Военный автомобиль Willys многие считают прародителем внедорожников. Конечно, это не так, первые полноприводные армейские автомобили появились намного раньше, но именно Willys принято считать первым джипом. Его так и называли — «джип-виллис». Один такой 1943 года выпуска живёт в Алматы. «Вояка», естественно, после реставрации выглядит вполне так подтянуто и свежо, хотя то, через что ему пришлось пройти, наверняка нам и не снилось даже в самых страшных снах — война, Великая Отечественная, или Вторая мировая.
Сегодня Willys воспринимается неоднозначно. Конечно, ведь конструкция не просто простая, она примитивная. Он маленький, нет никаких удобств и функционала, к чему мы привыкли за прошедшие 70 лет, нет и опций, которые бы улучшили и облегчили участь водителя, призванного крутить баранку. Да-да, именно призванного, ведь в годы войны, когда Willys колесил по фронтовым дорогам, водители были призваны в действующую армию. Кузов простой формы, с прямыми углами. Когда-то это было ноу-хау, сегодня — классика.
Прямой капот, вертикальная решётка радиатора… Не аэродинамично? Зато можно валить кустарник, прорубая себе просеку. Нет дверей. Плохо? Зато можно на ходу выпрыгнуть из машины в экстренном случае и также быстро в неё сесть. Что ещё надо? Дворники? И их нет. Вообще Willys комплектовался стеклоочистителями, но с ручным приводом, а после 43-го некоторые партии «виллисов» стали получать даже пневмопривод щёток. В нашем образце и рамка лобовика вместе с самим стеклом похожа на ту, что ставили на послевоенные модификации типа Willys M38.
Но мы не берёмся судить о работе реставратора, которая, как известно, бесконечна, да и не собираемся выявлять, родные ли в нём «органы» или нет. Технику, пережившую войну, порой приходится восстанавливать не по деталям, а буквально по кусочкам этих самых деталей. К слову, во время войны механики тоже вряд ли заказывали и ждали родные запчасти из Штатов. Латали машины всем, что было под рукой, поэтому первозданный вид машин легко могут помнить, наверное, даже их водители.
К строевой службе готов!
Кузов «виллиса» максимально приспособлен к армейской службе: защитный цвет «хаки», простые формы, шанцевый инструмент, поручни снаружи, нет и дверей. Но тем не менее примитивный дизайн военного внедорожника успешно прижился в гражданской жизни. Последователем Willys стал известный по сей день Jeep Wrangler и его производные модели, а образ передней части «виллиса» угадывается и на самом логотипе марки Jeep.
К интересным особенностям Willys относятся диски колёс — те машины, что шли на фронт, комплектовались разборными дисками. Это сделано для того, чтобы можно было быстро разбортовать и собрать колесо, ведь в условиях боя каждая секунда дорога. На нашем образце такое колесо висит в качестве запаски, а стоит автомобиль на штамповках (т. е. неразборных) для гражданской службы.
Рулевое управление, естественно, без гидрача, тормоза без вакуумного усилителя. Трёхступенчатая коробка передач не имеет синхронизаторов на задней и первой передаче. Раздаточная коробка двухступенчатая с двумя рычагами. Один включает пониженную, другой подключает передний мост.
О комфорте создатели «виллиса», кстати, не забыли. В салоне три мягких сиденья: два спереди, а третье сзади в центре. Они, конечно, плоские и простые, не имеют никаких регулировок. Но не сказать что непривычные нам, людям из Страны Советов. До появления «Хантера» и других модернизаций советский УАЗ имел сидушки ничуть не лучше. В руках руль, хоть и невероятно большого диаметра, справа рычаг коробки — и на этом спасибо.
Непривычно, но практично
Все мы любим анекдоты и шуточки, отпускаемые военными людьми. Глядя на то, где им приходится служить и с чем работать, становятся понятны их источники вдохновения. Ведь если бы не юмор, то умереть можно быстрее не от вражеской пули, а с тоски. Willys — как образец спартанства и кондовости — просто идеальный вариант, но на войне больше ведь действительно не потребуешь.
Другая составляющая комфорта — это крыша над головой. Она брезентовая, быстросъёмная и частично защищает от непогоды, когда машина стоит на месте. Печки в «виллисах» нет, хотя какой в ней толк в открытой всем ветрам машине? При необходимости можно положить на капот даже рамку лобовика. Зато есть щиток приборов. Впрочем, слово «щиток» не вполне уместно. Приборы просто врезаны в панель кузова и расположены рядом друг с другом — спидометр и контрольные датчики: температуры воды, давления масла, амперметр, указатель запаса топлива. Забавно, но при всей простоте машины у приборки есть даже подсветка. Электрооборудованием в целом джипик не богат. Из основного привычного нам набора помимо генератора и аккумулятора есть клаксон да фары с габаритными фонарями на задке. В военные годы «виллисы» комплектовались маскировочными огнями, а также козырьками над головными фарами, но наш вояка разоружён в этом смысле полностью. Вражеские самолёты в небе уже не летают, поэтому Willys смотрит на мир широко открытыми «глазами» и одним дополнительным, что на левом крыле.
Плавность хода? Вы о чём?! Небольшая машинка, способная тягать по любому грунту лёгкую артиллерию, с зависимой рессорной подвеской на обеих осях не может иметь плавности хода. По заводской спецификации Willys и вовсе значится как… грузовик. Да и зачем она, эта плавность, если основная задача «виллиса» как можно быстрее проехать очередной буерак. Прочная несгибаемая подвеска с большими ходами — вот что заменяет плавность хода. Само собой, при проезде какой-нибудь канавы людей в машине нещадно кидало из стороны в сторону. Чтобы воины или командир не выпали из этой коробчонки, по бокам с внешней стороны есть надёжные поручни. С их же помощью можно было тягать внедорожник, если он всё же где-то да застревал.
Но, несмотря на всю эту архаичность, управлять машиной не очень сложно. Единственное, что затруднит движение в условиях современного городского транспортного потока, это слабая динамика. Карбюраторный двигатель, выдающий чуть более полусотни лошадок, легко сдвигает машину с места. Причём трогаться можно не только с первой, но и со второй передачи. С непривычки немного дольше нужного происходит переключение с первой скорости на вторую. На второй-третьей передаче Willys также разгоняется уверенно, но скорость всё равно небольшая. Мотор уже на высоких оборотах, а скорость не достигла и 60 км/ч. Хотя разгоняться особо не стоит, т. к. тормоза по нашим меркам не просто слабые, а их вообще нет. Поэтому на «виллисе» не надо пытаться как-то дозировать усилие на педали тормоза, а лучше сразу давить изо всей силы.
Зато проходимость феноменальная. Узкие шины с развитыми грунтозацепами плохо работают на шоссе, особенно мокром, однако на бездорожье лучше и не надо. Они уверенно цепляются за глиняное месиво в колее, хватаются за мокрую траву на склоне, не режутся об острые камни в горах. Willys — это вездеход, способный проехать там, где иной пешеход ноги переломает. И что интересно, по словам военных водителей времён Великой Отечественной, Willys по проходимости уступал советскому ГАЗ-67.
Вот так делали военные автомобили в годы Второй мировой. А вы думаете, за минувшие 75 лет что-то изменилось? Как бы не так. Современные армейские внедорожники практически не ушли от своего прародителя. До сих пор в ходу всё та же кондовость и простые формы, которые иногда очень напоминают виллисовские. Также отсутствуют всякие упоминания об удобствах для водителя и пассажиров. И правильно, зачем усложнять машину? Ведь чем проще, тем выше вероятность того, что водитель успеет её починить на поле боя. Willys, к слову, это тот самый внедорожник, который получил титул «Автомобильный герой ХХ века».
Вот такой он, Willys. Пусть он не наш, но Willys заслуженно ассоциируется с Победой наряду с «катюшей», героической полуторкой, легендарным танком Т-34. «Виллисы» вместе с «Иван-виллисом», как называли советские ГАЗ-64 и ГАЗ-67, прошли по дорогам войны до самого Берлина, и в День 70-летия Победы о них нельзя не вспомнить. Тем более что осталось их совсем немного. Впрочем, как и самих воинов.
Понравилось:
- отменная проходимость
Лучше, наверное, только у танка. Если есть поверхность, Willys там проедет. - великолепная обзорность
Если Willys открытый, то помешать обзору не может ничто. Можно даже лобовое стекло убрать, хотя покрутить головой всё же придётся — с зеркалами в машине не всё так хорошо. А вот в случае с поднятой крышей обзор назад ухудшается. - беспрецедентная выносливость
Хоть и говорят, что советские последователи «виллиса» ГАЗ-64 и 67 крепче, нам противопоставить всё равно нечего. Тем более сегодня. - стильный экстерьер
Конструкторы будущего внедорожника вряд ли серьёзно задумывались, каким будет дизайн кузова «виллиса», но по сей день внешне он бесподобен, как говорится, смотрится. Его же образ известен современным автомобилистам по легендарным Jeep Wrangler, а также их последователям и копиям. - тяговитость
Willys не может похвастаться выдающимися характеристиками мотора в цифрах (что такое 60 лошадиных сил по сравнению с современным автомобилем?), но благодаря трансмиссии он не просто проходимец, а ещё и тягач!
Не понравилось:
- слабая динамика
На прямой Willys слаб, но невысокие динамические характеристики компенсируются высокой тяговитостью. - отсутствие комфорта
Комфорта в военном автомобиле нет и быть, наверное, просто не может. - сложное управление
Как бы там ни было, в современном городе на «виллисе» ехать непривычно и неудобно — плохая манёвренность и плохие тормоза.
Вехи истории
В 1940 году командование американской армии сформулировало задачу создать в кратчайшие сроки лёгкий командирский внедорожник и выдало техзадание: максимальная скорость — 88 км/ч, скорость на бездорожье — 8 км/ч, глубина преодолеваемого брода — 29 см при скорости 5 км/ч, угол въезда — 45 градусов, угол съезда — 35 градусов, привод на четыре колеса, сухая масса — 585 кг, грузоподъёмность — 270 кг, колёсная база — 2 032 мм (80 дюймов), колея — 1 194 мм, дорожный просвет — 160 мм. И всё это за 75 дней.
В США автомобили в то время производили многие фирмы. Но на участие в непростом конкурсе согласились лишь две — Willys-Overland Motors и American Bantam.
Конкурс выиграл Bantam. «Виллис» был отвергнут, т. к. за столь короткий срок гарантировал лишь постройку опытного образца, а к указанному сроку требовалось подготовить внедорожник для массового производства. Армия сделала заказ машины у Bantam, который 23 сентября 1940 года представил первый образец полноприводного автомобиля Bantam-1.
Он успешно прошёл все испытания, показав отличную проходимость. Но компания испытывала сложности и оказалась не в состоянии выпускать вездеходы в нужном количестве, поэтому к разработке вернулся Willys, а вместе с ним и Ford. Обе компании были крупными и имели возможность выпускать минимум 70 автомобилей в день, как того требовали военные.
По итогам испытаний победу одержал Willys, который летом 1941 года после некоторых усовершенствований встал на конвейер под названием Willys MA. К тому времени, стоит заметить, Ford уже успел выпустить несколько тысяч машин модели GP (джи-пи), которая, по самой распространённой легенде, и дала название этому классу автомобилей.
А что же Willys MA? Выпуск первого варианта серийного «виллиса» был недолгим. Военные разместили заказ на полторы тысячи автомобилей как пробный. Вот «Виллис» их и выпустил. Почти все эти машины по ленд-лизу спустя год попали в Советский Союз. С августа 1941 года именно Willys-Overland Motors начал массовую сборку обновлённой машины — Willys MB, которая также известна с 1942-го как Ford GPW. К тому времени Ford снял с производства свой первый GP.
Willys MB выпускался до конца 1945 года. После войны Ford вообще отказался от производства такого автомобиля, а «виллис», учитывая мирное время, перешёл на выпуск менее аскетичного автомобиля.
Гамма моторов
Гаммы моторов для машин времён Второй мировой не было — на Willys MB устанавливали один-единственный рядный бензиновый четырёхцилиндрой двигатель с нижним расположением распредвала объёмом 2.2 л, мощностью 60 л. с.
Дела трансмиссионные
На Willys применена самая простая форма полного привода, которая ныне именуется как part-time. Это постоянный привод на задние колёса с возможностью жёсткого (без межосевого дифференциала) подключения переднего моста. Раздаточная коробка двухступенчатая. Управляется двумя рычагами: один включает передний мост, другой — пониженный ряд. И именно в такой последовательности: сначала включить передок, потом — понижайку.
Шасси
Несмотря на малые размеры, Willys имеет лонжеронную раму. Подвеска всех колёс зависимая, на полуэллиптических рессорах. Рулевое управление «винт-гайка», без усилителя. Тормоза барабанные на всех колёсах, без вакуумного усилителя.
Интересный факт
Многие считают, что Ford GP дал имя сначала классу автомобилей, а потом бренду Jeep. Дескать, GP (General Purpose, или общего назначения по-русски) читалось как «джи-пи», что вылилось в сокращение «джип». Причём чаще стали говорить именно про аббревиатуру GP, а не о сокращении GP. В чём между ними разница? Сокращение двух слов — это описание автомобиля. А аббревиатура GP — это буквенное обозначение: G — государственный заказ, Р — автомобиль с колёсной базой до 80 дюймов. Доля правды в этом есть. Но есть и другие версии. Одна из них гласит, что автомобиль получил своё прозвище от имени героя газетных комиксов Eugene the Jeep (Джип Юджин), который умел бегать по стенам и потолкам, лазать по горам. Как внедорожник, везде пройдёт.
Есть ещё одна — третья версия. Впервые слово jeep появилось в прессе 20 февраля 1941 года. Его упомянула журналистка газеты Washington Daily News Кэтрин Хиллер. Известная фотография, на которой вездеход с сенатором Мидом, конгрессменом Томасом и тремя солдатами забирается по ступеням Капитолия, подписана: «Джип взбирается по ступенькам Капитолийского холма». Небольшое дополнение к этому варианту: когда шла презентация вездехода, всё та же Кэтрин Хиллер на свой вопрос: «Как же всё-таки его называть?» — услышала ответ: «Называйте его Jeep!»
О безопасности
Военные автомобили вряд ли кто проверяет на безопасность, как пассивную, так и активную, а тем более этого не делали в сороковых годах прошлого столетия. Такие машины безопаснее, если они выносливые и имеют бронированный кузов. Требования, предъявляемые к гражданским автомобилям, типа легко сминаемая передняя часть, ремни и подушки безопасности, никак не применяются даже к современным военным машинам. Ремни, к слову, у Willys были, но только в качестве альтернативы боковым дверцам. Willys не имеет брони, плохие у армейского внедорожника и тормоза, поэтому если разговор о пассивной безопасности, то, наверное, из этой машины проще выпрыгнуть непосредственно перед происшествием.
Технические характеристики
Автомобиль | |
Марка | Willys |
Версия | MB |
Производство | США |
Год выпуска | 1943 |
Кузов | рамный |
Тип | внедорожник |
Количество дверей | отсутствуют |
Количество мест | 3 |
Двигатель | |
Модель | Willys L134 |
Тип | бензиновый рядный |
Расположение | спереди продольно |
Система питания | карбюратор |
Число цилиндров/клапанов | 4/8 |
Рабочий объём, см куб. | 2 199 |
Максимальная мощность, л. с. (кВт)/об/мин | 60 (44)/3 600 |
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин | 142/2 000 |
Динамические характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 104 |
Трансмиссия | |
Привод | на задние колёса с подключаемыми передними |
Коробка передач | механическая 3-ступенчатая |
Подвеска | |
Передняя | зависимая рессорная |
Задняя | зависимая рессорная |
Тормоза | |
Передние | барабанные |
Задние | барабанные |
Размеры и вес | |
Клиренс, мм | 220 |
Длина/ширина/высота, мм | 3 335/1 585/1 830 |
Колёсная база, мм | 2 030 |
Размерность шин | 6.0 — 16 |
Снаряжённая масса, кг | 1 110 |
Полная масса, кг | 1 410 |
Грузоподъёмность, кг | 300 |
Расход топлива | |
Городской, л/100 км | 18 |
Загородный, л/100 км | 11 |
Смешанный цикл, л/100 км | 12 |
Объём топливного бака, л | 57 |