Услуги каршеринга в Алматы сейчас достаточно популярны. По городу постоянно носятся несколько сотен седанов Volkswagen Polo. Естественно, иногда они попадают в ДТП. Об одной такой аварии и пойдёт речь, но расскажем мы о ней не со стороны водителя каршеринга, а с позиции одного из пострадавших.
Итак, Дмитрий вечером 18 августа 2019 года припарковал свой универсал Toyota Mark II на улице Жамбыла и отправился домой, а ранним утром 20-го числа был разбужен звонком из полиции. В его автомобиль влетел арендованный Volkswagen Polo. Водитель седана с места ДТП скрылся.
У разбитых автомобилей были не только полицейские, но и пожарные. Их вызвали из-за разлива бензина. Удар, пусть и несильный, пришёлся в заднюю левую часть «Марка». Там у универсала расположен топливный бак. Также на месте присутствовал и сотрудник «Энитайма», вызванный диспетчерской службой компании.
Далее ситуация для Дмитрия развивалась по достаточно привычному сценарию: написание объяснительной, ожидание документов от полицейских и визит в страховую компанию.
Тем временем в отношении неустановленного водителя было начато досудебное расследование по статье 610 и части 2 статьи 611 КоАП РК. В них предусмотрена ответственность за ДТП и оставление места происшествия. Виновнику ДТП грозят штрафы на сумму более 180 тысяч тенге (70 МРП) либо до 1.5 года без водительского удостоверения.
Примечательно, что сотрудники Anytime отправили Дмитрия не в свою страховую, а в ту, где был застрахован Mark II. Менеджеров ситуация удивила, но они помогли Дмитрию определить, где застрахован каршеринговый Polo. Там он получил направление на экспертизу. В начале сентября оценщики выкатили отчёт, в котором насчитали 750 тысяч тенге на ремонт задней части Mark II, но с учётом износа (75 %) рассчитывать Дмитрий мог только на 339 тысяч.
Одновременно с первым визитом Дмитрия в страховую полицейские в лице майора Оспанбаева Б. М. обратились к «Энитайму», а точнее к компании «Ди-Мобилити Казахстан», с запросом о предоставлении личности водителя Polo. Учитывая, что для езды на каршеринге клиенты передают фирме копии своих документов, процесс этот несложный.
Тут начинается самое интересное. Найденный парень заявил, что ничего в аренду не брал и понятия не имеет, кто мог воспользоваться его аккаунтом.
Взлом чужого аккаунта в каршеринге нельзя назвать невозможным. Такие ситуации время от времени всплывают в России. Обычно краденые профили продают по цене от одной до семи тысяч рублей. Пользуются ими недолго, до первых серьёзных проблем с полицией.
Судя по всему, полицейских такой ответ вполне устроил, но для верности они взяли у владельца профиля отпечатки пальцев, чтобы сравнить их с теми, что снял криминалист с Polo на месте ДТП. Правда, определить личность по имеющимся дактилоскопическим образцам оказалось невозможно. Тут-то следователь Оспанбаев и сдался.
На этом этапе Дмитрий допустил досадную оплошность, поверив, что полиция сможет разобраться в ситуации. Он пустил дело на самотёк. В конце октября его уведомили, что за истечением срока давности (два месяца) административное производство в отношении неустановленного лица было прекращено. Второй его ошибкой стал отказ обжаловать постановление.
После такого фиаско в декабре Дмитрий обратился к юристу, спустя месяц ими был подан иск к Anytime как к владельцам автомобиля. Первое заседание состоялось в начале марта.
Помимо представителя «Ди-Мобилити Казахстан» в суд вызвали арендатора Polo, за которым машина числилась в момент ДТП, а также майора полиции Оспанбаева — следователя, занимавшегося делом. От последнего хотели получить разъяснение по проведённой экспертизе, да и на сам документ посмотреть.
Кроме истца, на заседание никто не явился. Забегая вперёд, отметим, что ни следователь, ни арендатор авто ни разу в суде не появились. Слушание перенесли на середину марта. Тогда по Казахстану ударил COVID-19. Рассмотрение иска поставили на паузу до середины мая.
Новое заседание прошло онлайн, а точнее в вотсапе. Представители компании «Ди-Мобилити Казахстан» заявили, что, согласно договору, который они заключают с клиентами сервиса Anytime, во время аренды автомобиля хозяин аккаунта является временным владельцем автомобиля и несёт полную ответственность, в том числе за причинение вреда третьим лицам (пункт 5.8 договора). Факт передачи авто клиенту был подтверждён электронным актом приёма-передачи. То есть к арендодателю по действующему законодательству вопросов быть не должно.
Спустя почти две недели состоялось ещё одно заседание, на котором «Ди-Мобилити Казахстан» предоставила договор и акт приёма-передачи. По нему Polo был арендован с 22:35 18 августа до 6:48 20 августа. Судью такое положение дел полностью устроило. Было вынесено решение, что претензий к Anytime быть не может, а судиться следует с арендатором.
Решение суда
В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее ГК РК), лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законодательными актами или договором не предусмотрено иное. Под убытками подразумеваются расходы, которые произведены или должны быть произведены лицом, право которого нарушено, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
В соответствии со статьей 593 ГК РК «Ответственность за вред, причиненный третьим лицам, арендованным транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием и т.п., несет арендатор в соответствии с правилами статьи 931 настоящего кодекса.
Согласно пункта 1 пункта 2 статьи 917, пункта 1, пункта 2 статьи 931 Гражданского кодекса Республики Казахстан, вред (имущественный и (или) неимущественный), причиненный неправомерными действиями (бездействием) имущественным или неимущественным благам и правам граждан и юридических лиц, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в полном объеме. Причинивший вред освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (транспортные организации, промышленные предприятия, стройки, владельцы транспортных средств и др.) обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на любом другом законном основании (договоре имущественного найма, доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения компетентного органа о передаче источника и т.п.).
В силу статьи 594-6 ГК РК «Ответственность за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендатор в соответствии с правилами статьи 931 настоящего Кодекса».
Так собственником транспортного средства марки «VolkswagenPolo», ГРНЗ ***** 02, является Товарищество с ограниченной ответственностью «Ди-Мобилити Казахстан».
В суде было достоверно установлено, что между ТОО «Ди-Мобилити Казахстан» и третьим лицом ********* был заключен Договор ANYTIME, которое предусматривает условие об аренде транспортного средства.
Аренда транспортного средства начинается с момента открытия сессии т.е. в момент бронирования, вплоть до ее завершения самим клиентом, либо оператором. Передача транспортного средства подтверждается электронным актом приема-передачи, который система формирует автоматически при начале аренды, человеческий фактор при этом исключен, т.к. все проходит в автоматическом режиме самой системой, то есть третье лицо ********* по акту прием передач стал владеть транспортным средством, марки «VolkswagenPolo», ГРНЗ ***** 02, с 18 августа 2019 года с 22 часов −35 минут до 20 августа 2019 года до 06 часов 48 минут.
Согласно договора Арендодатель не несет ответственности за использование Мобильного приложения Anytime с Мобильного устройства Клиента третьими лицами, в этой связи все действия и указания, исходящие с Мобильного устройства через Мобильное приложение Anytime, считаются исходящими непосредственно от Клиента.
В случае возникновения ДТП, Клиент обязуется совершить все необходимые действия, предусмотренные Применимым законодательством, настоящим Договором и Правилами страхования в отношении участника ДТП. Клиент обязуется незамедлительно известить, уполномоченные органы и Арендодателя (Информационный центр) о ДТП и следовать инструкциям Арендодателя и/или его Аварийного инспектора.
Согласно Договора аренды транспортное средство марки VolkswagenPolo ГРНЗ ***** 02, в момент совершения ДТП, находилось в распоряжении, владении и под арендой *********, кроме того пунктом 5.8 указанного договора Клиент самостоятельно несет ответственность за причинение вреда третьим лицам.
При изложенных обстоятельствах, основываясь на положениях статьи 224 ГПК РК, согласно которым решение суда должно быть законным и обоснованным, суд приходит к выводу, что иск ******* не подлежит удовлетворению.
На этом история застопорилась. С момента ДТП прошёл уже почти год, а Toyota Mark II так и стоит с разбитым задом.
Из всей этой ситуации можно сделать один пугающий вывод. Получается, что, разбив каршеринговую машину, можно весьма долго увиливать от ответственности, по крайней мере административной. Достаточно лишь скрыться с места ДТП так, чтобы никто этого не увидел, не забыть протереть салон автомобиля, а когда полиция придёт с вопросами, заявить, что аккаунт был взломан.
К счастью, в рассматриваемой нами ситуации обошлось без пострадавших, но ведь всё могло закончиться совершенно иначе, если бы на месте припаркованного Toyota Mark II оказались пешеходы, к примеру. Кажется нам, что полиции стоит куда серьёзнее подходить к своей работе.
Отметим, увиливать от оператора каршеринга у клиента уже не получится. В их договоре есть интересная оговорка, согласно которой Anytime не несёт ответственности за использование приложения с устройства клиента чужими лицами — ответственность в любом случае лежит на владельце аккаунта и платить по счетам тоже ему.
При этом, как нам сообщили в «Ди-Мобилити Казахстан», их служба безопасности не нашла следов взлома профиля.
По данному факту службой безопасности было установлено, что в момент аренды транспортное средство находилось во владении клиента компании, при этом следов несанкционированного доступа к аккаунту клиента на сегодняшний день не установлено. Идентификация клиента в системе происходит по определённым алгоритмам безопасности и контактным данным клиента, указанным им при регистрации. При этом ответственность за предоставленные данные несёт сам клиент, а также за сохранность и доступ к своему аккаунту, к инструментам доступа к нему, в том числе и за передачу такого доступа третьим лицам, заявили в компании.
Что касается финансовой стороны вопроса, то клиенту придётся как минимум оплатить восстановление Polo, а вместе с ним, возможно, и другие издержки компании, связанные с этим делом, не говоря уже о штрафах. Всё это предусмотрено договором. Но в суд «Ди-Мобилити Казахстан» пока не подала.
Да и Дмитрий останавливаться не намерен. Сейчас он вместе с адвокатом готовит иск к хозяину профиля, за которым Polo числился в момент ДТП. Чем закончится этот процесс, мы вам обязательно расскажем.
все же, на такси куда дешевле двигаться!
в развитых странах которые нам приводят в пример каждый раз перед поднятием цен на бензин ,так вот там при покупке авто обязательно необходимо предоставить месторасположение парковки где будет находится авто ! а у нас тупо бросают на дороге общего пользования и потом пытаются что-то доказать и требовать выплаты за искореженное авто, хотя паркинги и автостоянки и гаражи есть во всех районах города! согласен далековато от дома зато спокойнее !
и что даст это предоставление? Скажу что там машина будет стоять, а сам поставлю не там. И что лол?
речь идет о государствах в которых работают законы и демократия а любая нечестность карается штрафами!
так причина то есть. Ты сам её озвучил
не озвучил а указал!
Интересно, если авто Анитайм кто-нибудь разберет и заявит, что это не он, компания также отреагирует?
Спасибо за идею.
ну мне кажется, что нужно было сделать экспертизу по билингу с привязкой к маршруту. а потом еще и за мошенничество возбудить дело и обнародовать его. Чтобы другие знали, что безнаказанными они не останутся!
Да элементарно на кой болт столько камер навешали?Только водителей раздевать?Можно было просто по камерам посмотреть он за рулем или нет.Сегодня это вообще не проблема,на каком нибудь светофоре бы засветился.Просто мвд сами знаете кто.У нас как то офис вынесли,мы им даже видео с камеры дали и как на зло все камеры по его пути оказывается в тот день не работали.
когда им надо, то сразу найдут. из под земли достанут)))
Ну спасибо колеса за такой лайфхак для наших аборигенов. Теперь будут носиться как угорелые
Логи авторизации могли бы помочь. Сравнить x-phone-id с прошлой авторизации и этой роковой авторизации. Если телефоны совпадают, то виновник найден. Начнет говорить что телефон украли, взять номер телефона и сверить последние звонки по телефонной книге. Если до, после и во время вождения машины в день ДТП он звонил по тем же номерам, что и раньше, то попался.
Склоняюсь к тому, что просто майор полиции поленился и не стал дело доводить до конца….
Если в следствии он сказал что именно взломали, то первый вариант очень даже рабочий и можно было бы запросто доказать его виновность. Если же сказал что телефон украли, то второй вариант проверить
Да, если бы захотели, то могли бы проверить всё! Но очевидно, что не очень то и хотели.
Дмитрий А. ну что получилось взыскать с г-на Кульгавого В., хоть что то? очень интересно чем закончиться..
ознакомился с их договором, надо было признать договор между г-гом К и энитайм не действительным, учитывая что он отрицает факт аренды. Далее идти в суд на само ТОО. Ваши действия очень слабы были.
Дима что ты хочешь?! Страховая посчитала же и готова выплатить ущерб. Если считаешь, что 339 тысяч мало, то вопросы к страховой а не клиенту.
страховая без решения суда не выплачивает деньги.
А с чего ты взял, что страховая готова выплатить ущерб? То что есть оценка ущерба не говорит о готовности выплатить деньги по страховке. Страховой нужно решение суда с указанием, что виновник их клиент. А виновника установить «не удалось»
Откуда оценка?! Там же страховая ведь направила как я понял. Они без решения суда на оценку не отправляют.
Все, понял. Ди мобилити это при подносят как угон, ответственность с себя снимают. Если есть средства, нужно сделать независимую оценку, уведомив при этом энитайм и самостоятельно заняться ремонтом. Так как их следствия с установлением виновника может еще затянуться…
я так понял страховая ничего платить не собирается.. печаль
?
(
так камеры на каждом углу висят, по камерам можно же вычислить кто управлял автомобилем! или камеры — только чтобы штрафы выписывать! )
гребаный Anytime введите ауентификацию по смс и все тогда не спрыгнет арендатор
Бардак…
Хороший оценщик, не слабую сумму насчитал с учетом амор. даже ! Знаю его, тоже обращался.
Дмитрий, автор статьи, ждем от вас продолжения темы!!
750 тысяч???? вы серьёзно?
добрый день! У меня такая же ситуация. Прошу автора отправить контакты хозяина будем коллективно судиться с Энитайм моя почта arazyyev@mail.ru