В 2012 году изготовленный в единственном экземпляре McLaren X-1 произвёл фурор на зелёных полянках Пеббл-бич, ведь многие зрители до последнего не могли поверить, что британцы решатся столь радикально переформатировать выверенное до чёрточки купе MP4-12C. Увиденный воочию результат деятельности корпоративных стилистов во главе с корейцем Хонгом Йо выглядел как суперкар из альтернативной реальности, если бы промышленный дизайн конца 1930-х сохранял актуальность и в XXI веке.
Не менее странным, чем экстравагантный облик приземистой иссиня-чёрной машины с упрятанными за сдвижные декоративные боковины задними колёсами, оказался и перечень источников авторского вдохновения. Помимо знаковых автомобилей прошлого: Facel Vega 1961 года, Chrysler D’Elegance Ghia 1953 года и Citroen SM 1971-го — туда вошли хронометр Jaeger-LeCoultre, перьевая ручка Montblanc Thomas Mann, аэродинамический трейлер Airstream, рояль и… баклажан. «Клиенту понравился блеск его шкурки», — объяснял на презентации шеф-дизайнер фирмы Фрэнк Стефенсон. — А ещё у нас висела чёрно-белая фотография Одри Хепбёрн". Вот такой монохромный ералаш.
Прозвучавшая в частных разговорах стоимость X-1 не то в 5, не то в 7 миллионов долларов не ощущается запредельной, принимая во внимание статус марки и тот факт, какие ресурсы были задействованы для создания уникального автомобиля. При этом техническое ядро донора — монокок из композитов, к которому крепятся подрамники подвесок на двойных поперечных рычагах с активными амортизаторами, твинтурбированный 625-сильный V8 3.8 с преселективной коробкой передач и даже архитектура отделанного красной кожей и никелево-титановым волокном салона — осталось, по сути, неизменным. Вся прелесть X-1 была сконцентрирована в изваянном с нуля карбоновом корпусе, который к тому же оказался на 11 см длиннее и на 19 шире, чем таковой у MP4-12C. Оптика и колёсные диски также не имели аналогов и создавались только для этой машины.
Процесс конструирования в студии MSO (McLaren Special Operations) одного из самых необычных суперкаров современности занял три года: полтора года шло корпение над дизайном, а остальное время собственно постройка. Имя заказчика во время премьеры машины не называлось, было лишь отмечено, что в его гараже уже имеются такие раритеты, как McLaren F1, Mercedes-Benz SLR McLaren и McLaren 12C. X-1 с его способностью ускоряться до сотни за 3.2 секунды вполне органично вписался в этот ряд. Концептом, кстати, называть его было бы некорректно, ибо никаких пропозиций на будущее он не сулит, являясь лишь абстрагированным оммажем эпохе красивых вещей, галантных кавалеров и прекрасных дам.
В следующем, 2013 году X-1 неожиданно засветился на одном из этапов Формулы-1, а именно Гран-при Бахрейна, где его можно было наблюдать с регистрационными номерными знаками, состоящими из одних единичек. Тогда-то и стала проясняться личность владельца уникального суперкара. Считается, что это сын короля Бахрейна, наследный принц Салман ибн Хамад ибн Иса Аль Халифа (1969 г. р.). Совсем неудивительный факт, если учесть, что инвестиционный фонд королевства Mumtalakat Holding Company является фактическим хозяином McLaren Group с 56 % пакетом акций, а за самим принцем (на фото — второй слева) зарезервирована должность исполнительного председателя компании.
На публике McLaren X-1 не появляется уже давно, поскольку его хозяину сейчас явно не до дорогостоящей игрушки: с 2020 года принц Салман занимает пост премьер-министра страны — дела, дела, дела… В одном лишь можно быть уверенным: такие автомобили превращаются со временем в неувядаемые произведения искусства, собирая в копилку своих владельцев одного за другим.
Rinspeed Yello Talbo поинтереснее выглядит.
Своего рода абсурд — машина созданная чтобы никогда на ней не ездить.