных зарплат.

Цены на машины в КазССР 40 лет назад и сейчас

Мечта советского автолюбителя — ГАЗ-24 «Волга» — стоила 9 513 рублей или же 64 зарплаты. Давайте сравним это с современным «мерседесом» Е-класса, столь же престижным и более крупным, чем жигули-тойоты, 17 млн тенге в базе или 80 современных зарплат. Кстати, поскольку «чайки» в СССР в свободной продаже были недоступны, соотносить их стоимость с S-классом и баварскими «семёрками» смысла нет никакого.

Цены на машины в КазССР 40 лет назад и сейчас

А вот ещё один дефицитный фаворит советской эпохи изрядно девальвировал: если в 1980 году ВАЗ-2121 «Нива» стоил 8 670 рублей (58 рублевых зарплат), то теперь его можно приобрести за 4 млн тенге (17 тенговых зарплат). Правда, для этого потребовалось 40 лет, за которые прогресс и уровень развития автопрома ушли далеко вперёд, а кое-кто остался на месте.

Цены на машины в КазССР 40 лет назад и сейчас

Комментариев: 34

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
  • Аватар
    ATA

    https://kolesa.kz/a/show/104675490

    Ответить
    • Аватар
      SETRA   ATA

      Этот экземпляр переоборудованный. Раньше был с ручным управлением, которые выдавали инвалидам через органы Собес. Выдает рулевое колесо и переключатели фар и поворота.

      Ответить
  • Аватар
    Alexander

    ЗАЗ-968М — не «ушастый»! Цена от 3.600 была 30 л.с.

    Ответить
  • Аватар
    Sergo

    В 1990 г. ЗАЗ-968М 40ку покупал за 3900 (может с копейками) без р/приёмника, при этом супруга получала 180 и Я 250 рублей поэтому и дефицит был, что за 2 — 3 года можно было скопить и купить, квартиры получали бесплатно, так что сравнение не очень корректное, сейчас молодым надо ещё жилье купить.

    Ответить
  • Аватар
    хомо сапиенс

    А теперь посчитаем к этому: бесплатная медицина, нормальная, не то что сейчас, бесплатное образование, даже высшее, не то что сейчас, жильё бесплатное, правда арендное, но можно было получить, особенно быстро получали молодые специалисты по направлению. Да что там говорить, вакансия дворника была занята на много лет вперёд, потому как устраиваясь дворником, ты получал жильё на всю семью. Как то так, плохой социализм.

    Ответить
    • Аватар
      Хозяин   хомо сапиенс

      сейчас кто не дает работать, зарабатывать, жить в достатке и при этом покупать что хочешь, а не что выкинули на «рынок» или надо «достать» ??? Хватит уже воздух сотрясать, про то как дворники королями ходили по совку. Как ни крути, но лучше Казахстана в нынешнем СНГ ничего нет, если учитывать суммарно все факторы, а не вырывать единичные по отдельности.

      Ответить
      • Аватар
        Марс   Хозяин

        да лучше Казахстана во всем мире ничего нет))

        Ответить
      • Аватар
        id19272541   Хозяин

        Перефразирую. Сейчас кто не дает воровать, обманывать и брать взятки?! И отправлять учиться детей за границу и иметь «запасное» второе гражданство?! И почему не жить в Шахтинске или Сарани. Хватит уже говорить про то чтобы помочь многодетной семье оставшейся без крыши над головой, нужно рыдать на камеру и надеяться на сострадание людей, но не на огромный «потенциал» страны.
        Весь потенциал нашей страны за 30 лет превратили в желание «что-нибудь ЗАМУТИТЬ», но не производить. Назовите навскидку наш, отечественный высокотехнологичный бренд или продукт который был разработан и произведен в стране за 30 лет! Хотя бы один!

        Ответить
        • Аватар
          Хозяин   id19272541

          ныть, ничего не делать и обвинять всех вокруг, только не себя, это удел неудачиков… не буду тебя отрывать от этого процесса.

          Ответить
  • Аватар
    Евгений

    Квартир БЕСПЛАТНЫХ не было, их нужно было зарабатывать, просто их покупали не за наличку, а за годы работы.

    Ответить
  • Аватар
    mikolamm75

    Почему то расчет показывает что за среднюю ЗП в РК взята сумма 235,3тыс тг — что вранье.

    Ответить
  • Аватар
    Асылжан

    В 1988 или 87 году покупал в рассрочку у друга за 10 тыс. рублей. шестёрку с шестым двигателем, машина была после капиталки, как конфетка. машине было 8 или 10 лет, уже не помню. С бензином помню одно время были проблемы, приходилось доставать по блату. В то время всё надо было доставать по блату. Даже фильм такой был ТЫ МНЕ Я ТЕБЕ. В принципе в СССР было всё дёшево, но нужно было это всё достать.

    Ответить
    • Аватар
      Andrey1   Асылжан

      Барадак начался с года 84-85 по-моему. Да был дефицит. Нужно было дать возможность людям работать на себя и разрешить частную собственность. Как в Китае бы сделали и всё было бы нормально.

      Ответить
      • Аватар
        euhenio   Andrey1

        Как пришел Горбачев,так проблемы и начались,а до 1985 года все было «тип-топ».

        Ответить
        • Аватар
          mikolamm75   euhenio

          Проблемы начались с того что Горбачев лидер компартии отстранил ее от управления что фактически уничтожили страну. Редкий маргинал был Миша. Боялся ответственности как огня и не слушал экспертов а действовал по ощущению — дилентантизм последней стадии маразма.

          Ответить
        • Аватар
          avtonavt   euhenio

          проблемы начались и по этому к власти пришел Горбачев, вот с это момента и начался развал страны.

          Ответить
          • Аватар
            mikolamm75   avtonavt

            Когда требуется решить экономическую проблему тогда не стреляют себе в голову. А Миша убил страну.

            Ответить
  • Аватар
    euhenio

    Автор явно не владеет достоверной информацией.Перевод советских рублей в тенге некорректен по определению,а бензин АИ-93 после почти двукратного подорожания в 1981 году,стал стоить 40 копеек за литр

    Ответить
  • Аватар
    id19612653

    «бюджетные модели стали ощутимо дешевле, дорогие — не очень». Спасибо, КЭП!)))) Очередной бесполезный материал от создателей «капсулы времени»)))))

    Ответить
  • Аватар
    Қожайын

    ссср был убогой страной.

    Ответить
  • Аватар
    Takeshy

    150 рублей 225 тыс тенге !!! 225 тыс Карл !!!!!

    Ответить
    • Аватар
      Хозяин   Takeshy

      в 95году 1000000 рос рублей стоил 200 дол, в Родезии (Зимбабве) вообще доходило до 10000000000000000000 зимбабвийских долларов

      Ответить
  • Аватар
    Абыр

    2106 в 1981г стоила 9600руб по очереди. На черном рынке у спикулянтов (перекуп) 14500руб все продажи машин в Алмате были возле Тулпара

    Ответить
  • Аватар
    РК 1201

    в 1979 году купили 2106 с шестым движком за 8000 рублей новой. белого цвета, доплатили 200 руб. в магазине чтобы выбрать цвет. потом просили у нас продать машину за 16000 руб. а бенза 93 стоил 40 копеек литр

    Ответить
  • Аватар
    avarkom83

    Посыл статьи: Новые машины в Кз стоят не так уж и дорого

    Ответить
  • Аватар
    chevrolet

    подсчет не верный, сейчас рубль эквивалентен одной тысячи тенге, а не 1500.
    А машина в то время была роскошью, любая.

    Ответить