Но сначала всё же пара слов про восторг! Первое фото «зикра», которое появилось в моём телефоне летом 2022 года, было от коллеги, который в голосовом сообщении просто залил эмоциональными слюнями своё впечатление: «Какой он красавчик, какой он стильный,
Первые машины, что ввезли из Китая, стоили экстрадорого. Цены подбирались к 80 000–90 000 долларов! Ничего себе! За «китайца»?! Хотя, конечно, и это дешевле в два раза, чем та же Panamera.
Две тысячи двадцать третий год стал прорывным для автопрома Китая не только в нашей стране. Если в
За прошедший год-полтора привлекательнее стала и его стоимость: даже в топовом двухмоторном исполнении можно привезти из Китая за 48 000–55 000 $! Это стоимость новой Toyota Camry 3.5, кстати. И даже хейтеры электрокаров, потрогав
Но каков Zeekr в реальной казахстанской жизни и как долго он будет таким крутым? Редакция Kolesa.kz, считайте, начала своё исследование.
Один серый, другой белый
В ноябре 2023 года Zeekr официально заявил о выходе на казахстанский рынок. У владельцев появился не просто клуб по интересам в ватсапе, а представитель завода. Как он ответит за бренд в стране и предоставит нужный сервис, покажет время, а пока в наших руках ключи от парочки экземпляров из первой партии официальных Zeekr. На дворе самый неприятный для электрокаров сезон — зима. Так что вдвойне интересно.
В чём главные отличия «белого» от «серого»?
1. У официальных машин нет мастер-аккаунта (МА). Что ещё за аккаунт? МА — это регистрация «зикра» за конкретным юзером — тьфу ты! — за автовладельцем. Производитель в Китае привязывает
В итоге вся непростая история с логинами и китайскими
2. Зарядный порт под европейский штепсель Type 2. И он один. У машин под китайский рынок два
3. У официалов сразу предусмотрены два языка: английский и русский. В машинах от частных импортёров меню только с китайскими иероглифами и зафиксированным пекинским временем. Это поправимо за деньги, но за немалые.
4. В Казахстане официально представлены две фиксированные комплектации с полным приводом и… несколько обрезанные. Нет понтовых электродверей, слабее тормоза, нет автопилота и затемняющейся панорамной крыши. Плюс из Китая силами серых импортёров можно привезти самый дешёвый
5. Заводская гарантия от Zeekr в Казахстане действует только для «белых» машин. «Серых» под крыло не берут, но чинить машины — это пожалуйста.
6. Цена отличается! Залогиненные Zeekr 001 в богатой вариации You или
А с ценами на «зикры» — это как в рулетку играть
Китайцы в погоне за конкурентами на внутреннем рынке (а он, на минуточку, пока для них в приоритете за счёт своих гигантских размеров) лёгким движением руки могут обвалить заводские прейскуранты. В итоге, заказав машину за привлекательную цену, грустно будет узнать, что спустя неделю она стала ещё слаще! Ну и конкуренцию среди экспортёров тоже прибавьте — их столько развелось. Падение цен на сером рынке это наглядно демонстрирует.
«Тима, ты не в курсе, почему так цены на них упали? Я брал осенью за 60 тонн (тысяч долларов. — Прим. автора), а теперь их и за 50 можно найти и прям такую же комплектацию. Что происходит?» — это спрашивал мой товарищ, владелец
001-го .
Ну вот ответ выше. У официалов такие же качели. Вчера они затарили партию по одной цене. Оплатили. А сегодня завод объявил о снижении.
Инструменты, в общем, рыночные, прямые и простые, как меч цзянь. Конкуренты растут, наступают? Режьте цены! Благо хоть доставка машин из Китая на наш рынок пока самая быстрая: максимум 30 дней — и машина на Хоргосе.
Добавьте к этой картине высокую скорость обновления моделей и выход на рынок новых. И ведь что забавно: обновился и… подешевел! Сюр! Как так? Но всё так. Такие новости, наверное, в наше время возможны только из Китая.
Фабричный Китай! Как сделан Zeekr 001?
Рывок в дизайне «китайцев» — это хорошо! Обёртка стала вкуснее и современнее. Но получит ли потребитель за такие деньги
Мастера, которые разбирают салоны Zeekr 001 для пайки
Но много вопросов к электронике. Эта машина нашпигована процессорами и проводами по самую крышу в буквальном смысле. Тут даже моя двухнедельная эксплуатация заставила напрячься. К примеру, одна из таких ситуаций с окнами. Zeekr может похвастаться безрамочными дверями, что мне очень по душе!
Как известно, у таких машин в момент открывания стёкла слегка опускаются, чтобы выйти
Далее ещё веселее. Окно может самостоятельно открыться полностью по своему желанию. И у меня так было дважды: один раз после ночной стоянки, во второй раз, когда приехал в офис и нажал на ключе на замочек, чтобы закрыть двери. Хорошо, что стекло опустилось с водительской стороны и я это увидел. В чатах зикроводов этот глюк обсуждался зимой чуть ли не каждую неделю.
Что же делать, если окно так заклинило? Лечить отогревом машины. Если на улице сильный мороз — велкам в тёплый паркинг. И ждать. Мне повезло: спустя 10–15 минут, как салон
Серьёзных проблем на морозе с выезжающими ручками у меня не случилось. А была идеальная для тестов погодка. С вечера шёл мокрый снег, ночью машина остыла, стукнул мороз, и кузов покрылся ледяной корочкой. Но! Ручки не всегда утапливались до конца — снег и наледь мешали.
На другой тестовой машине две недели спустя механизм замёрз изнутри, задняя дверь открываться отказалась, и ручка не спряталась внутри двери.
Хозяева «серых» 001-х с автоматическими дверями тоже зимой жаловались — у них конструкция самих ручек чуть иная. Она больше как кнопка: нажимаешь на неё — дверь открывается сервоприводом. И вот тут засада — нажатие происходит, а дверь не открывается. Вариант попробовать попасть за руль с пассажирской стороны, но сочувствую тем, кто решит перебраться с одного кресла на другое — центральный тоннель в
Отсюда и совет сразу: после мойки настоятельно рекомендуется продувка сжатым воздухом ручек, замков и дверных проёмов, а перед зимним периодом в идеале обработка силиконом всех этих уязвимых мест.
Зазоры по кузову выверены, пластиковые детали не играют на солнце волнами. Никаких облоев. Это приятно! Разве это не тянет на оценку «отлично»? Увы, нет. Уже есть нарекания к качеству ЛКП — казахстанские владельцы после покупки бегут покрывать машину бронеплёнкой.
Неужто эта часть производственного процесса в Китае ещё не поднялась на новый уровень? Судя по тому, что имеем, — пока так. Краска быстро покрывается «паутинкой», легко царапается, появляются сколы как на «морде», так и на задней двери — пишут в отзывах. Нижний угол пластиковой накладки задних дверей действительно обречён быть обстрелянным песочком и камушками из-под передних колёс. Может, ставить брызговики? Ну придётся тогда ставить немаленькие «лопухи», а на такой дизайнерский кузов мало у кого рука поднимется, точно.
Всё же один из козырей Zeekr 001 — его дизайн.
Как везёт Zeekr 001?
Ещё одно появившееся качество китайских машин нового поколения: пусть ещё не у всех, но у Zeekr уже чувствуются породистые манеры и в движении. И я бы сказал, на уровне премиальных марок. Широкий кузов, приятная подвеска, достойная звукоизоляция и, конечно же, впечатывающая в кресло динамика: 3.8 секунды до сотни — это быстро!
Но тут уточнение — впечатывает
Крупный и увесистый
При этом же подвеска не зубодробительная. Тут, кстати, пневма. Какова плавность хода! Даже владельцы Mercedes нахмурятся. Но вес под 2.5 тонны наделяет
Zeekr, кстати, драйвовый, причём, по мне, даже в режиме «Комфорт»! Пневмоподвеска распущена для максимально плавной езды, а распределение момента между осями идёт на пользу задку. На скользкой дороге, когда педаль «тока» прижата посильнее, её приятно срывает в лёгкий занос, при этом система стабилизации и моргнуть даже не желает. Для любителей немного побаловаться в поворотах — самое то! Главное — оценить ширину дороги, бордюры там, деревья…
Привыкнув к заднеприводному поведению, я веду машину контррулением, то есть задок там скользит, а передние колёса смотрят не в сторону поворота, а в противоположную. Но подключается стабилизация, передняя ось, и я в момент еду не туда, куда мне надо — на внешнюю сторону поворота. Рулим обратно! Мозг тут же должен перестроиться под управление машиной с полноприводными повадками. Отключить передок, как, к примеру, в «Тесла» Model 3 Performance, не получится.
В режимах «Спорт» или «Снег» куда более всё понятно. Там обе оси стараются отработать максимально эффективно вкупе с системой стабилизации. Добавьте сюда более острый отклик на педали, а также более плотную подвеску. Полностью ESP, кстати, мы отключить не смогли, но позажигать на снежном автодроме это нам не помешало. Мощность почти 550 сил и вес
Конечно же, не для дрифта эта машина создавалась, хотя поставленные рекорды Гиннесса по самому продолжительному движению бочком в слаломе и на самой высокой скорости словно говорят нам об обратном. Ну вот такие они, возможности даже стоковых современных «электричек»! Приятный бонус, я вам скажу.
В китайских брошюрах 001-й обзывается внедорожником. Либо это трудности перевода, либо понимание у производителя искажённое. А может,
Пневма не без проблем. Может зависнуть в каком-нибудь положении после обновления софта или чисто механическая недоработка — в момент мойки под давлением струёй сбили шланги баллонов. Встречается изъян и с манжетой баллона —
Главный успех «зикров»
Планка входа в мир электромобилей благодаря Zeekr стала ниже. Ещё
Ну, с батарейкой ёмкостью 39 кВт⋅ч, моторчиком на 116 сил, дизайном из
Zeekr 001 ー это гаджет или машина?
Машина! Но у зикровода уже нет головной боли на темы, «как будет чувствовать себя турбина на нашем топливе?», «в ГРМ цепь или ремень?» или «из какого сплава тут блок цилиндров?». Вопросы у владельцев пока в основном такие: «Что там нового в прошивке 5.1.2?», «Выкинуло из аккаунта! Машина не включается — что делать?», «Zeekr разрядился в ноль и зарядку не видит!»,
Чёрт побери, это что — телефон?!
Нет, не телефон, конечно же. Но электромобиль под управлением и контролем чипсета, который жёстко связан с телекоммуникациями. Особенно если это
Но всё же делается уже нашими умельцами? В «Инсте» столько рекламы! Делается, спасибо предприимчивым айтишникам. Но всегда есть риск превратить машину в «кирпич», если за работу с обновлением или сменой языка возьмётся хакер без опыта. Одна из непростых заморочек — язык меню. И его желательно поменять, чтобы понимать, какие предупреждения машина бесконечно шлёт водителю.
Паяльник, а точнее станцию, китайскому «зикру» в Казахстане приложить придётся, чтобы впаять слот в телематике для установки казахстанской
Забавно, но бывает, что
Да, кстати, ключи. Bluetooth-ключ — это очень важный и скользкий брелочек — выскакивает из рук, как мыло в ванной. Сразу лучше прикупить чехол, так как он ещё и хлипковат: наступил — и всё, нет ключа! Если машина «серая» и нет
Это только начало эксплуатации, верхушка айсберга. Что будет дальше, через
Официальные «зикры» разлоченные. Условно. То есть нет необходимости логиниться, русифицировать в гаражах, а машина выходит в интернет без разбора салона и блока телематики. Однако софт всё равно в блоке — самим YouTube не установить. И так как у «белых» машин нет
В случае с ДТП тоже есть нюансы — любая современная машина в ходе срабатывания систем пассивной безопасности отключает «всё электричество». Отстегнуть батарею ради предотвращения пожара система может и при некачественном токе с зарядника. А продиагностировать и восстановить всё опять — только через заводские программы. Их из Китая тащат наши
Кстати, о специнструментах. В период шиномонтажа каждый второй зикроман пытался понять, как откупорить декоративную крышечку диска колеса, дабы подобраться к гайкам. У Volkswagen, к примеру, предусмотрен крючок с завода, а Zeekr в комплект ничего подобного не кладёт.
А в комплекте с 001-м обязательно идёт зарядный толстенный шнур, в официальной версии это Type 2 под розетку CCS2. В китайском спеке — под
Расход электромобиля и как его понимать
Как у всех других электромобилей, расход «зикра» измеряется количеством потраченных на пройденный путь
Днём 12 января, заправив
Городской ритм — смешанный:
К вечеру 14-го числа, а день был довольно тёплый, заправленные уже 65 % батареи потратились, и я вернулся на ЭЗС. Пока сидел в ожидании, а это как минимум 40 минут, подсчитал расходы. Результат, конечно, отличался от того, что было изначально обещано. Реальность — я проехал 210 км вместо 374. Расход составил
Куда ушла энергия? Конечно, очень важна манера езды. Давишь в тапку — расход растёт! Но по отчёту борткомпьютера 37.7 % от всего заряда съела климатическая система. То есть отопление, подогревы и прочее. Есть и потери естественные: зимой батки разряжаются от низких температур, и ничего тут особо не поделаешь, такова физика. Утром после стоянки на улице в мороз никогда заряд не будет таким же, как вечером перед сном.
В тёплые деньки запас хода не будет исчезать так быстро, но уже летом в
Электроэнергия vs бензин (и даже автогаз)
Итак, на те же 5373 тенге я смогу залить 20 литров
А чтобы её ощущать прям заметно, придётся питаться от бытовой сети дома. Минимальный тариф для жителей Алматы — 23.52 тенге за
Но тут снова момент: для зарядки от городской сети нужно иметь свой дом. Для жителей многоквартирных домов такой вариант почти невозможен, даже для тех, у кого имеются подземные паркинги. Запрет от МЧС устанавливать зарядные устройства многим подпортил настроение прошлой осенью.
И, конечно же, нюанс — далеко от цивилизации на «электричке» не уедешь. Строить маршрут придётся в зависимости от наличия ЭЗС и в надежде, что она будет работать. По трассе от Алматы до Астаны и даже дальше на север уже заправки стоят, но страна у нас широка — чарджеров считанное количество на востоке и западе, а в центральной части и вовсе они отсутствуют. И чтобы покрыть зарядками все придорожные АЗС, уйдёт ещё немало времени. Для путешествий в глубинку и так, на всякий случай, пока лучше не продавать машину с ДВС.
Момент, ещё момент, а там ещё нюанс… Сложно? Да. Но таковы реалии появления новаций в консервативном автомире, какой он есть в Казахстане. И те люди, что сегодня стали обладателями
Ликвидность Zeekr
«Ноль-ноль-первый» вряд ли станет золотой жилой для перекупов, так как заметно теряет в цене не только
Хотя свои машины казахстанцы покупали из большого любопытства к новинке и расставаться не торопятся. Я другое скажу: клуб владельцев Zeekr, по моему наблюдению, ещё и самый сплочённый среди всех электромобилистов сегодня. Чаты гудят день и ночь, каждый опытный юзер пытается помочь всем, чем может. Сходки в Алматы проводятся, саламкаются на дороге и, конечно же, тепло общаются на зарядных станциях — 40–50
Другое дело — сервис и тюнинг Zeekr. Вот тут предпринимателям уже есть где разгуляться. Полики, плёнки, внешний и внутренний декор, продажа масел для трансмиссии, которые, кстати, зикроводы готовы менять с периодичностью как масло в ДВС и, конечно же, помощь с обновлениями, разблокировка, смена языка и так далее. И это тема для будущей статьи. Вокруг этого бизнеса уже и мошенники завелись, так что аккуратнее!
Понравилось
- Дизайн и высокое качество интерьера
Салон Zeekr 001 стал одним из первых, что увенчал большие перемены в китайском автопроме. И если качество уже можно было раньше оценить по дорогим моделям BYD, то в случае с «зикром» добавился и собственный стиль, и эргономика! - Потрясающая динамика
Главный козырь электрокаров — это пулять с места с завидным даже для мощных бензиновых машин ускорением. Максимальная тяга доступна в любой момент с минимальными потерями. Двухмоторный Zeekr 001 разгоняется до 100 менее чем за 4 секунды и делает это деликатно, в отличие от той же Tesla. - Просторный салон
Это становится нормой: очень быстрые машины имеют вместительные и комфортабельные салоны. В001-м премиальный уровень со знаком плюс — и в ширину, и в длину места хватит всем, а позади ещё и универсальный багажник - Соотношение цена — качество — динамика
Zeekr — это не бюджетный электрокар. Хотя, если сравнить с немецкими марками, это низ мирового рынка! За эти же деньги покупатель получит напичканную современной электроникой машину с хорошей заявкой на стиль, качество и одновременно быструю. Эмоции дарит! Но надолго ли «зикра» хватит, покажет время.
Не понравилось
- Закрытый софт электромобиля
Пусть официальные машины и не зависят напрямую от китайской регистрации, SMS и «надзора», ощущение, что машина словно не до конца в личном владении, не покидает. Самому в «гаджет»что-то инсталлировать или обновить ПО не получится. Одна дорога — на сервис! С «серыми» машинами сложнее. - Китайские «болячки»
Не все ещё традиционные слабости в Китае побеждены. Есть претензии к качеству ЛКП. Осечку даёт электроника даже при сравнительно небольших морозах. Наблюдаются и механические огрехи в шасси «зикров». Благодаря обновлению ПО многое чинится «по воздуху», но ощущение большого эксперимента остаётся. - Зависимость от зарядной станции
Развитие инфраструктуры под «электрички» в Казахстане хотя и идёт, но ещё далеко до идеала. На междугородних направлениях Zeekr энергетически уязвим, и даже на буксир его не взять — только на эвакуатор. И да, в идеале иметь зарядку дома выгоднее по деньгам и времени (опять же деньги!) - Низкая ликвидность на авторынке
Электрокары не в списках удачных инвестиций, а тем более китайского производства. Zeekr совсем не ровня «тойоте» в Казахстане. Это дорогая и модная игрушка гаджетоманов. Такие вещи обычно берут ради души, а не выгоды.
Технические характеристики
Электромобиль | |
Марка, модель | Zeekr 001 |
Версия | Flagship AWD (для рынка РК) |
Производство | Китай |
Год выпуска | 2023 |
Кузов | несущий |
Тип | универсал/шутинг-брейк |
Количество дверей | 5 |
Количество мест | 5 |
Электродвигатель | |
Тип | синхронный, на постоянных магнитах |
Количество | 2 |
Расположение | спереди и сзади, поперечно |
Максимальная мощность, л. с. (кВт) | 544 (400) |
Максимальный крутящий момент, Нм | 768 |
Тяговая батарея | литий-ионная ( |
Ёмкость тяговой батареи, кВт⋅ч | 100 |
Системное напряжение, В | 400 |
Динамические характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 200 |
Время разгона до 100 км/ч, с | 3.8 |
Трансмиссия | |
Привод | постоянный полный с приоритетом на заднюю ось |
Подвеска | |
Передняя | независимая на пневмобаллонах |
Задняя | независимая на пневмобаллонах |
Тормоза | |
Передние | дисковые вентилируемые |
Задние | дисковые |
Размеры и вес | |
Клиренс, мм | от 150 до 220 |
Длина/ширина/высота, мм | 4955/2225/1548 |
Колёсная база, мм | 2999 |
Размерность шин | 265/40 R22 |
Полная масса, кг | 2840 |
Объём багажника, л | 539 |
Расход энергии | |
Смешанный цикл, кВт⋅ч/100 км | 18.5 |
Запас хода, км (WLTP) | 580 |
молодцы Колеса, отличный обзор
Хороший обзор! Да лучше брать официальный, главное чтоб «Орбис» о декларированной гарантии 8 лет на батарею слово держал.
не нужна такая машина.