На днях журнал Road & Track опубликовал рассказ человека-легенды американского автопрома Боба Лутца, который за свою долгую карьеру успел порулить всеми корпорациями «Большой тройки». В 1987-м он трудился исполнительным директором Chrysler Corp., президентом и главой совета которого был другой титан, ныне покойный Ли Якокка. В том году концерн незадорого, всего за 25 млн долларов, по случаю приобрёл у французских братьев Мимран, известного производителя суперкаров, Lamborghini, и теперь директорат мучительно размышлял, как обойтись с незапланированной покупкой. Энтузиазм охлаждался тем фактом, что Lamborghini сидела в долгах как в шелках, да и коллектив в 300 душ не располагал к каким-либо масштабным преобразованиям.
По свидетельству Лутца, Якокка твёрдо вознамерился получить быстрые деньги и для этого выжать из итальянцев все соки, использовав всемирную известность бренда по полной. Фактически он хотел сделать из «Ламбо» отделочный филиал крайслеровской продукции, на манер того, во что Ford низвёл Ghia, тогда как выпуск самих суперкаров его не волновал нисколечки. Озвученная концепция вызвала недоумение у ближайших подчинённых Якокки, включая Лутца, которые считали, что Lamborghini заслуживает явно лучшего.
Субординация в совете директоров никак не располагала к открытому протесту, тем более что Якокка тут же поручил Лутцу и тогдашнему вице-президенту по дизайну Тому Гейлу оперативно подготовить к выпуску автомобиль на платформе K-car, который бы воспринимался клиентурой как престижный и мощный Lamborghini.
***
Чтобы проникнуться глубиной кощунства задания, необходимо понимать, что представлял собой тот самый K-car, на котором строилась практически вся легковая продукция Chrysler c 1981 года. Это была переднеприводная тележка с поперечно расположенным двигателем, независимой передней и полузависимой задней подвесками. Довольно практичная бюджетная модель, даже вытащившая концерн из полноразмерно-заднеприводной окостенелости 1970-х, но крайне убогая внешне.
И теперь это зубило субтильного вида предстояло косметически перепилить в нечто, ассоциирующееся с Countach. Противостоять Якокке в лоб Лутц с Гейлом не решились, поэтому изящно саботировали идеи босса, доведя их до абсурда.
Донором для экспериментального образца послужил перспективный флагманский Imperial (по сути слегка удлинённый New Yorker), которому занизили подвеску, лишили кузов винилового верха и окрасили в агрессивно-красный цвет. Декора стало ещё больше, радиаторная решётка стала напоминать фронтон древнегреческого храма ещё сильнее, место стандартных заняли исполненные в итальянском стиле гоночные диски, обутые в широкопрофильную резину. В кожаном салоне везде, где только можно, били копытом бычки Lamborghini, на передних крыльях и сзади сверкали геральдические шильдики Chrysler Imperial Lamborghini Edition.
Как пишет Лутц, несмотря на все усилия фронды, у них получился самый красивый K-car из всех, что он когда-либо видел. К счастью, Якокка озаботился новыми проектами, и Lamborghini Edition до конвейера так и не добралась.
***
В целом недолгий, продолжительностью семь лет, период пребывания Lamborghini в крайслеровской семье пошёл фирме явно на пользу. Хотя бы потому, что без обильных денежных вливаний заокеанского дядюшки высокозатратный проект Diablo вряд ли был бы доведён до конца. Американское влияние сказалось и на комплектации Countach, который после 1987 года обзавёлся электростеклоподъёмниками и регулировкой кресел, а для бамперов и обвеса стал использоваться экзотический в ту пору углепластик. В свою очередь итальянцы поделились с пребывавшим в те годы в стадии разработки Dodge Viper своим чудовищным восьмилитровым V10, пускай и в облегчённой версии.
В заключение немного об ассоциациях. Нелишне заметить, что уплывшая из рук своего создателя в эпоху нефтяных кризисов фирма Lamborghini вскоре изрядно обеднела. А чтобы остаться на плаву, стала так часто менять своих патронов (сперва из Швейцарии, затем из Франции, потом из США и даже из далёкой Индонезии, что стала напоминать героиню Джулии Робертс из к/ф «Красотка»), пока в 1998 году на горизонте внезапно не обрисовался благородный джентльмен из Ингольштадта, под руку с которым своенравная, но такая расточительная итальянская красавица идёт по жизни доныне.
Изначально марка Ламборгини это что-то с чем-то, потому как появилась в следствии обиды одного промышленника итальянца на другого. Речь идет о глубокой обиде Феруччо Ламборгини на Энцо Феррари, когда первый открыл дверь в его кабинет, чтобы поделиться соображениями как улучшить Феррари. Энцо указал производителю тракторов который пришел учить его делать спорткары на дверь. Затаив обиду Феруччо основал марку, чтобы доказать Энцо, что производитель тракторов сможет делать спорткары не хуже, а даже лучше. Кое-где ему это удалось, но в целом нет, И то что марка, причиной появления которой явилось задетое самолюбие горделивого итальянца, существует до сих пор, когда ушли в историю навсегда великие брэнды, это очень удивительно.
Изящно выразились по низкой социальной ответственности