Кыргызский ввоз

Кыргызский ввоз (2011)

Ни для кого не секрет, что на рынке Казахстана достаточно успешно реализуются машины из Кыргызстана. И ладно бы, если не одно «но» — машины наши сограждане приобретают с кыргызскими номерами и продолжают ездить на них, не снимая с учёта. И вот тут вопрос: а не опасно ли так? Писем с соответствующими вопросами в редакции завались. Собрав самые актуальные из них, отвечаем.

Да, автомобилей из Кыргызстана в Казахстане поприбавилось, и это точно не туристы.

На самом большом рынке страны «Баянауыл» автомобили с кыргызскими номерами продаются легко и открыто, найти машину из соседней страны в объявлениях в газетах и на сайтах тоже не составляет труда. И вправду, а почему бы и нет? Машины как по внешнему, так и внутреннему содержанию выглядят опрятно и приятно, да и ценники загляденье. Как минимум в два раза дешевле. По законам обеих стран никакого нарушения, на первый взгляд, тут нет, и, естественно, мимо такого заманчивого предложения просто не пройти. А ведь другая часть казахстанцев и вовсе едет за машинами в Кыргызстан. Говорят, там можно найти машины ещё дешевле!

Итак, лакомая машина перед нами, мы готовы к сделке. Что дальше?

Для того чтобы автомобиль, приобретённый в Кыргызстане, был зарегистрирован на территории РК, потребовалось бы его, естественно, растаможить. После введения в действие тарифов Таможенного союза это очень дорого. Кроме того, если машина с правым рулём, то ввозить её в Казахстан не имеет смысла: такой автомобиль просто не зарегистрируют в дорожной полиции. С машинами из Кыргызстана это стало возможно. Рассказываем, как это делается.

Машины опрятны и приятны, ценники загляденье.
Но не опасна ли такая покупка?

Вариант первый, самый простой, но уже менее распространённый. Гражданин Казахстана, резидент, приобретает автомобиль в соседней республике, номинальный владелец выписывает ему доверенность, на границе новоиспечённый владелец оформляет временный ввоз под обязательство об обратном вывозе, страховку и начинает ездить в Казахстане.

К слову, встречаются случаи, когда таких владельцев при пересечении границы никаких документов оформлять и вовсе не заставляли. Едешь, да и проезжай. О существовании такого режима владельцы узнавали по прибытии домой, но это уже проблема их собственная.

Кстати, о том, что такое временный ввоз. Это таможенный режим, при котором иностранные транспортные средства используются на таможенной территории Республики Казахстан с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов с последующим вывозом транспортных средств за пределы таможенной территории республики

Вариант второй, посложнее. Человек выписывается с постоянного места жительства в РК, оформляет вид на жительство и прописку в Кыргызской Республике как иностранный гражданин, затем покупает автомобиль, регистрирует его на своё имя и получает как резидент Кыргызстана государственные регистрационные номерные знаки на жёлтом фоне. Говорят, есть ещё возможность сделать временную прописку в Кыргызстане, не выписываясь из Казахстана, и также получить жёлтый госномер, но не уточняется, легально ли? На границе Казахстана владелец такого автомобиля производит аналогичные процедуры, как и в варианте первом.

Но законны ли все эти манипуляции?

Продавцы на базаре уверяют, что да. «Всё законно, сейчас выпишем доверенность у нотариуса и катайся. Будешь раз в год заезжать в Кыргызстан техосмотр делать, тысячу сомов стоит — и всё».

Закон второму варианту не противоречит. Согласно Таможенному кодексу Казахстана, физические лица, постоянно проживающие за пределами территории Республики Казахстан, вправе временно ввозить и обратно вывозить принадлежащие либо переданные им во временное пользование, распоряжение транспортные средства, зарегистрированные в иностранных государствах, с полным или частичным освобождением от таможенных платежей и налогов. Но это, как вы заметили, касается резидентов Кыргызстана.

Кыргызский ввоз

Как быть гражданину и резиденту Казахстана, который колесит на кыргызских номерах с доверенностью (вариант тот, что первый)? Тут ситуация несколько иная. По закону гражданин Республики Казахстан вправе купить автомобиль в Кыргызстане и управлять им только после прохождения таможенных процедур и постановки на учёт транспортного средства в дорожной полиции. И в данном случае налицо уклонение от таможенной очистки.

И первый, и второй случаи, конечно, сомнительны. И в первом рисков с обычной доверенностью намного больше — машина-то в любом случае по документам не ваша, да и само собой режим временного ввоза выполняется неправильно. Судя по перепискам на форуме и нашему диалогу с представителями таможни и дорожной полиции, правоохранительные органы в курсе ситуации, и ждать реакции за нарушение уже стоит хоть завтра. И дорожная полиция — первый помощник в поисках таких автовладельцев.

На рынке «Баянауыл» машины из Кыргызстана встретить можно без проблем, чаще уже с жёлтыми номерами. Также и в объявлениях на сайтах и в газетах, где расписан полный спектр услуг по оформлению автомобилей на казахстанца

Второй вариант надёжнее — автомобиль всё-таки ваш, вы резидент Кыргызстана, бояться не за что. Только станете ли вы менять прописку в Алматы, к примеру, на бишкекскую, ради выгоды пускай даже в $10 000?

Ещё точно никем не сказано, что резидентов Кыргызстана (при этом граждан Казахстана) будут трясти, но первые сообщения о том, что им, возможно, запретят ввоз праворулек с кыргызскими номерами, уже настораживают. А недавняя новость нас озадачила ещё больше. В Кыргызстане прекратили выдачу жёлтых номеров из-за той же самой ситуации с перепродажей автомобилей в Казахстане. Тоже подозрительно, не так ли?

И ещё у обоих вариантов (законных или нет) есть гарантированные минусы. Раз в полгода автомобиль придётся отправлять на границу, чтобы снова оформить или продлить временный ввоз, а также платить налоги и проходить техосмотр придётся по месту регистрации автомобиля, т.е. в Кыргызстане.

Попал в аварию. Машина под списание. Что делать?

Форс-мажорные обстоятельства не могут быть исключены, ведь даже в режиме временного ввоза на автомобили и их владельцев распространяются последствия различных ситуаций на дороге. Эксплуатация автомобиля в Казахстане разрешена только после заключения страхового договора, как минимум полис ГПО должен быть обязательно. На временно ввезённые зарубежные автомобили действуют те же правила, как и на местные машины. Но не всегда наступает именно страховой случай. К примеру, машина была фатально повреждена упавшим деревом после урагана, что актуально на самом деле, и что тогда? Что везти на таможню? Машина разрушена. По закону в случае безвозвратной утраты временно ввезённых товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы обратный вывоз таких товаров с таможенной территории Таможенного союза может не производиться при условии признания таможенными органами факта аварии или действия непреодолимой силы. Иными словами, необходимо данные факты обязательно фиксировать таможенными службами. Поэтому избавиться от автомобиля просто так не получится. Что бы ни случилось, владелец остаётся ответственным за обратный вывоз ввезённого авто.

Говорят, можно поставить кыргызскую машину на временный учёт в Казахстане

Можно, но только иностранцам и только свои автомобили. Регистрация транспортных средств, временно ввезённых иностранцами на территорию Республики Казахстан на срок более двух месяцев под обязательство об обратном вывозе, производится с выдачей владельцам временных СРТС и ГРНЗ казахстанского образца только на срок их ввоза, указанный в таможенных документах. Эти же законы применяются и к иностранным организациям, их филиалам и представительствам и организациям с иностранным участием.

Кстати, временно ввезённые в льготном порядке транспортные средства не могут отчуждаться, передаваться в пользование или распоряжение другим лицам без помещения их под определённый таможенный режим. Подарить автомобиль из Кыргызстана своему брату, свату, сестре в Казахстане нельзя, пока машина не пройдёт таможенной очистки

Запомните: дорожная полиция РК не может зарегистрировать и поставить на временный учёт автомобили из Кыргызстана, временно ввезённые гражданами (неважно, резидент или нет) нашей республики. Нет оснований для регистрации — вы ведь не иностранец.

Какое будущее у машин с кыргызскими номерами?

Пока неизвестно. С одной стороны, автомобили резидентов Кыргызстана находятся на территории Казахстана под обязательством о временном ввозе, т.е. вполне законно, но вот граждане Казахстана, не являющиеся резидентами Кыргызской Республики, ездить по закону без растаможки не имеют права. Учитывая, что органы в курсе, каким образом люди обходят законы, ситуация шаткая. Но пока, судя по разговорам, ни тех, ни других не трогают. Но это пока…

Кыргызский ввоз
При продаже автомобиля новому владельцу передают все документы на машину, даже экологический талончик. А вот главное, что забыл взять радостный владелец на границе с Казахстаном, — обязательство о вывозе иностранного автомобиля. Теперь это его головная боль, ведь эта бумажка быть должна

На примере наших соседей можно предположить исход.

В Узбекистане была абсолютно аналогичная ситуация, когда из южных областей Казахстана хлынул поток автомобилей для перепродажи. Некоторое время узбекские граждане спокойно ездили у себя с шымкентскими номерами по доверенности, пока правительство республики не ввело жёсткий запрет на управление гражданами Узбекистана автомобилями из других стран.

В Китае также есть пример борьбы с таким явлением. Гражданин КНР может въехать на территорию Китая на автомобиле, зарегистрированном в другом государстве, но при пересечении границы он точно указывает свой маршрут до места назначения — как бы двигается в режиме транзита. Шаг влево или вправо — и с ним разбираются уже по китайским законам, если поймают.

От редакции

Мотивация одного из наших сограждан, купившего автомобиль в Кыргызстане (причём просто по доверенности с белыми номерами), нас, признаться, несколько удивила. С его слов, приобрёл он этот автомобиль всего на несколько месяцев и только потому, что очень хочется поездить на хорошем и недорогом праворульном автомобиле, а потом он его, скорее всего, продаст там же, в Кыргызстане, и, собственно, несильно расстроится, даже если потеряет чуть в цене. Стоит оно того или нет, но мы бы воздержались от покупки такого автомобиля. Хотя бы до прояснения ситуации со статусом этих машин в Казахстане. Ведь бесплатный сыр, как известно, бывает только в одном очень интересном механизме…

Комментариев: 0

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.