Toyota Matrix

Toyota Matrix

Если не устраивает старое — придумай новое. Наверное, так в один прекрасный момент решила Toyota и создала новый класс автомобилей, получивший обозначение SPU, т. е. Street Performance Utility. А первенцем этого класса стала «матрица». Нет, не трилогия с Киану Ривзом в главной роли, а автомобиль, так и называемый Toyota Matrix.

Toyota Matrix - 2005 - ключ Ключ зажигания обычный. К нему прилагается привычный тойотовский брелок, который связывается с иммобилайзером, а также имеет кнопки управления замками дверей и багажника.

Всё есть! Гамма выпускаемой продукции у Toyota настолько широка, что, казалось бы, невозможно придумать что-то новое. Но ей это время от времени удаётся. Например, взорвавший мозг публики RAV4, который как бы не внедорожник, но уже далеко не легковой автомобиль. Или же появившиеся чуть более десяти лет назад Toyota Matrix со своим двойником Pontiac Vibe. Действительно, концепция этого микровэна настолько безумная, что лишь японцы могут такое не только придумать, но и воплотить в самодвижущееся железо. Взять платформу малолитражки, а точнее, Toyota Corolla, в неё воткнуть двигатель от двухдверного купе (от Toyota Celica), под это состряпать новый кузов, напоминающий небольшие кроссоверы, и потом влюбить народ в получившееся чудо.

Toyota Matrix - 2005
Под днищем — автомат, полный привод

Машина небольшая. Посадка невысокая, хотя и чуть повыше, чем у большинства легковых автомобилей. Дизайн не вызывает ни восхищения, ни отвращения. Обычное азиатское чудо творческой мысли, не более того. Зато салон хорош. Не в плане изыска, нет, на этом поприще ему ловить нечего, а по функциональности. Внутри очень просторно. Задний диван уютный и рассчитан на троих. Багажник, правда, не очень большой. Зато по салону разбросано множество ниш и бардачков, куда всегда есть что положить. Есть и то, что недоступно почти всем другим автомобилям. Переднее пассажирское сиденье можно трансформировать в обеденный столик. Для этого надо лишь откинуть спинку вперёд.

Рычаг выбора диапазона автомата находится в удобном месте — на небольшом подиуме, расположенном на центральной консоли, — и пользоваться удобно, и перемещаться водителю на пассажирское сиденье не мешает. Равно как и наоборот.

Дизайн трёхспицевого руля, правда, ввёл в ступор. Какой-то детский, похожий на тот, что ставился на машинах лет так двадцать назад. Никаких кнопок на нём нет, что само по себе уже непривычно. Сейчас даже малолитражки имеют кнопки управления аудиосистемой и другими функциями на руле, а тут куцая тонкая баранка, в которую, кажется, невозможно поместить подушку безопасности. Но нет, пригляделся, увидел надпись airbag. Всё-таки она есть.

Зато щиток неплох. Каждый из приборов утоплен в глубоком колодце с хромированным ободком. Читаются приборы хорошо, но информация на спидометре не совсем актуальна. Километровая шкала практически незаметна (основная шкала в милях), и в уме приходится конвертировать мили в километры — что и говорить, машина из Америки.

Ну, может, прохватим? А легко! Несмотря на скромный моторчик и полный привод, Matrix очень легко набирает скорость. Разгон ровный, напористый, примерно до 110 км/ч. Лишь потом динамика падает. Но даже на такой скорости мощности двигателя вполне хватает, чтобы быстро ускориться для, например, совершения обгона на трассе.

Toyota Matrix - 2005
Под капотом — 1.8 литра, бензин

Очень грамотно работает автомат. Что-то в последнее время редкостью стали автомобили, в которых коробка работает чётко, без задержек и при этом правильно выбирает передачу. Приятно и как-то неожиданно, что Matrix относится к ним. Хотя не исключено — заслуга в этом древней конструкции. Коробка морально устаревшая, 4-скоростная, без всяких электронных режимов, и ни о каком ручном переключении можно даже не мечтать. Обычная гидромеханическая коробка, работа которой почти не чувствуется, но слышится. Не сам автомат, конечно, а то, как меняется шум от двигателя при переключении передач. В этом автомобиле очень сильно сэкономили на звукоизоляции, это факт. Во время движения создаётся ощущение, что двигатель, подвеска и колёса работают прямо в салоне. Хорошо что даже на неровной дороге не подают никаких посторонних звуков элементы салона. Ничто не скрипит, не гремит — приятно!

Toyota Matrix - 2005
Трансформация багажника на высоте, спинки сидений можно сложить вровень с полом, а в подполье помимо запаски можно сложить много мелких вещей

Немалую роль в достижении комфорта играет подвеска. Хотя с первого раза тяжело определить, жёсткая она или мягкая. На небольших дефектах дорожного покрытия работа подвески сопровождается хорошо слышимым ударом. В то же время езда по грунтовке не вызывает никаких нареканий. Matrix едет мягко, практически бесшумно. Волны на асфальте подвеской отрабатываются также отлично.

Скорее всего подвеска мягкая, нежели жёсткая. Но это не испортило управляемости. Поворачиваемость нейтральная. Matrix неплохо выполняет команды водителя. Крены в поворотах, конечно, есть, но не пугающие.

Toyota Matrix - 2005

Внедорожные испытания, что естественно, не проводились. Несмотря на намёк, что Matrix является чуть ли не кроссовером, полноприводная трансмиссия от Toyota Celica не делает его таковым. Полный привод постоянный, но ни один из дифференциалов заблокировать невозможно. Подвеска хоть и длинноходная, но клиренс небольшой — 165 мм. Конечно, по грунтовке с неглубокими колеями передвигаться можно, но не более того. И вопрос: а надо ли на такой машине забираться куда-то в дебри? Для этого есть более подходящая техника.

Подытожим

Matrix демонстрирует грамотную концепцию автомобиля. Соединить купе, кроссовер, обычную малолитражку и получить на выходе качественный продукт по силам не всем. Досадно, что нашим соотечественникам не хватило времени, чтобы распробовать этот продукт, — основная масса Toyota Matrix (включая и двойника Pontiac Vibe) была ввезена из США в Казахстан в период действия льготной растаможки, т. е. всего за один год. Иначе ничто не помешало бы ему стать действительно народным автомобилем.

Знаете ли вы, что…
В 2006 году американская потребительская организация Consumer Reports признала Toyota Matrix и Pontiac Vibe самыми надёжными из автомобилей повышенной вместимости

Toyota Matrix - 2005

Понравилось:

  • хорошая динамика
  • функциональный салон
  • энергоёмкая подвеска
  • работа автомата

Не понравилось:

  • плохая шумоизоляция
  • примитивный руль
  • пластиковый обвес кузова

Рецепт хороший, ингредиенты не очень

Взгляд со стороны
Павел Ким
Личный автомобиль Nissan Patrol.
Поклонник автомобилей для активного образа жизни.

Впервые блюдо по этому рецепту приготовили японцы из Subaru. Outback подкупал и подкупает полным приводом, просторным салоном и возможностью передвигаться по любым дорогам. Toyota Matrix «варили» по тому же рецепту, но в меньшей кастрюле (в основе лежит модель Corolla) и с добавлением новых составляющих. Сохранив главные компоненты (полный привод и кузов универсал), тойотовцы добавили машине немного однообъёмности. Результат получился очень неплохим.

Toyota Matrix - 2005

Во-первых, автомобиль привлекателен и оригинален. В отличие от безликой «Короллы» в «Матриксе» есть изюминка в виде динамичной внешности и опоясывающей оконной линии. Во-вторых, эта самая толика однообъёмности наделила машину отличной пассажировместимостью. За рулём нетесно даже самым рослым водителям, а высокая крыша обеспечивает удобный вход/выход и простор на втором ряду. В-третьих, несмотря на редкость данного авто (по меркам марки Toyota, разумеется), благодаря родству с Corolla запчастями автомобиль всегда обеспечен. И, в-четвёртых, постоянный полный привод — это лучшее, что можно желать в нашем регионе, а уж если и расход топлива не зашкаливает (в пределах 10-12 литров по городу), то такому авто прямо цены нет.

Toyota Matrix - 2005

Рецепт просто отличный, да и новые добавки пришлись мне по вкусу, вот только некоторые ингредиенты подкачали. К примеру, блюдо явно недосолили: мощности 1.8-литрового мотора не хватает, и мотор приходится отчаянно крутить. А уж если кондиционер включить… Кроме того, повара явно экономили на продуктах. Задние тормоза барабанные, а шумоизоляция чисто номинальная. Понятно, что хорошая шумоизоляция в С-классе только на премиум-брендах, но всё же в салоне могло быть и потише. Пластик в салоне сплошь и рядом жёсткий и дешёвый, а в багажнике и вовсе какая-то пародия на шторку. Над грузом приходится вручную натягивать полотно, что лишает всякого смысла столь любимое в Америке подъёмное стекло задней двери, которое присутствует и здесь.

Toyota Matrix - 2005

Тем не менее несколько неприятных моментов не смогли отбить у меня любовь к таким блюдам. Matrix мне нравился давно, однако теперь я знаю, что превозносить до небес его не стоит, это просто хороший автомобиль. Трансформация позволяет возить объёмные грузы, автомобиль незатратен в эксплуатации, да и выглядит оригинально. Жаль, правда, что с таким обвесом (комлектации XR и XRS) вся польза от полного привода сводится к уверенному движению на обледенелом асфальте. А базовый Standard, боюсь, совсем пустым окажется.

Toyota Matrix - 2005

История и эволюция

Toyota Matrix — совместное творение компаний General Motors и Toyota. Его двойник — Pontiac Vibe, который, кстати, тоже можно встретить на улицах наших городов. Первый прототип модели, названный именно Pontiac Vibe, был продемонстрирован публике в январе 2001 года во время Детройтского автосалона. В том же году стартовали продажи точной копии «Вайба», только с праворульной компоновкой, в Японии эта модель носила название Toyota Voltz. В Северную Америку она поступила в продажу под названием Toyota Matrix. Автомобиль поставлялся как с передним, так и с полным приводом.

В 2005 году модельный ряд претерпел некоторые изменения, получив обновлённый передок.

В 2009 году началось производство нового поколения этого автомобиля.

Одноклассники

Сегмент микровэнов у нас не развит. Помимо Toyota Matrix, средняя стоимость которого $17 600, в продаже можно найти разве что южнокорейские автомобили.

Справка покупателю

Качественно собранный кузов жёсткий — на неровной дороге в салоне не слышно никаких скрипов. Защита от коррозии на высоком уровне, лет на 10 должно хватить.

Обслуживание двигателя сведено к минимуму — надо лишь каждые 10 тысяч км менять масло с фильтром, раз в 20 тысяч км — воздушный фильтр, каждые 60 тысяч км — антифриз. Свечи и прочие расходники меняются по мере износа. Ремня ГРМ нет, вместо него применена металлическая цепь. Ресурс двигателя до капитального ремонта оценивается примерно в 350 тысяч км.

Автоматическая коробка передач особых нареканий не вызывает и в процессе эксплуатации потребует минимум затрат. Каждые 50 тысяч км в коробке надо менять рабочую жидкость. По некоторым оценкам, до капремонта автомат способен продержаться более 300 тысяч км.

Ходовая часть средней надёжности. Первыми требуют замены стойки стабилизаторов, которые служат в среднем 40 тысяч км. Шаровые опоры выдерживают примерно 70 тысяч км. Передние и задние амортизаторы до замены могут отходить в среднем 100 тысяч км.

Дела трансмиссионные

Крутящий момент между осями распределяет многодисковая фрикционная муфта. При движении по ровной сухой дороге вся мощность передаётся на передние колёса, то есть диски муфты разомкнуты. При проскальзывании одного из передних колёс диски сжимаются и часть тяги начинает поступать на заднюю ось. Водитель не имеет возможности принудительного влияния на распределение крутящего момента в трансмиссии.

Гамма моторов

Toyota Matrix - 2005 - двигатель

Переднеприводные Matrix оснащаются 130-сильным 1.8-литровым двигателем 1ZZ-FE VVT-i от Toyota Celica. На модели с приводом на все колёса устанавливается такой же мотор, правда, мощностью 123 л.с. Предлагается также более мощный вариант Matrix XRS с 1.8-литровым 4-цилиндровым агрегатом 2ZZ-GE от Celica мощностью 180 л.с.

О безопасности

По результатам краш-теста, проведённого американским Институтом дорожной безопасности IIHS, Pontiac Vibe, являющийся точной копией Toyota Matrix, заработал максимальную оценку при лобовом столкновении — пять звёздочек, не провалив тест ни по одному параметру.

Модель оборудована фронтальными подушками безопасности водителя и пассажира, а также ремнями безопасности с преднатяжителями и ограничителями нагрузки. Из систем активной безопасности есть только ABS.

Технические характеристики

Автомобиль
Марка, модель Toyota Matrix
Комплектация XR
Сборка Канада
Год выпуска 2005
Кузов несущий
Тип универсал
Количество дверей 5
Двигатель
Модель 1ZZ-FE
Тип бензиновый
Расположение спереди поперечно
Система питания распределённый впрыск
Число цилиндров/клапанов 4/16
Рабочий объём, см куб. 1 794
Максимальная мощность, л.с. (кВт)/об/мин 123 (90)/6 000
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин 161/4 200
Экологический класс Евро-4
Динамические характеристики
Максимальная скорость, км/ч 178
Время разгона до 100 км/ч, с 10
Трансмиссия
Привод постоянный полный привод
Коробка передач автоматическая 4-ступенчатая
Подвеска
Передняя независимая пружинная
Задняя независимая пружинная
Тормоза
Передние дисковые вентилируемые
Задние барабанные
Размеры и вес
Клиренс, мм 165
Длина/ширина/высота, мм 4 350/1 775/1 540
Колёсная база, мм 2 600
Размерность шин Dunlop SP Sport 01 205/60 R16
Снаряжённая масса, кг 1 350
Полная масса, кг н. д.
Объём багажника, л 617-1 507
Расход топлива
Городской, л/100 км 9
Загородный, л/100 км 7.6
Объём топливного бака, л 45