Отблески той самой светлой жизни, что обещал народу Ленин c большевиками в семнадцатом, приобрели зримость лишь в позднехрущёвскую эпоху и далее — при Леониде Брежневе, когда вылупившийся из скорлупы Российской империи СССР окончательно оклемался от потрясений коллективизации, индустриализации и разрухи мировой войны. Люди стали не только зарабатывать, но ещё и копить деньги. А чтобы миллиарды рублей не лежали мёртвым грузом в сберкассах и матрасах, руководство страны решило предложить гражданам привлекательную альтернативу в виде современного и доступного (относительно, разумеется) легкового автомобиля.
Выбор 124-го «фиата» в качестве прообраза будущей «копейки» оказался в какой-то мере судьбоносным, сформировавшим вкусы советских автолюбителей на десятилетия вперёд. Ведь ближайший кандидат на копирование — Renault 16, испытания которого на Дмитровском полигоне продемонстрировали более крепкую торсионную подвеску, чем у итальянского визави, имел практичный пятидверный кузов. К счастью или нет, но слишком экзотичная внешность французского хэтчбека вкупе с несравненно более выгодными финансовыми условиями, предложенными кланом Аньелли (всего 900 млн долларов — и завод под ключ, в то время как известный по ГАЗу старый советский партнёр «Форд» просил несколько миллиардов), сделали фаворитом компактный фиатовский седан.
Невиданный прежде по меркам советского автопрома годовой объём производства в 600 тыс. единиц не смог ликвидировать до конца дефицит, поэтому срок ожидания желанного авто мог растянуться лет на пять… Но даже имея под боком бездонный домашний рынок, в Тольятти никогда не забывали об экспорте, сулившем стране желанную валюту. А чтобы иностранцы не ломали головы, пытаясь произнести незнакомое Zhiguli, для марки придумали ясное и лаконичное имя Lada. Спустя годы, в начале 2000-х, АВТОВАЗ официально и дома перешёл на латиницу в написании своих моделей, тогдашний гендиректор автогиганта Владимир Каданников скептически отметил, что народные прозвища «копейка» и «зубило» не искоренит никакой ребрендинг.
ВАЗ-2101 и его ближайшие наследники активно продавались по всему миру: от Западной и Восточной Европы до Канады, Латинской Америки и ряда стран Африки и Азии — обладая индивидуальными особенностями для каждого рынка. К примеру, в Великобритании праворульная Lada 1300 ES с виниловым верхом имела кузов c дополнительной антикоррозионной обработкой, тогда как канадские версии ВАЗ-2104/05/07 под названием Signet уже по прибытии могли комплектоваться трёхступенчатым автоматом Chevrolet. Финскую Lada Copelo (ВАЗ-2107) импортёр оснастил турбиной, доведя отдачу мотора до 110 л. с. Чем не спорткар?
Крайне залихватский рекламный сюжет ролика для английского ТВ как бы восхвалял исключительные динамические и даже внедорожные характеристики продукции Волжского автозавода. Ха! Они ещё «Невероятные приключения итальянцев в России» не видели!
Неудивительно, что у себя на родине экспортные версии «жигулей» имели куда большую ценность и спрос, нежели стандартные исполнения. И это было отнюдь не обывательским заблуждением, ведь «иностранные» ВАЗы проходили дополнительную многоступенчатую проверку заводского ОТК, а затем ещё и тщательный осмотр на месте у дилеров.
Выпуск ВАЗ-2101, включая модификацию ВАЗ-21011, прекратили в 1983 году с достигнутым показателем 2.7 млн экземпляров. Ещё пять лет штамповали 13-ю модель, что в итоге довело суммарный тираж до 4.85 млн машин. Если в самой Италии было произведено примерно 1.5 млн автомобилей семейства Fiat 124, то за рубежом число его «клонов» (включая советский) превысило 21 млн! То есть на одном уровне с такими глобальными хитами, как Ford-T, VW Beetle и Toyota Corolla.
Первенец вазовского семейства открыл советскому человеку глаза на то, каким должен быть настоящий личный автомобиль — комфортабельным, удобным, обеспеченным сервисом по всей стране. Поколение «копейки» привыкло к манёвренным и покладистым в управлении машинам, с которыми легко обращались новички и представительницы прекрасного пола.
Невзирая на то что в девяностые годы на просторах бывшего СССР настала эра чистопородных иномарок, песня свергнутой с трона клиентских предпочтений классики была ещё не спета. Но звучала она теперь вдали от родных берегов.
Неприхотливые, конструктивно простые вазовские легковушки с карбюраторными моторами, постепенно ставшие анахронизмом в Европе, сохранили востребованность в небогатых государствах или же в тех странах, которые по каким-либо причинам оказались отрезаны от последних достижений современной цивилизации. Утратившие внешний лоск и окончательно низведённые до роли рабочих лошадок, «лады» до сих пор продолжают служить своим хозяевам, используясь равно как такси, так и для частного извоза.
Манас, как всегда, отличная работа!
Спасибо!
вот уж действительно Народный Автомобиль!
Интересная история превращения фиата в тазик. Автору респект.
Как бы их не ругали, но все равно мы ездили на них. Больше по комфорту была конечно 2103, она лучше чем 06 почему-то была и все «барыги» предпочитали именно «тройку». https://uploads.disquscdn.com/images/7011cba5f67022e846f558f01187058a9c75848175474cd7ead2d1925a25b48c.jpg
Конечно ездили только на них. Выбора то не было.