Если говорить кратко, то с 1 декабря 2024 года самостоятельный ввоз автомобилей в Казахстан будет разрешён на следующих условиях:
- Для физлиц — раз в год одно новое или бывшее в употреблении авто, оформляя по СБКТС и растаможивая как товар для личного пользования по специальным ставкам. Ставки выше действующих в данное время. Исключение — электромобили, некоторые коммерческие авто и мототехника. Но ввозимый для себя транспорт без права коммерческого использования.
- Для юридических лиц — импорт новых машин только по ОТТС. Растаможить авто по ОТТС, в котором юрлицо не упоминается, запретят.
Б/у автомобили в возрасте старше 3 лет юрлицам, в том числе ИП, можно оформить после получения СБКТС без ограничений по количеству. - Казахстанские тарифы по растаможке (не ЕТТ) доступны только юридическим лицам: 15 % растаможки и оплата 12 % НДС.
Далее в статье обо всём подробно: как, почему и сколько придётся платить за таможенное оформление?
И немного терминов, вдруг кто позабыл:
СБКТС — свидетельство безопасности конструкции транспортного средства
ОТТС — одобрение типа транспортного
средства
ЕТТ — единый таможенный тариф Евразийского экономического союза
ТС — транспортное средство
С чего всё начиналось
Восемнадцатого ноября на сайте КГД МФ РК опубликовали информацию, что с 1 декабря ввозить в страну авто по ОТТС смогут только юрлица, которые данные одобрения оформляли. То есть это только официальные дилеры.
В Комитете госдоходов редакцию Kolesa.kz тогда заверили, что физических лиц, занимающихся импортом машин в Казахстан, нововведение никак не коснётся. Как привозили, так и будут привозить автомобили — по СБКТС.
Буквально через несколько дней в соцсетях новая информация по этому делу. Появились выдержки, как заявлялось, из протокола правительственного совещания по вопросам ввоза транспортных средств. И в них утверждалось, что казахстанцам разрешат ввозить одно авто раз в год для собственных нужд.
С разъяснениями по ситуации выступил и первый
Речь не идёт о повышении ставок пошлин и налогов, как это пытаются преподнести некоторые блогеры. Мы приводим процедуры прежде всего технического и таможенного регулирования в соответствие с действующим с 2015 года законодательством. Согласно действующему законодательству, есть два варианта таможенной очистки автомобиля:
1. При ввозе физическим лицом для личного пользования. В этом случае на автомобиль оформляется СБКТС, но не более одного автомобиля в год, оплачивается единая ставка пошлины, которая составляет от 48 % и может меняться в зависимости от объёма двигателя и возраста автомобиля. Нужно учитывать, что, подчёркиваю, для личных целей. Естественно, для личных целей не могут ввозиться большегрузы и автобусы с вместимостью более 12 пассажиров, тем более транспорт, на котором оказывается коммерческая перевозка пассажиров и грузов.
2. При ввозе же юридическим лицом, когда реализация транспортного средства идёт в предпринимательских целях, на автомобиль должно быть оформлено одобрение типа транспортного средства (ОТТС). Тут таможенная пошлина составляет 15 % и НДС на импорт в размере 12 %. Ещё раз повторяю, это не нововведение, это требования, которые действуют с момента организации Евразийского экономического союза, то есть с 2015 года.
Таким образом, замглавы правительства обозначил, что вопрос с ограничениями по ввозу авто для физлиц полностью решён: с 1 декабря 2024 года — одна машина в одни руки в течение года и по единой ставке — не ЕТТ и не казахстанский
Понятнее, если честно, никому не стало: сначала про
Казахстанские импортёры, да и простые автовладельцы, заказавшие машины за рубежом, схватились за голову. Редакция Kolesa.kz решила разобраться и понять, как новая схема ввоза будет реализовываться.
За разъяснениями мы обратились к директору Департамента интеграции и международного сотрудничества МПС РК Адилбеку Бектибаеву, собственно и упорядочившему нормы закона, которые давно были приняты, но до нынешних дней, как выяснилось, работали некорректно.
Одна машина в одни руки
Как пояснил нам А. Бектибаев, с 1 декабря 2024 года, основываясь на пунктах кодексов и техрегламентов, схема ввоза транспортных средств в Казахстан будет работать так:
1. Физлицам можно будет ввозить в Казахстан раз в год одно новое
Категории ТС для личного пользования, кузова ТС для личного пользования | Таможенные пошлины, налоги, подлежащие уплате |
Квадроциклы, снегоходы, снегоболотоходы, мотовездеходы и иные моторные транспортные средства, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования (за исключением гоночных автомобилей, не предназначенных для движения по дорогам общего пользования); мотоциклы, мопеды, мотороллеры; микроавтобусы (для перевозки 10 или более человек, включая водителя, но не более 12 мест); грузовики с полной массой до 5 тонн включительно; прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющимся ТС для личного пользования | В виде совокупного таможенного платежа |
Автомобили легковые с момента выпуска которых прошло не более 3 лет | |
Стоимость которых не превышает 8500 евро в эквиваленте | По единой ставке 54 % от стоимости, но не менее 2.5 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя |
Стоимость которых превышает 8500 евро в эквиваленте, но не превышает 16 700 евро в эквиваленте | По единой ставке 48 % от стоимости, но не менее 3.5 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя |
Стоимость которых превышает 16 700 евро в эквиваленте, но не превышает 42 300 евро в эквиваленте | По единой ставке 48 % от стоимости, но не менее 5.5 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя |
Стоимость которых превышает 42 300 евро в эквиваленте, но не превышает 84 500 евро в эквиваленте | По единой ставке 48 % от стоимости, но не менее 7.5 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя |
Стоимость которых превышает 84 500 евро в эквиваленте, но не превышает 169 000 евро в эквиваленте | По единой ставке 48 % от стоимости, но не менее 15 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя | Стоимость которых превышает 169 000 евро в эквиваленте | По единой ставке 48 % от стоимости, но не менее 20 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя |
Автомобили легковые, с момента выпуска которых прошло более 3 лет, но не более 5 лет: | |
Рабочий объём двигателя которых не превышает 1000 куб. см | По единой ставке в размере 1.5 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя |
Рабочий объём двигателя которых превышает 1000 куб. см, но не превышает 1500 куб. см | По единой ставке в размере 1.7 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя |
Рабочий объём двигателя которых превышает 1500 куб. см,но не превышает 1800 куб. см | По единой ставке в размере 2.5 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя |
Рабочий объём двигателя которых превышает 1800 куб. см, но не превышает 2300 куб. см | По единой ставке в размере 2.7 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя |
Рабочий объём двигателя которых превышает 2300 куб. см, но не превышает 3000 куб. см | По единой ставке в размере 3 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя | Рабочий объём двигателя которых превышает 3000 куб. см | По единой ставке в размере 3.6 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя |
Автомобили, с момента выпуска которых прошло более 5 лет: | |
Рабочий объём двигателя которых не превышает 1000 куб. см | По единой ставке в размере 3 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя |
Рабочий объём двигателя которых превышает 1000 куб. см, но не превышает 1500 куб. см | По единой ставке в размере 3.2 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя |
Рабочий объём двигателя которых превышает 1500 куб. см,но не превышает 1800 куб. см | По единой ставке в размере 3.5 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя |
Рабочий объём двигателя которых превышает 1800 куб. см, но не превышает 2300 куб. см | По единой ставке в размере 4.8 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя |
Рабочий объём двигателя которых превышает 2300 куб. см, но не превышает 3000 куб. см | По единой ставке в размере 5 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя | Рабочий объём двигателя которых превышает 3000 куб. см | По единой ставке в размере 5.7 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя |
Электромобили | В виде совокупного таможенного платежа |
Кузова транспортных средств для личного пользования | В виде совокупного таможенного платежа |
2. При попытке ввезти вторую или третью машину за год оформить СБКТС не получится — система не даст, так как такой ввоз, согласно приказу Минфина РК № 250, уже является предпринимательской деятельностью. Соответственно, импорт невозможен как для личного пользования. И если гражданин реализует автомобиль ранее чем через год, придётся заплатить налог с продажи — 10 % от разницы в цене.
3. Юридическим лицам новые машины разрешено будет ввозить только по ОТТС, а оформлять их смогут только официальные импортёры. Частным дилерам пригонять авто по чужим ОТТС запретят.
4. Бывшие в употреблении автомобили в возрасте старше 3 лет юрлицам, в том числе ИП, разрешат ввозить по СБКТС без ограничений по количеству, оплачивая около 15 % растаможки плюс 12 % НДС.
Судя по всему, в настоящее время идёт доработка системы выдачи свидетельств для озвученного выше ограничения. Лаборатории по всей стране сообщают импортёрам, что выдача СБКТС невозможна
из-за постоянных сбоевe-окна для экспортно-импортных операций последние1.5-2 недели.
По поводу права коммерческого использования машины, пригнанной для личных целей: оно, как мы уже говорили, запрещено, кроме случаев последующей регистрации автовладельца в качестве предпринимателя или сдачи транспортного средства, к примеру, в аренду перевозчикам. Главное, чтобы извлечение доходов, связанное с этим авто, было легальным. А основываются эти ограничения на межгосударственных и казахстанских документах, принятых ранее.
На каких документах основаны изменения?
По факту оказалось, что ничего революционного в новом порядке ввоза с 1 декабря действительно нет. Таможенный кодекс Таможенного союза был принят и утверждён странами-участниками в 2017 году. Документ этот устанавливал новые пошлины на ввоз автомобилей, в значительной мере отличающиеся от действовавших ранее. Таким образом, государства, входящие в ТС, и в первую очередь Россия, планировали защитить свой автопром от ввоза иностранных машин.
Ещё ранее, в 2015 году, Минфин РК издал тот самый приказ № 250 «Об установлении критериев отнесения товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза, к товарам для личного пользования». В нём устанавливалось:
«Транспортные средства для личного пользования, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, если их количество превышает 1 (одну) единицу в год, рассматриваются как предназначенные для предпринимательской деятельности».
О том, что «физикам» разрешается ввозить один автомобиль в год, говорилось. Однако на деле это никак и никем до сегодняшних дней не ограничивалось.
Чуть позже, в 2017 году, трактовка появилась и в Таможенном кодексе. В пункте 50 документа уточняется: «Транспортные средства для личного пользования — категория товаров для личного пользования, включающая в себя отдельные виды авто- и мототранспортных средств и прицепов к авто- и мототранспортным средствам, определяемые Евразийской экономической комиссией, водное судно или воздушное судно вместе с запасными частями к ним и их обычными принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных ёмкостях, предусмотренных их конструкцией, принадлежащие на праве владения, пользования и (или) распоряжения физическому лицу, перемещающему эти транспортные средства через таможенную границу Союза в личных целях, а не для перевозки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой перевозки товаров за вознаграждение или бесплатно, в том числе транспортные средства, зарегистрированные на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
А 46-й пункт сообщает: «Товары для личного пользования — товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже путём пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом».
И в том же 2017 году было принято решение Совета ЕЭК № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», в приложении к которому говорилось, что транспортные средства для личного пользования должны растаможиваться по ставкам 54–48 % от таможенной стоимости или
Помимо этого, в техрегламенте Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» были прописаны нормы, согласно которым, новые авто имеют право ввозить партиями, как большими, так и малыми, только юрлица, получая для этого ОТТС. А физлицам разрешается импортировать и оформлять машины без ограничения по возрасту только по СБКТС, проводя их по документам как единичные транспортные средства. Причём, как мы уже говорили, согласно Таможенному кодексу ТС, в качестве товаров для личного пользования. При этом юрлица и ИП, не являющиеся официальными импортёрами и не вписанные в ОТТС, могут ввозить машины в возрасте старше трёх лет также по СБКТС.
Выходит, ничего нового не изобретали. Власти подняли документы и решили заставить всех работать по закону. Другой вопрос: почему это не сделали ранее? А также как так вышло, что люди вот уже почти десять лет ввозили как новые, так и
«Учитывая действующее регулирование ввоза машин, самым оптимальным выходом является создание ИП или юрлица и ввоз авто старше трёх лет, если есть желание извлекать доходы от перепродажи авто. При этом такой предприниматель обязан гарантировать юридическую чистоту авто, его безопасность, а также соблюдать права потребителей. При таком подходе права наших граждан будут защищены», — пояснил Адилбек Бектибаев.
Как утверждают в Минпроме, новый порядок ввоза защитит и покупателей машин в Казахстане. Для продажи автомобиля юрлицо, то же ИП или ТОО, обязано будет заключить письменный договор с указанием полной стоимости транспортного средства. И в дальнейшем это позволит покупателю более грамотно решать юридические вопросы, если таковые возникнут.
Как говорится, приехали……все деньги которые могли бы пополнить наш бюджет от частников уйдут соседям…
Вопрос: если я как физ лицо привезу одно авто (не старше 3х лет) для личного пользования (по единой ставке 48 % от стоимости, но не менее 3.5 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя), нужно ли дополнительно оплачивать еще какие-то платежи типа утильсбора?
Тут только растаможка описана, теперь 48% и более(раньше было для всех 15% таможня + 12% НДС), а другие обязательные платежи никто не отменял (Утиль, Первичка итд.)