Первая линия BRT в Алматы. Работа над ошибками

Первая линия BRT в Алматы. Работа над ошибками

Критикуем? Предлагаем, как не допустить проблемных решений на других улицах!

С осени 2017 года запущен первый отрезок скоростной линии для автобусов (BRT) на улицах Мустафина, Рыскулбекова и Сулейменова. Несмотря на нелюбовь водителей к любой выделенной полосе, что для автобусов, что для велосипедов, городские власти намерены в 2018 году продлить BRT ещё на десяток с хвостиком километров: по Жандосова, Тимирязева и Желтоксан, а в перспективе и по Толе би, далее — до строящегося автовокзала на ВОАД.

Да, общественный транспорт в Алматы неотвратимо убивает комфорт передвижения остальных автомобилей. Но можно ведь устроить так, чтобы удобно стало всем. Первая линия BRT — наглядный пример того, как делать не стоит. И вот почему.

Проблема 1. Слишком узко

Самый главный недочёт проекта — ширина проезжей части, — особенно остро ощутим на Мустафина в микрорайоне «Орбита». Эта улица исторически разделена широким зелёным газоном, имела по три полосы в каждом направлении.

После введения здесь BRT автобусы пустили по крайнему левому ряду, а остановочные комплексы вынесли на центр проезжей части, подняв острова.

Первая линия BRT в Алматы. Работа над ошибками
Улица Мустафина в «Орбите» была одной из широких в городе

Возле островов-остановок дорога превращается в две узкие, жёстко зафиксированные «трубы». Случись на данных отрезках малейшая заминка (поломка или ДТП), поток транспорта тут же зависает. Об этом сообщали жители «Орбиты», а мы наблюдали подобную картину, когда в день съёмки шла замена бордюров.

Первая линия BRT в Алматы. Работа над ошибками

Вдобавок Мустафина была нарочно сужена разметкой, специальной стоянкой для автобусов и… новой обочиной с высоким бордюром. Она местами съела целую полосу, и улица превратилась фактически в двухполосную. Сделано всё, чтобы создать препятствия для движения и снизить скорость трафика, хотя по Мустафина высоких скоростей давно не наблюдалось, поток шёл плотно. В итоге превратилось это в заторы, которые возникают здесь даже днём, а не только в часы пик.

Первая линия BRT в Алматы. Работа над ошибками

Понаделали таких островков и на Сулейменова. Без того не очень широкая улица стала совсем тесной, неудобства с маневрированием испытывают теперь и автобусы. Узко, тесно, небезопасно.

Первая линия BRT в Алматы. Работа над ошибками
По проекту на улице Тимирязева предполагается похожая история. И город ждёт коллапс. Жители Алматы не готовы пересесть из своих машин в общественный транспорт в том виде, какой он есть сегодня

Нетрудно спрогнозировать, что похожая ситуация сложится на Тимирязева, где ширина проезжей части по две полосы с каждой стороны. Если по одной из них отдадут автобусам и троллейбусам, да ещё вытащат остановки на дорогу, улица, не особо отличающаяся пропускной способностью, вовсе превратится в нечто круглосуточно ползущее.

Выход? Чтобы было удобно всем, нужно иметь как минимум по две полосы для автомобилей. Если подойти к делу с умом, возможности найдутся. К слову, BRT в странах, где они появились и на которые наш акимат ориентируется в отчётах, выглядит вот так:

Первая линия BRT в Алматы. Работа над ошибками

или вот так:

Первая линия BRT в Алматы. Работа над ошибками

Как видно на фото, автобусы едут по своему коридору быстро и остальному транспорту ничто не мешает. В нашем случае то, что имеем, вообще сложно назвать BRT. Так, выделенная автобусная полоса с некими атрибутами BRT.

Проблема 2. Петляние BRT

Автобусный коридор по Мустафина идёт по левой полосе, переходит на Рыскулбекова (всё так же слева), поворачивает на Сулейменова, спускается до очень неудобного пересечения с улицей Пятницкого, а сразу после него полоса BRT меняет расположение, перемещаясь на правую крайнюю полосу. Это, естественно, сбивает с толку водителей автомобилей и приводит к аварийным ситуациям. Местные за полгода наката по улицам с BRT уже привыкли к подобным нежданчикам, а вот залётных такая смена расположения скоростной полосы реально сбивает с толку.

Вот непонятно, для чего на небольшом участке по Сулейменова полоса меняет своё направление на правую сторону?! Большинству маршрутов перед пересечением с Жандосова нужно либо прямо, либо налево. Из-за этого автобусы вынуждены снова перестраиваться — с выделенки налево. К слову, стоит быть внимательным — у них приоритет! Водители могут не заметить скудной разметки, что есть сейчас.

Первая линия BRT в Алматы. Работа над ошибками
В этом месте по улице Сулейменова автобусы могут покинуть свой правый ряд для перестроения. И — внимание! — у них приоритет, надо уступить

Выход? Раз уж отдали автобусам левый ряд, так пусть они только левый ряд и занимают, исключив петляние. Ещё необходимо установить соответствующие дорожные знаки. Ориентироваться только по разметке в столь узких и перегруженных местах неудобно.

Проблема 3. Слабая информативность

Кстати, именно отсутствие знаков на перекрёстках превращает зону действия линии BRT в ребус для водителей, в первый раз оказавшихся в этих местах, что чревато авариями или как минимум остановкой полицией за выезд на полосу для общественного транспорта. Всё потому, что знаки «Автобусная полоса» поставить либо поленились, либо забыли. Буква «А» на полосе BRT местами уже плохо видна и, будучи закрыта впереди идущим транспортом или вечером в дождь, становится практически нечитаемой.

Первая линия BRT в Алматы. Работа над ошибками
Повернув на улицу с BRT, не сразу приходит понимание, где тут автобусная линия?

Допустим, при повороте налево на Мустафина с улицы Торайгырова водитель заезжает на крайнюю левую полосу. Из-за скудной информации он не сразу понимает, что попал на линию BRT. А на Мустафина всю жизнь дежурят полицейские, тут для них теперь новое «рыбное» место.

Выход? Установить соответствующие знаки, предупреждающие таблички. Сделать проезд по дорогам с BRT и въезды на них с соседних улиц, дворов максимально понятными для водителей, прорисовать разметку более износоустойчивой краской.

Кстати, в ПДД не говорится о том, что заезжать на полосу, обозначенную разметкой «1.23», запрещено. В Правилах, в пункте 2 раздела 18, сказано только о запрете выезда в случае, если полоса обозначена знаками «5.9» или «5.10.1-5.10.3». Выходит, если вам накатали штраф за езду по BRT на этих улицах, его можно оспорить.

Проблема 4. Парковки

После перекройки обочины на этих улицах осталось минимальное количество мест для стоянок. Мест для нормальной остановки, чтобы взять/высадить пассажиров, фактически нет. Автомобилисты, заезжая в районы, где есть BRT, паркуют машины в окрестных дворах и переулках, где и без того тесно.

Первая линия BRT в Алматы. Работа над ошибками
По Мустафина, где не тронули ширину дороги, устроили парковку. Пока бесплатную. Но места для стоянки сокращены более чем вдвое

Население такой расклад, естественно, не радует. Добавьте и то, что на Мустафина и других бээртэшных улицах пробок теперь стало больше. Транспорт ползёт, чадит, а дышать выхлопом приходится местным жителям и их детям. Зато автобусы едут якобы быстрее.

Выход? Не усложнять и без того проблемные участки переделкой обочин. Сделать больше парковок.

Проблема 5. Левые повороты

Когда в Алматы появились первые автобусные полосы на Абая и Райымбека, то как минимум никто не думал ограничивать автомобили в манёврах на перекрёстках. Надо направо — заехал на полосу ближе к пересечению, повернул. Но с левыми поворотами поступили совсем жестоко. Там, где идёт левая BRT, левых поворотов теперь нет.

К примеру, чтобы повернуть с Мустафина на Торайгырова налево, нужно сначала уйти направо и на следующем перекрёстке развернуться. Ради такого манёвра мы сжигаем больше топлива, больше загрязняем воздух, убиваем время и нервы.

Первая линия BRT в Алматы. Работа над ошибками
На проекте видно, что с Мустафина не собирались убирать левые повороты. Но по факту получили иначе

Выход? Обозреваемые нами улицы позволяют пустить остальные авто на полосу BRT для совершения левого поворота. Да, левый манёвр притормозит автобусы, но можно «поиграть» и с режимами работы светофора, и с дополнительной секцией. Было бы желание!

Уважаемые читатели! Напишите в комментариях: какие ещё проблемы и сложности есть на этом участке BRT. А также пишите, какие бы места в городе вы бы изменили и почему?

Комментариев: 77

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
  • Аватар
    777

    Смысл строить если пешеходу не перейти дорогу ,подвергать опасности .
    Город надо с нуля строить ,тогда можно отдельную линию .
    Дороги должны быть широкие 4 полосы в одном направлении. Город старый узкий приведет пробкам и загазованности к онкологическим болезням как пекине .

    Ответить
    • Аватар
      mackonya   777

      Увеличение ширины дорожного полотна, это тупиковый путь. Посмотрите на Москву, там есть и 8-10 полос в каждое направление, однако не решило проблем. Тут нужно комплексное решение..

      Ответить
      • Аватар
        Smith   mackonya

        В Москве средняя скорость движения по пробкам — 40 км/ч, а у нас кое-как 20. Все проблемы там успешно решены, город едет в два раза быстрее.

        Ответить
  • Аватар
    Ґҏҽӊ Ҕҽӆӆ™

    Нет специалистов. А бараны не могут управлять.

    Ответить
  • Аватар
    mik

    У него задача сократить количество личного транспорта И он будет действовать любыми методами .

    Ответить
  • Аватар
    STS

    …..А как планируют они организовать выезд на Тимирязева, с Манаса и Ауэзова…..Там можно поворачивать с двух рядов….Получается, все равно придется поворачивать на полосу БРТ…либо, они уберут поворот…и тогда пробки и аварийные ситуации увеличатся…..да и как писали выше, Тимирязева слишком узкая улица и по ней достаточно большой поток идет….При наличии БРТ, поток постоянно стоять будет….
    До сих пор не могу понять, почему в Акимате нет никаких планов по строительству многуровневых паркингов…..В любой развитой стране, где те же самые БРТ есть, работают…..
    У нас же, убирают паркинг, но в замен ничего не дают…..

    Ответить
  • Аватар
    Roman.kz

    Классная статья, надеемся что городские власти к вашим советам прислушатся.

    Ответить
  • Аватар
    Andr

    В орбите живу,тут никогда не было пробок и автобусы не стояли в этих пробках. Пока «умный» чинуш не сделал эту ерунду. Реально машины стоят в пробках и больше выкидывают грязных выхлопов. Люди не знают где припарковать авто, а ведь по Мустафина несколько банков, мечеть, базар, супермаркеты, поликлиника. Про остановки вообще полный маразм. Теперь страшно ребенка одного отпустить для переезда на автобусе, т.к. надо перейти дорогу и стоять на этом не безопасном островке. Убрать эту ерунду и вернуть как было. Сначала надо мнение людей спрашивать, а потом осваивать народные деньги.

    Ответить
    • Аватар
      mackonya   Andr

      Островки остановок чем не безопасны?

      Ответить
      • Аватар
        Александр   mackonya

        Дети могут отвлечься и оступиться, а рядом проезжают, не всегда медленно, автомобили…

        Ответить
        • Аватар
          mackonya   Александр

          Вы про ограждения на остановках, ну так и на перекрестках ставить надо. Там тоже «Дети могут отвлечься и оступиться, а рядом проезжают». А вообще при настоящем BRT, да в метро зарубежом ставят автоматические ворота, с приездом транспорта открываются и закрываются сами, но там пассажиро-поток больше, для этих целей ставили.

          Ответить
    • Аватар
      sak1404   Andr

      А я Байбеку не прощу то что он устроил в Орбите, пишу об этом на других сайтах, модератор не пропускает… Просто хочу что он знал что он непорядочный человек!!!

      Ответить
    • Аватар
      Сергей   Andr

      Создается впечатление, что жителям микрорайона Орбита, городские власти мстят… Мстят за что что они добровольно не сдали стоянку, когда понадобилось место под строительство многоэтажного дома, мстят за то что жителей возмущает строительство «вставок» окончательно перекрывающих приток свежего воздуха. Иначе как назвать то во что превратили некогда очень удобный для жизни людей микрорайон. Ни с проездом, но с парковкой в Орбите проблем никогда не было, пешеходы спокойно переходили дорогу.
      Но пик больной фантазии пришёлся ни на сужение улиц, ни на сокращение парковочных мест, ни на отсутствие разметки позволяющей сориентироваться водителям по какой же из полос можно ехать, а на переселение остановок на середину дороги. Это просто «шедевр» пересечь людской поток, с транспортным там где этого можно избежать. Вот действительно яркий пример как нужно наказывать «строптивых». Спасибо дорогие чиновники за то, что приучаете выживать в любых условиях.

      Ответить
  • Аватар
    Эва

    Я бы ещё добавила, что и без того невоспитанные в плане движения по городу водители автобусов, считают эту полосу чуть ли не драгрейсинговой и пролетают пешеходные переходы без намёка на притормаживание. А там школьный переход, как обычно до первой трагедии.

    Ответить
  • Аватар
    Макс

    Тупизм автобусный..экология ниже плинтуса падает от этого

    Ответить
  • Аватар
    set

    реально надо вернуть как было. особенно разворот в орбите, не выезжая на саина. как хорошо было, кому он мешал. дебилизм полный!!!

    Ответить
  • Аватар
    Вячеслав

    То что сделали на мустафина и сулейменова, теперь называют одним емким словом — «байбетизм»

    Ответить
  • Аватар
    Karimovich

    Да сколько можно терпеть эти причуды??? Почему не хотят прислушиваться к большинству, к нам — гражданам РК, к нам — налогоплательщикам. Мы не хотим так жить как нам навязывает шайка идиотов в погонах.
    Обращение: Уважаемые идиоты которые принимают подобные решения, если дорога не позволяет делать скоростные пути для автобусов, не делайте их — вы создаете серьезные проблемы нам жителям. Я лично уже 2 раза заплатил гаишникам за нарушение из за того что автобусная полоса меняется слева на право, заплатил потому что нет времени что то доказывать. Если честно надоело уже такое отношение со стороны полиции. Я незнаю собственных прав, так эти стражи порядков пользуются этим. А я налоги плачу им на зарплату, еще и взятку требуют в наглую открыто не стесняясь. Общаются так будто я уголовник, злостный нарушитель. Эти места в описанные в статье, теперь действительно рыбное место для них. Гаишники, они там живут теперь. Ищут нарушителей чтобы потребовать взятку. Не ну реально за промежуток который я езжу от Мустафина Фрунзе до Джандосова Улугбека встретится как минимум 3 гаишника. Это не нормально. Люди когда спешат на уезжающий автобус, бегут как угорелые по проезжей части там где нет пешеходного перехода. Уже лишний раз не ездишь там чтобы не сбить кого либо не дай Бог.
    Прислушайтесь пожалуйста СЛУГИ НАРОДА что хочет видеть большенство. Хорош уже наглеть!!!

    Ответить
    • Аватар
      Сергей   Karimovich

      «Рыбное место» в которое превратились улицы Мустафина, Торайгырова, Сулейменова притягивает многих в надежде «поживиться», здесь можно наблюдать самую большую концентрацию патрульных машин. Власти города как будто специально создают условия для взяток. До прихода к власти нынешних управленцев г. Алматы, сотрудники дорожной полиции, покрасней мере большинство, не останавливали из за необоснованных придирок. Сейчас же могут придраться по надуманному предлогу, уважение к структуре исполнительной власти сильно упало. Не удивлюсь, что патрульные машины скоро начнут «драться» из за нарушителя, как таксисты на вокзале за клиента.

      Ответить
  • Аватар
    Александр

    Прочитав эту статью получается так, что реально приближённые к BRT дороги есть только на Северном кольце на участке Барахолки. А остальное это уже пародия и самоуправство с самовымыслом, которое народ опять же должен съесть. Что хотят, то и делают.

    Ответить
  • Аватар
    mackonya

    Нет грамотных специалистов по городскому транспортному планированию, потому и проблемы. Да и BRT не верно понимают, это ведь самый простой и практичный вариант, но наши и тут обга…лись. Что значит оставить одну полосу? Как на Барахолке сделали, это кстати тоже BRT принцип, но там все перепутали. В общем посмотреть на работу «слуг народа» и в цирк ходить не надо.

    Ответить
  • Аватар
    Александр

    Я не могу одного понять, почему те, кто может позволить себе ездить на личном авто, вдруг должен пересесть на общественный транспорт и велосипеды? Почему мы, автомобилисты, вдруг стали врагами городу? Кто так решил… он сам тоже ездит на велосипеде на работу или в час-пик на автобусе? Почему нельзя улучшать жизнь людей, а не наоборот ее усложнять? Расширяйте дороги, сделайте больше паковочных мест, уберите автобусные линии кроме улиц Абая и Толе-би!

    Ответить
    • Аватар
      Тахион   Александр

      Каким образом расширение дорог влияет на пропускную способность? Чем шире дорога тем больше машин по ней едет…. Да и как расширять? Сносить дома? Закатывать в асфальт парки и скверы? И чем мы тогда дышать будем?

      Ответить
      • Аватар
        Сергей   Тахион

        кто это у нас в городе стал скверы делать, разбивать парки? неужто нынешние управленцы? Да в Алматы сейчас любую дырку готовы застроить. кто когда думал о людях, когда можно заработать деньги…

        Ответить
      • Аватар
        Dima   Тахион

        Дышать мы и так стали меньше, так как в этих районах машины коптят теперь не только в час пик

        Ответить
      • Аватар
        Surge   Тахион

        1. просто не надо автобусные полосы шириной в две автомобильные делать, 2. не надо расширять за счет проезжей части пешеходную зону и устраивать велополосы, 3. не нужны платные стоянки у обочины, если конечно их никто не охраняет, 5. нужен аким поумнее, только в пользу своему городу, а не освоению бюджета, 6 повышать культуру обслуживанию на общественном транспорте, все равно автобусы битком и водят их кто попало.

        Ответить
        • Аватар
          Тахион   Surge

          Ну как обычно дороги шире, парковок больше, пешеходы в парк вместе с велосипедистами)))) А что до появления выделенных полос и велодорожек пробок не было??!! Проблему пробок может решить только сокращение количества личного автотранспорта! И вы забываете о самом главном чем комфортней передвижение на личном авто по городу тем больше желания его приобрести кому то как первый автомобиль, кому то как второй, третий (для жены любовницы и так далее)), и соответственно наоборот, чем больше от машины гемора тем меньше желания ее иметь. P/S По поводу культуры ОТ то если сравнить ситуацию лет 5-7 назад и то что сейчас так это большой шаг вперед, самое главное шаг в правильном направлении. Город должен быть для людей, а не для машин….

          Ответить
  • Аватар
    BMW_Power

    Предложения нужны, вот предложение как сделать лучше: во первых не нужно нагло забирать у одних и отдавать другим ничего не давая в замен, это полосы для автобусов и велосипедов. Второе каждый имеет право передвигаться как на общественном транспорте так и на личном, и на велосипеде, мопеде и тд эти права нужно уважать и обеспечивать их реализацию а не блокирование. Третье нужно расширять ширину проезжей части везде где это возможно и строить развязки а где то и дороги в 2 а то и 3 уровня(как в развитых соседних странах), при наличии нескольких таких артерий можно быстро перемещаться из одной в другую части города, а потом по мелким улицам подбираться куда необходимо, Четвертое построить отдельную дорогу именно дорогу для общественного транспорта, сверху, или сбоку от основных улиц, запускать по ним большие автобусы, а на мелкие улицы запускать маршрутки мелкие, пусть придется ездить с пересадкой (студентам, пенсионерам льготы вместо новых барьдюров и брусчатки на панфилова) но во многих городах это тоже норма не пускать огромные автобусы на улицы меньше трех полос, пятое это решать вопрос с парковками, нужно строить многоярусные паркинги и сдавть их по часам в бизнес районах и помесячно или как вам удобно в жилых районах. А не просто лишать людей возможности иметь личный транспорт путем намеренного создания невыносимых условий.

    Ответить
  • Аватар
    Эдик

    Дороги только надо расширять, и строить паркинги охроняемые везде . Вело дорожки должны быть только в парках, парки должны быть в каждом районе .

    Ответить
  • Аватар
    MIG-55

    Дороги расширять, а не сужать как сделали в Орбите и плавный поворот на Мустафина-Пятницкого заменили на поворот под 90 градусов с переходом автобусной полосы. Вернуть ширину дороги на Мустафина, автобусы пустить по правой полосе. И нельзя убирать повороты налево здесь живут люди и спускаясь с Альфараби, настоявшись в пробках и приехав домой нарезаешь круги и материшь все и вся. Заезды во дворы надо делать шире и плавней и при повороте не будут заезжать на левую полосу. Город расположен в сейсмоопасной зоне и сужать дороги преступление, стихийное бедствие, пожар, не дай бог, и коллапс — все встанет. Личный транспорт никуда не денется его не сдуешь и не спрячешь в карман. Нужны и вело дорожки и возможность остановиться зайти в магазин, на почту, в мечеть, поликлинику, кафе… Всем удачи!

    Ответить
  • Аватар
    Тахион

    Закрыть въезд в город для 05, 08, 13 и прочих. И сразу машин станет в два раза меньше. И места найдется и для автобусов и для велосипедов и для пешеходов.

    Ответить
    • Аватар
      Алекс   Тахион

      руслан ну а как же ты родной за город поедишь?живи в городе…и там катайся))маразмом не страдай.я не против на работу приехать на автобусе!но1)я хочу ехать сидя.а в час пик это не удастся.воспитание не позволит.если рядом стоит женщина или дед..
      2)я хочу ехать в комфорте.это кондей.и не хочу ехать как селедка в банке где со всех сторон напирают ..ну как?кто не согласен?

      Ответить
  • Аватар
    Master

    Увы но «это место» в г алматы созданно чтобы набивать карманы ЖП!!!путаница несуразнейщая, и ладно бы ЖП как то помогали или советовали бы или предупреждали…нет же надо обувать всех по полной!!!как же все плохо вокруг!

    Ответить
  • Аватар
    Сергей

    Спасибо Колесам, что подняли злободневную для нашего города тему. По моему управленцы мегаполисом мечутся из стороны в сторону, в результате чего вместо улучшения жизнью растет число недовольных и озлобленных людей. Вспомните борьбу с заборами, до какого маразма ее довели? А следом борьба за права инвалидов даровали нам искорёженные улицы с желтыми ребристыми дорожками, цепляясь за которые здоровые люди становятся инвалидами. Потом парковки для инвалидов демонтировали и установили знаки запрещающие парковку вообще всем. Потом перекинулись на велосипеды, теперь стали строить город для пешеходов… Хочется спросить, уважаемый Аким, а когда начнут строить город для людей?

    Ответить
    • Аватар
      n123123   Сергей

      Полностью согласен. Надеюсь, что КОЛЁСА и дальше будут поднимать такие темы, и будут официально обращаться к властям города с тем, что волнует жителей г. АЛМАТЫ. Именно жителей города. А будет это продолжаться до тех пор, пока городом будут руководить назначаемые на время люди с амбициями типа музыканты, или лучшие друзья ….. , которым наплевать что будет с городом в котором им в дальнейшем не жить.

      Ответить