Как BMW превратился в EMW

Как BMW превратился в EMW

После войны на две части раскололась не только Германия, но ещё и некоторые известные немецкие компании.

Крах III Рейха весной 1945 года привёл к коллапсу и некогда процветавшую фирму BMW. Командование союзников запретило ей любое производство техники на три года, поскольку во время войны компания активно поставляла двигатели для самолётов люфтваффе, включая реактивный Me-262. К тому же раскол Германии на две зоны оккупации, Западную и Восточную, крайне затруднил управление предприятиями, часть из которых в Баварии осталась под контролем англо-американцев, тогда как промышленной базой в Тюрингии распоряжались Советы.

Как BMW превратился в EMW
Открытый BMW 327 в составе колонны немецких войск, входящих в Судеты, 1938 г.

Пока в Мюнхене бывшие работники баварского автозавода клепали разрешённую для выпуска кухонную посуду, на востоке страны сложилась иная ситуация. Руководство завода в Айзенахе, который, собственно, и занимался выпуском знаменитых мотоциклов и легковых машин BMW в тридцатые годы, всё же смогло уберечь значительную часть станочного парка от бомбёжек, но теперь существовал риск лишиться всего этого. Советская оккупационная администрация во главе с маршалом Жуковым намеревалась вывезти оборудование в СССР в качестве репараций за ущерб, нанесённый экономике. Тем самым предприятие должно было разделить судьбу своего именитого конкурента — саксонского автопроизводителя Auto Union, а также почти трёх тысяч других немецких заводов, передислоцированных в Советский Союз.

Как BMW превратился в EMW
Бойцы Красной Армии с трофейным BMW 326. Хемниц, 23 мая 1945 г.

Спасло завод обращение делегации рабочих завода в Айзенахе лично к Жукову: им удалось убедить маршала, что возобновление производства легковых автомобилей на заводе в Айзенахе пойдёт всем на пользу. Просьба была подкреплена подарком — новеньким, собранным из уцелевших деталей лаково-чёрным BMW 321 с красными сиденьями.

Жуков оценил презент, который доставили ему лично в штаб-квартиру в берлинском Карлсхорсте, и согласился остановить демонтаж завода, но при одном условии — заводчане выпустят ещё пять аналогичных автомашин, причём всего за неделю. Инженер айзенахского автозавода Маттиас Дот вспоминал, что ради того, чтобы сохранить родное предприятие и свою работу, люди неустанно трудились и днём и ночью. Рабочих рук хватало, но комплектующих практически не было, поскольку большинство субподрядчиков остались в западной зоне оккупации и не могли помочь. Тогда айзенахцы обратились за поддержкой во все близлежащие автомастерские — и запчасти пришли.

Как BMW превратился в EMW
Произведённый после войны BMW 321 – один из числа тех, что предназначались для СССР

Маршал сдержал своё слово: 13 октября 1945 года Жуков издал приказ о возобновлении производства на автомобильном заводе в Айзенахе. Предприятие вошло в состав советско-германского акционерного общества «Автовело», производившего для СССР автомобили и мотоциклы BMW. Причём масштабы выпуска постепенно даже превзошли довоенные показатели. В 1947 году было выпущено 2035 BMW 321, в 1948-м — 2398, в 1949-м — 2734 единицы этой младшей модели баварской линейки. С 1947 года айзенахское предприятие возобновило производство модернизированных седанов BMW 326, переименованных по случаю в BMW 340, а позже ещё спортивных купе и кабриолетов BMW 327, которые большей частью шли в СССР в счёт всё тех же репараций.

Как BMW превратился в EMW
Спорткупе EMW 327 1954 года

Идиллия существования знаменитой баварской марки внутри народного государства закончилась в 1950 году, когда истинные владельцы расположенного в Мюнхене бренда BMW потребовали переименовать отобранный у них завод. Судебная тяжба завершилась тем, что предприятие в Айзенахе лишилось прав на название, фамильные «ноздри» и бело-голубую эмблему, но производство машин, которые превратились в EMW (E — от Eisenach, Айзенах), длилось как ни в чём не бывало до 1955 года, когда на смену им пришли принципиально новые автомобили марки Wartburg.

bmw-5Как BMW превратился в EMW
1958 год, знаковая встреча на перекрёстке в ГДР: слегка подретушированное прошлое рядом с пластиковым будущим, что ещё очень надолго

Таким образом в СССР очутилось изрядное количество BMW, как выпущенных при нацистах и вывезенных в качестве трофеев, так и легально поставленных из «перевоспитавшейся» части Германии. Время уравняло в правах оригинальные машины и те, которые можно считать новоделом: на нынешних аукционах превосходно отреставрированные экземпляры и довоенного, и послевоенного происхождения стоят одинаково дорого. Даже сейчас в Казахстане можно купить реликт той далёкой эпохи, но уже как EMW, с изменённым, чтобы не нарушать копирайта, передком и в далеко не оригинальной комплектации. Кстати, «340-х» произвели более всего — порядка 20 тысяч до конца 1953 года.

bmw-6Как BMW превратился в EMW
Элегантный EMW 340 в фабричном биколоре на одном из съездов классических BMW

Нелишним будет заметить, что похожая судьба тогда постигла не только BMW, но и такого известного производителя оптики, как Carl Zeiss. В одно и то же время в ГДР существовала фабрика VEB Carl Zeiss Jena, а в ФРГ — Carl Zeiss GmbH, причём права на доброе имя сохранили обе компании.

Комментариев: 2

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.