Слово «неудовлетворённость» наиболее точно характеризует нынешнее состояние общественного транспорта в Алматы. Снаружи всё выглядит благопристойно — регулярно закупаются партиями новые автобусы, включая «гармошки» повышенной вместимости и малотоксичные модели на газе, соблюдается паритет между государством и частным капиталом (половину из 151 маршрута обслуживает коммунальное предприятие «Алматыэлектротранс», остальные — 20 частных компаний), функционирует удобная сквозная система оплаты, и даже уцелела троллейбусная сеть, хотя и в изрядно усечённом виде.
И вместе с тем недовольны сложившимся далеко не за один год состоянием дел буквально все: власти, население и сами автобусники. Акимат возмущается колоссальным объёмом субсидий и дотаций, которые выплачиваются перевозчикам (40 миллиардов тенге ежегодно, согласно информации замакима Серика Кусаинова), пассажиры жалуются на перебои в движении автобусов и бескультурицу водителей, тогда как частники при любом удобном случае пытаются поднять тарифы на проезд, чтобы окупить свои расходы в связи с удорожанием топлива и комплектующих. А ещё эта недавняя история с обнаруженным в области кладбищем из десятков совсем не старых автобусов, по которым, поговаривают, даже не успели рассчитаться по кредитам…
Что касается алматинского метрополитена, то
Опыт соседей
Между тем всего в восьмистах с небольшим километров от бывшей столицы Казахстана раскинулся столь же крупный и красивый город с не менее развитым и столь же многочисленным автобусным хозяйством и техникой, которая дорабатывает свой срок сполна. И где стоимость проезда ощутимо ниже. Это Ташкент.
К разочарованию многих ташкентцев столица Узбекистана также избавилась от трамвайного сообщения — в 2016 году, как ещё раньше от троллейбусов. Зато в городе сохранилась разветвлённая сеть автобусных маршрутов (как полноразмерные модели, так и «газели»-маршрутки), плюс активно строится метро в подземном и надземном формате. Привет нашему многострадальному столичному LRT!
Пенсионеров и прочих льготников возят бесплатно, с 2020 года запущена система автоматизированной оплаты ATTO (аналог ONAY), а стоимость единовременной поездки составляет 1400 сумов (57 тенге). Повышать собирались 1 января, но пока сохранили старую цену.
Что же до автобусного парка Ташкента, то после развала СССР он сохранил немало общего в развитии с алматинским. Изношенные
В 2003 году эстафету у снятого с производства
Кстати, на «O405-х», преодолевших к тому времени пробег миллион километров, над водительским окном, появлялась надпись, отмечавшая этот небольшой рекорд. Как никак 23 раза вокруг Земли. А ходили просторные квадратные «мерседесы», к слову, очень долго. В
Интересно, сколько километров пробежали алматинские «ютонги» и другие «китайцы», а также МАЗы и ЛиАЗы в новых зелёных ливреях?
С 2017 года Ташкент стал закупать большие МАНы малайзийской, а позже и самаркандской сборки. Как и
На линиях Ташкента с небольшим пассажиропотоком, а также пригородных маршрутах основную ношу на себе вытягивают напоминающие пазики юркие SAZ Isuzu
Начиная с прошлого года на городских улицах идёт тестирование китайских электробусов различных производителей, победитель тендера получит право на поставку сразу нескольких сотен машин уже в 2022 году.
На бесперебойность работы автобусного механизма в Ташкенте влияет множество причин. Из положительных можно назвать стабильность, гарантированный бюджет автохозяйств и определённую уверенность сотрудников в завтрашнем дне, поскольку доминантный городской перевозчик остался в государственной собственности. Действующее с 2013 года АО «Тошшахартрансхизмат» подотчётно столичному хокимияту и кабмину республики, что позволяет выстраивать долговременную стратегию развития. Хотя без проблем не обходится и там — в первую очередь это перегруженность машин, продолжительные интервалы движения и нежелание водителей
На бумаге число общественного транспорта в Алматы чуть ли не вдвое превышает количество действующих автобусов в более населённом Ташкенте, и обновляются наши парки куда чаще. Это 515 газовых автобусов, 196 троллейбусов, 15 электробусов и 1715 автобусов на дизеле. В текущем и следующем годах «Алматыэлектротранс» планирует закуп ещё 300 газовых автобусов. То есть жаловаться на недостаток выделяемых средств оснований нет. Но сколько из этих двух с половиной тысяч машин пребывает сейчас на ходу и сколько вывезено на задворки Алматы ради разбора на запчасти и списание? Судя по фотографиям, много.
Списанные автобусы при правильном уходе за техникой и эксплуатации могли бы послужить ещё не один год. И даже если для перевозчиков Алматы остаётся важным условие обновления автопарка по году выпуска, то уж точно стоило бы подумать о передаче ещё работоспособной техники в города и регионы, где требуется усиление автопарков. В Актобе, к примеру, в котором проблема технического состояния автобусов и их количества переходит от одного акима к другому, но пассажиры стоят в мороз на остановке далеко не 10 минут, а час.
Вы не учли менталитета узбеков, для них машина это не просто средство передвижения. До сих пор у нас в Шымкенте узбеки вовсю эксплуатируют старые Жигули, Газоны и Зилы, причем техника в прекрасном состоянии. Да и с новой машиной они бережно обращаются, не раз замечал, что машине уже несколько лет, а пленка ещё не снята, а целлофан хранится для продажи))
Белорусы тоже очень хорошо относятся к технике. Украинцы тоже. Смотришь на их автомобили, которые также нагнали в страну из Европы в 90-е и «нулевые», и поражаешься, насколько люди умеют ухаживать за техникой. Даже в деревнях!
У нас же зачастую мрак какой-то. И попробуй сделай замечание, что ты, сразу тирада о бедности, неустроенности, и т.п.. А в вышеназванных странах будто уровень жизни лучше.
И виновата власть))
и лично ВВП https://media0.giphy.com/media/143WAqb351Q1Vu/giphy.gif
если покупать по честной цене автобусы ,а не в три дорого, то эти автобусы не только себя окупят а еще и прибыль привезут!
Ни в какой стране мира, никогда, общественный транспорт не был рентабельным.
как можно говорить за весь мир? не понятно!
Это называется кругозор. Читаю деловую литературу, издания, смотрю интервью авторитетных специалистов и т.д.
Ещё раз — общественный транспорт как правило нерентабельный. Даже некоторые национальные авиакомпании существуют при помощи государства.
я тоже читаю деловую литературу, издания. смотрю интервью авторитетных специалистов и т д ! НО ОБРАЩАЮ ВНИМАНИЕ на гораздо интереснее факты происходящие в мире, чем нерентабельный транспорт от которого мне ни тепло ни холодно!
Опять же, это всё кругозор. У кого-то он шире, у кото-то всего лишь интересные факты.
Еще раз! ))) Не поэтому он нерентабелен! )) Просто априори так, учитывая цены на проезд.
А то, о чём Вы говорите, это называется воровством, которое усугубляет и без того тернистое дело.
зы: ладно всё, докопался я просто по настроению таковому. )
и ВАМ сорри!
А как быть с такси тоже нерентабельный.
Что касаемо такси, не стоит рассчитывать на рентабельность, если каждый человек вокруг Вас может заниматься этим же делом. Условно говоря, разработать и запустить в работу приложение «Агрегатор такси» способны единицы. А водителей миллионы.
Поэтому, усвойте одну истину — чем выше конкуренция, тем ниже рентабельность.
закупщик?
Есть водители, а есть наездники. Именно наездники за рулём убивают общественный транспорт
Ого! Там же совсем свежие Лиазы! Почему они на свалке? Быстрее списать, получить бюджет под новые закупки?
Лиазы не может быть свежим, он с завода уже выходит изношенным
все верно
Наши водилы любую технику за месяц угробят.
Просто посмотрите на водителей автобусов в Алматы и все сразу поймут через сколько годиков этот автобус будет хламом.
Казаки, не ВСЕ, но многие технически некультурные, нет технического мышления, за техникой не ухаживают, не жалея гоняют и поэтому быстро гробят технику.
других нет, надо учить и воспитывать как детей.
что тут говорить. все поломки автобусов заключатся некачественном сервисе, и не в своевременном обслуживании.
из этого можно сделать вывод, нет квалифицированных специалистов для обслуживания, да их и нет и не будет уже. все профильные училища перепрофилировали в торгашей, бухгалтеров, юристов. Руками ни кто ничего не умеет делать.
В Узбекистане совсем другой подход. они бережно относятся к своим машинам. Культура другая.
что делают Новые Лиазы на свалке? похоже снова бюджет пилят на новый закуп автобусов.