Хмуриться не надо, «Лада»!

Таксисты Кубы и Эфиопии до сих пор ездят на машинах Волжского автозавода и вполне довольны этим.

Отблески той самой светлой жизни, что обещал народу Ленин c большевиками в семнадцатом, приобрели зримость лишь в позднехрущёвскую эпоху и далее — при Леониде Брежневе, когда вылупившийся из скорлупы Российской империи СССР окончательно оклемался от потрясений коллективизации, индустриализации и разрухи мировой войны. Люди стали не только зарабатывать, но ещё и копить деньги. А чтобы миллиарды рублей не лежали мёртвым грузом в сберкассах и матрасах, руководство страны решило предложить гражданам привлекательную альтернативу в виде современного и доступного (относительно, разумеется) легкового автомобиля.

Журнальная реклама итальянской новинки в США скромно напоминала о происхождении знаменитого первооткрывателя, смело ставя на одну доску Христофора Колумба с Fiat 124

Выбор 124-го «фиата» в качестве прообраза будущей «копейки» оказался в какой-то мере судьбоносным, сформировавшим вкусы советских автолюбителей на десятилетия вперёд. Ведь ближайший кандидат на копирование — Renault 16, испытания которого на Дмитровском полигоне продемонстрировали более крепкую торсионную подвеску, чем у итальянского визави, имел практичный пятидверный кузов. К счастью или нет, но слишком экзотичная внешность французского хэтчбека вкупе с несравненно более выгодными финансовыми условиями, предложенными кланом Аньелли (всего 900 млн долларов — и завод под ключ, в то время как известный по ГАЗу старый советский партнёр «Форд» просил несколько миллиардов), сделали фаворитом компактный фиатовский седан.

Несмотря на лингвистическую близость, восточнославянским братьям также требовались разъяснения на тему, как говорить правильно

Невиданный прежде по меркам советского автопрома годовой объём производства в 600 тыс. единиц не смог ликвидировать до конца дефицит, поэтому срок ожидания желанного авто мог растянуться лет на пять… Но даже имея под боком бездонный домашний рынок, в Тольятти никогда не забывали об экспорте, сулившем стране желанную валюту. А чтобы иностранцы не ломали головы, пытаясь произнести незнакомое Zhiguli, для марки придумали ясное и лаконичное имя Lada. Спустя годы, в начале 2000-х, АВТОВАЗ официально и дома перешёл на латиницу в написании своих моделей, тогдашний гендиректор автогиганта Владимир Каданников скептически отметил, что народные прозвища «копейка» и «зубило» не искоренит никакой ребрендинг.

В странах Восточного блока советские «лады» котировались ничуть не хуже местных «шкод», «вартбургов», «полонезов» и, наряду с чёрными горьковскими «волгами», служили в полиции и службах госбезопасности, наводя страх на диссидентов и поклонников западного образа жизни

ВАЗ-2101 и его ближайшие наследники активно продавались по всему миру: от Западной и Восточной Европы до Канады, Латинской Америки и ряда стран Африки и Азии — обладая индивидуальными особенностями для каждого рынка. К примеру, в Великобритании праворульная Lada 1300 ES с виниловым верхом имела кузов c дополнительной антикоррозионной обработкой, тогда как канадские версии ВАЗ-2104/05/07 под названием Signet уже по прибытии могли комплектоваться трёхступенчатым автоматом Chevrolet. Финскую Lada Copelo (ВАЗ-2107) импортёр оснастил турбиной, доведя отдачу мотора до 110 л. с. Чем не спорткар?

Дилер Peverell Garage Lada в Плимуте (Англия), 1979

Крайне залихватский рекламный сюжет ролика для английского ТВ как бы восхвалял исключительные динамические и даже внедорожные характеристики продукции Волжского автозавода. Ха! Они ещё «Невероятные приключения итальянцев в России» не видели!

Неудивительно, что у себя на родине экспортные версии «жигулей» имели куда большую ценность и спрос, нежели стандартные исполнения. И это было отнюдь не обывательским заблуждением, ведь «иностранные» ВАЗы проходили дополнительную многоступенчатую проверку заводского ОТК, а затем ещё и тщательный осмотр на месте у дилеров.

Как негласные представители Страны Советов, «лады» могли пострадать за Отчизну: после вторжения в Афганистан владелец небольшой канадской АЗС отказался заправлять «лады» до тех пор, пока СССР не выведет оттуда войска

Выпуск ВАЗ-2101, включая модификацию ВАЗ-21011, прекратили в 1983 году с достигнутым показателем 2.7 млн экземпляров. Ещё пять лет штамповали 13-ю модель, что в итоге довело суммарный тираж до 4.85 млн машин. Если в самой Италии было произведено примерно 1.5 млн автомобилей семейства Fiat 124, то за рубежом число его «клонов» (включая советский) превысило 21 млн! То есть на одном уровне с такими глобальными хитами, как Ford-T, VW Beetle и Toyota Corolla.

На перекрёстках стран третьего мира то и дело случались забавные встречи «лад» с сородичами по папе «Фиату». Интересно, такой куцый задик пошёл бы «жигулям» аль нет?

Первенец вазовского семейства открыл советскому человеку глаза на то, каким должен быть настоящий личный автомобиль — комфортабельным, удобным, обеспеченным сервисом по всей стране. Поколение «копейки» привыкло к манёвренным и покладистым в управлении машинам, с которыми легко обращались новички и представительницы прекрасного пола.

Невзирая на то что в девяностые годы на просторах бывшего СССР настала эра чистопородных иномарок, песня свергнутой с трона клиентских предпочтений классики была ещё не спета. Но звучала она теперь вдали от родных берегов.

Жигуль-Абеба. «Копейки» синего цвета до сих пор составляют костяк таксомоторного парка в столице Эфиопии. Как правило, это тот самый реэкспорт из Европы, о котором когда-то грезили советские водители

Неприхотливые, конструктивно простые вазовские легковушки с карбюраторными моторами, постепенно ставшие анахронизмом в Европе, сохранили востребованность в небогатых государствах или же в тех странах, которые по каким-либо причинам оказались отрезаны от последних достижений современной цивилизации. Утратившие внешний лоск и окончательно низведённые до роли рабочих лошадок, «лады» до сих пор продолжают служить своим хозяевам, используясь равно как такси, так и для частного извоза.

Комментариев: 5

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.