Рождённый в СССР, Московский автозавод перепробовал в производстве много импортных моделей. Но успех ему принесли машины собственной разработки.
||14.0K4
Автор: Манас Иксанов
В какой-то мере «Москвич», а под этим именем принято подразумевать все ипостаси Московского автозавода, уникальная марка. В том смысле, что при довольно ограниченном ассортименте, который, как правило, состоял из единственной легковой модели с модификациями на её базе, предприятие ухитрялось в различные периоды своей деятельности выпускать лицензионные американские, скопированные английские, трофейные немецкие, свои отечественные, а также французские с уже российским привкусом машины. И даже детские педальные автомобили! А теперь не исключено, что будут делать ещё и китайские электромобили.
Не секрет, что весь советский автопром зачинался с зарубежной помощью как по части промышленного оборудования, так и по типажу выпускаемых авто. И пока в Нижнем Новгороде возводились цехи по выпуску легковушек Ford-A и полуторок Ford AA (будущие ГАЗ-А и ГАЗ-АА), в Москве решили наладить отвёрточную сборку «фордов» из завозимых машинокомплектов. Для этого в декабре 1930 года был учреждён Государственный автосборочный завод имени Коммунистического интернационала молодёжи, он же КИМ.
К концу десятилетия с оглядкой на Германию, где вовсю пропагандировался «народный» автомобиль по подписке (Volks-Wagen), в СССР посчитали эту идею вполне годной, что привело к появлению двухдверной малолитражки КИМ-10-50, по сути являвшейся доработанным английским Ford Prefect. Всего собрали полтысячи автомобилей — война внесла свои коррективы. Так что немногие из советских автомобилистов смогли оценить привлекательную машину с современным обтекаемым кузовом и даже с механизмом регулировки кресел, что в то время было присуще только моделям представительского класса.
1 / 4
Прототип КИМ-10 с отдельными фарами на ножках мало отличался от фордовского оригинала
Серийный образец стал сильно похож на модели Opel Kadett и Olympia тех же лет выпуска, что было сделано по настоянию партийного руководства
1 / 4
Первое поколение
Победа над гитлеровской Германией принесла свои плоды и для Московского завода малолитражных автомобилей (МЗМА) — так в ту пору именовался бывший КИМ. В 1947 году на вывезенном из Германии трофейном оборудовании развернулось производство первого обладателя имени — модели «Москвич-400», представлявшей собой довоенный Opel Kadett в кузове K38 с независимой передней подвеской. Считается, что выбор «Кадета» был определён непосредственно Иосифом Сталиным, которого данная модель заинтересовала ещё до войны, им же был внесён запрет на внесение каких-либо изменений в конструкцию до её постановки в производство.
1 / 5
«Рентген» Opel Kadett на Берлинском автосалоне 1938 года
«Москвич-400» на заводском конвейере
Версии «400-го» с откидным мягким верхом...
... и малогабаритный трёхдверный фургон грузоподъёмностью 200 кг. Деревянные брусья каркаса и филёнки из бакелитовой фанеры позволяли экономить дефицитный листовый металл
1 / 5
400-й «Москвич» наряду с его усовершенствованной модификацией 401 относится к тем первым легковым машинам Советов, что массово пошли в свободную продажу. Всего за десять лет было произведено 216 006 закрытых и 17 742 открытых исполнения отпускной стоимостью от 8 до 9 тыс. рублей. С учётом размера ежемесячной средней з/п рабочих и служащих в пределах 60–70 рублей народными «москвичи» можно было считать лишь с изрядной натяжкой.
Второе поколение
После того как бывший «опель» полностью исчерпал резервы развития и модернизации, в 1956 году настал черёд наследника, считающегося уже полностью отечественной разработкой. Выполненный в виде классического трёхобъёмного седана, «Москвич-402» соответствовал канонам современного дизайна, а характеристиками был не хуже зарубежных одноклассников, что позволило наладить его экспорт в Европу. Стремление повысить конкурентоспособность простимулировало конструкторов ускорить замену устаревшего слабомощного 35-сильного нижнеклапанного мотора 1.2 на верхнеклапанный агрегат объёмом 1.36 литра и мощностью 45 «лошадок». Модернизированный автомобиль с таким двигателем получил обозначение «Москвич-407» и пошёл в серию с января 1958 года.
С ростом благосостояния граждан год от года увеличивались тиражи новых машин. Если 402-х «москвичей» произвели 87 658, включая версию с кузовом универсал, то «407-х» до 1963 года смогли сделать 359 980. К этому числу следует приплюсовать ещё и 105 726 «москвичей-403», которые являлись переходной моделью к безусловному хиту москвичовской эпохи — моделям 408/412.
Вместе с пассажирскими завод не забывал и про лёгкие коммерческие модели, а именно развозные фургоны 430-й модели, поддерживая тем самым сферу городских грузоперевозок короткого плеча, которую позже заполнят ижевские «пирожковозы» и горьковские «газели». В производственную линейку тогда входили «Москвич-423» — первый советский пятидверный универсал с задней распашной дверью и предназначенный для сельской местности высокопроходимый седан «Москвич-410» с усиленным кузовом, шасси с рессорной подвеской и приводом на все колёса, с дорожным просветом высотой 22 см. Что «410-й», что аналогичный ему полноприводный универсал «Москвич-411» делались непродолжительный срок и были раньше положенного сняты с производства, чтобы не снижать обороты основных моделей.
1 / 5
1 / 5
Третье поколение
В мае 1967 года с конвейера сошёл миллионный автомобиль марки, им символично оказался «Москвич-408» — самый популярный личный автомобиль в СССР до появления Волжского автозавода. С 1964 по 1967 год «408-й» являлся основной моделью завода, после чего его сменил в этой роли «Москвич-412», хотя и после они ещё долго выпускались параллельно. К тому времени МЗМА был вновь переименован, став Автомобильным заводом имени Ленинского комсомола, или сокращённо АЗЛК.
1 / 4
1 / 4
408-й и 412-й «москвичи» пользовались отменным спросом за границей, и прежде всего в Европе, включая страны Запада, куда отправлялось до половины и более объёма ежегодного тиража, — недостижимый уровень для нынешних «лад». Уже тогда выявилась разница между домашней продукцией и экспортными образцами, получившими улучшенную отделку салона и более мощный мотор, рассчитанный на бензин с повышенным октановым числом. Если карбюраторный МЗМА-408 у себя на родине имел отдачу 50 л. с., то зарубежные исполнения — 60 л. с. после форсировки. Дискриминировались отечественные автолюбители и тогда, когда речь заходила о цене: в СССР за новый «москвич» в автосалоне просили около 5 тыс. рублей, или 1900 фунтов в переводе на инвалюту, тогда как в Великобритании он стоил всего 650 фунтов. Что поделаешь, необходимую для государства валюту приходилось добывать, не брезгуя демпингом.
1 / 3
1 / 3
Визит Шарля де Голля в Советский Союз летом 1966 года ознаменовал начало нового этапа в истории «москвичей» — концерн Renault поставил оборудование и отладил работу принципиально новых производственных веток конвейеров, обучил персонал и помог возвести полноценный филиал в Ижевске. Буквально через пару лет оба предприятия могли выпускать до 200 тыс. машин ежегодно. Благодаря переоснастке следующую, двухмиллионную отметку москвичовцы преодолели в 1974 году.
1 / 3
Под патронажем Автоэкспорта — специальной госорганизации, занимавшейся реализацией и продвижением советских машин за рубежом, «москвичи» регулярно участвовали в престижных автогонках, включая ралли и межконтинентальные марафоны
1 / 3
Итогом глубокой модернизации «412-го» стал «Москвич-2140», запущенный в серию в 1975 году. Новая система классификации отражала кратно увеличившееся число всевозможных модификаций легковых и грузовых машин по всей отрасли. Поэтому если версия с 75-сильным двигателем УЗАМ-412 несла индекс 2140, то тот же автомобиль, но с менее мощным М-408 именовался как «Москвич-2138». Аналогичная градация прослеживалась в увязанных с базовым седаном исполнениях фургон и универсал. Автомобиль оснащался передними дисковыми тормозами, а салон мог быть обит искусственной кожей.
Интересно, что «2140-й» стал первым советским автомобилем, который мог окрашиваться в двухкомпонентную краску металлик, под занавес карьеры получил пластиковые бамперы, а также электронные часы для версии Super Luxe. Увы, но в отличие от предшественников морально устаревшая конструкция «Москвича-2140» уже не могла конкурировать за рубежом, хотя число импортных компонентов лишь возросло. 17 сентября 1986 года с конвейера сошёл четырёхмиллионный «москвич».
Четвёртое поколение
Французское влияние не ограничилось производственными процессами, поскольку следующая, ставшая переднеприводной модель АЗЛК «Москвич-2141» создавалась с оглядкой на исходник — «Автомобиль года в Европе — 1976» Simca-1307/1308.
Значительно раздавшийся в длину и вширь, ставший более приземистым «2141-й», известный за рубежом как Aleko, позаимствовал у «Симки» не только практичный кузов типа пятидверного хетчбэка с просторным салоном, но и общие черты внешности, разве что в более сглаженном виде.
В феврале 1986 года, когда «Москвич-2141» был запущен в серию, экономика СССР ввинчивалась в необратимый штопор. Страдая от бюджетного недофинансирования, линейка «москвичей», в том числе и модернизированный вариант к концу 90-х под именем «Святогор», не получила задуманной по проекту силовой линейки, включавшей новейший 1.8-литровый бензиновый 16-клапанник и даже турбодизель. Возводимый с этой целью собственный двигателестроительный участок на территории завода так и не был закончен. Не от хорошей жизни пришлось оснащать машины устаревшими уфимскими моторами, доставшимися в наследство ещё от 412-й модели, и заёмными вазовскими агрегатами, недостаточно тяговитыми для довольно крупного и тяжёлого «2141-го». Самым бодрым из «внештатных» агрегатов стал 2-литровый реношный бензиновый мотор серии F3R, который появился под капотами «москвичей» в конце 90-х. Но в итоге и ему не было под силу улучшить популярность «2141-го» на фоне ухудшающегося качества машин, простоев и наполняющегося иномарками постсоветского авторынка одновременно.
1 / 4
1 / 4
Что же касается его нелепых «княжеских» ответвлений второй половины 1990-х: «Князя Владимира», «Юрия Долгорукого» и «Ивана Калиты», — то ничего, кроме горького сожаления на тему вырождения марки, они вызвать не могут.
Финал
К началу 2000 года на площадках завода скопилось более 9000 непроданных автомобилей, часть которых была некомплектна. В 2001 году «Москвич» выпустил всего 800 автомобилей, в то время как для рентабельности производства нужно было отпускать хотя бы 40 тысяч машин в год. В результате в марте 2002 года главный конвейер АЗЛК был остановлен. Настала эпоха Renault с очередным переименованием предприятия в АВТОФРАМОС со сборкой «логанов», «сандеро» и «меганов», а позже и в «Рено Россия», на котором выпуск гаммы французских кроссоверов шёл уже по расширенному циклу. С чего начинали, тем и закончилось.
Вместо послесловия. В 1969 году АЗЛК начал производство детских одноместных педальных машин под аббревиатурой АДПМ. Вероятно, самых массовых в мире, с годичным тиражом 200 тыс. единиц. Рассчитанный на детей возраста от 3 до 8 лет, «москвич» с ножным приводом был выполнен из тонколистовой штампованной стали, оснащён звуковым сигналом и фарами, которые работали от батарейки. Сиденье машинки было обтянуто кожзаменителем. Цена педального «москвича» составляла 25 рублей. Исторические игрушки до сих пор встречаются на онлайн-аукционах, благо их сделали немало.
412-ый надежен был за свои деньги, как и 2140 или пирожок. Первый раз увидев москвичовский мотор думал что он с одной подушки слетел.) Вторая затяжная у него была, как у фольцев в начале 90-х, можно было почти до стольника качнуть)
412-ый надежен был за свои деньги, как и 2140 или пирожок. Первый раз увидев москвичовский мотор думал что он с одной подушки слетел.) Вторая затяжная у него была, как у фольцев в начале 90-х, можно было почти до стольника качнуть)
https://uploads.disquscdn.com/images/758e8b28b596f678a23565dec81cf290784a2b993f7d65d6eb365faece20a751.png
Вот такой в семье был.АЗЛК 408 исполнение экспортное.Коробка на руле,задние фары жигулёвские,повторители поворотов на задних стойках,движок 75 л/с от САКа,кузов оцинкованный.Копейки рвал,как тузик грелки))
Хорошая машинка была. У отца был москвич. Теперь новые современные модели будут выпускать, отлично!
Клон опель кадет к8