На автобусе сквозь Сахару

На автобусе сквозь Сахару

История о том, как предприимчивые французы организовали самый длинный и опасный автобусный маршрут в мире.

Были люди, заслуг которых в деле прогресса и развития цивилизации поболе, чем у иных народов. К сожалению, имена многих из них нынешнему поколению мало что говорят даже у себя на родине.

Генерал Жан-Батист Этьенн (1860–1936) заслужил среди современников неофициальный титул «отец танка» (Père des Chars) за свой вклад в дело проектирования и внедрения в войска этого революционного вида вооружения. Понятное дело — как таковой танк был изобретён и впервые применён на поле боя англичанами, но то были тихоходные неуклюжие чудища с гусеницами по всему периметру ромбовидных боковин с торчащими прямо из корпуса пушкой и пулемётами. Французский же военачальник вместе с инженерами Renault зрил будущее танка совсем иначе: небольшие, скоростные и манёвренные машины, которые не только станут остриём взлома оборонительных линий противника, но и смогут осуществить глубокий прорыв на вражескую территорию. Потому ключевые особенности конструкции Renault FT 1917 года — компоновка (боевое отделение спереди, силовая установка сзади), основное вооружение во вращающейся башне и отдельная от корпуса гусеничная ходовая часть — определяют суть танков по сей день.

На автобусе сквозь Сахару

Природа не отдохнула и на детях Этьенна. Старший сын, Жорж, ушёл добровольцем на фронт в 1914 году и стал лётчиком с внушительным послужным списком: к 21 году он получил семь воинских наград и орден Почётного легиона. А после войны под влиянием отца Жоржа Этьенна увлекла Сахара, сулившая всевозможные перспективы.

В мае 1923 года была учреждена Compagnie Générale Transsaharienne (CGT), ставившая целью изучение, установление и эксплуатацию наземных и воздушных сообщений между различными территориями африканского континента, в частности между Алжиром и Нигером. Основатель — Гастон Гради, президент авиастроительной компании Nieuport-Astra, а президентом назначили вышедшего к тому времени в отставку генерала Жан-Батиста Этьенна.

В первой половине XX века крупнейшая пустыня мира почти вся входила в зону ответственности французской колониальной империи и была исследована лишь частично. Основным средством передвижения являлись верблюды, однако в CGT решили изменить сложившееся положение дел и осуществить хотя бы частичную автомобилизацию огромного региона. Но сперва требовалось исследовать поле намеченной деятельности и выяснить, какой тип автомобильного шасси будет наилучшим образом пригоден для эксплуатации в суровых африканских условиях, а именно в песчано-каменистой сахарской пустыне Танезруфт (на берберском «земля страха и жажды»), занимающей территории Южного Алжира и Северного Мали.

На автобусе сквозь Сахару

Первую миссию доверили молодёжи — 27-летнему Жоржу Этьенну с младшим его на четыре года братом Рене в сопровождении нескольких легионеров и механиков Citroën — всего десять человек. Экспедиция стартовала в ноябре 1923 года из Бени-Унифа в Адрар (Алжир), далее в Тессалит (Мали), а затем вернулась в Коломб-Бешар (Алжир). Один из четырёх колёсно-гусеничных автомобилей Citroën Kégresse буксировал за собой покрытый огромным белым тентом самолёт Nieuport-Delage со складными крыльями, обеспечивавший дальнюю разведку с воздуха.

На автобусе сквозь Сахару

Вторая исследовательская экспедиция во главе с Гради, братьями Этьенн и инженером Швобом, с группой технической поддержки на трёх больших трёхосных грузовиках Renault со сдвоенными шинами покинула Коломб-Бешар в январе следующего года и отправилась на юг, в пустыню, по следам ноябрьской вылазки. Шестиколёсные автомобили Renault оказались быстрее, чем полугусеничники Citroën. Итак, значит, колёса.

На автобусе сквозь Сахару

Транссахарская экспедиция была признана успешной, и проект получил дальнейшее развитие. В феврале 1926 года братья наметили маршрут из Адрара, чтобы машины могли найти дорогу в песчаных бурях и зное. На каждом километре 50-километровой трассы выставили пронумерованные бочки с запасом воды.

В апреле 1926 года Этьенны разработали так называемый спальный вагон — комфортабельный фургон, в котором со всеми удобствами можно было пересечь Танезруфт. Чтобы прорекламировать практичность перехода, в 1927 году Жорж в одиночку проехал по пустынному маршруту из портового Орана (Алжир) в Ниамей (Нигер) в глубине континента за пять дней, а это несколько тысяч километров!

Нелишне заметить, что в те годы Африка являлась не особо дружественным для европейцев местом (вспомните «Легионера» с Ван Даммом в главной роли). В мае 1927 года погиб Рене Этьенн, когда колонна грузовиков была атакована местными бандитами на дороге из Тафилальта в Марокко. Жорж, ставший к тому времени исполнительным директором CGT, продолжил дело и пробил путь до Гао (Мали). Маршрут вскоре стал популярным среди спортивных экспедиций, что в итоге десятилетия спустя привело к появлению ралли «Париж — Дакар».

С зимы 1927–1928 гг. CGT стала выполнять регулярные рейсы из Коломб-Бешара в Гао с использованием шестиколёсных автомобилей Renault. Пассажирами были не только чиновники и военные, нёсшие службу в этом регионе, но и путешественники из Европы, которых становилось с каждым годом всё больше и больше. В 1933 году Жорж Этьенн покинул компанию, которой отдал десять лет жизни, с тем чтобы основать с друзьями-лётчиками собственную Société Algérienne des Transports Tropicaux (SATT).

Вскоре SATT наладила пассажироперевозки и доставку почты через плато Хоггар по маршруту Алжир — Уаргла — Таманрассет — Агадес — Зиндер — Кано. Ломаная автобусная линия протяжённостью 3760 км охватывала практически половину Африканского континента с севера на юг. Это, скажем, как от Караганды до Минска, только не по асфальтовым трассам, а по обжигающей зноем пустыне, без городов, АЗС, источников воды, электричества и прочих атрибутов цивилизации.

На автобусе сквозь Сахару

Поездка в сложнейших географических условиях занимала от 10 до 14 суток с ночёвками в оазисах. Дорог как таковых зачастую не было, лишь направления. Когда случались песчаные бури, откапывать колёса приходилось всем: и водителю, и пассажирам — романтики хоть отбавляй. Разумеется, для экстремальных поездок требовались специальные автомобили, наиболее интересным из которых стал Renault AGP 85 Saharien 1937 года (на фото), разработанный по проекту и спецификациям Жоржа Этьенна на шасси лёгкого бескапотного грузовика той же модели.

Короткобазный полноприводный однообъёмник-monospace снаряжённым весом 3400 кг приводился в движение 4-литровым рядным 85-сильным бензомотором с 4-ступенчатой механической коробкой передач, обеспечивавшими уверенные 60 км/ч. Округлый, аэродинамически обтекаемый кузов длиной 7.6 и шириной 2.35 метра имел скромную вместимость до восьми человек, но зато был рассчитан на дополнительную нагрузку в виде поклажи, включая запас топлива (400 литров), воды, сменных шин и запчастей.

По сути, это был дотоле не имевший аналогов раллийный автобус, внешность которого явно опередила свою эпоху (в 30-е годы доминантным дизайном машин данного класса были угловатые «коробочки» типа муровского ЗиС-8, известного по к/ф «Место встречи изменить нельзя»). Похожесть Renault AGP 85 Saharien на самолёт усиливалась некрашеными полированными плоскостями кузова из стали, отлично отражавшими солнечные лучи.

К 1945 году транспортный парк SATT насчитывал 150 разнообразных автомобилей, а с приобретением самолётов транссахарский перевозчик смог получить достаточный доход для создания дочерней авиакомпании Aéro-Africaine. Но затем хорошо отлаженный бизнес разрушила политика. В 1954 году, когда началась война в Алжире, резко иссяк поток туристов, и в 1963 году обрётший независимость Алжир и вовсе национализировал французские активы, не выплатив никакой компенсации. Все выпущенные Renault AGP 85 Saharien, равно как и последующие модели того же назначения, постепенно исчезли без следа. А спустя ещё шесть лет в кругу семьи в Монте-Карло скончался и сам Жорж Этьенн, вошедший в историю как человек, который нанёс на карту, а затем организовал и с успехом эксплуатировал самый длинный автобусный маршрут в мире.

На автобусе сквозь Сахару
Тяжёлое колониальное наследие

Комментариев: 2

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
  • Аватар
    11361219611

    Очевидно, что люди тогда были намного умнее и образованее. Сейчас если человек оставил дома смартфон, все это же капец. МКП коробка сегодня стала лучшим противоугонным средством. Электроника напоминает людям, что они забыли в машине ребенка. Зомби-апокалипсис это не вымысел. Я уже лет 5 его наблюдаю.

    Ответить