fary-main

Щётки на фарах: полезная опция и инженерные уловки, которых не стало

Почему вспомогательное устройство, которое эффективнее современных омывателей, продержалось на машинах недолго.

Автолюбителям из стран с жарким климатом дворники на фарах не нужны априори. И неудивительно, что впервые появились они в Скандинавии, где даже летом дороги обильно поливаются дождями. В 1970 году шведы оснастили ими Saab 99: со стороны радиаторной решётки выдвигалась миниатюрная шваберка и совершала по стеклянной поверхности фар возвратно-поступательные движения, а из жиклёра выше подавалась вода. Милое зрелище, будто гномик под капотом машины старательно исполнял порученную водителем работу.

Извечные коллеги — конкуренты из Volvo не оставили полезное нововведение без внимания и вскоре предложили для «кирпича» 240-й серии автоматизированные стеклоочистители фар — уменьшенную копию дворников на лобовом стекле с таким же алгоритмом. Но получилось грубо. Чтобы очистить довольно широкую прямоугольную фару, размер щётки сделали настолько с запасом, что ритмическую деятельность дуэта можно было наблюдать прямо из салона.

На следующих сериях курьёзный баг пофиксили, изменив механизм поводка щёточки, хотя на «850-й» из-за узкой фары конструктивная нелепость повторялась. Последующие поколения «вольво» конца 90-х и начала нулевых: S80, S60, V70 и иже с ними — оснащались уже аккуратными небольшими толстенькими дворничками, описывавшими дугу почти в 180 градусов. Правда, к тому времени весь остальной мир уже спешил отказаться от этих конструкций. Точнее европейские автопроизводители, поскольку в Японии и США изобретение не прижилось.

В 80–90-е годы можно было увидеть самые разнообразные конструкции по очистке фар от грязи. В частности, Mercedes-Benz обеспечивал легковые модели, от W116 по W140 включительно, угловыми дворничками.

Для фамильных двойных кругляшей 3, 5 и 7-й серий в BMW придумали изящную конструкцию, обходившуюся одним электромотором на две фары и приводившую в действие V-образный дворник с гибкими резиновыми щётками. Качество работы радовало водителя до тех пор, разумеется, пока от чрезмерного напряжения кромки щёток не начинали разрушаться.

Кстати, популярная на дворниках схема пантографа иногда приобретала гипертрофированные формы. К сожалению, не можем продемонстрировать вам дворники Jaguar XJS в действии, но даже на фотографии они впечатляют своим размером и основательностью рамы.

Щётки на фарах: полезная опция и инженерные уловки, которых не стало

Rolls-Royce тоже не обошёл проблему загрязнения фар машин, и щётка для сдвоенных фар люксовых седанов Silver Shadow II была именно щёткой в прямом смысле слова, т. е. ворсистой!

Щётки на фарах: полезная опция и инженерные уловки, которых не стало

Для дорог бывшего СССР, а особенно в межсезонье, очистители фар были даже нужнее, чем шведам и финнам. «Москвичи», «жигули», «нивы», а после и «лады» восьмого семейства обеспечивались дворниками фар, но встретить их можно было в основном на машинах для экспорта. Комплектации туда шли богатые, а в некоторых странах фароочиститель был требованием по закону.

Ноль-первые «жигули» с щёточками на фарах действительно не встретишь в наших краях, а вот в Финляндии — пожалуйста. На внутренний рынок машины с такой опцией попадали в порядке исключения и в ходе реэкспорта в начале 90-х, что являлось поводом похвастаться перед обладателями массовых модификаций. Сейчас же найти ВАЗ не то что с функционабельными, но с дворниками на фарах вообще, практически невозможно. Поэтому если они сохранились, то люди стараются поддерживать их в рабочем состоянии.

Кстати, по сей день на любой «пятёрке» или «семёрке», неважно для какого рынка выпущенной, можно встретить подготовку под дворники на фары по умолчанию — это чёрные пластиковые ограничители сверху и снизу, которые ровняли щёточку в крайней позиции. А в торце решётки радиатора ВАЗ-2107, справа и слева, предусмотрено «окошко» под поводок фароочистителя.

Щётки на фарах: полезная опция и инженерные уловки, которых не стало

Вероятно, самым оригинальным механическим стеклоочистителем следует признать осевые дворники, ставившиеся на ещё одного родича итальянского Fiat 124 — польский Fiat 125p, который выпускался приблизительно в те же годы, что и вазовские «копейки» и «тройки». Установленные на рамке вдоль диаметра фары щётки совершали круговое движение по часовой и против часовой стрелки.

Конструкцию очистителей фар советских машин представительского класса тоже не обойти стороной. Щёточки ЗиЛ-4104, можно сказать, копируют бээмвэшные, а модернизированный лимузин с прямоугольными фарами (41047) имел уже привычный классический алгоритм и четыре маленьких дворника на передке.

Щётки на фарах: полезная опция и инженерные уловки, которых не стало

Вот у горьковских машин механических очистителей фар замечено не было ни на правительственных «чайках», ни на «волгах». А вместо них — омыватели под давлением. Первые появились на ГАЗ-14 ещё в 70-х, а следом и на ГАЗ-3102 в 1981-м.

Щётки на фарах: полезная опция и инженерные уловки, которых не стало
Омыватели “Волгам” были положены только “акулам” 3102 и ставили вплоть до конца их производства в 2008-м. Другие итерации — ГАЗ-31029, 3110 и 31105 уже обходились без них

С возрастом машины система фароочистителей доставляла хлопот в обслуживании, так как носовая часть чаще принимает на себя все невзгоды эксплуатации. Форсунки выходили из строя, прокладки текли, и со стороны казалось, что автомобиль плачет навзрыд. Жалкое зрелище.

При всей своей несомненной полезности дворники на фарах окончательно покинули автопром к середине нулевых. Поводов для этого было немало — криволинейная форма сузившихся фар сократила площадь очищаемого участка, а становившийся всё более распространённым поликарбонат был более чувствителен к механическому воздействию в отличие от стекла. В придачу к выступающим деталям на передке неодобрительно относились авторы нормативов пассивной безопасности, ведь они могут нанести дополнительные увечья пешеходам в случае наезда. Поэтому ныне в ответе за яркость светового луча при интенсивных осадках те самые выдвижные форсунки, подающие омывайку под большим давлением, к эффективности работы которых до сих пор остаётся немало претензий, из-за чего водителям приходится отключать её и делать всё по старинке: тряпочкой вручную.

А у вас был автомобиль с дворниками на фарах? Поделитесь своим опытом!

Комментариев: 8

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
  • Аватар
    Hugh Morjoui

    Спасибо, тема раскрыта. Основательный, не поверхностный подход при написании статьи.

    Отказались потому, что по сути бесполезное устройство. Они не нужны когда небольшой дождь идёт и совершенно бесполезны когда попал в стену дождя, как если быих не было вовсе. Просто в мире автопрома появление тех или иных приблуд массово объясняется просто: у них есть, а у нас нет. Надо делать тоже. И делают даже если фигня полная.

    Ответить
  • Аватар
    Салдат из шенгельды

    Извините новость не в тему.Я про двигатель 2 AZ-FE (Камри 30-40,Эстима,Превия,и многие другие)В сети многие его не хвалят;гремит цепь,помпа,вытягивает шпильки,склонен к перегреву, масложор,и.т.д.У меня машина с честным японским пробегом 109000,пришла в 13 году.Щяс пробег 289000,за это время менял свечи 2 раза Denso,щётки стартера,один лямдо зонд,и радиатор,пока всё.Больше ничего.Двиган шепчет,лью 5-30 Wurth,во время через 8 к меняю масло и.т.д .Мне двигатель понравился.

    Ответить
    • Аватар
      Салдат из шенгельды   Салдат из шенгельды

      Забыл добавить,доливаю 1 литр масла, на 8 К,ранее в первые 4 года от замены до замены.

      Ответить
    • Аватар
      ПРАДО   Салдат из шенгельды

      Эти водители камри 30,40, превии ездят и не жалуются. С пробегом свыше 300-500тыс. Тут скорее всего в самом отношении к двигателю (заливать масло не где попало и что попало, во время заменять расходники самое главное). Конечно бывают такие казусы но 90% показывают отл результат

      Ответить
  • Аватар
    MAN

    Мне очень пригождались фароочистители на Volvo fh12, настоящей шведке. По Казахстану они не нужны, но по России зимой они меня очень выручали, кто ездил по зимним трасам России знает о чем я. Они поливают чем то дороги, что потом превращается в черную жижу, приходится останавливаться и мыть фары, на улице холодно и сыро, а мне не надо, я в тепле рычажки жму)))

    Ответить
  • Аватар
    888

    Шикарная статья! Автор красавчег!

    Ответить
  • Аватар
    Анатолий

    Езжу на Легаси 2007 года, омыватель фар срабатывает только при длительном нажатии на кнопку омывателя, что очень экономит воду. Но используя именно в слякоть все отлично. В мороз невозможно

    Ответить