С осени 2017 года запущен первый отрезок скоростной линии для автобусов (BRT) на улицах Мустафина, Рыскулбекова и Сулейменова. Несмотря на нелюбовь водителей к любой выделенной полосе, что для автобусов, что для велосипедов, городские власти намерены в 2018 году продлить BRT ещё на десяток с хвостиком километров: по Жандосова, Тимирязева и Желтоксан, а в перспективе и по Толе би, далее — до строящегося автовокзала на ВОАД.
Да, общественный транспорт в Алматы неотвратимо убивает комфорт передвижения остальных автомобилей. Но можно ведь устроить так, чтобы удобно стало всем. Первая линия BRT — наглядный пример того, как делать не стоит. И вот почему.
Проблема 1. Слишком узко
Самый главный недочёт проекта — ширина проезжей части, — особенно остро ощутим на Мустафина в микрорайоне «Орбита». Эта улица исторически разделена широким зелёным газоном, имела по три полосы в каждом направлении.
После введения здесь BRT автобусы пустили по крайнему левому ряду, а остановочные комплексы вынесли на центр проезжей части, подняв острова.
Возле островов-остановок дорога превращается в две узкие, жёстко зафиксированные «трубы». Случись на данных отрезках малейшая заминка (поломка или ДТП), поток транспорта тут же зависает. Об этом сообщали жители «Орбиты», а мы наблюдали подобную картину, когда в день съёмки шла замена бордюров.
Вдобавок Мустафина была нарочно сужена разметкой, специальной стоянкой для автобусов и… новой обочиной с высоким бордюром. Она местами съела целую полосу, и улица превратилась фактически в двухполосную. Сделано всё, чтобы создать препятствия для движения и снизить скорость трафика, хотя по Мустафина высоких скоростей давно не наблюдалось, поток шёл плотно. В итоге превратилось это в заторы, которые возникают здесь даже днём, а не только в часы пик.
Понаделали таких островков и на Сулейменова. Без того не очень широкая улица стала совсем тесной, неудобства с маневрированием испытывают теперь и автобусы. Узко, тесно, небезопасно.
Нетрудно спрогнозировать, что похожая ситуация сложится на Тимирязева, где ширина проезжей части по две полосы с каждой стороны. Если по одной из них отдадут автобусам и троллейбусам, да ещё вытащат остановки на дорогу, улица, не особо отличающаяся пропускной способностью, вовсе превратится в нечто круглосуточно ползущее.
Выход? Чтобы было удобно всем, нужно иметь как минимум по две полосы для автомобилей. Если подойти к делу с умом, возможности найдутся. К слову, BRT в странах, где они появились и на которые наш акимат ориентируется в отчётах, выглядит вот так:
или вот так:
Как видно на фото, автобусы едут по своему коридору быстро и остальному транспорту ничто не мешает. В нашем случае то, что имеем, вообще сложно назвать BRT. Так, выделенная автобусная полоса с некими атрибутами BRT.
Проблема 2. Петляние BRT
Автобусный коридор по Мустафина идёт по левой полосе, переходит на Рыскулбекова (всё так же слева), поворачивает на Сулейменова, спускается до очень неудобного пересечения с улицей Пятницкого, а сразу после него полоса BRT меняет расположение, перемещаясь на правую крайнюю полосу. Это, естественно, сбивает с толку водителей автомобилей и приводит к аварийным ситуациям. Местные за полгода наката по улицам с BRT уже привыкли к подобным нежданчикам, а вот залётных такая смена расположения скоростной полосы реально сбивает с толку.
Вот непонятно, для чего на небольшом участке по Сулейменова полоса меняет своё направление на правую сторону?! Большинству маршрутов перед пересечением с Жандосова нужно либо прямо, либо налево. Из-за этого автобусы вынуждены снова перестраиваться — с выделенки налево. К слову, стоит быть внимательным — у них приоритет! Водители могут не заметить скудной разметки, что есть сейчас.
Выход? Раз уж отдали автобусам левый ряд, так пусть они только левый ряд и занимают, исключив петляние. Ещё необходимо установить соответствующие дорожные знаки. Ориентироваться только по разметке в столь узких и перегруженных местах неудобно.
Проблема 3. Слабая информативность
Кстати, именно отсутствие знаков на перекрёстках превращает зону действия линии BRT в ребус для водителей, в первый раз оказавшихся в этих местах, что чревато авариями или как минимум остановкой полицией за выезд на полосу для общественного транспорта. Всё потому, что знаки «Автобусная полоса» поставить либо поленились, либо забыли. Буква «А» на полосе BRT местами уже плохо видна и, будучи закрыта впереди идущим транспортом или вечером в дождь, становится практически нечитаемой.
Допустим, при повороте налево на Мустафина с улицы Торайгырова водитель заезжает на крайнюю левую полосу. Из-за скудной информации он не сразу понимает, что попал на линию BRT. А на Мустафина всю жизнь дежурят полицейские, тут для них теперь новое «рыбное» место.
Выход? Установить соответствующие знаки, предупреждающие таблички. Сделать проезд по дорогам с BRT и въезды на них с соседних улиц, дворов максимально понятными для водителей, прорисовать разметку более износоустойчивой краской.
Кстати, в ПДД не говорится о том, что заезжать на полосу, обозначенную разметкой «1.23», запрещено. В Правилах, в пункте 2 раздела 18, сказано только о запрете выезда в случае, если полоса обозначена знаками «5.9» или «5.10.1-5.10.3». Выходит, если вам накатали штраф за езду по BRT на этих улицах, его можно оспорить.
Проблема 4. Парковки
После перекройки обочины на этих улицах осталось минимальное количество мест для стоянок. Мест для нормальной остановки, чтобы взять/высадить пассажиров, фактически нет. Автомобилисты, заезжая в районы, где есть BRT, паркуют машины в окрестных дворах и переулках, где и без того тесно.
Население такой расклад, естественно, не радует. Добавьте и то, что на Мустафина и других бээртэшных улицах пробок теперь стало больше. Транспорт ползёт, чадит, а дышать выхлопом приходится местным жителям и их детям. Зато автобусы едут якобы быстрее.
Выход? Не усложнять и без того проблемные участки переделкой обочин. Сделать больше парковок.
Проблема 5. Левые повороты
Когда в Алматы появились первые автобусные полосы на Абая и Райымбека, то как минимум никто не думал ограничивать автомобили в манёврах на перекрёстках. Надо направо — заехал на полосу ближе к пересечению, повернул. Но с левыми поворотами поступили совсем жестоко. Там, где идёт левая BRT, левых поворотов теперь нет.
К примеру, чтобы повернуть с Мустафина на Торайгырова налево, нужно сначала уйти направо и на следующем перекрёстке развернуться. Ради такого манёвра мы сжигаем больше топлива, больше загрязняем воздух, убиваем время и нервы.
Выход? Обозреваемые нами улицы позволяют пустить остальные авто на полосу BRT для совершения левого поворота. Да, левый манёвр притормозит автобусы, но можно «поиграть» и с режимами работы светофора, и с дополнительной секцией. Было бы желание!
Уважаемые читатели! Напишите в комментариях: какие ещё проблемы и сложности есть на этом участке BRT. А также пишите, какие бы места в городе вы бы изменили и почему?
Вы это до Акима донесите!!! Может вас послушает, а то на народ он давно уже положил
людей на остановках жалко, ждущих автобусы на этих островках, во время дождя. Их теперь с двух сторон обливают с луж. С одной стороны сами автобусы, с другой остальной транспорт. Вот и подумайте как это устранить!
Нельзя сужать Тимирязева !! у всех кто живёт в верхней части города , выбор между Аль фараби и Тимирязева и других путей нет
Судя по проекту получается что с Тимирязева будут убраны все левые повороты. Это маразм! А как людям проезжать на улицы Маркова, Шашкина, заезжать на территорию КАЗГУ, на АТАКЕНТ, вверх на Жарокова, Гагарина, Джандосова, Новои? Уже сделали идиотское нововведение на Тимирязева Убрали левый поворот и разворот с Тимирязева на площадь перед Атакентом! Теперь чтобы попасть на территорию Атакента с Тимирязева нужно проехать до постоянно порегруженного перекрёсток на Жарокова и развернуться.
Какая бы работа не сделана, можно подытожить как эксперимент не удался. Нет поворотов налево. Тесно по Мустафина так как с права паркуются авто. Автобусы от этого быстрее ехать не стали.
Так как в Орбите бываю очень редко, поэтому по существу могу мало что сказать. Но, даже судя по этой статье, сделано все очень и очень скверно. И мне понятно почему так происходит. Элементарно нет грамотных специалистов. И даже при их наличии следует все делать без спешки, вдумчиво, учитывая мнение людей.
А планируемое строительство-это вообще за гранью здравого смысла! Как можно на столь узкой улице устраивать изолированную полосу для автобусов???
Взгляните на ул. Кунаева. Почти на всем ее протяжении нет возможности припарковать авто. И кому от этого стало легче? Для чего нужны велосипедные полосы с обеих сторон дороги? Ведь там было достаточно парковочных карманов, которые не сужали проезжую часть, но зато была возможность подъехать к дому, магазину, офису.
Не делайте ничего не обдумав как следует, не учитывая мнение народа! Задумайтесь, ведь многим из вас придется ездить по этим дорогам. И не только в персональном автомобиле.
Нововведения такого рода это как плевок в лицо жителям города, мол «вас не спрашивали» а первое что должны были сделать власти это вынести проект на рассмотрение народа, и очень хотелось узнать людей которые занимались этим проектом, есть ли у них профильное образование, практика приказным порядком менять схемы движения транспорта должна уйти в прошлое, есть множество компьютерных программ способных прогнозировать дорожную ситуацию при изменении разметки или сужения и расширения проезжей части, не ужели у нас до сих пор не умеют пользоваться компьютерами? Ситуация в которой оказались жители Орбиты могла быть просчитана заранее , бездушный эксперимент над людьми нужно прекратить в ближайшее время, автобусные полосы требуют строительства новых дорог, расширения проезжей части , а не сужения уже существующей, во многих местах такая возможность есть, а там где нет, стройте путепроводы, поднимайте ВРТ над проезжей частью, стройте переходы и остановки, налоги на транспорт взимают с нас ежегодно, в что мы получаем за них? — вечно перекопанные улицы, велодорожки для велосипедистов, автобусные полосы для общественного транспорта, и платные парковки на дорогах общего пользования, а дорог за которые собственно и платится налог так и нет, и с каждым годом налог растет, а ситуация только ухудшается, почему средства собранные с автовладельцев города идут на строительство платных дорог за пределами городской черты, в первую очередь необходимо организовать нормальное движение в городе, а для строительства платных дорог ищите инвесторов бизнесменов, они будут получать прибыль , и мы не должны платить налоги за эти дороги, практика строительства подобных дорог давно отработана во многих странах, и только у нас все хорошее деформируют до неузнаваемости.
Выхлопных газов однозначно стало больше потому как теперь там сплошная пробка , экология пострадала. Расчеты по экологии не велись !!!
Собрались трое: немец, француз и казах. Немец говорит: наша медицина до того дошла, что одному мужику ноги отрезало трамваем, так ему врачи ноги пришили и чемпионом по бегу стал. Француз в ответ говорит: это что, вот у моего друга легкие от сигарет сгнили, так ему наши врачи легкие пересадили и он стал чемпионом мира по плаванию. Казах подумал и говорит: это что, вот у нас чабана волки съели, осталась только @опа и уши. Немец с французом глаза выпучили: И?! Казах в ответ: наши врачи к @опе уши пришили, сейчас акимом района работает…)))))))))))))
акимом города!!!!
пока дураки и воры у власти толку небудет,воровали воруют и будут воровать
Я поддержваю идею постройки BRT, но в таком виде в котором его реализовали сейчас получилась полная фи…я.Все вышеописанные в данной статье проблемы, реальны и актуальны. Я водитель с 15 летним стажем, каждый раз проезжая данный участок мучаюсь и вижу как сотрудники ГАИ мучают других водителей из за косяков застройщиков, проектировщиков и за не надлежащий контроль акимата. Ко всему вышеописанному я бы добавил только одно которое в скольз проскользнуло в тексте: пересаживаться на общественный транспорт в его нынешнем виде, водители не готовы и не будут, я сам пытался проехать на автобусе утром до работы и вот мой наблюдения: 1. Информация — не знал какой маршрут автобуса мне нужен, на остановке никакой информации нету, кондукторов убрали, а водители не успевают тебе ничего ответить, т.к. смотрит чтоб его волидатор и другие примочки работали 2. Онай — Хотел купить карту Онай, так и не нашёл где его приобрести 3. попасть в атвобус- Наконец узнав где купить онай, купив его и узнав нужный мне маршрут, попытался попасть в автобус, в первый не смог протолкнуться, попал у двери во второй. 4.Оплата — добраться до валидатора, я смог уже ближе к концу своего маршрута, ехал почти до конечной, но думаю я бы не смог объяснить проверяещему что я честно собирался оплатить проезд, но пока в силу того что не протокнуться, оказалось не возможно, возможно выписали бы штраф. 5.Удобства — по пути кончено же все уступали место женщинам, пожилым людям, я даже не пытался сесть, со своим только залеченным после перелома коленом.Ехать пришлось почти час, конечно без кондея и как селёдка, вышел в помятной одежде и потный. Жалко было детей, которые ехали по 1-3 остановке до школы и с ранцами, их люди старались как то огорождать, но т.к. в автобусе держаться было ребенку не за что, его швыряло во все стороны и люди их давили, думаю с культурой вождения водителя автобуса никого ознакамливать не нужно.
Колеса, отличная статья! Не знаю, вряд ли ее читаю наши чиновники
Хотел добавить, вы не представляете себе, что происходит в пятницу возле мечети….
Я не понимаю, люди с высшим образованием, все это затевают для улучшения жизни населения, при этом не учитывают что там супермаркет, мечеть, жилой район (это не офисы). И началось, сократить парковки (это прям ОБЯЗАТЕЛЬНО), хоть в дом машину заноси, понаставили знаков запрета отсановки/стоянки….ну и конечно пустили сотню другую машин дорожного патруля, ну это ведь логично……
Наверно уже на штрафах окупили весь этот проект.
Ну, как говориться, а Васька слушает, да ест…
Удачи всем на дорогах!
Решение простое:
1. Перестать строить высотные здания в городе.
2. Если у старых зданий подошел срок эксплуатаций, то надо его снести и построить новое с такой же площадью, но не более.
3. Убрать BRT, поскольку расстояние между зданиями не позволяет их надлежащию эксплуатацию.
4. Подарить совесть тому кто обьявил тендер на строительство такой дороги.
Вы все правильно осветили но забыли про дорожные знаки. На джандосова и рыскулбекова висят бесмысленные и увеличивающие аварийность знаки. Например, поворот с джандосова (со стороны навои) на сулейменова — разрешен с 2-х рядов, но по факту, на сулейменова только один ряд для авто, тогда куда деваться машинам, которые поворачивают на сулейменова со второго ряда? Праильно, это лезть в первый (крайний) левый ряд, что создает помехи и аварийность на дороге.
Тоже самое, при переезде сулейменова по рыскулбекова (со стороны навои). 2 ряда прямо, а на самом деле, там всего один ряд для авто, второй для автобусов.
Надеюсь, коли редакция затеяла подобную полемику на сайте, то у нее есть механизм, позволяющий донести наше мнение до властей города. Про автобусы, велодорожки и прочее многие уже высказались. И мнение практически у всех одно: то что делается в городе с дорожной инфраструктурой-это форменное издевательство над здравым смыслом.
Вместо такого радикализма, следовало бы поработать над улучшением того что есть, не ломая ничего. В городе очень много проблемных мест на дорогах, где аварийные ситуации реально запрограммированы. Всего один пример: ул. Суюнбая в северном направлении перед пр. Рыскулова, где полноценные три полосы превращаются в узенькие две. Да много можно перечислять. Вы сами все знаете.
Я знаю как улучшить ситуацию на дорогах, но нашему акимату это не нужно… Им выгодно осваивать бюджет на сомнительные проекты в виде автобусных полос, БРТ и тд. А нужно всего лишь запустить дифференцированное управление светофорами. В развитых странах существуют целые аналитические организации которые мониторят, подсчитывают движения транспорта в определенный промежуток времени суток и запускают специальный цикл работы светофоров для беспрепятственного передвижения всего потока. К примеру: Я раньше жил в нижней части города и утром в районе 7:10 — 7:20 утра по Наурызбай батыра вверх включали зеленую волну. Раньше по крайней мере было так, сейчас не знаю. Но было чень удобно, так было удобно и можно было быстро добираться с Райымбека до проспекта Абая. Вот тоже самое нужно сделать по всему городу. Ведь у нас элементарно не вооруженным глазом видно что, утром транспорт едет грубо говоря на восток, а вечером обратно на запад, из центра на окраины. И если запустить такую систему, то я уверен ни какие автобусные полосы, БРТ не нужны будут. Да и экология на много лучше будет
Скажу вам как житель мкр Орбита, езжу там каждый день, вынуждено, если была бы возможность то не совался бы даже туда. КТО ПРИДУМАЛ ЭТОТ БРЕД??? пусть автор сего творения, эта ничтожная бездарность, приедет посмотреть что там происходит, уверен, 99,9% жителей орбиты надают ему (им) по морде. Полное игнорирование интересов местных жителей, дорогу сузили, бордюры зачем то понаставили, хотя там есть очень глубокий арык и на тротуар все равно не заедешь, количество пешеходных переходов уменьшилось, а разместили их в неудачных местах, бредовые островки- остановки — посреди дороги, до установки знаков об бордюры побилось куча машин, да и сейчас на остановке страшно стоять, так и ждешь, что очередной безумный автобусник залетит на остановку (это только вопрос времени), выезды из дворов на мустафина упираются в остановки, крайне неудобно. Вообщем расстрелять нафиг кто это выдумал и вернуть как было!!!
Сам живу в этом районе. Могу сказать однозначно — раньше здесь пробок особых НЕ было. А теперь ЕСТЬ! Из-за того, что по Мустафина убрали левые повороты, всем приходится ездить по Навои — и она полностью забитая! По Мустафина есть банки, детская поликлиника — где парковаться?
бизнес отличный:
1. нарисовал неверный проект- заплатили.
2. построил абы кабы- заплатили.
3. сломал/демонтировал- заплатили.
4. нарисовал еще- и снова заплатили…
5. см п.#2
6. см п.#3 и так оч долго.
п.с. можно еще добавить рытье и укладку труб. в интервалах.
Пока городом будут управлять дебилы, которых ставят не по умственному признаку, а по принципу, что он чей-то сынок, брат, сват и т.п. до тех пор и будет вся эта хрень не только в Алма-Ате, но по всей стране. У байбека принцип один — сделать как можно хуже. Как можно, например, трамвай убрать в городе где проблемы с экологией?!?!? При этом он каждый день меняет бордюры причем новые на новые. Стоимость этих бордюров превышает не только восстановление всей трамвайной сети в Алмате и но прокладку наверное до Луны. Ну понятно — бизнес превыше всего. Надо бабло отбить — должность же не вечная. В орбите никогда не было пробок. НИКОГДА! При этом было отличное движение со всеми поворотами и парковками. Что сейчас? — Благодать для гаишников, пробки, загазованность, забитые дворы..И этот хаос распространяется по всему городу.. А снос исторических памятников? Ну понятно новому родственнику надо же забегаловки открыть…. По этой же причине повсюду платные парковки. Кто на них наживается? Вопрос риторический. На самом деле — все что происходит вообще и в городе и в стране это и есть деградация, к сожалению.
Существует одна сложность, она не связана непосредственно с БРТ, а по-большому счёту связана с людьми которые работают в самом БРТ, а точнее их некомпетентностью.