Как мыли автомобили наши предки?

Купание железного коня слишком ответственное занятие, для которого ведра воды будет неприлично мало.

В условиях развитого города вопрос поддержания чистоты машины решается простым заездом на автомойку. И пока вы попиваете кофеёк с печеньками, тамошние работники оперативно приводят вашу ласточку в надлежащий вид. Причём в последнее время всё большую популярность обретают мойки самообслуживания, где за умеренную поминутную таксу можно либо быстренько ополоснуть водой машину, либо сделать это максимально тщательно, с шампунем и воском, не доверяя сакральный ритуал чужим рукам.

Степень любви к ненаглядной и единственной можно оценить по тому, с какой неподдельной нежностью водитель протирает мокрые, в капельках воды лакированные бока и запотевшие от пара стёкла. Дотошные чистюли возят в багажнике целый набор тряпок и полиролей для наведения окончательного марафета после регулярного омовения. И это скорее норма, чем исключение.

Тем любопытнее, как ухаживали за машинами наши предки. Сейчас, когда в большинстве своём легковым авто пользуется и ездит единственный человек, наверное, покажется странным, что когда-то в процедуре помывки принимали участие все члены семьи, от мала до велика. Видимо, общее занятие как-то незримо укрепляло родственные чувства.

Социальный статус и род занятий автовладельцев при этом не имели ровным счётом никакого значения. Так свою машину драил знаменитый астронавт Фрэнк Борман (первый из землян, совершивший пилотируемый облёт Луны) с супругой Сьюзан.

А ещё любили делегировать это дело детям, особенно девочкам с присущими им чистоплотностью и аккуратностью. Водить пока нельзя, но мыть машину уже можно. Всё происходит постепенно.

За городом обеспечивать гигиену личного автомобиля было сложнее ввиду неизбежной пыли и грязи на грунтовых дорогах. С другой стороны, приспичило почиститься — отправился на речку, где чистая проточная вода в любом количестве.

Жизнь в прежние времена шла проще, привольнее, что ли, будучи не отягощённой таким количеством глупых норм и правил, как в наши дни. Попробуйте сейчас в центре Парижа ополоснуть машину водичкой из Сены — тут же ознакомитесь с прогрессивной шкалой штрафов за загрязнение окружающей среды, вполне сопоставимой с годовыми доходами граждан в странах, не являющихся участниками G-20.

Кстати, уже тогда автовладельцы догадались, что симпатичные мойщицы — это не только привлекательно эстетически, но ещё и некая волнующая возможность продолжения банкета, если рядом нет жены. Только зачем вас так много? Эй-эй, дамы, не наваливайтесь так, автомобиль не танк, всех не выдержит!

С лавинообразным ростом числа машин на городских улицах у бизнесменов возникла идея новой услуги для автовладельцев. Однако ранние автомобильные мойки были весьма примитивны — машины клиентов заезжали своим ходом в неглубокий бассейн и наматывали там круг за кругом, пока не сойдёт грязь с колёс и днища. Благо капризной электроники тогда не существовало в принципе.

В двадцатые годы XX века автомобильные мойки уже вовсю действовали в Америке и ряде стран Старого Света. Моечный процесс был разделён между работниками по операциям: намыливание, ополаскивание, сушка, полировка бампера, фар и блестящих деталей декора, поэтому людей там трудилось немало.

Постепенно технология мойки оптимизировалась, избавившись от лишнего числа рук: теперь предварительно намыленный автомобиль неспешно проползал сквозь ажурный тоннель трубопроводов, из спринклеров которых под давлением хлестали струйки воды. Позже исчезла нужда и в водителе за рулём, поскольку гидравлическая лебёдка сама плавно протягивала машину сквозь купель.

После войны мода на автомойки получила широкое распространение не только в США и Европе, но докатилась и до СССР. Большей частью моечные камеры предназначались не для обслуживания частников, а устанавливались на автомобильных заводах, в крупных таксопарках и промышленных базах. Тогда же автомойки окончательно приобрели знакомый формат с рециркуляцией очищенной воды и вращающимися тканевыми щётками-валиками. Вспомните сцену поединка Семён Семёныча с контрабандистами в гараже из «Бриллиантовой руки».

Вместо постскриптума. Не за горами зима, поэтому тех водителей, чьи лишённые дистанционного запуска беспризорники ночуют под открытым небом, ожидает обязательная утренняя разминка по борьбе с наледью на стёклах. Так что держите свои любимые скребки под рукой.

Комментариев: 6

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.