Первый в истории японский внедорожник представлял собой короткобазный кабриолет на огромных колёсах, смахивающий на детскую педальную машинку.
||10.6K4
Автор: Манас Иксанов
Подобно большинству других вооружённых сил мира сухопутные войска микадо в межвоенный период для перевозки грузов и л/с пользовали гражданские легковые и грузовые модели, которые мало были приспособлены для суровых условий службы или же передвижения по пересечённой местности. Между тем с 1931 года Япония ввязалась в военный конфликт в Китае, отжав у последнего Маньчжурию, и вообще у тогдашнего военно-политического руководства страны уже обрисовались серьёзные планы на соседние государства, которые было решено превратить в Великую восточноазиатскую сферу сопроцветания под лозунгом: «Азия для азиатов». Фатерлянд с прищуром, или же Японский мир проще говоря, для построения которого требовались более подготовленные машины, чем те, что имелись в распоряжении самураев на тот момент.
Сконструированный по заданию штаба Императорской армии ведущим инженером фирмы по производству трициклов-мотоколясок Rikuo Nainenki Тецуи Макита миниатюрный легковой автомобиль имел вполне себе цивильную внешность с пухлыми крыльями и кокетливым дверным вырезом под локоток а-ля родстер. Длина трёхместного кузова на рамном основании уложилась в скромные 3.38 метра с расстоянием между осями 2 метра. Использование 18-дюймовых колёс обусловливалось стремлением максимально увеличить проходимость и величину дорожного просвета, которая в итоге достигла 230 мм. Передняя подвеска была независимой, на поперечных рычагах и пружинах, сзади стоял мост на полуэллиптических рессорах.
Выбранный для машины верхнеклапанный V-образный2-цилиндровый бензиновый мотор 1.3 с воздушным охлаждением имел мотоциклетное происхождение и развивал мощность 33 лошадиные силы, достаточные для набора максимальных 70 км/ч, что для машины снаряжённой массой 1250 килограммов признали вполне приемлемым. Двигатель имел алюминиевые головки блоков и сухой картер, выполненный в блоке с трёхступенчатой фордовской коробкой передач и одноступенчатой раздаткой, от которой крутящий момент карданными валами подавался на все ведущие колёса. Тормоза механические, только для задних колёс.
Получивший название Kurogane Type 95 командирско-дозорный внедорожник стал поступать в части начиная с 1936 года. Длительный опыт эксплуатации в Маньчжурии и Северном Китае подтвердил заложенные разработчиками характеристики. «Куроган» оказался неприхотливой и простой в обслуживании машиной с расходом низкооктанового топлива всего 4 литра, к тому же не нуждаясь в дефицитной в том регионе воде.
С 1939 года в серию пошла модернизированная версия с более мощным мотором 1.4, а число мест в салоне было доведено до четырёх. Также было построено небольшое число экземпляров с закрытым четырёхдверным кузовом фирмы Yanase, а с 1943 года параллельно выпускалась грузопассажирская версия с двухместной кабиной и бортовой платформой. С учётом того обстоятельства, что Япония по факту являлась слаборазвитой автомобилестроительной державой, общее количество «куроганов» всех модификаций за неполные 10 лет производства по 1944-й включительно оказалось не столь уж мало — 4775 машин.
1 / 5
Кургузая японская машинка необычного вида явно веселила европейцев, когда те видели её впервые
1 / 5
Kurogane, прозванные в частях как «йонки» (よんき — что-то типа аббревиатуры AWD), активно применялись в ходе боевых действий в Китае, Корее, Филиппинах, Малайе, Бирме и других странах, куда вторглись японские войска. Некоторое количество авто с золотой звездой на радиаторе было захвачено красноармейцами в боях на Хасане и Халхин-Голе в 1938 году и в 1945-м в Маньчжурии. Понравилась машина и американским солдатам, которые разъезжали на захваченных экземплярах до первой серьёзной поломки. С капитуляцией Японии весь уцелевший армейский автопарк был изъят и роздан освобождённым странам, прежде всего Китаю. Сами союзники в трофейных машинах не нуждались в принципе, ведь у них в избытке имелись собственные технически более совершенные образцы.
1 / 4
Экземпляр, обнаруженный на складе в Киото и отреставрированный несколько лет назад до кондиции только что выпущенного с завода. Деньги на проект, а это более 130 тысяч долларов, японцы собрали через добровольные пожертвования
1 / 4
Экзотичный даже по меркам своего богатого на разнообразные конструкции времени «Куроган» не получил прямых наследников, поскольку выпуск любой военной техники и автомобилей вообще был запрещён оккупационными властями. Лишившись преемственности, первые послевоенные японские разработки 4×4 создавались уже под сильным влиянием заполонившей страну продукции заокеанского автопрома. Сама же фирма-производитель в начале 60-х была поглощена Nissan. Тем не менее именно Kurogane Type 95 считается не только первым японским внедорожником, но также первым массовым легковым полноприводным автомобилем в мире, опередившим на несколько лет все американские аналоги: от «Бантама» до всё того же «Виллиса». До сегодняшнего дня дожило, по разным оценкам, от четырёх до семи «куроганов» различной степени комплектности и аутентичности деталей.
1 / 2
«Куроганы» нынче представлены в частных собраниях и музеях как у себя на родине, так и за рубежом: в США и России
Тем не менее именно Kurogane Type 95 считается не только первым японским внедорожником, но также первым массовым легковым полноприводным автомобилем в мире, опередившим на несколько лет все американские аналоги: от «Бантама» до всё того же «Виллиса».
=====
Тем кто называет японские машины рисовозками на заметку. Они много в чем были первыми.
ты хоть сам то понял что накалякал ? Первый Японский внедорожник это вообще то Мицубиси РХ 33 1934 года а завод ГАЗ 1936 году уже масово производил полно приводную версию ГАЗ М1. в 1941 году его переименовали газ 61 73 .
Мицубиси РХ 33 не серийная машина а прототип, а с Газ-61 ты вообще наврал: задание на проектирование ГАЗ-61 Грачев получил в июле 1938-го. Работали тогда быстро, энергично: уже в июне 1939-го опытный образец проходил испытания… какой 1936?!.
Тем не менее именно Kurogane Type 95 считается не только первым японским внедорожником, но также первым массовым легковым полноприводным автомобилем в мире, опередившим на несколько лет все американские аналоги: от «Бантама» до всё того же «Виллиса».
=====
Тем кто называет японские машины рисовозками на заметку. Они много в чем были первыми.
Сами союзники в трофейных машинах не нуждались в принципе, ведь у них в избытке имелись собственные технически более совершенные образцы.
ты хоть сам то понял что накалякал ? Первый Японский внедорожник это вообще то Мицубиси РХ 33 1934 года а завод ГАЗ 1936 году уже масово производил полно приводную версию ГАЗ М1. в 1941 году его переименовали газ 61 73 .
Мицубиси РХ 33 не серийная машина а прототип, а с Газ-61 ты вообще наврал: задание на проектирование ГАЗ-61 Грачев получил в июле 1938-го. Работали тогда быстро, энергично: уже в июне 1939-го опытный образец проходил испытания… какой 1936?!.