За свою долгую интересную жизнь Елизавета II имела возможность ознакомиться вблизи с неисчислимым множеством машин, и не только британских марок.
||10.1K4
Автор: Манас ИксановФото: Getty Images
8 сентября 2022 года Её Величество Елизавета II, Божией милостью Королева Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии и иных своих царств и владений, Глава Содружества, защитница веры скончалась в замке Балморал в Шотландии в возрасте 96 лет. Она была монархом, правившим дольше всех за последние пару-тройку веков, и последним венценосцем, участвовавшим во Второй мировой войне. Наш бренный мир покинула «принцесса-механик», как прозвали 18-летнюю дочь Георга VI англичане в те далёкие годы, когда она несла службу в резервных войсках в качестве водителя санитарного автомобиля.
Изучение технической начинки и возможностей высокопроходимых армейских машин позволило Елизавете в полной мере оценить перспективы нарождающегося класса гражданских внедорожников на примере одного из ранних Land Rover, оказавшихся в королевском гараже.
Принцесса с удовольствием водила «лендровер», который позже она сменит на три десятка постепенно совершенствующихся машин, но всё той же привычной марки. Авто для души, так сказать, поскольку в качестве официального транспорта у будущей королевы будут величественные Daimler, Rolls-Royce, Bentley со штатными водителями. Но желание самой сесть за руль не покинет Елизавету II до преклонных лет. К примеру, в прошлом году, только-только отойдя от перенесённого ковида, она энергично прокатилась по территории Виндзорской резиденции в тёмно-зелёном Jaguar X-Type Sportwagon. Далеко не новом, кстати.
Известный факт, что у Елизаветы II никогда не было водительских прав, поскольку в Великобритании все государственные документы выдаются от её имени, а сама себе выдать права она, разумеется, не могла. По той же причине для королевских машин необязательны номерные знаки, а монарха невозможно оштрафовать за непристёгнутый ремень. Тем не менее при всех привилегиях высокого положения Лиз осталась хладнокровным и опытным водителем, ни разу не создавшим аварийной ситуации на дорогах общественного пользования.
Интересно, что для конфиденциальных выездов Елизавета II пользовала условно-бюджетные, малоприметные в городском потоке модели, как Vauxhall, к примеру. Также в почёте у монарха были модели с просторным багажным отсеком: универсалы и внедорожники — куда могли поместиться переноски с любимыми корги.
Как наследница трона, а позже в статусе правителя государства начиная с конца 1940-х Елизавета II посетила десятки стран, равно входивших в состав Британской империи, так и независимых, но уже в ранге гостя. Протокол визита нередко подразумевал, что автомобили будут предоставлены принимающей стороной. Таким образом у королевской четы имелась возможность оценить далеко не самые худшие образцы домашнего и зарубежного автопрома. Вспомним лишь некоторые из них.
1 / 17
Новая Зеландия, Хобарт, 1954 год. Парадно-выездной Land Rover с трибуной сзади. Этот автомобиль оказывался в самых неожиданных местах, включая даже палубу авианосца
В том же году в Австралии королеву и принца-консорта можно было увидеть в представительском кабриолете Humber Super Snipe специальной постройки. Этот автомобиль остался в стране после визита и был репатриирован в Англию в 2007 году
Шикарный Rolls-Royce Silver Wraith, в котором передвигалась Елизавета II во время визита в Нигерию в 1956 году, принадлежал Кано — самому влиятельному королю этой африканской страны
Нью-Йорк, 1957 год. С президентом США Дуайтом Эйзенхауэром (сколько их ещё будет на королевской памяти). Сконструированный специально для Lincoln Cosmopolitan прозрачный верх дал прозвище машине — bubbletop («мыльный пузырь»)
Под палящими лучами солнца в Карачи, 1961 год. Немолодой Cadillac De Ville c генеральскими звёздами на номере, золотое платье и лавровый венок напомнили известную сцену из «Клеопатры» с Элизабет Тейлор
Должно быть, высокогорье Непала затрудняло доставку приличествующей статусу техники, поэтому обошлись тем, что было под рукой, в данном случае это армейский виллис
Королевский визит в Индию в 1961 году. Местные раджи (и прочие разнокалиберные владыки Южной Азии) традиционно отдавали предпочтение Rolls-Royce, в дворцах которых эти породистые машины обитали десятилетиями
Судан, 1965 год. Левее можно увидеть малоизвестный немецкий внедорожник DKW Munga, но кто назовёт автомобиль королевы?
Неказистой Munga также выпала честь возить королеву, но уже у себя на родине, если быть точным, в Западном Берлине. До падения Стены оставалось ещё четверть века
Итальянский президентский ландолет Lancia Flaminia на Пьяцца Венеция с августейшими гостями на борту. По случаю карабинеров эскорта также приодели в парадное
На улицах Токио, 1975 г. В новейшем на тот момент Cadillac Eldorado с модными двойными квадратными фарами, поскольку ни одной открытой парадно-выездной модели у японских автопроизводителей тогда не было (равно как нет и сейчас)
Доверить хрупкую леди трясучему крузаку учтивые японцы решились бы вряд ли, хотя подобные машины у них имелись в количестве и на любой вкус. Папуасы не стали заморачиваться с этим (Папуа — Новая Гвинея, 1974 г.)
Наблюдать интерьер легендарного MB 600 Pullman W100 Елизавете II приходилось неоднократно. И не только в Германии, но и в других странах, как в Абу-Даби, например (1979 г.)
Королевский Bentley в центре созвездия из правительственных 613-х «татр» в 1991 году. Тот случай, когда страну можно даже не называть
Последние лет 30 королева передвигалась за рубежом сугубо на машинах из собственного гаража, хотя это влекло дополнительные траты на логистику. Зато москвичи ельцинской эпохи смогли увидеть живьём легендарные Rolls-Royce Phantom 5-й и 6-й реинкарнаций
Елизавета II, как главнокомандующий вооружёнными силами Великобритании, никогда не теряла связи с армией, где она, собственно, и научилась водить автомобиль. Будь то во время коронации в 1953 году...
... или же в рамках военно-исторического фестиваля в Бовингтоне в 1997-м
Надо понимать, что обслуживать тогдашние машины было намного проще. Это сейчас некоторые машины надо наполовину разобрать чтобы сменить цепь или ремень ГРМ например. Или ВАГ вообще до ручки дошел стартер в коробке делают. Тогда такого безобразия не было. Все просто, все доступно. В ее случае именно обслуживать, никогда не поверю, что она капиталила движки. Максимум свечи, масло поменять, антифриз, колодки подтянуть. И так другое по-мелочи.
Надо понимать, что обслуживать тогдашние машины было намного проще. Это сейчас некоторые машины надо наполовину разобрать чтобы сменить цепь или ремень ГРМ например. Или ВАГ вообще до ручки дошел стартер в коробке делают. Тогда такого безобразия не было. Все просто, все доступно. В ее случае именно обслуживать, никогда не поверю, что она капиталила движки. Максимум свечи, масло поменять, антифриз, колодки подтянуть. И так другое по-мелочи.
Ей откапиталить как два пальца. Она их разрабатывала и опытные образцы сама изготавливала)
Только изредка отвлекалась чтобы зигануть и снова в движок ныряла… https://uploads.disquscdn.com/images/9ebd9c7926b374baf4b86263ec9d774514f15dc663abeefb60745598c8d8d372.jpg
не плохо…