В редакцию Jalopnik частенько обращаются читатели с просьбой опознать тот или иной автомобиль: то ли от собственного незнания, то ли с целью проверки уровня квалификации сотрудников редакции. На этот раз Джейсону Торчински достался крепкий орешек — гоночная версия с каплевидным кузовом и явно переделка некой гражданской модели, запечатлённая на этикетке винной бутылки. Солидный багаж собственных познаний и гугл в придачу позволили журналисту без труда идентифицировать незнакомку — ею оказалась спортивная модификация ГАЗ М-20, имевшая неофициальное название «Победа-Спорт», или же ГАЗ-СГ1.
***
Автомобиль, прельстивший американских виноделов, был построен в 1951 году на Горьковском автозаводе под руководством А. А. Смолина. С целью улучшения аэродинамики привычный четырёхдверный кузов «Победы» потерял в высоте и лишился пары задних дверей, зато спереди и сзади обзавёлся обтекателями из дюралюминия, превратившими классический «понтон» в фастбек. Двигателю увеличили степень сжатия, диаметр клапанов, два карбюратора заменили одним, но двухкамерным, и оснастили нагнетателем Roots. Все эти меры позволили разогнать отдачу вдвое, до 105 л. с., при этом максимальная скорость превысила 160 км/ч.
Всего было построено три несколько различавшиеся оснасткой машины, две из которых принимали участие в чемпионских гонках СССР 1951 года на Минском шоссе. Гонка называлась линейной и имела суммарную протяжённость пути 300 км: два отрезка по 150 км от 23-го километра у подмосковной станции Баковка с разворотом на 173-м километре в районе Гжатска в Смоленской области. На отметках 50, 100 и 300 км фиксировались рекорды прохождения дистанции. На время проведения заездов шоссе перекрывалось полностью.
В соревнованиях принимали участие автомобили исключительно отечественного производства: от специальных спортивных машин до серийных ЗИСов, ЗИМов, «побед» и «москвичей». Экипажи стартовали попарно с интервалом три минуты. Гонка была опасным занятием, поскольку после разворота на полпути машины неслись навстречу остальным, лихо обгоняя друг друга на неширокой полосе асфальта. В том году выступавший на «Победе-Спорт» экипаж М. Метелев — В. Родионов стал победителем линейной гонки, одновременно установив всесоюзные рекорды на отметках 50, 100 и 300 км.
***
Разузнав о советском автомобиле все подробности, Джейсон обратился с запросом в ту самую винодельню. Вскоре пришёл ответ от её владельца Майкла Вандербюля, в котором он сообщил, что обнаружил привлёкшее его изображение машины в одном из архивов старых русских и советских фотографий и картинок. Майкл решил, что необычно выглядящий и однозначно незнакомый среднестатистическому американцу автомобиль будет достойным партнёром для его дебютной коллекции вин, названной Prototype. Прототип для прототипа — почему бы нет?
отличная история и статья.молодцы.
Есть в редакции Колес парень который от всего сердца любит автомобиль. Его статьи всегда интересны, наполнены теплотой и любовью к авто-истории. И еще грамотно написаны, но это больше на заметку другим журналистам Колес
Лайк