Этой статье можно дать и такой заголовок: «Автобазар Еревана: да там сотни наших!», ведь уже несколько месяцев у казахстанцев не спадает интерес к автомобилям в Армении. В одно из воскресений июня я слышал родную речь по всему рынку. Да и в местном РЭО, как в алматинском спецЦОНе, казахстанцы ставят машины на учёт. Собрали аргументы за и против покупки машины в этой красивой и гостеприимной стране.
С ростом внимания к ереванскому базару армяне начали ввозить машины пароходами — из США и Японии, из Европы и ОАЭ. Мастерские, стоянки, обочины, рынки заставлены машинами на продажу и в большей мере рассчитаны на граждан Казахстана и России. Это не скрывают и сами продавцы, это подтверждается и статистикой. Стране, где, по официальным данным, не более трёх миллионов населения, такое количество машин никогда не требовалось. Ввоз б/у в 2018 году по сравнению с 2016-м увеличился в четыре раза — до 67 000 машин. Видели бы, какие очереди стоят на постановку на учёт! А каждый понедельник там рекорд по числу зарегистрированных авто — уже дошло до 500 машин!
Чем же отличается покупка авто в Армении от покупки в других союзных странах?
Статья немаленькая. Для удобства содержание:
- Как оформить авто в Армении
- Уплата налога на транспорт
- Как проходить ТО в Армении?
- Ассортимент на авторынке Еревана
- Почему в Армении цены ниже?
- Про машины с аварийным прошлым и «перекидыши»
- Перепродажа авто с армянским учётом
- ⚠️ Грядущие поправки в законы РК
- Какие расходы при поездке за машиной?
- Когда машины в Армении подорожают?
Аргумент ЗА № 1 — безопасная сделка
При покупке машины в Армении отсутствует один важный риск — оформление автомобиля на чужого человека. Гражданин РК может зарегистрировать машину на своё имя, стать полноправным владельцем, что очень важно. Для этого нужно прописаться в Армении. Где? Без разницы. Ребята на авторынке готовы временно прописать у себя дома в Ереване за $60 и сами побегать с документами. Делают в течение дня. Кто-то регистрируется даже в гостинице. Сделали прописку, оформили договор купли-продажи, можно ехать в РЭО.
В итоге никакого владения по доверенности или по страховке. И никаких опасений, что покупателя кинут или продавец заявит об угоне, как только вы покинете Ереван. Машина ваша, что хотите, то и делайте с ней!
В других странах ЕАЭС регистрация авто на казахстанца возможна, если только он имеет статус резидента, т. е. постоянно проживает в стране. Но это за день, как в Армении, не делается, да и в отдельных случаях требуется основание для прописки.
Расходы для постановки на учёт:
Прописка с нотариальным переводом: от USD 60 (~ 22 800 тенге)
Страхование минимум на три месяца (зависит от мощности двигателя). Для примера: 150 л. с. ~ AMD 10 350 (~ 8 300 тенге)
Постановка на учёт (сверка, техпаспорт, госномера): AMD 24 000 (~ 19 200 тенге)
Итого: ~ 50 300 тенге
В субботу РЭО работает до 14:00, воскресенье — выходной. В будние дни РЭО работает без обеда.
Аргумент ЗА № 2 — налог на транспорт без учёта в налоговой
В Армении для уплаты налога на имущество не нужен номер налогоплательщика (ИИН). Деньги уходят в казну мэрии по району, где вы временно прописались, и учёт ведётся по автомобилю, а не по владельцу. Рассчитывают налог, кстати, не по объёму двигателя, а по мощности. Существует система скидок — для автомобилей старше трёх лет минусуют 10 %. Налог уплачивать придётся, т. к. без него не пройти техосмотр.
Уплата налога на имущество
Для примера: авто 2014 г. в.,150 л. с., на один год: AMD 68 000 (~ 55 000 тенге)
? Нужно ли делать техосмотр для армянских машин?
Нужно. Хотя, как мне рассказывали сами местные, на ТО в Армении все забили. Для движения по Казахстану автомобилям старше семи лет он нужен, и наши полицейские его требуют. Без ТО не сделать и страховку для проезда по России.
Как его потом продлевать? Придётся ли для этого ехать в Армению? На самом деле процедура ТО, как и у нас, для галочки и делается даже без предоставления машины на осмотр. Вам надо найти себе представителя, который с корешком об уплате налога отправится на станцию, «пройдёт» ТО, получит талончик и отправит его вам в Казахстан. Такие услуги сегодня рекламируются и в Казахстане, и в Армении, стоят по-разному. Налог, кстати, можно уплатить онлайн.
Аргумент ЗА № 3 — ассортимент автомобилей
Выбор на рынке тут сейчас как в Казахстане в период льготки в 2010-2011 годах. Эх! Причём армяне поняли, какие машины ищет наш человек, и наводнили рынок очевидными бестселлерами. Если Toyota, то Camry; если Mercedes-Benz, то Е-Class или Gelandewagen; BMW — «пятёрки» и X5; если Opel, то Vectra; Kia — значит, Sorento и Optima, Hyundai — Sonata.
В продаже ещё встречаются свеженькие праворульки. Ввоз машин с правым рулём в Армению запрещали уже несколько раз и окончательно запретили только с 1 мая 2019 года. Все свежепригнанные «японки» на скорую руку переделываются на левый руль ещё по пути в Армению — в ОАЭ или в Грузии. Toyota Alphard первого поколения с левым рулём не может не привлечь внимания! Но к нему мы ещё вернёмся, чтобы рассмотреть поближе.
Кроме руля, никаких других ограничений для ввоза нет! Ни по экологическому классу, ни по ДХО, ни по году выпуска… Ввози, растаможивай, ставь на учёт. Кстати, этим самым Армения сегодня привлекает любителей редких машин, классики и ретро.
«Европеек» тоже много. Свежепригнан из Германии! Ну, какие ассоциации? Я сразу вспоминаю стройные ряды с седанами BMW, Mercedes-Benz, VW, Audi! Стоп! А где, кстати, Audi? Вот их в Армении очень мало. Даже на дорогах Еревана не встретить. Мерсы, бэхи — да, Audi — нет.
Машины из Европы армяне везут чаще под свои нужды: местные выбирают недорогие C-Class (W202) и Opel Zafira или Vectra, много на базаре E-Class (W211) и B-Class (W245), Mazda 6 первого поколения и т. д. Кстати, в Грузии подготовка машин для продажи — это тоже отдельный бизнес. Ведь именно сюда, в порт Поти, прибывают почти все машины из-за рубежа, а после идут в Армению своим ходом.
Авторынок в Грузии (Autopapa в Рустави) краем глаза
Аргумент ЗА № 4 — приятные цены, хоть и не на все машины
Чем старше машина, тем дешевле она продаётся на аукционах. А текущие тарифы в Армении привязаны к году выпуска и стоимости авто. Причём по годам приятный коридор — по пять лет, а при оценке таможенной стоимости принимается инвойс. Каталог у таможенников есть, но больше ради проверки цены. По каталогу считает и таможенный калькулятор. В итоге очиститься выходит значительно дешевле, чем в Казахстане. И обратите внимание на разницу в тарифе для авто 5 лет или 10 — всего-то 2 %!
Возраст автомобиля | Ввозная пошлина (таможенный сбор + НДС) |
До 5 лет | 32 % |
От 5 до 10 лет | 34 % |
От 10 до 15 лет | 42 % |
Старше 15 лет | 52 % |
Дешевле купили — дешевле растаможили. Единственное, что добавляется для автомобилей старше трёх лет, — разовый экосбор. Его размер зависит от модели и года выпуска, но он небольшой. Для Camry 2014 года, неважно, с 2.5- или 3.5-литровым мотором, это $208.
А чем свежее машина, тем выше растаможка, а значит, её цена приближается к нашим, и выгоды в покупке уже никакой.
Аргумент ПРОТИВ № 1 — машины с аварийным прошлым и «перекидыши»
Первый негативный момент может прятаться также в ценнике машины. Если вы не забыли время, когда шёл бум ввоза авто в Казахстан, то знаете, что автомобили, побывавшие в ДТП, за бугром продавались дешевле. Гораздо! И на продажу в Армению плывут и едут в основном… битые американские машины со статусом Salvage. Потому что не для себя. Потому что на перепродажу. Не стоит об этом забывать.
На фото в объявлениях на kolesa.kz, да и вживую, тачки смотрятся прекрасно! А всё благодаря рукастым мастерам в Армении. Готовят на продажу машину искусно. Перед покупкой попросите копию аукционного листа (для авто из Японии), проверьте прошлое по Carfax (для авто из США). Если и было ДТП, то насколько сильным? Что ремонтировалось, стреляли ли подушки, что с ремнями безопасности?
А ещё стоит помнить: к тем авто, что мы очень любим, в США относятся неважно, тем более если им уже лет десять. Часто загажен салон, впечатление, что в них не убирали ни разу. Отмывают и химчистят в Ереване тоже круто, но сам факт, что к машине относились чёрт знает как, вызывает другие вопросы: а меняли ли масло в двигателе? что с трансмиссией и подвеской? Аукционы с битыми машинами дают скромное техническое описание: заводится, двигается прямо самостоятельно, добралась своим ходом и т. д.
В Японии традиционно за автомобилем следят лучше. Сам дважды получал машины оттуда и всегда был удивлён их состоянием! Но что, если это машина с перекинутым рулём? Вот Alphard, к примеру, первого поколения. Не было у него леворульной версии. Насколько надёжно сделан перенос рулевой колонки, рейки? Педальный узел? Что с подушками безопасности? Проводка? Как перекроили торпедку на левостороннюю?
Честно говоря, я всеми силами от такой покупки бы отговаривал. Чтобы проверить крепёж и качество сварки, нужно разобрать всю торпедку. Продавец это сделать, ясное дело, не даст. Продавцы говорят коротко: рулевая тут от Camry, всё работает…
Ради интереса можно поразглядывать салон. Как они так круто делают левостороннюю торпедку?! Смотрится как заводская! И вот оно! Не обошлось без участия Китая, где отливают из пластмассы весь левосторонний декор для «тойот». На месте сборки в Эмиратах или Грузии его красят в цвет салона и собирают заново. Китай выдаёт облой по краям, неровные стыки и даже щели — явно матрицы у артелей неточные. Другой метод — перекрой панели своими руками, а склеенные и заменённые детали обтягивают в кожзам.
Легче всего перекинуть руль/педали на первом поколении Nissan X-Trail. Есть готовый левосторонний кит, и симметричная торпедка с щитком по центру даёт возможность сделать перенос рулевой колонки в Грузии за… четыре часа! Мастера, кстати, не всегда заморачиваются с переносом пассажирского airbag. У водителя X-Trail в итоге целых две фронтальных подушки: на руле и за ним! 🙂 Если они там вообще есть.
И ещё одна опасность с праворульными машинами: многие из них не растаможены. Потому как не успели. Легко опознать по грузинским или армянским транзитам. Будьте внимательны! Ведь полноценно растаможить такие машины уже не получится нигде. Только как запчасти…
Нерастаможенный автомобиль вы не сможете ввезти и в Казахстан.
Аргумент ПРОТИВ № 2 — перепродажа авто с армянским учётом
Многие привозили автомобили из Армении в Казахстан для перепродажи… по страховке. Стоит раз и навсегда запомнить, что собственником остаётся тот человек, который указан в документах на машину! Изменить право собственности можно только в Армении. Другой вариант — оформить доверенность с правом продажи. Да, вы сможете снять с учёта без участия формального владельца, но по доверке на себя машину оформить всё равно невозможно. Жидковата эта схема ещё и в том случае, если с документами что-то произойдёт или у них истечёт срок, а человека, на которого оформлен автомобиль, вы найти уже не сможете. Сколько таких историй было за всю историю продаж машин по доверенности в Казахстане, ух!
Но даже если вы поставили машину в Армении на себя и брали для своих нужд, то рано или поздно вы решите её продать, правда? В Казахстане этого не сделать, вывозить машину вам придётся обратно в Армению. Наверное, и искать покупателей там же, потому как неизвестно, что будет дальше с нашими законами.
? Можно ли поставить на учёт авто из Армении в Казахстане?
Не то что не получится, а скорее желание пропадёт при одном только расчёте. И ещё вопрос: а пройдёт ли пригнанная машина по техрегламенту для постановки на учёт в РК? Левый руль, Евро-4, ДХО, подушки безопасности, ISOFIX… Но как минимум у всех ввозимых из Армении машин нет кнопки SOS (ЭВАК). Её можно установить за деньги, но немаленькие. Затем машину из Армении придётся до конца растаможить: доплатить разницу между нашими ставками и армянскими. Следом уплатить утильсбор. И под конец ещё один взнос — для первичной постановки на учёт. Всё это делает машину в итоге невероятно дорогой!
Аргумент ПРОТИВ № 3 — поправки в законы Казахстана
Выгоду в покупке заметили не только обычные граждане Казахстана, но и наши автосборочные предприятия. Как только открывается народный канал импорта машин, коммерсанты просят у министерств помощи и принять меры — изобрести ограничения для ввоза и сложности для свободной эксплуатации таких машин в РК. Ссылаются, как всегда, на угрозу безопасности, загрязнение воздуха в городах, безнаказанность за нарушение ПДД и срыв планов государства (!) по омоложению автопарка страны.
? Через всё это мы уже проходили
2011 год. Казахстан прикрыл трафик б/у машин с повышения таможенных тарифов (ЕТТ). Пошли схемы. Началось с временного ввоза по доверенностям из Киргизии — с июля 2011 по 2012 год, практически одновременно пошёл перегон из Беларуси (2011-2012), следом плавно переключились на авто с российскими номерами. И последняя яркая вспышка (2014-2015) — серый импорт из России после обвала рубля, отмены НДС и изменения техрегламента. Все эти явления были окружены массой рисков и последующих блокировок на законодательном уровне. Но соблазн обновить свой гараж за небольшие деньги сильнее.
2019 год. Ничего не изменилось. Мы все по-прежнему тяготеем к б/у авто, т. к. курсы валют, рост цен в автосалонах растут быстрее, чем зарплаты. И когда в центре Еревана на обочине продаётся BMW 5-й серии (F10) за $15 000, ну, попробуйте переключиться на покупку «Весты»!
Сегодня, в июне 2019 года, езда на машине на армянских номерах никак законам ЕАЭС не противоречит — машина растаможена и зарегистрирована в союзной стране, за рулём собственник. К чему бы придраться? Но, как видно из истории, и эту лавочку скоро прикроют. Что делать с ввезёнными машинами? Решение этого вопроса оставят автовладельцам.
Аргумент ПРОТИВ № 4 — неучтённые расходы
До Еревана из Казахстана не просто добраться. Из Алматы, к примеру, сейчас нет прямого авиарейса, только через Грузию или Россию. Но алматинцы туда практически и не ездят. Основной покупатель армянских машин из Центрального и Северо-Западного Казахстана.
Есть самолёт из Нур-Султана (Астана), летает два раза в неделю. Если брать билеты заранее, можно немного сэкономить. Перед датой вылета цена вырастает на 10 000–15 000 тенге. Мы долетели из Алматы до Тбилиси за 114 000 тенге (в одну сторону), а оттуда в Ереван на такси. Стоимость салона в среднем около $80.
На рынке много «помогаек» на случай, если вы не уверены в своих силах. Перед вылетом в Армению мы обзвонили по объявлениям нескольких таких. За помощь в Ереване (встретить, подобрать гостиницу, свозить покормить, выбрать машину, оформить прописку и т. д.) просили от $100 до 500! Местные предлагают даже подобрать машины для осмотра заранее, ещё до приезда в Армению.
Для доставки авто в Казахстан можно заказать автовоз. Но от этого заметно вырастет итоговая цена машины, и надо ждать загрузки прицепа. Поэтому большинство гонят машину домой своим ходом — так дешевле. Самый короткий путь до границы Казахстана через Северную Осетию, Ингушетию, Чечню, Дагестан, это более 1 100 км местами не самой хорошей дороги.
Лучше дорога через Калмыкию и далее Волгоград, дистанция до границы с РК при таком маршруте более 1 500 км. Но при любом раскладе придётся пересечь весь Кавказ, дорога горная, живописная, особенно по Армении, но отнимает время и силы.
Для перегона своим ходом придётся оформлять ещё три полиса ГПО: для проезда Грузии, России и по Казахстану. Бензин в Грузии, России и в той же Армении стоит дороже, чем в Казахстане: 95-й более 360 тенге. Проживание в гостиницах и питание примерно как у нас, хотя тут всё очень индивидуально.
Страхование легкового автомобиля:
— в Грузии (мин. на 15 дней): GEL 30 (~ 4 100 тенге)
— России (от 5 до 15 дней): RUB 1 600 (~ 9 615 тенге)
— Казахстане (на один год): ~ 49 000 тенге
Итого: ~ 62 715 тенге
Средняя стоимость одного литра бензина:
— в Грузии: GEL 2.43 (~ 325 тенге)
— Армении: AMD 460.6 (~ 368 тенге)
— России: RUB 45.79 (~ 277 тенге)
Посчитайте все затраты. Может потеряться и смысл покупки авто в Армении.
Что в итоге?
Армения сегодня один из последних рынков свежепригнанных б/у иномарок, что хоть как-то для нас доступно. Но окошко закроется 1 января 2020 года, когда вступят в силу ставки ЕТТ. Этим сейчас активно пользуются перекупы, как у нас когда-то в 2011-м, чтобы после роста ставок перепродать подороже.
⚠️ Из-за готовящихся палок в колёса для обладателей армянских машин смысл покупки я вижу только ради быстрого бизнеса: купить свеженький недорогой автомобиль, поработать на нём, и… вывезти обратно. Вложения отбили, прибыль получена — пора домой. Насчёт выгодной продажи в Армении — это вопрос скорее к вашему мастерству продаж. Но, как показывает история, кыргызские машины, которые выгоняли обратно в КР, скупали за бесценок.
Поскриптум
Я добавил бы ещё один аргумент ЗА во всей этой истории, но он имеет отношение к покупке машины лишь косвенное — посмотреть Армению как страну очень рекомендую! Красивые ландшафты, очень чистый, уютный Ереван со своим колоритом. А уж какие здесь шашлыки, долма и хинкали! Причём даже грузины признаются, что хинкали готовят вкуснее именно в Армении!
Но это уже другая история.
Смотрите видеоверсию на нашем канале в Youtube:
Давно горел желанием прикупить там тачку. Но по разным обстоятельствал не срасталось. А щас уже и понимаю что всё что не делается делается к лучшему.
Спасибо за информацию — всё ясно и понятно ,успокоили.
теслы из США там не продают?
Tesla жоқ.
Тесла есть и много в Грузии.
интересная статья. https://media3.giphy.com/media/jq4t2bQP9brOw/giphy-downsized-medium.gif
Понятно,что по любому наши сделают ВСЁ против своего же народа и скоро начнут щемить эти авто(кто там недавно из ЖПшников приказывал гасить арм номера). Поэтому,только по левым схемкам ставить на КЗ учёт надо.
ага, вот так и будем ездить на разваленных галантах 80-х годов
Статья супер!!!! Все по делу очень интересно и доходчиво простым языком!!!!
Мужики, а на запчасти оттуда машину можно притащить? Кто занимается, подскажите, что да как?
нет можете, Россия не пустит. ну если по мелочи ходовка фара мара
после 23 года можно оформить на себя в казахстане без разницы таможенных платежей, почему это не рассказали??
уточните? где написано? Ресейде осындай зан бар дейди
В документах таможенного союза так прописано. Россияне могут подождать и потом российские номера поставить, а мы нет. Т.к придется первую регистрацию платить.
Россия мать другая. Там женщинам материнский капитал есть. У нас что есть .это у них у нас такого нет
Потому что наша «первая регистрация» всю разницу нивелирует
Спрашивал проверял у нас такого нет и не будет .В осенью тяжко придется все продают обратно
Хорошая страничка ? как с вами связаться?
Безопасность прежде всего!
Отличная статья! Спасибо авторам и порталу колеса
Всегда так у нас. Киргизов выгноли обратно.монголских арестовали за перебитые номера. Теперь росс и армян новых посвежее на учёт по бешенной цене.старых и не подходящих обратно из страны.
Тимур, спасибо за труд!
https://youtu.be/p3eC6wIFMyc все норма братья вот инфо )))
Ну это они мвд или гай. Закон на расмотрений у депутатов. Налог и деньги уходит в другую страну. И только правительство и депутаты решат будут а не увд или мвд .
Этих машин уже натаскали со всех сторон, а кто ездить на них будет? Помню как с России навезли, когда рубль грохнулся, сам запарился продавать, еле еле по себестоимости продал и это новую машину, а с б/у вообще не знаю как будет
А как насчет киргизов? Стоит щас брать или тоже лучше забыть
Я своего киргиза продал с небольшими потерями. Брал свежую с Японии без пробега по КГ, ухаживал и обслуживал очень хорошо. В итоге продал в Бишкек и перегнал новому хозяину. Они сами побоялись. Купил в феврале 2014 за 6200$, Продал я декабре 2017 за 4200$. А если считать в тенге, то вообще еще и наварился 🙂
статья познавательная. Армяне цены подняли, доллар вырос, бензин дорогой, но все равно наши берут там машины, по трассе автовозом с киргизскими номерами куча едет, да и самих кыргызов очень много по одиночке едут. В Армении и Грузии природа супер. Армения чуть более высокогорная страна, но по трассе есть два серпантина и два туннеля, виды завораживающие, высокие горы, селения в этих горах прямо на склонах стоят (как держатся))), и вообще СУПЕР. Грузия (трасса от границы Армении до Тбилиси) чуть более ровная в плане перепада высот. Но после Тбилиси начинается подьезд к самой высокой горе Кавказа — Казбеги, и перевалу Ларс. Высокогорные курорты Грузии, Кармандонское ущелье, красивые виды, река Кура и многое другое. А эта площадка для осмотра гор, вообще нет слов, как там Здорово!!!! Потом граница Грузии и России. Кстати россияне там сделали ремонт дороги, и очень удобную проходимость, разделенную на три категории авто (грузовые, автобусы, легковые). Раньше такого не было. Быстрый проход (тем кто ранее там был) и вы на территории Республики Северная Осетия Алания. Виды ничуть не хуже, пол пути горы, пол пути уже предгорья, и Кавказ все дальше и дальше, все темнее и темнее сзади остаются виды. Тем кто едет — советую ехать с Владикавказа сразу на Нальчик, затем обходить Пятигорск, потом на Георгиевск, Зеленокумск, Буденовск. После проезжая Буденовск по основной трассе через город будет поворот налево на Арзгир и уверенно ехать туда до села Дивное, там уже по ориентиру до Элисты. И потом уже Волгоград, Саратов и домой дальше в Казахстан. Советую так ехать, так как сам первый раз ехал через Грозный, Магас, Кизляр и так далее, получилось длиннее на 150 км, да и дорога на территории Калмыкии похуже будет с той стороны. Ночлег в Калмыкии дорогой, но если постараться можно найти кемпинг за 500 рублей, плюс 50 р стоянка авто. Если через Пятигорск, будет чуть меньше блок постов, по сравнению если ехать через Грозный. Но если кто не был и желает посмотреть Грозный, а именно через него вы будете ехать, то можно и так. Очень чистый и заново отстроенный город, на каждом углу которого будет стоять качок в военной форме с бородой и автоматом). Но дороги в России стали очень хорошего качества, за исключением 200-300 км по Калмыкии, местами очень плохая дорога попадалась. Всем удачи на дорогах, ни гвоздя ни жезла!!!!!
Тема не раскрыта. Никто не знает, что преподнесут нам наши слуги народа)) но что-то приподнесут это однозначно! Поэтому нет однозначного ответа брать или не брать. Все на свой страх и риск. У друга есть минивэн на АМ и продавать он его не собирается. Будем посмотреть)) что и как дальше.
у нас много закрытой и закрытости в получении информации, в том числе что где почем и как. статьи выходят когда уже все всё сами знают. Потом наш Казахстан постоянно отгораживается от рынков соседей, но это в современном мире невозможно. Хотим регулировать рынок внутренний, но опять мерами которые явно идут не на пользу населению. Страна штрафов, налогов и запретов. Динамичнее надо быть, а то опять изобретём схемы. Понятно ведь Весту и БМВ уравнять никогда не смогут, но пытаются уговорить. Хорошо бы если эта веста стоила на уровне 8 000 зеленью. мы своими деньгами поддерживаем вчерашний день автопрома в КЗ, а уважаемые колёса ещё сотрудничают с банками типа каспий, где %!!!! я тут посчитал за 50% зашкаливает, и зависит от брэнда.