На тест-драйве в Астане «Шерп» вытянул несчастливый билет. Это как хорошему студенту, к которому лояльна даже экзаменационная комиссия, вдруг попадётся заковыристый вопрос. Справится ли? Иначе говоря, как поведёт себя в непривычных условиях вездеход, который стоит дороже, чем новый Prado в максимальной комплектации? Мы знаем, что ответы на пять — это умение плавать, подниматься на лёд из воды и ездить по ковровым болотам. Но в Астане «студенту» предложили совсем не это.
Великие подвиги редко совершаются в одиночку
В 1953 году новозеландский альпинист Эдмунд Хиллари и Тенцинг Норгей, представитель малоизвестной на тот момент народности шерп, впервые поднялись на самую высокую вершину мира. Сразу по возвращении их ждал громкий успех и всемирная слава. Спустя десятилетия подъём на Эверест превратился в коммерческое предприятие, в котором мечту альпинистов со всего мира помогают осуществить всё те же шерпы, живущие в окрестностях великой горы. Принято считать, что они от природы одарены невероятной выносливостью и не подвержены горной болезни.
Вездеход, названный в честь профессиональных покорителей Эвереста, сделан в России. Бьюсь об заклад, что целевой аудитории имя его создателя более известно, чем имя Тенцинга Норгея. Это Алексей Гарагашьян, инженер из Санкт-Петербурга, автор чемпионских трофи-прототипов, оригинальных технических решений для бездорожья.
Большой маленький «Шерп»
На изображениях вездеход выглядит небольшим. В первую очередь из-за огромных колёс полутора метров в диаметре (1 600 мм, если быть точным), которые и скрадывают истинный размер.
Ещё одна причина казаться меньше — отсутствие боковых дверей. Попасть внутрь можно только спереди и сзади. Подоконная линия проходит довольно высоко, остекление лишь в передней части у кабины, и больше, кроме камуфляжной расцветки, никаких зацепок для глаза.
Кабина напоминает фургоны первых переселенцев на Дикий Запад, по крайней мере такие, какими их нам показывали в вестернах: большие колёса и вертикальные свесы в обрез. Не хватает только пары волов, вместо них здесь единственный в линейке дизель Kubota объёмом всего лишь полтора литра.
Компоновка приличного вездехода должна быть приспособлена для выживания и иметь некий запас прочности для любых, даже непредвиденных ситуаций. Простой экстерьер на самом деле очень функционален. Взять, например, брызговики — к полочке над колёсами, напоминающей, пардон, сросшиеся брови, приделана резиновая полоса, которая защищает от грязи, а ещё на брызговик можно выйти из кабины, даже когда машина на плаву.
Доступ в кабину для водителя и как минимум одного пассажира (передний диван двухместный) через переднюю дверь. Она двустворчатая и распахивается вниз и вверх. Нижняя часть при этом превращается в лестницу, ну а верхняя, точнее вся рамка с лобовым стеклом, удерживается в открытом состоянии пневмоупорами. Надо сказать, такой режим удобен и востребован ещё во многих ситуациях, не связанных с входом и выходом из кабины. Стекло, кстати, призван очищать единственный дворник, укреплённый на его рамке снизу. Словно пионер в положении «всегда готов», он торчит вертикально вверх.
Над водителем и пассажиром большой «тракторный» люк. Внутри он подписан как «аварийный выход», но представлять, при каких обстоятельствах может потребоваться эвакуация через него, совсем не хочется.
А что внутри?
Чтобы попасть в салон, ручку лобового стекла (которое, повторимся, откидывается вверх) нужно ощутимо так, под неудобным углом потянуть. Вот надо же, прошло время, а мышечное усилие на трицепсе до сих пор отдаётся в памяти. Забрались в салон? Дальше как в анекдоте: разворачиваемся — и алга!
Место водителя по ходу движения слева, а пассажира — перед входной дверью справа. Оно и логично, если учесть, что пассажир может выполнять функцию штурмана — при необходимости выпрыгнуть наружу, ветки отогнуть или дорогу разведать.
Опаньки! Главный сюрприз для тех, кто не сталкивался с «Шерпом» раньше, — в вездеходе нет руля. Вместо него, как в гусеничном тракторе, два рычага (под левую руку!) и две педали внизу: слева — сцепление, а справа — газ. Бегом на курсы тракториста-машиниста… ну или механика-водителя.
Внутренности вездехода по-спартански функциональны, но дизайнерских изысков здесь и не ждёшь. «Шерп», как кит-кар, внутри собран из стандартных деталей. Пластиковые панели боковин кокпита и крыши крепятся серыми пластмассовыми заклёпками. Круглые приборы на панели под потолком на первый взгляд вообще советская классика всех УАЗов, тракторов и грузовиков (но на самом деле нет, они здесь импортные, а счётчик моточасов электронный). Дополняют параллель с советскими грузовиками (вездеходами и военной техникой) приклёпанные повсюду алюминиевые таблички с инструкциями, которые желательно иметь перед глазами.
Пространство за спинками передних кресел устроено довольно просто, но и функционально в тот же момент. Ровный пол собран из крышек люков, которые закрывают всю механику, она внизу. Справа и слева две полки шириной сантиметров 40, а ближе к кокпиту — все 60. Они могут использоваться как лавки для поклажи, кроме того, это спальные места с мягкими бортиками, которые ремнями фиксируются к потолку.
Фишки вездехода
Патентованные шины (на каждой выплавлено «Шерп») сделаны специально для этого вездехода. Их главная фишка — бескомпромиссные поперечные ламели высотой около пяти сантиметров.
Пружин и амортизаторов здесь нет совсем, а плавность хода на пересечённой местности достигается за счёт поглощения неровностей мягкими приспущенными шинами. Но и это ещё не всё. Все четыре шины объединены в общий воздушный резервуар, то есть если одна наезжает на препятствие, то воздух беспрепятственно перетекает в другие. Стравливать и накачивать колёса выхлопными газами двигателя можно очень быстро и в широких пределах.
Что насчёт проколов? — спросите вы. Производитель уверяет, что система подкачки не заметит дыру диаметром до пяти сантиметров. А если пробоина больше или вовсе произошёл разрыв шины, то края достаточно проткнуть шилом и стянуть проволокой, то есть уменьшить разрыв — и можно ехать дальше. Кстати, даже если лишиться всех колёс, то центральная лодка не утонет, у неё достаточное водоизмещение, чтобы держаться на плаву.
Дизель Kubota объёмом 1.5 литра (такие применяются, например, на вилочных погрузчиках) малопригоден для маркетингового хвастовства, однако достаточен, чтобы разгонять вездеход
Ещё одна фишка — в управлении. Здесь оно, повторимся, как на гусеничном тракторе, танке или БМП. То есть колёса не поворачиваются, рама не гнётся. При наклоне левого рычага крутящий момент не передаётся на левые колёса и их обгоняют правые. При наклоне правого рычага — наоборот. Для резкого поворота тянем рычаг сильнее, тогда колёса внутреннего борта заблокируются совсем, и вездеход сможет крутиться на месте. Немного необычно, если вы не использовали такое управление ранее.
Экзамен на бездорожье
Так что же на бездорожье? — спросите вы. Минуточку, начнём мы с передвижения по асфальту, для которого у «Шерпа» есть (в списке допоборудования, то есть приобретается отдельно) специальный прицеп! Прицеп классный и лёгкий, но главное в нём то, что погрузка и разгрузка вездехода занимают примерно 30 секунд. При погрузке вы просто заезжаете без каких-либо трапов на прицеп и чуть подкачиваете шины. Колёса «Шерпа» встают в распор в своих нишах, глушите мотор — всё! Ничего крепить и привязывать больше не нужно. При спуске с точностью до наоборот. Это настолько круто, что немалая цена аксессуара отходит на второй план.
Поехали? Ещё нет. Регламент предстартовой проверки расписан на одной из алюминиевых табличек в кабине, но его обязательность сродни проверке масла в новом авто. Все просто качают шины.
Впечатление от первых метров по пересечёнке — восторг! Объективно тому есть несколько причин. Среди них большая площадь остекления и расположение водителя и пассажира близко к переднему свесу. Плюс особенности работы подвески, точнее её отсутствие. Нет, кочки, ямы и даже большие камни проглатываются в толще приспущенных колёс на ура, а вот серьёзные переломы рельефа заставляют наездников смотреть то в небо, то в землю. Это круто, как в американских горках, но ваши внутренности иногда против.
На обычном бездорожье (через некоторое время начинаешь относить к «обычному» всё, что меньше ямы, в которую «Шерп» может упасть целиком) возникает странное ощущение нереальности происходящего в том смысле, что изображение перед вами как будто проецируют на лобовое стекло. Под мерное покачивание кабины и урчание двигателя куда-то вниз уплывают среднего размера ямы, обрывы, лужи, небольшие озёра, заросли камыша…
Любителям нырять в воду понравится делать это и на «Шерпе». Разница с самостоятельным погружением в том, что ты остаешься сухим. Спрыгнуть в воду можно даже с небольшого обрыва (в таком случае лучше делать это ходом и непременно с закрытым лобовым стеклом), взметая тучу брызг и поднимая волну.
Плавает «Шерп» благодаря вращению колёс с максимальной скоростью 5 км/ч. На дальних заплывах переключаемся на высшую передачу — и вперёд! Главное, перед выходом на берег не забыть переключиться обратно. Полуось не сломаете, но двигатель может заглохнуть.
Выходит из воды и на пологий, и на крутой, и даже обрывистый берег без особого труда. Здесь ещё раз возникает просмотр неба размером во всё лобовое стекло, некоторые мышцы при этом с непривычки сокращаются, но ситуация штатная, на самом деле переживать не о чем.
Попытка засадить «Шерп» в бездонных зарослях камыша тоже не принесла результата: скирпус гнулся, вездеход послушно ехал и даже подчинялся органам управления. Поэтому без происшествий и жертв, испытав все мокрые и грязные препятствия, мы посмотрели на кое-что более интересное.
Рядом, а точнее на склонах песчано-гравийно-грязевого карьера, располагались, как выяснилось при ближайшем рассмотрении, промоины, сопоставимые с габаритами «Шерпа». А чуть поодаль — типичные щебёночные овраги.
Риск перевернуть вездеход был велик, а внутри него находиться реально страшно. И крайне интересно, как тележка без подвески едет по буеракам? В какой-то момент вездеход, опасно покачиваясь, вздыбился в мощнейшей диагонали, и нам ничего не оставалось, как схватить камеры, выйти и запечатлеть неестественный ракурс.
Впрочем, испытания на этом не закончились — впереди был овраг. Он коварно сужался с одной стороны, благодаря чему крутизна склонов и перелом рельефа плавно менялись. Однако низшие передачи в коробке, подруливание рычагами и филигранное обращение с педалью газа позволили взобраться на склон. Вполне возможно, он имел допустимые по техпаспорту для «Шерпа» 35 градусов, но выглядел на все 40.
Последнее наблюдение касается атмосферы в кабине. Оригинальная система отопления и вентиляции подаёт воздух в салон сквозь основной радиатор двигателя, когда холодно, или специальным вентилятором «с улицы», когда тепло. Температуру можно регулировать заслонками, но главное — в салоне всегда избыточное давление. То есть на умеренных скоростях можно ехать с поднятым забралом (мотоциклисты обзавидуются), при этом в салон не будет лететь пыль и встречный холодный воздух. Что ещё важнее (джиперы поймут), брызговики настолько качественно защищают от грязи брызг, что словить нечто из этого с открытым стеклом, даже буксуя, практически нереально.
Кто купит «Шерп»?
Картину почти идеального вездехода портит… цена. В России стоимость «Шерпа» начинается от 5.5 млн рублей за базовую версию и от 6.2 млн рублей за версию PRO, а это 30 250 000 и 34 100 000 тенге! Да за эти деньги можно купить новый Prado в максимальной комплектации, два новых багги BRP Can-Am Maverick X3, четыре новых квадроцикла, ну и так далее. Принять решение о покупке «Шерпа» тем сложнее, что реальной необходимости в вездеходе с явно избыточной для нашей местности проходимостью нет. А если ещё и средства ограниченны… Наверное, поэтому в Сети так много возмущений насчёт цены. Большинство, увы, понимает, что такую технику не сможет себе позволить никогда. Но если у вас уже есть Prado, квадроцикл, снегоход, Maveric X3 и достаточно денег на «Шерп», то берите не задумываясь. Он вызовет новые эмоции даже у пресыщенного жизнью адреналинового наркомана.
Конкуренты
Неудивительно, что «Шерп» родом из России. Различных вездеходов северный сосед производит много, и потребность в них там достаточно велика. Соответственно, конкурентов, появившихся как до, так и после «Шерпа», на местном рынке хватает, однако можно заметить, что некоторые, пришедшие после, во многом повторяют компоновочную схему детища Гарагашьяна. Впрочем, до уровня массовой известности, маркетинговых усилий и вообще подхода к бизнесу самого известного коллеги-конкурента им ещё, на первый взгляд, нужно расти.
Первый «одноклассник», который приходит на ум, сегодня называется БМЕ-1015. Это белорусско-германский оверкамер, ранее известный под именами «Хунта» и «Хаски».
Правда, запомнился он благодаря дерзким видеороликам с выпадами в сторону «Шерпа» и первому названию, в котором интернет-тролли заменили одну букву, отчего его вскоре пришлось сменить. Цены на официальном сайте не обозначены.
«Шатун» — это российский вездеход, который похож на «Шерпа», но сделан конструктивно иначе. Отличается переломной рамой (она состоит как бы из двух тележек с шарниром посередине), управлением при помощи обычного руля, другими, даже более крупными шинами, менее богатой базовой комплектацией и меньшей ценой, которая стартует от 2.8 млн рублей.
Один из первых и наиболее известных (до появления «Шерпа») вездеходов на постсоветском пространстве — «Трэкол». Такие машины есть и у казахстанских спасателей. Компания выпускает в том числе переделки УАЗа и «Нивы» на колёсах собственной разработки и, на первый взгляд, мало ориентирована на частных покупателей. Самый дешёвый вездеход из весьма широкой линейки стоит от 1.3 млн рублей.
Довольно известен шестиколёсный вездеход «Литвина». Производитель из Минска предлагает всего одну модель, цены на которую стартуют от 2.9 млн рублей.
Технические характеристики
Автомобиль | |
Марка, модель | Sherp |
Производство | Россия |
Год выпуска | 2017 |
Кузов | алюминиевый |
Количество дверей | 2 |
Количество мест (оборудованных ремнями безопасности) | 2 |
Грузоподъёмность, кг | 1 000 |
Двигатель | |
Модель | Kubota, V-1505-t/E3B |
Тип | дизельный |
Число цилиндров | 4 |
Рабочий объём, см куб. | 1 498 |
Максимальная мощность, л. с. | 44.3 |
Динамические характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 45 |
Минимальная скорость (на низшей передаче), км/ч | 1.5 |
Скорость на воде, км/ч | 6 |
Трансмиссия | |
Привод | полный |
Коробка передач | механическая 5-ступенчатая |
Сцепление | SACHS |
Подвеска | пневмоциркуляционная |
Стояночная тормозная система | независимая |
Размеры и вес | |
Клиренс, мм | 600 |
Длина/ширина/высота, мм | 3 400/2 520/2 520 |
Сухой вес, кг | 1 300 |
Тип шин | бескамерные, сверхнизкого давления |
Размерность шин | 1 600 х 600 х 25 |
Расход топлива | |
Смешанный цикл, л/ч | 2-3 |
Объём топливного бака, л | 56 |
Ёмкость дополнительных топливных канистр, л | 232 (58 х 4) |
Проходимость | |
Преодолеваемые грунты | любые |
Высота преодолеваемого препятствия в виде вертикальной ступеньки, см | 100 |
Крутизна преодолеваемого подъёма, град. | 35 |
Система подкачки колёс | выхлопными газами |
Радиус разворота, м | 2.5 |
За что отвечает тот манометр который на стойке прикреплен? Это же от медицинского тонометра измеритель!
Давление в шинах показывает.
Ухххх ! Серьёзный аппаратик !
чет то колеса кз начали тестировать не народные автомобили — вездеход, bentley. Вы еще приплюсните сюда бугатти вейрон, ламборджини.
Даа лааадно. Думаешь этот «пацанчик» даст им на своём вейроне покататься?
Чего только в России не придумают, лишь бы дороги нормальные не делать! 🙂
слабо сделать сравнительную таблицу вездеходов с фотками
12