Общенациональная забастовка 1926 года считается крупнейшим социальным конфликтом в Великобритании за всю новейшую историю, грозившим обрушить основы государства. Спровоцировало же массовый протест трудящихся решение владельцев угледобывающих предприятий сократить зарплату шахтёрам и одновременно с этим увеличить рабочее время с 7 до 8 часов. Стороны не пришли к согласию, шахтёров поддержали другие профсоюзы страны, и в ночь с 3 на 4 мая 1926 года началась всеобщая стачка.
Помимо шахтёров прекратили работу железнодорожники, работники металлургической промышленности, электропромышленности, печатники, строители, представители ряда других отраслей. Вскоре к стачке присоединились машиностроители и судостроители. В общей сложности за девять дней в забастовке приняло участие более четырёх миллионов человек!
Жизнь страны на полторы недели оказалась парализована. Главные проблемы, с которыми столкнулись власти, — необходимость обеспечить транспортное сообщение в городах, прежде всего в Лондоне, и подвоз продовольствия, поскольку бастующие активным образом воспрепятствовали этому. Доведённые до отчаяния люди переворачивали и поджигали автобусы, нападали и грабили машины и составы с продовольствием. Им даже удалось пустить под откос скоростной экспресс Flying Scotsman, обслуживавший маршрут Лондон — Эдинбург. Для понимания масштабов вопроса достаточно принять во внимание тот факт, что население британской столицы с пригородами к тому времени приблизилось к восьми миллионам человек.
Правительство всё же смогло привлечь на контрактной основе десятки тысяч добровольцев, которые управляли грузовиками и автобусами, трудились на заводах и в депо, участвовали в погрузке и разгрузке товаров в портах и на станциях, решали множество других неотложных задач. Их работа была связана с нешуточным риском: выловленных в одиночку штрейкбрехеров толпа забивала до полусмерти, считая их предателями интересов рабочего класса, так что полицейским приходилось защищать наёмных водителей. Сами автобусы обшивались досками и прикрывались металлической сеткой от увесистых булыжников.
К развозке людей и товаров подключились частники — нередко можно было наблюдать набитые клерками грузовые фургоны и кабриолеты, в которых ехали даже стоя. Сформированный веками оптимизм лондонцев не давал им унывать и в эти трудные дни.
Бытовые вопросы волонтёрам приходилось решать оперативным порядком. В форс-мажорных условиях как нельзя кстати пришлись передвижные киоски с горячей пищей быстрого приготовления, или же фудтраки, выражаясь современным языком.
Без помощи армии справиться с кризисом не вышло бы никак. Стоит напомнить, что многие рабочие за десяток лет до того вынужденно обрели богатый опыт применения огнестрельного оружия в сражениях на полях Франции, равно как и навыки рукопашного боя, и простые полицейские не всегда могли сдержать сплочённый натиск ветеранов Соммы и Арраса в уличных схватках. Введённые в огромный город войска выполняли конвойные функции, эскортируя грузовики с хлебом и углём, а также патрулировали наиболее проблемные районы. Убедительности силовым аргументам придавали конные части, но ещё больше — бронемашины и танки.
Если облик угловатых броневиков с двумя диагонально установленными цилиндрическими башнями кажется подозрительно знакомым, то зрительная память вас не подводит. С крыши аналогичного сутью «Остина» путиловской сборки девятью годами ранее в охваченном революцией Петрограде, от волнения картавя сильнее обычного, толкал свою пламенную речь вождь мирового пролетариата. К счастью для англичан, они быстро справились со своими не успевшими встать на крыло бунтовщиками. России, увы, не свезло, и реки крови залили расколовшуюся на части империю.
Интересно отметить полную открытость солнцу, ветру и всем прочим дарам неба у пассажиров верхнего яруса старых даблдекеров. Впрочем, то поколение отличалось выносливостью и неприхотливостью к бытовым условиям, наличие головного убора и зонтика-трости считалось обычным этикетом… Вскоре наплыв автомобильного и гужевого транспорта породил заторы, в которых вперемешку в общей куче двигались как гражданские, так и военные машины. Кстати, обратите внимание на отсутствие дорожной разметки.
11 мая верховный суд объявил стачку незаконной. 12 мая лидеры забастовщиков в ходе встречи с правительством, не получив гарантий о продолжении переговоров или каких-либо обещаний со стороны высокопоставленных чиновников и предпринимателей, объявили, что всеобщая стачка прекращается. Раздражённое возникшими по их милости проблемами английское общество было явно не на стороне протестующих. Шахтёры бастовали ещё семь месяцев, однако без поддержки других тред-юнионов не смогли отстоять свои требования, и в итоге им также пришлось согласиться на условия работодателей.
Поражение одной, хотя и весьма крупной и влиятельной трудовой силы не привело к расколу в обществе. Да и представители капитала в очередной раз получили мощный пинок снизу: чтобы не довести ситуацию до точки кипения, всё-таки лучше решать проблемы рабочим порядком, идя на взаимные уступки.
И в заключение ещё несколько атмосферных фотографий тех тревожных майских дней.
Благодарю за материал — интересно было почитать.
Правда о лондонских моторах ничего не нашел.