Одна машина в год в одни руки. Как ввозить автомобили в Казахстан с 1 декабря

Одна машина в год в одни руки. Как ввозить автомобили в Казахстан с 1 декабря

Ограничения для физлиц и предпринимателей, занимающихся импортом машин, подготовил Минпром. Редакция Kolesa.kz выяснила все детали.

• Бұл жарияланымды қазақ тілінде оқуға болады

Если говорить кратко, то с 1 декабря 2024 года самостоятельный ввоз автомобилей в Казахстан будет разрешён на следующих условиях:

  • Для физлиц — раз в год одно новое или бывшее в употреблении авто, оформляя по СБКТС и растаможивая как товар для личного пользования по специальным ставкам. Ставки выше действующих в данное время. Исключение — электромобили, некоторые коммерческие авто и мототехника. Но ввозимый для себя транспорт без права коммерческого использования.
  • Для юридических лиц — импорт новых машин только по ОТТС. Растаможить авто по ОТТС, в котором юрлицо не упоминается, запретят. Б/у автомобили в возрасте старше 3 лет юрлицам, в том числе ИП, можно оформить после получения СБКТС без ограничений по количеству.
  • Казахстанские тарифы по растаможке (не ЕТТ) доступны только юридическим лицам: 15 % растаможки и оплата 12 % НДС.

Далее в статье обо всём подробно: как, почему и сколько придётся платить за таможенное оформление?

И немного терминов, вдруг кто позабыл:
СБКТС — свидетельство безопасности конструкции транспортного средства
ОТТС — одобрение типа транспортного
средства
ЕТТ — единый таможенный тариф Евразийского экономического союза
ТС — транспортное средство

С чего всё начиналось

Восемнадцатого ноября на сайте КГД МФ РК опубликовали информацию, что с 1 декабря ввозить в страну авто по ОТТС смогут только юрлица, которые данные одобрения оформляли. То есть это только официальные дилеры.

В Комитете госдоходов редакцию Kolesa.kz тогда заверили, что физических лиц, занимающихся импортом машин в Казахстан, нововведение никак не коснётся. Как привозили, так и будут привозить автомобили — по СБКТС.

Буквально через несколько дней в соцсетях новая информация по этому делу. Появились выдержки, как заявлялось, из протокола правительственного совещания по вопросам ввоза транспортных средств. И в них утверждалось, что казахстанцам разрешат ввозить одно авто раз в год для собственных нужд.

Одна машина в год в одни руки. Как ввозить автомобили в Казахстан с 1 декабря

С разъяснениями по ситуации выступил и первый вице-премьер Роман Скляр. Отвечая на запрос Kaztag.kz, он заявил, цитируем полностью:

Речь не идёт о повышении ставок пошлин и налогов, как это пытаются преподнести некоторые блогеры. Мы приводим процедуры прежде всего технического и таможенного регулирования в соответствие с действующим с 2015 года законодательством. Согласно действующему законодательству, есть два варианта таможенной очистки автомобиля:

1. При ввозе физическим лицом для личного пользования. В этом случае на автомобиль оформляется СБКТС, но не более одного автомобиля в год, оплачивается единая ставка пошлины, которая составляет от 48 % и может меняться в зависимости от объёма двигателя и возраста автомобиля. Нужно учитывать, что, подчёркиваю, для личных целей. Естественно, для личных целей не могут ввозиться большегрузы и автобусы с вместимостью более 12 пассажиров, тем более транспорт, на котором оказывается коммерческая перевозка пассажиров и грузов.

2. При ввозе же юридическим лицом, когда реализация транспортного средства идёт в предпринимательских целях, на автомобиль должно быть оформлено одобрение типа транспортного средства (ОТТС). Тут таможенная пошлина составляет 15 % и НДС на импорт в размере 12 %. Ещё раз повторяю, это не нововведение, это требования, которые действуют с момента организации Евразийского экономического союза, то есть с 2015 года.

Таким образом, замглавы правительства обозначил, что вопрос с ограничениями по ввозу авто для физлиц полностью решён: с 1 декабря 2024 года — одна машина в одни руки в течение года и по единой ставке — не ЕТТ и не казахстанский 15-процентный тариф (ВТО).

Понятнее, если честно, никому не стало: сначала про ОТТС/СБКТС шёл разговор и возраст авто, а тут ещё и тарифы возникли высокие. Откуда это всё?

Казахстанские импортёры, да и простые автовладельцы, заказавшие машины за рубежом, схватились за голову. Редакция Kolesa.kz решила разобраться и понять, как новая схема ввоза будет реализовываться.

За разъяснениями мы обратились к директору Департамента интеграции и международного сотрудничества МПС РК Адилбеку Бектибаеву, собственно и упорядочившему нормы закона, которые давно были приняты, но до нынешних дней, как выяснилось, работали некорректно.

Одна машина в год в одни руки. Как ввозить автомобили в Казахстан с 1 декабря

Одна машина в одни руки

Как пояснил нам А. Бектибаев, с 1 декабря 2024 года, основываясь на пунктах кодексов и техрегламентов, схема ввоза транспортных средств в Казахстан будет работать так:

1. Физлицам можно будет ввозить в Казахстан раз в год одно новое или б/у авто, оформляя его по СБКТС и растаможивая как товар для личного пользования по следующим ставкам:

Категории ТС для личного пользования, кузова ТС для личного пользования Таможенные пошлины, налоги, подлежащие уплате
Квадроциклы, снегоходы, снегоболотоходы, мотовездеходы и иные моторные транспортные средства, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования (за исключением гоночных автомобилей, не предназначенных для движения по дорогам общего пользования); мотоциклы, мопеды, мотороллеры; микроавтобусы (для перевозки 10 или более человек, включая водителя, но не более 12 мест); грузовики с полной массой до 5 тонн включительно; прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющимся ТС для личного пользования В виде совокупного таможенного платежа
Автомобили легковые с момента выпуска которых прошло не более 3 лет
Стоимость которых не превышает 8500 евро в эквиваленте По единой ставке 54 % от стоимости, но не менее 2.5 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя
Стоимость которых превышает 8500 евро в эквиваленте, но не превышает 16 700 евро в эквиваленте По единой ставке 48 % от стоимости, но не менее 3.5 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя
Стоимость которых превышает 16 700 евро в эквиваленте, но не превышает 42 300 евро в эквиваленте По единой ставке 48 % от стоимости, но не менее 5.5 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя
Стоимость которых превышает 42 300 евро в эквиваленте, но не превышает 84 500 евро в эквиваленте По единой ставке 48 % от стоимости, но не менее 7.5 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя
Стоимость которых превышает 84 500 евро в эквиваленте, но не превышает 169 000 евро в эквиваленте По единой ставке 48 % от стоимости, но не менее 15 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя
Стоимость которых превышает 169 000 евро в эквиваленте По единой ставке 48 % от стоимости, но не менее 20 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя
Автомобили легковые, с момента выпуска которых прошло более 3 лет, но не более 5 лет:
Рабочий объём двигателя которых не превышает 1000 куб. см По единой ставке в размере 1.5 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя
Рабочий объём двигателя которых превышает 1000 куб. см, но не превышает 1500 куб. см По единой ставке в размере 1.7 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя
Рабочий объём двигателя которых превышает 1500 куб. см,но не превышает 1800 куб. см По единой ставке в размере 2.5 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя
Рабочий объём двигателя которых превышает 1800 куб. см, но не превышает 2300 куб. см По единой ставке в размере 2.7 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя
Рабочий объём двигателя которых превышает 2300 куб. см, но не превышает 3000 куб. см По единой ставке в размере 3 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя
Рабочий объём двигателя которых превышает 3000 куб. см По единой ставке в размере 3.6 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя
Автомобили, с момента выпуска которых прошло более 5 лет:
Рабочий объём двигателя которых не превышает 1000 куб. см По единой ставке в размере 3 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя
Рабочий объём двигателя которых превышает 1000 куб. см, но не превышает 1500 куб. см По единой ставке в размере 3.2 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя
Рабочий объём двигателя которых превышает 1500 куб. см,но не превышает 1800 куб. см По единой ставке в размере 3.5 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя
Рабочий объём двигателя которых превышает 1800 куб. см, но не превышает 2300 куб. см По единой ставке в размере 4.8 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя
Рабочий объём двигателя которых превышает 2300 куб. см, но не превышает 3000 куб. см По единой ставке в размере 5 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя
Рабочий объём двигателя которых превышает 3000 куб. см По единой ставке в размере 5.7 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя
Электромобили В виде совокупного таможенного платежа
Кузова транспортных средств для личного пользования В виде совокупного таможенного платежа

2. При попытке ввезти вторую или третью машину за год оформить СБКТС не получится — система не даст, так как такой ввоз, согласно приказу Минфина РК № 250, уже является предпринимательской деятельностью. Соответственно, импорт невозможен как для личного пользования. И если гражданин реализует автомобиль ранее чем через год, придётся заплатить налог с продажи — 10 % от разницы в цене.

3. Юридическим лицам новые машины разрешено будет ввозить только по ОТТС, а оформлять их смогут только официальные импортёры. Частным дилерам пригонять авто по чужим ОТТС запретят.

4. Бывшие в употреблении автомобили в возрасте старше 3 лет юрлицам, в том числе ИП, разрешат ввозить по СБКТС без ограничений по количеству, оплачивая около 15 % растаможки плюс 12 % НДС.

Судя по всему, в настоящее время идёт доработка системы выдачи свидетельств для озвученного выше ограничения. Лаборатории по всей стране сообщают импортёрам, что выдача СБКТС невозможна из-за постоянных сбоев e-окна для экспортно-импортных операций последние 1.5-2 недели.

По поводу права коммерческого использования машины, пригнанной для личных целей: оно, как мы уже говорили, запрещено, кроме случаев последующей регистрации автовладельца в качестве предпринимателя или сдачи транспортного средства, к примеру, в аренду перевозчикам. Главное, чтобы извлечение доходов, связанное с этим авто, было легальным. А основываются эти ограничения на межгосударственных и казахстанских документах, принятых ранее.

Одна машина в год в одни руки. Как ввозить автомобили в Казахстан с 1 декабря

На каких документах основаны изменения?

По факту оказалось, что ничего революционного в новом порядке ввоза с 1 декабря действительно нет. Таможенный кодекс Таможенного союза был принят и утверждён странами-участниками в 2017 году. Документ этот устанавливал новые пошлины на ввоз автомобилей, в значительной мере отличающиеся от действовавших ранее. Таким образом, государства, входящие в ТС, и в первую очередь Россия, планировали защитить свой автопром от ввоза иностранных машин.

Ещё ранее, в 2015 году, Минфин РК издал тот самый приказ № 250 «Об установлении критериев отнесения товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза, к товарам для личного пользования». В нём устанавливалось:

«Транспортные средства для личного пользования, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, если их количество превышает 1 (одну) единицу в год, рассматриваются как предназначенные для предпринимательской деятельности».

О том, что «физикам» разрешается ввозить один автомобиль в год, говорилось. Однако на деле это никак и никем до сегодняшних дней не ограничивалось.

Чуть позже, в 2017 году, трактовка появилась и в Таможенном кодексе. В пункте 50 документа уточняется: «Транспортные средства для личного пользования — категория товаров для личного пользования, включающая в себя отдельные виды авто- и мототранспортных средств и прицепов к авто- и мототранспортным средствам, определяемые Евразийской экономической комиссией, водное судно или воздушное судно вместе с запасными частями к ним и их обычными принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных ёмкостях, предусмотренных их конструкцией, принадлежащие на праве владения, пользования и (или) распоряжения физическому лицу, перемещающему эти транспортные средства через таможенную границу Союза в личных целях, а не для перевозки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой перевозки товаров за вознаграждение или бесплатно, в том числе транспортные средства, зарегистрированные на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

А 46-й пункт сообщает: «Товары для личного пользования — товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже путём пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом».

И в том же 2017 году было принято решение Совета ЕЭК № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», в приложении к которому говорилось, что транспортные средства для личного пользования должны растаможиваться по ставкам 54–48 % от таможенной стоимости или 1.5–5.7 евро за куб. см рабочего объёма двигателя в зависимости от возраста, цены авто и размера мотора.

Помимо этого, в техрегламенте Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» были прописаны нормы, согласно которым, новые авто имеют право ввозить партиями, как большими, так и малыми, только юрлица, получая для этого ОТТС. А физлицам разрешается импортировать и оформлять машины без ограничения по возрасту только по СБКТС, проводя их по документам как единичные транспортные средства. Причём, как мы уже говорили, согласно Таможенному кодексу ТС, в качестве товаров для личного пользования. При этом юрлица и ИП, не являющиеся официальными импортёрами и не вписанные в ОТТС, могут ввозить машины в возрасте старше трёх лет также по СБКТС.

Выходит, ничего нового не изобретали. Власти подняли документы и решили заставить всех работать по закону. Другой вопрос: почему это не сделали ранее? А также как так вышло, что люди вот уже почти десять лет ввозили как новые, так и б/у автомобили и растаможивали их по меньшим тарифам, история умалчивает. Впрочем, после прошедшей акции по легализации автомобилей уже ничего не удивляет.

«Учитывая действующее регулирование ввоза машин, самым оптимальным выходом является создание ИП или юрлица и ввоз авто старше трёх лет, если есть желание извлекать доходы от перепродажи авто. При этом такой предприниматель обязан гарантировать юридическую чистоту авто, его безопасность, а также соблюдать права потребителей. При таком подходе права наших граждан будут защищены», — пояснил Адилбек Бектибаев.

Как утверждают в Минпроме, новый порядок ввоза защитит и покупателей машин в Казахстане. Для продажи автомобиля юрлицо, то же ИП или ТОО, обязано будет заключить письменный договор с указанием полной стоимости транспортного средства. И в дальнейшем это позволит покупателю более грамотно решать юридические вопросы, если таковые возникнут.

Комментариев: 23

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
  • Аватар
    Даурен

    Как говорится, приехали……все деньги которые могли бы пополнить наш бюджет от частников уйдут соседям…

    Ответить
  • Аватар
    Rinat

    Вопрос: если я как физ лицо привезу одно авто (не старше 3х лет) для личного пользования (по единой ставке 48 % от стоимости, но не менее 3.5 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя), нужно ли дополнительно оплачивать еще какие-то платежи типа утильсбора?

    Ответить
    • Аватар
      Даурен   Rinat

      Тут только растаможка описана, теперь 48% и более(раньше было для всех 15% таможня + 12% НДС), а другие обязательные платежи никто не отменял (Утиль, Первичка итд.)

      Ответить
  • Аватар
    id18885283

    48% от стоимости для нового или бу до 3х лет для личного пользования. Молодец Скляр сделал все, чтобы покупали у местных олигархов. Хотя раньше платили 37%. А что для перекупов дешевле растаможка? Это он так помогает обновить автопарк. Улучшить экологию, повысить безопасность на дорогах. Такими темпами приблизишь очередной қаңтар.

    Ответить
  • Аватар
    Mar_SS

    Это всё для того, чтобы жизнь простых "пчел" в Казахстане медом не казалась. Такие законы "пасечники" лишь для себя пишут…

    Ответить
  • Аватар
    Николай

    Для тех, кто не понял:
    Грабеж и кража — это преступления против собственности, но их отличие заключается в способе хищения имущества.

    Кража — это тайное хищение, когда имущество изъято в отсутствие собственника или посторонних лиц либо хотя и в их присутствии, но незаметно для них.

    Грабеж — это открытое хищение, которое совершается в присутствии собственника или на виду у посторонних, когда лицо сознаёт, что присутствующие понимают противоправный характер его действий.

    Также грабеж может быть связан с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого насилия.

    /режим юриста (душнилы) выключил/

    Ответить
  • Аватар
    Александр

    Ну вот и все. Кричали про утильсбор, теперь он покажется копейками, которые никто не считает.
    Итого. Схемотозы под управлением скляра выглядят так:
    1. ЮЛ, кроме аффелированных завести в КЗ ничего не смогут
    2. ЧЛ будут платить 48% пошлина+12% НДС, итого 60%. Плюс сертификаты+утиль+первичка, итого думаю к цене в Китае (например) можно смело закладывать +70%
    3. и самое интересное. тн авто местного производства освобождены от всего. Вообще от всего и от утиля (он возвращается), от НДС, от КНП от пошлины. Затрат 0. Казалось бы местная машина должна стоит на 80% дешевле, чем та, которую я завезу самостоятельно? нет этого не будет. Местная сборка будет стоит ровно столько же, сколько при полных платежах. Все просто: господа хотят зарабатывать 100% маржи с каждой машины. Нынешние 50 их не устраивают.
    4. Мы все на кухне пожалуемся женам и на этом все. Обновление автопарка не предвидится, пока наше правительство из слышащего государства упорно будет вваливать миллиарды олигархам под вывеской "Казахстан-мощная автомобильная держава"

    Ответить
  • Аватар
    Daulet

    Думаю это многим не понравится и будет очередной Кантар… В Казахстане все стабильно…

    Ответить
  • Аватар
    Mikola

    Все понимая кроме некоторых деталей. Мы живем в Казахстане и единственное платежное средство в стране тенге, так почему таможенные пошлины привязаны к евро? Я понимаю что чиновники воры и деньги свои держат за границей в долларах и евро, так почему мы должны страдать от этого? ЗП у нас сокращается вместе с инфляцией, но пошлины они привязали к валюте что бы не терять прибыль (свою не страны)- скотство да и только.

    Ответить
    • Аватар
      Александр   Mikola

      потому что импортный товар завозится в евро или эквиваленте. В любой по сути валюте мира, но инвойс (документ по которому будет совершаться таможенная очистка) может быть или в ЮСД или Евро. На момент пересечения таможенной границы фиксируется курс нацбанка и все дальнейшие платежи идут в тенге по этому курсу. Но по факту, да, жесткая привязка к валюте, и тенге тут просто как обменный фантик.
      Короче, про утиль можно забыть, он теперь стоит копейки, теперь к цене ФОБ ( у отправителя) смело прибавляем 70% и получим цену в самой автомобильной державе мира. И к этой же цене подтянуться те, за кого рвет скляр. А их всего двое. Андрюша (местный Илон Маск) и любитель бабочек вместо галстука.
      Вот так нагнуть все население страны, всех и каждого без исключения, ради обогащения нескольких человек. Как там г-н президент говорил в послании? Борьба с олигополией? Да, отличный результат!

      Ответить
      • Аватар
        Mikola   Александр

        Если товар из Китая (юань) или США (доллар) тогда как наши воры обосновываю привязку к евро? Логика все равно не просматривается кроме патологической жадности и глупости.

        Ответить
      • Аватар
        JPN_BikeCar   Александр

        Любитель Бабочек ,Отличный руководитель и управленец!Приятно находится на его предприятиях!Меги классные !Завод тоже крутой много знакомых работают!сознадо очень много рабочих мест речь конкретно о любителе бабочек!(Андрюша так похвастается не может)

        Ответить
        • Аватар
          Александр   JPN_BikeCar

          Только вот этот ваш любитель бабочек не вывезет в честной конкурентной борьбе ни с другими управленцами, ни тем более с китайцами. Он почему эффективный менеджер? Потому что наше коррумпированное правительство создало просто фантастические рафинированные условия для развития бизнеса. Вы почитайте про Мегу. Откуда она взялась, кто финансировал проект. (Землю подарил Нурсултан великий, финансировал республиканский бюджет через прокладки, ну те мы с вами и оплатили постройку Меги)
          Крутой завод тоже построили все граждане. Утиль то возвращается. Только не забывайте, что платежи идут не в бюджет, а в руки частного капитала, при этом закон который регулирует этотсхемотоз-государственный. Т.е. государство за откат придумало схемотоз, чтоб мимо бюджета бабки лились рекой в частный капитал.
          Вы меня простите, но при таких условиях достаточно просто не быть идиотом, чтоб автоматически стать успешным управленцем.
          НО
          Даже в этих условиях любитель бабочек не вывозит: поставки китайпрома задушили производство. Что делать? Изобретать очередной закон: нате вам пошлины 60%. И вот мы снова эффективный менеджер.
          Поставь этих управленцев в один ряд и условия развитых стран, ваш любитель бабочек потянет максимум на начальника шиномонтажного станка.

          Ответить
          • Аватар
            japancar   Александр

            Редко захожу на этот сайт. Поэтому пишу спустя месяц. Подпишусь под каждым вашим предложением. Вы очень точно описали ситуацию. Когда-то был третий лоббист "казахстанского автопрома" — господит Балушкин, который в одном интервью признавался (хвалился), что именно он придумал схему с утильсбором.
            А вообще удобно устроились наши толстосумы: пользуемся всеми преференциями ВТО, но при этом изящно обходим не удобное для них с помощью утильсборов, первичных регистраций и других уловок (не сомневаюсь, что, при необходимости, придумают еще что-нибудь).

            Ответить
  • Аватар
    111

    Рыдван не подводи… Чета перспектива не веселая(

    Ответить
  • Аватар
    id16428752

    эти люди у руля страны так и нагибают простых грахдан,что хотят добиться то,когда их уже отправят на пожизненное в тюрьму,враги народа номер 1

    Ответить
  • Аватар
    MB

    А если в 25 году не покупать авто вообще)))

    Ответить
    • Аватар
      Terrano   MB

      Предлагаю всем гражданам Казахстана устроить бойкот и полностью прекратить покупку авто в автосалонах, пока не понизят растаможку до прежних значений и не уберут мошеннический утильсбор, лучше ездить на старой машине, чем терпеть этот беспредел. Народ терпилы, вот они и наглеют с каждым годом.

      Ответить
  • Аватар
    izbasovarman

    может я тупо не разобрался во всех этих хитрых документа евразэса или таможенного союза, но ясно видно одно — простому человеку просто купить одну машину явно не дадут, ограбят до последней копейки.

    Ответить